kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях работы группы продлённого дня реализуется одна из форм учебной деятельности учащихся - самоподготовка, в ходе которой под руководством воспитателя целенаправленно формируются навыки са-мостоятельной работы детей по выполнению домашних заданий, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.

Самоподготовку принято считать второй основной формой обучения детей.

Занятия по самоподготовке организуются ежедневно, в одно и то же время и являются важным режимным моментом в условиях продленного дня.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


В условиях работы группы продлённого дня реализу­ется одна из форм учебной деятельности учащихся - самоподготовка, в ходе которой под руководством вос­питателя целенаправленно формируются навыки са­мостоятельной работы детей по выполнению домашних за­даний, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.

Самоподготовку принято считать второй основной формой обучения детей.

Занятия по самоподготовке организуются ежедневно, в одно и то же время и являются важным режимным моментом в условиях продленного дня.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.


Цель самоподготовки - прививать учащимся на­выки самостоятельной учебной работы, способство­вать обеспечению образовательных, развивающих и воспитательных функций образования.


Задачи самоподготовки:

1) создание условий для продолжения обучения вне урока путём самообразования и самообучения;

2) формирование доступных умений и навыков для самостоятельного изучения материала и прочного его усвоения;

3) расширение и углубление знаний по содержа­нию учебных предметов;

4) развитие интереса к учению и расширению границ учебной работы.


Руководство самоподготовкой учащихся осуществ­ляет воспитатель. При этом он обеспечивает преемственность содержания образования на уроке и во внеурочное время. В процессе самоподготовки на первый план выдвигается задача разви­тия навыков учебной самоподготовки детей, закрепления и применения знаний на практике.

В отличие от урока самоподготовка содержит в себе элементы самообразования и характеризуется само­стоятельными учебными действиями учеников.


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГПД

Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе про­дленного дня. На ней выполняются только учебные задания учи­телей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объ­яснение же заданий проводится только на уроке.

В выборе заданий учащиеся не свободны. Здесь от них не тре­буют инициативы, а требуют только повиновения. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемый для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определен­ный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми.

Обеспечение нормального хода са­моподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Эти требования подразде­ляются на организационно-дисциплинарныегигиенические, дидак­тические, воспитательные.


Организационно-дисциплинарные требования:

1. точное соблюдение начала и конца самоподго­товки;

2. сознательное подчинение указаниям воспита­теля,

3. наличие всех необходимых для занятий принад­лежностей и учебников;

4. обеспечение порядка на рабочем месте;

5. экономное и полное расходование времени, от­ведённого на самоподготовку;

6. неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

- опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;

- тратить неэкономно время;

- нарушать тишину;

- отвлекать товарищей от работы;

- заниматься посторонними делами;

- беседовать с воспитателем в полный голос;

- недобросовестно выполнять задание;

- считать работу законченной без проверки, взаим­ной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоя­тельного учебного труда учащихся во время самопод­готовки.

Ученику разрешается:

- по своему усмотрению планировать и осуществ­лять работу;

- пользоваться разнообразными пособиями и спра­вочным материалом;

- самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

- при необходимости обращаться шёпотом за кон­сультацией;

- оказывать помощь товарищам;

- делать паузы для кратковременного отдыха;

- выйти на время из класса.

Точное и полное соблюдение организационных тре­бований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.


Дидактические требования:

  1. чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными зада­чами;

  2. выбор рациональных форм проведения самопод­готовки;

  3. установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятель­ность учащихся;

  4. продолжительность выполнения домашних заданий: во II классе — до 1,2 часа; в III-IV классах — до 1,5 часов;

  5. создание ситуаций успеха слабоуспевающим уче­никам и требующим индивидуального подхода;

  6. поэтапная проверка выполненных заданий (само­проверка, взаимопроверка, проверка воспитателем};

  7. стимулирование и контроль за работой учащихся;

  8. наличие здоровьесберегающих компонентов: про­ведение динамических пауз, подвижных перемен, че­редование поз, использование активных методов обу­чения, благоприятный микроклимат в группе.


Воспитательные требования:

  1. отказ от применения каких-либо мер наказания;

  2. всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления само­стоятельности при выполнении домашнего задания;

  3. содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

  4. недопустимость во время самоподготовки нази­дательных беседе воспитанниками, замечаний, отвле­кающих учеников от работы;

  5. терпимое отношение к промахам учащихся вовре­мя работы;

  6. поощрение настойчивости и упорства школьни­ков при работе над домашним заданием;

  7. осуждение бездеятельности и упрямства детей;

  8. привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.


