kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены методы и приемы формирования у младшего школьника навыков чтения на основе постоянного роста интереса к чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников»

Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок,

который мы можем ему сделать.»

Сесиль Лупан

Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни. Формирование интереса к чтению, потребности в нём – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы.

Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать.  Что же такое мотивация
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).

Личностно – ориентированное обучение нацелено на переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции процесса. 
Однако без внутреннего побуждения «поумнеть и похорошеть» ребёнок не научится читать для себя, для саморазвития.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в наш век, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Ещё в 2001 году в Москве был проведён первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нём было принято обращение к гражданам России: «…необходимо объединение всех сил, чтобы остановить «дебилизацию» детей, ибо давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать».

Цель моей работы: формирование у учащихся навыков чтения на основе постоянного роста интереса к чтению.

Исходя из данной цели, я поставила перед собой задачу – использовать разнообразные педагогические приёмы повышение мотивации обучения на уроках литературного чтения и из множества предложенных педагогических технологий выбрать самые оптимальные для моего класса.

В 2013/14 учебном году я начала работу по ФГОС 2 поколения по образовательной системе «Школа 2100». Основная идея данной системы подчинена целям обучения литературному чтению в начальной школе, а именно – формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Решающая роль в развитии мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. В 1-2 классах, важно подчеркивать коммуникативную роль книги. Как это делать? Чаще спрашивать ребенка, что ему хочется слушать и читать, устраивать комбинированное чтение, прерывистое с паузами для короткой беседы-стимула, комментированное чтение (с объяснением трудных слов, эпизодов), переключение с текста на иллюстрацию и наоборот. Необходимо спрашивать ребенка, нравится ли ему книга, давать рассмотреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Учащиеся 3-4 классов находятся на вершине читательского развития в начальной школе, они могут сформулировать 5-6 мотивов чтения. Развитию мотивации чтения способствует, прежде всего, методика урока литературного чтения, когда учитель побуждает школьников ответить на ряд вопросов: «Зачем надо узнать биографию автора? Зачем мы читаем это произведение? Зачем перечитываем его в третий раз? Почему следует перечесть его дома?» если на все эти вопросы есть убедительные ответы детей, значит, целевые установки урока срабатывают – побуждают к читательской деятельности. А если нет ответов на эти вопросы, то это тот самый мотив, чтобы прочитать произведение дальше.

Цели по времени опережают формирование мотивов и ведут их за собой. К концу же обучения в начальной школе мотивы и цели объединяются, сливаются в читательской самостоятельности. Таким образом, до 10 лет ребенок проходит путь становления самостоятельного читателя.

С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой.

Существующий арсенал приемов достаточно многочисленен. На своих уроках я использую приёмы следующих педагогических технологий обучения литературному чтению: Слайд 7

-Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев)
-Технология развития критического мышления (ТРКМ) (К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил )
-Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности) (Школа 2100)
-Технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

Остановлюсь конкретнее на некоторых приемах, которые я использую:


На организационном этапе урока

Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:

1.     Четверостишия:

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Нам пора урок начать!

2. Отрывки из мультфильмов:

 Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.

3. С интеллек­туальной разминки — два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — на­строить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.

Так же в начале урока, для стимулирования домашнего чтения, провожу пятиминутки чтения. Этот приём я взяла из Технологии обучения оптимальному чтению В. Н. Зайцева и немного его доработала. Ежедневно на уроке литературного чтения дети 5 минут читают свои книги. Затем я записываю на лист страницу, где остановился каждый ученик и называю ему количество прочитанных за день (дом.чтение + чтение в кл.) страниц. Класс на основании последней проверки навыка чтения разделён на 3 группы. Из каждой группы ребёнок, который смог прочитать наибольшее количество страниц, рассказывает о своей книге и может выбрать себе подарок. Такую работу я провожу в течение всего обучения в начальной школе. Многие ребята, возможно, начинали читать по необходимости (внешний тип мотивации), но уже к концу 2 класса (или 3) втягиваются в чтение и читают с удовольствием (внутренний тип мотивации).


На этапе постановки цели урока:

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ

В начале урока веду беседу, направленную на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставим цель урока.


Слайд 9 На этапе актуализации знаний

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” – иногда начинаю с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Например:

  • Обобщи – что это (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, цветик-семицветик)

  • Что пропущено – логическая цепочка (корыто, изба, крестьянка, владычица.) и т.п.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.


На этапе первичного восприятия и усвоения нового материала

Для мотивации своих учащихся я использую девиз «Удивляй!» Нахожу такой угол зрения при котором даже обыденное становится удивительным.

Почему растительноядные животные не едят красивые опавшие листья? (Опавшие листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).

Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Класс делю на группы. Дети внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту. Заворачивает записку и кладёт её в «сундук». Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос сам или с помощью своей группы.

Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.


На этапе применения нового материала

можно использовать приём «Да-нетка».

Например, на уроке при определении видов сказок даю задание: Определи вид сказки Туве Янсона «Шляпа Волшебника».

Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет»  и определяют вид сказки. 

бытовая

Да/нет

волшебная

Да/нет

О животных

Да/нет

Герои – простые люди

 

Волшебство

 

Веселое настроение

 

Веселое настроение

 

Герои-злодеи

 

Герои-животные

 

Смешные ситуации

 

Герои-помощники

 

Волшебное условие (животные разговаривают)

 

Высмеиваются плохие черты характера

 

Необычные испытания

 

Сильный защищает слабого

 

Восторг умом, находчивостью

 

Таинственное настроение

 

 

 

 

 

Волшебные предметы

 

 

 

 

 

Троекратные повторы

 

 

 

"Да-нетка" учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;

  • систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • слушать и слышать соучеников.


На этапе самостоятельного творческого использования сформированных умений

МИНИ-ПРОЕКТЫ

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос.

Я рада, что среди прочих тем для исследований, мои ученики обязательно выбирают темы связанные с русским языком, литературой.

На этапе обобщения

приём ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ

Ученики сами разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. и т.п.

приём ИНСЕРТ– обозначение с помощью знаков на полях возле текста :

«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать

При изучении литературного понятия «эпитет» я применила приём «Инсерт» для мотивации учащихся на определение темы и цели урока Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.

Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.

 

Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

 

Эпитет – образное, художественное определение.

 


На этапе контроля

Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечаю я или продвинутый ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.


На этапе рефлексии

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Работу строю по карточкам-подсказкам с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке… и др.


Данные приёмы учебной работы, которые мною используются, являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления. А приведенные ниже данные подтверждают правильность выбранных мною приёмов.

- Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению.

- У ребят повысился интерес к чтению.

– Мои ученики ежегодно участвуют в конференции «Планета любознательных»

- Занимают призовые места в районном конкурсе Мастеров художественного слова.


Опытом своей работы делилась на заседании МО учителей начальных классов в апреле 2014 года. Обязательно делюсь с коллегами своими наработками (Памятки по чтению «Успешное чтение», «Индивидуальная карта развития навыка чтения»)


Свое выступление мне хочется закончить словами А.В.Сухомлинского: «Нельзя быть счастливым человеком, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников

Автор: Узун Марина Васильевна

Дата: 28.12.2021

Номер свидетельства: 596413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Теоретические основы формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "teoreticheskie_osnovy_formirovaniia_produktivnoi_deiatelnosti_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "529069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574876791"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Использование  приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-priiomov-trkm-chp-dlia-formirovaniia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "186908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426432996"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2430 руб.
1480 руб.
2270 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства