Цель:
(Слайд 1) продемонстрировать  методику  организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования метапредметных результатов
Урок рождается непросто:
(Слайд 2)
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нет уж боле – 
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
	- Презентация педагогического опыта мастера
(Слайд 3)
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые  знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
         (Слайд 4) В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Применительно данному возрасту, дети любознательны, открыто выражающие индивидуальные возможности и способности,  активны в познавательной деятельности. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
         (Слайд 5) Проводимая диагностика исходного уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников, по диагностическим методикам Д. Векслера, А. Венгера, Г. Цукермана, показала (Слайд 6)  
недостаточность  сформированности  УУД у обучающихся, поэтому необходим был поиск новых форм и методов обучения, позволяющих решить эту задачу. (Слайд 7)  Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов. И я не ошиблась. (Слайд 8) 
Уровень сформированности УУД  младших школьников мы увидим в конце 4 класса, но уже промежуточный мониторинг показывает повышение уровня  сформированности УУД. 
(Слайд 9)  Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников
(Слайд 10)  прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.
(Слайд 11)  Ученики являются победителями и  призерами муниципальных и региональных исследовательских конкурсов «Я - исследователь», «Первые шаги в науке», победителями всероссийского конкурса «Педагогический калейдоскоп», в номинации «Проектная деятельность».
 Успешность обучения во многом зависит от  организации учебно - познавательной деятельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и учеников. За основу своей педагогической деятельности я взяла методики Савенкова и Шумаковой.
(Слайд 12)  Шумакова выделяет шесть этапов учебного исследования:
I.                  Мотивация
II.      Исследование
III.    Обмен информацией
IV.    Организация информации
V.      Связывание информации
VI.    Подведение итогов, рефлексия
и два дополнительных, возникающих по ходу исследования.
VII.   Постановка новых вопросов
VIII. Применение
Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой в  подборе соответствующего определенной проблеме материала.
 (Слайд 13)  
Перспективу в своей работе я вижу в создании тематических папок с методическими рекомендациями, часть из которых я представила на защите опыта.
2.  Представление системы уроков
(Слайд 14)
Формирование УУД происходит на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях,  через исследовательские ситуации.
(Слайд 15)
При этом использую различные формы: индивидуальную, групповую, парную.  
(Слайд 16) 
Методы:  поисковый, частично-поисковый, метод проектов.
(Слайд 17)
Приемы: проблемные вопросы, прием «формулирования проблемной ситуации», приём ключевых слов, приём загадки – интерпретации; выполнимое – невыполнимое действие.
(Слайд 18)  
В ходе мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках. Я буду использовать приемы: формулирования проблемной ситуации, найди соответствие, анализ информации, презентация  выводов и достижений.
3 . Имитационная игра
(Слайд 19)  
Я прошу вас побыть учениками 1 класса. А что же у нас будет за урок? Урок  окружающего мира. И что мы будем изучать? А тему нашего урока вы скажете мне сами.
«В один прекрасный день на земле ничего особенного не происходило. Дети ели чипсы, конфеты, пили кока – колу. Из-за этого у них начали развиваться болезни: не было сил, становилось труднее дышать, передвигаться. Они теряли самое ценное – здоровье. Почему так получилось?»  (Отвечают: Эти продукты вредны для здоровья.)
- А что полезно есть? (Отвечают: Овощи и фрукты)
- Так о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы…)
- Правильно. Тема нашего урока «Почему нужно есть много овощей и фруктов»
Уважаемые коллеги! Используя метод проблемных ситуаций была совместно с детьми сформулирована тема урока-исследования, что позволяет формировать личностные УУД. Переходим к этапу исследования.
Ребята, в ходе работы нам предстоит исследовать овощи и фрукты и сделать вывод,  чем же  они полезны для человека.
Первой группе предстоит  выбрать  овощи и фрукты из предложенных картинок.
Вторая группа прочитает текст – информацию, в соответствии с которой  разложит муляжи овощей и фруктов.
Третья группа, пользуясь дополнительной информацией, выпишет рецепты больным.
На данном этапе происходит формирование познавательных и коммуникативных УУД. Предложенные группам задания были даны с учетом индивидуальных особенностей детей. На уроках дети сами выбирают уровни сложности заданий. Следующие этапы:  обмен,  организация  и связывание информации.
Заслушаем идеи каждой группы. ……. (Отчет групп)
На данных  этапах  формируются регулятивные,   коммуникативные, познавательные  и личностные УУД. И в завершении я покажу еще один этап, который является дополнительным.
На столах у вас заготовки книжек-малышек. Давайте их заполним  информацией о витаминах в овощах и фруктах. (Идет работа…)
Эти книжки – малышки я предлагаю подарить своим друзьям, чтобы и они знали о пользе овощей и фруктов.
Так почему надо есть много овощей и фруктов? (Ответы… )
Что же вы выберите сегодня на полдник, яблоко или чипсы?(…)
Молодцы! Теперь я уверена, что вы сохраните свое здоровье!
На этапе применения формировалась социальная активность, рефлексия результатов своей деятельности.
4. Моделирование
Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить   темы исследования и приемы, которые вы бы использовали  на своих уроках - исследованиях.  
Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока. 
 Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.
5. Рефлексия
     Уважаемые коллеги, процесс рефлексии на моих уроках обязателен, и  для вас я предлагаю всего один вопрос:  «Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?»
(Слайд 20)  
При ответе можете использовать прием «Незаконченное предложение»
Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников  ……………….., потому что …………….
 
 
 
 
 
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «мастер класс Осмалова»
                            
            
                                                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4
  п. Чернянка Белгородской области»
 
 
 
 
  
 
 Мастер – класс
  
 
  по теме:
  
 
  
 
  
 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Проведен учителем  
  начальных классов
  Осмаловой И.В.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Чернянка 2014
 
 
 Цель: (Слайд 1)  
 продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования метапредметных результатов
  Урок рождается непросто:
  (Слайд 2)  
  Порой – с наивного вопроса,
  Порой – со странного ответа.
  Он долго зреет в тайне где-то…
  
 
  Когда сомнений нет уж боле –  
  Он вырывается на волю,
  Нам отдает себя на милость:
  Смотрите! Что-то получилось!
  - Презентация педагогического опыта мастера 
 (Слайд 3)  
  В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  
   (Слайд 4) В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Применительно данному возрасту, дети любознательны, открыто выражающие индивидуальные возможности и способности, активны в познавательной деятельности. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.  
   (Слайд 5) Проводимая диагностика исходного уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников, по диагностическим методикам Д. Векслера, А. Венгера, Г. Цукермана, показала (Слайд 6)  
  недостаточность сформированности УУД у обучающихся, поэтому необходим был поиск новых форм и методов обучения, позволяющих решить эту задачу. (Слайд 7) Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов. И я не ошиблась. (Слайд 8)  
  Уровень сформированности УУД младших школьников мы увидим в конце 4 класса, но уже промежуточный мониторинг показывает повышение уровня сформированности УУД.  
  (Слайд 9) Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников  
  
 
  (Слайд 10) прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.  
  (Слайд 11) Ученики являются победителями и призерами муниципальных и региональных исследовательских конкурсов «Я - исследователь», «Первые шаги в науке», победителями всероссийского конкурса «Педагогический калейдоскоп», в номинации «Проектная деятельность».  
  Успешность обучения во многом зависит от организации учебно - познавательной деятельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и учеников. За основу своей педагогической деятельности я взяла методики Савенкова и Шумаковой.  
  (Слайд 12) Шумакова выделяет шесть этапов учебного исследования:
  -  Мотивация   
 II. Исследование  
  III. Обмен информацией  
  IV. Организация информации  
  V. Связывание информации  
  VI. Подведение итогов, рефлексия  
  и два дополнительных, возникающих по ходу исследования.
  VII. Постановка новых вопросов  
  VIII. Применение  
  Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой в подборе соответствующего определенной проблеме материала.  
  (Слайд 13)  
  Перспективу в своей работе я вижу в создании тематических папок с методическими рекомендациями, часть из которых я представила на защите опыта.
  2. Представление системы уроков
  (Слайд 14)  
  Формирование УУД происходит на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях, через исследовательские ситуации.  
  (Слайд 15)  
  При этом использую различные формы: индивидуальную, групповую, парную.  
  (Слайд 16)  
  Методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов.  
  (Слайд 17)  
  Приемы: проблемные вопросы, прием «формулирования проблемной ситуации», приём ключевых слов, приём загадки – интерпретации; выполнимое – невыполнимое действие.  
 (Слайд 18)  
  В ходе мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках. Я буду использовать приемы: формулирования проблемной ситуации, найди соответствие, анализ информации, презентация выводов и достижений.
 3 . Имитационная игра
 (Слайд 19)  
  Я прошу вас побыть учениками 1 класса. А что же у нас будет за урок? Урок окружающего мира. И что мы будем изучать? А тему нашего урока вы скажете мне сами.  
  «В один прекрасный день на земле ничего особенного не происходило. Дети ели чипсы, конфеты, пили кока – колу. Из-за этого у них начали развиваться болезни: не было сил, становилось труднее дышать, передвигаться. Они теряли самое ценное – здоровье. Почему так получилось?» (Отвечают: Эти продукты вредны для здоровья.)  
  - А что полезно есть? (Отвечают: Овощи и фрукты)  
  - Так о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы…)
  - Правильно. Тема нашего урока «Почему нужно есть много овощей и фруктов»
  