К основным гигиеническим требованиям относятся:

  1. соблюдение школьниками личной гигиены;

  2. сохранение у детей правильной позы во время работы;

  3. предупреждение утомления и переутомления, свое­временное и качественное проведение физкультми­нуток;

  4. внимательное отношение к ослабленным болез­нью детям;

  5. предоставление им перерывов на отдых;

  6. устранение шумовых раздражителей;

  7. равномерная и достаточная освещённость поме­щения;

  8. недопустимость затемнения окон шторами, цве­тами;

  9. поддержание нормального температурного режима;

  10. регулярное проветривание классных комнат;

  11. соответствие классной мебели росту школьника.


СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ

Основными этапами самоподготовки являются:

1. Организационный (организация начала само­подготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).

2. Самостоятельное изучение материала.

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

4. Заключительный педагогический контроль.

5. Подведение итогов работы.


1. Организационный этап

По времени он занимает не более 2-3 минут. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить детям подготовить свое рабочее место.

В начале учебного года можно предложить памятку по организации рабочего места “Памятка подготовки уроков”. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.

Для формирования умений и навыков самостоя­тельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда.


2. Самостоятельное изучение материала

Самостоятельная работа учеников — один из глав­нейших элементов самоподготовки. Необходимо вы­бирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, при­лежание, экономное использование времени.

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых уме­ний и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, ука­зывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы ра­боты, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформи­рованными навыками самоконтроля, имеющим частич­ные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель.

Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся II класса, у которых только формиру­ются навыки самостоятельности. Им свойственны рас­сеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. Воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.

В III-IV классах во время выполнения домашних за­даний воспитатель только в необходимых случаях ока­зывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаи­мопроверка.

При сформированных учебных навыках, пре­дусмотренных программой, учащимся предоставляет­ся больше самостоятельности.


3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка

Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их конт­ролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащий­ся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязатель­ным элементом самостоятельной работы. Навык ин­дивидуального самоконтроля формируется на протя­жении всего обучения при помощи фронтальных про­верок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необхо­димо приучать ребёнка прочитывать написанное упраж­нение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литератур­ному чтению, предмету «Окружающий мир».

Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное пра­вило, расскажи прочитанное по плану без учебника, вы­полни обратное вычисление и т.д.

Большое влияние на развитие самоконтроля ока­зывают взаимные проверки учащимися работ друг дру­га, когда каждый выступает в роли проверяющего. Орга­низуется взаимопроверка, в ходе которой вырабаты­ваются умения оценивать работу товарища.

Благодаря взаимному контролю у учащихся углуб­ляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтро­ля. В результате обучения самоконтролю у школьни­ков формируются умения управлять своей учебной и трудовой деятельностью, контролировать процесс её выполнения.


4. Заключительный педагогический контроль

Воспитатель осуществляет проверку качества вы­полнения домашних заданий учениками, даёт оце­ночное суждение о работе каждого ученика. Просмат­риваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на пони­мание изученного материала, исправляются ошибки и неточности.

Воспитатель отмечает тех. кто рабо­тал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каж­дый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравствен­но, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.


5. Подведение итогов работы

При подведении итогов можно провести дидакти­ческую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.


Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, совместная деятельность в методическом объединении, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.

Все это делает их работу более эффективной, позволяет в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики.

Организуя выполнение домашних заданий, воспитатели в ГПД приучают детей:

- к определённому порядку приготовления уроков;

- к их четкому, аккуратному выполнению;

- к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения;

- к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.


Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонова, К.В. Продлённый день в школе/ К.В. Агафонова. - М., 1984.

2. Анцибор, М. М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём. - М., 1990.

3. Баранцев С. А. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продлённого дня. - М., 1988.

4. Огородников, А. А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1-4 классы). - М., 1989.

5. Платонова М. А. Организация проведения самоподготовки в условиях группы продленного дня. – Минск, 2008.

6. Садовничая 3.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня. – М., 1988.

- Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru/.

- Сайт «Все для учителей начальной школы» - http://www.nsc.1september.ru















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня

Автор: Ширина Татьяна Владимировна

Дата: 15.11.2025

Номер свидетельства: 677148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня "
    ["seo_title"] => string(76) "orghanizatsiia-i-proviedieniie-samopodghotovki-v-ghruppie-prodliennogho-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "126315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415140041"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-organizatsii-i-proviedieniiu-samopodgotovki-v-gruppie-prodliennogo-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "286917"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454416433"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Подвижные игры в группе продленного дня "
    ["seo_title"] => string(47) "podvizhnyie-ighry-v-ghruppie-prodliennogho-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "126320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415141903"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "О группе продлённого дня ( режим и занятие в ГПД) "
    ["seo_title"] => string(55) "o-ghruppie-prodlionnogho-dnia-riezhim-i-zaniatiie-v-gpd"
    ["file_id"] => string(6) "137961"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417453421"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня."
    ["seo_title"] => string(78) "orghanizatsiia-i-proviedieniie-samopodghotovki-v-ghruppie-prodliennogho-dnia-1"
    ["file_id"] => string(6) "287151"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454433484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства