Классный час «Вежливые слова»
Цель:
- Расширять запас «вежливых слов».
- Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.
- Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.
– Ребята, давайте поговорим сегодня о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому,  что без них просто жить на свете нельзя.
 Эти слова надо не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.
 Вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее.
 В слове заключена великая сила.  Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.
 Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости.
 Итак, первое правило – важно запомнить главные вежливые слова. Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.
Растает даже ледяная глыба 
 От слова теплого … (спасибо).
Когда нас бранят за шалости, 
 Говорим … (прости, пожалуйста).
Зазеленеет старый пень
 Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах
 Скажем маме мы … (спасибо). 
 И во Франции, и в Дании 
 На прощанье говорим … (до свидания).
Мальчик вежливый и развитый,
 Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
– Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?
А слово-то какое!
 Очень дорогое! 
 Он про внучку говорил: 
 Экая досада – 
 Я портфель ей подарил, 
 Вижу – очень рада! 
 Но нельзя молчать как рыба, 
 Ну сказала бы. (спасибо)
Дядя Саша огорчен,
 Рассказал он вот о чем…
 Настя –  славная девчонка,
 Настя ходит в 1 класс
 Но…давно уже от Насти
 Я не слышу слово … (здрасте)
А слово-то какое –
 Очень дорогое!
 Встретил Витю я, соседа …
 Встреча грустная была:
 На меня он, как торпеда,
 Налетел из-за угла!
 Но представьте! – зря от Вити
 Ждал я слова … (извините)
– Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя, 
 Но пред школою в строю 
 Витя просит: 
 – Извините, я ошибку признаю.
На урок пришел учитель, 
 Положил на стол журнал, 
 Следом Витя: 
 – Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров, покажите
 Нам на карте город Псков 
 – Извините, – 
 Шепчет Витя, – 
 Я к уроку не готов.
Спор давно ведется в классе, 
 Вежлив Витя или нет 
 Разберитесь в споре этом 
 И пришлите нам ответ.
– Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.)
 – А как нужно поступать, Вам подскажет стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы».
 – Таким образом, мы подошли с Вами к третьему правилу вежливости – важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо хлопаем 2 раза, невежливо – 1 раз.
– Поздороваться при встрече.
 – Толкнуть, но не извиниться.
 – Перебивать во время разговора.
 – Уметь соблюдать на уроке тишину.
 – Уметь выслушать друга. 
 – Пропустить вперед девочек.
 – Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
 – Громко разговаривать.
 – Помочь поднять упавшую вещь.
 – Обозвать обидным словом соседа.
  – Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
– Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках.
 Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости:
- Надо вежливо обращаться к другим людям.
- Правильно вести себя в чужом доме.
- Быть гостеприимным хозяином.
- Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
- Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
- Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
- Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.
- От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.
- Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
- В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.
- Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.
– Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.
 – Существует много правил, но главное в них  –  заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить. 
 «Ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра. Слова Дона Кихота). Эти слова Вы должны всегда помнить! 
  – А сейчас предлагаем вашему вниманию сценки.  Присмотритесь, быть может в них вы узнаите себя.
1. Стихотворение А. Барто «Любочка»
– Какая на самом деле Любочка?
2. Сценка «Спорттовары».
Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары». 
 Папа обещал купить Нюше скакалку, а Феде – мяч. Федя обратился к продавцу: 
 – Покажите это. Мне папа купит. 
 – Как Вы думаите правильно ли обратился Федя к продавцу?
 – Научите Федю беседовать с продавцом.
Сценка «В магазине»
У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:
 – Ой, хочу клюшку! Купи, купи!
 – Но у тебя уже есть клюшка, уговаривает его мама, успокойся, пожалуйста, не кричи!
 – А я эту хочу! Купи!
– Как Вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? А как надо? (Разыграть сценку).
– Я надеюсь, что Вы не повторите ошибок наших героев и будете помнить все эти вежливые, волшебные слова, относится друг другу внимательно, по-доброму и умейте дружить.






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    