 
  Уважаемые коллеги! Используя метод проблемных ситуаций была совместно с детьми сформулирована тема урока-исследования, что позволяет формировать личностные УУД. Переходим к этапу исследования.
  
 
  Ребята, в ходе работы нам предстоит исследовать овощи и фрукты и сделать вывод, чем же они полезны для человека.
  Первой группе предстоит выбрать овощи и фрукты из предложенных картинок.
  Вторая группа прочитает текст – информацию, в соответствии с которой разложит муляжи овощей и фруктов.
  Третья группа, пользуясь дополнительной информацией, выпишет рецепты больным.
  
 
  На данном этапе происходит формирование познавательных и коммуникативных УУД. Предложенные группам задания были даны с учетом индивидуальных особенностей детей. На уроках дети сами выбирают уровни сложности заданий. Следующие этапы: обмен, организация и связывание информации.
  
 
  Заслушаем идеи каждой группы. ……. (Отчет групп)
  
 
  На данных этапах формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД. И в завершении я покажу еще один этап, который является дополнительным.
  
 
  На столах у вас заготовки книжек-малышек. Давайте их заполним информацией о витаминах в овощах и фруктах. (Идет работа…)  
  Эти книжки – малышки я предлагаю подарить своим друзьям, чтобы и они знали о пользе овощей и фруктов.
  
 
  Так почему надо есть много овощей и фруктов? (Ответы… )
  Что же вы выберите сегодня на полдник, яблоко или чипсы?(…)
  Молодцы! Теперь я уверена, что вы сохраните свое здоровье!
  
 
  На этапе применения формировалась социальная активность, рефлексия результатов своей деятельности.
  4. Моделирование
  Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить темы исследования и приемы, которые вы бы использовали на своих уроках - исследованиях.  
  
 Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.  
  Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.
 
 
  5. Рефлексия
  Уважаемые коллеги, процесс рефлексии на моих уроках обязателен, и для вас я предлагаю всего один вопрос:  «Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?»
  (Слайд 20)  
  При ответе можете использовать прием «Незаконченное предложение»
  Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников ……………….., потому что …………….
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «Мастер-класс_Осмалова ИВ»
                            
            
                                                            
     
Организация исследовательской деятельности младших школьников 
Осмалова Ирина Васильевна 
учитель начальных классов 
 
     
     
Исследовательская деятельность 
Актуальность 
Добывать 
Собирать информацию 
Делать выводы 
знания 
Выдвигать гипотезу 
     
     
10/8/16  11:20:05 AM 
Результаты диагностики 
Поиск технологий и методов работы 
Исследовательская деятельность - эффективное средство формирования УУД 
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. 
3 
Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности.  КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ. 
     
Результативность  
     
Результативность  
     
Результативность  
     
Результативность  
Показатели уровня сформированности метапредметных результатов 
  
Высокий уровень 
1класс 
17% 
2класс 
Средний уровень 
Низкий уровень 
47% 
22% (+5%) 
3класс 
36% 
30% (+8%) 
Динамика 
47% 
48% (+1%) 
+ 13% 
30% (-6%) 
22% (-8%) 
+1% 
-14% 
     
Результативность  
Уровни сформированности УУД 
     
     
Основные этапы исследования 
Мотивация  
Постановка новых вопросов 
Подведение итогов, 
рефлексия  
Применение  
Связывание информации  
Исследование  
Обмен информацией  
Организация информации  
     
     
     
Формы  обучения 
индивидуальная 
групповая 
парная 
     
Методы 
поисковый 
частично-поисковый 
метод проектов 
исследовательских ситуаций 
     
приемы 
Проблемные вопросы 
Прием «ключевых слов» 
Проблемные ситуации 
Загадки-интерпретации 
     
Организация исследовательской деятельности младших школьников 
     
Мотивация  
Подведение итогов, 
Постановка новых вопросов 
рефлексия  
Исследование  
Связывание информации  
Применение  
Обмен информацией  
Организация информации  
     
Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников ……………….., потому что …………….