kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование игровых методов и приемов в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями".

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад помогает в подготовке к внеурочным занятиям в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование игровых методов и приемов в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями".»

Информационные технологии и наглядности как средство повышения учебной мотивации для уч-ся с овз.

В настоящее время число детей с ОВЗ неуклонно растёт, и перед современной школой остро встает проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Одним из путей ее решения является подбор и модернизация методов обучения, поиск новых инновационных способов, адекватных возможностям учащихся и обуславливающих условия, в которых осуществляется учебная и познавательная деятельность. Использование современных информационно-технических средств – это ответ на исследование данной актуальной проблемы, они являются неотъемлемым атрибутом жизни современного ребенка. Своей занимательностью они повышают познавательную активность и мотивацию, а также помогают детям ориентироваться, взаимодействовать, жить в окружающем мире наравне с другими детьми. На это нас ориентирует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

Среди различных средств повышения учебной мотивации для обучающихся с ОВЗ особое место занимают информационные технологии и наглядности, дающие возможность педагогу сделать процесс обучения более динамичным.

Анализ выявленных противоречий помог сформулировать цель исследования – это применение на уроках, занятиях и внеурочной деятельности информационных технологий и наглядностей, способствующих повышению учебной мотивации у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

Создать условия для повышения у обучающихся учебной мотивации посредством применения информационных технологий и наглядностей.

Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

Подобрать серию информационных технологий и наглядностей, включить их в учебно-воспитательный процесс.

Метод обучения с использованием компьютерных технологий помогает педагогу лучше оценить потенциал ребенка, направляет на поиск новых, нетрадиционных форм и методов обучения.

Формы использования ИКТ:

фронтальные,

подгрупповые,

индивидуальные.

Применение различных форм данной технологии повышает эффективность усвоения материала, активизирует мыслительную деятельность каждого ребенка, стимулирует интерес учащихся к предмету.

Как уже было выявлено, использование различных технологий, игр, упражнений, практически на всех этапах урока, занятия способствует повышению учебной мотивации. При подготовке к уроку, занятию педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока, занятия и его место в развороте учебной программы;

Выбор учебного материала (определение содержания, объема, связи с ранее изученным, системы управлений, дополнительного материала для дифференцированной работы и домашнего задания);

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, группе разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;

Продумать форму подведения итогов урока;

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В своей практике специалисты используют различные презентации, выполненные в программе PowerPoint с различными формами работ. Она дает возможность иллюстрировать каждую свою мысль во время объяснения нового материала. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении информационных технологий в различные части урока, занятия.



Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. «По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном - около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации».

Ожидаемые результаты оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребенка с ОВЗ и уровень освоения образовательной программы.

Есть большое количество мультимедийных материалов, предназначенных для использования в начальном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т. д. Но при использовании программных продуктов нужно учитывать особенности каждого ребенка в классе, группе.

Также в последнее время создано большое количество развивающих игр, использование которых в работе с детьми ОВЗ дает возможность подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста. Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем. Их можно также использовать на занятиях по развитию математических представлений. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере.

Специальные упражнения-игры на тренажерах повышают привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, позволяют планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается; у детей повышается интерес к процессу обучения. Речевое нарушение и недостаточное развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) мешают учащемуся в усвоении программного материала, а компьютерные игры и тренажеры развивают навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

В своей работе с детьми ОВЗ специалисты используют развивающие интерактивные игры, тренажеры с Интернет-порталов, учитываю индивидуальные особенности и возраст учащегося, например игры с сайта: https://systemekb.ru/games/ovz/page/5/.

itperemena.ru

Также активно используются задания с образовательных порталов «Учи.ру», «ЯндексУчебник», «РЭШ». Эти игровые программы помогают в легкой и доступной форме усваивать знания по математике, русскому языку, стимулируют приобретение новых знаний, специально подобранные игры развивают познавательные способности детей. Также эти приложения можно рекомендовать родителям для использования их в домашних условиях.

Необходимость использования информационных технологий и наглядностей на современных уроках и занятиях неоспорима. Педагог получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития учащегося с ОВЗ, поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучшего варианта учебной программы. Детям с ОВЗ компьютерные технологии помогают освоить и познать новое. Развитие мотивации - один из способов социализации.

Показатели повышения уровня учебной мотивации диагностировались с помощью диагностики учебной мотивации по Н. Г. Лускановой.

Исходный, текущий, итоговый мониторинг проводился в три этапа. В ходе мониторинга выявилась положительная динамика уровня учебной мотивации.

Занятия психогимнастики для детей с ОВЗ могут включать:

Мимические и пантомимические этюды — выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.

sdshi.vgr.muzkult.ru

Обыгрывание ситуаций — например, изображение мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольной кошки.

nsportal.ru

Использование наглядности — это помогает привлечь внимание детей, особенно в начале занятия.

nsportal.ru

Чередование противоположных по характеру движений — напряжённых и расслабленных, резких и плавных и т. п..

s3.ru1.storage.beget.cloud





Психогимнастические упражнения проводят в любое время занятия: в начале, по ходу или в заключительной части.

педпроект.рф

Упражнения

Некоторые примеры упражнений для психогимнастики с детьми с ОВЗ:

«Я и моё настроение» — ребёнок продолжает фразу: «Я радуюсь, когда…», «Я горжусь тем, что…» и т. д.. Цель — научить осознавать и принимать свои чувства и переживания.

«Поводырь» — один ребёнок изображает незрячего, кладёт руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

«Упрямое зеркало» — взрослый предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало — оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает её и т. д..

Противопоказания

Участие детей в упражнениях должно быть добровольным — не заставлять. Педагог учитывает специфику нарушений у ребёнка, устанавливает обратную связь, создаёт комфортную обстановку.

Каждый воспитатель знает, что признаки утомления у детей



3—4 лет появляются через 7—9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5—6 лет — через 10—12 минут!



Проявляется это зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.



Предлагаемые игры и упражнения открывают огромные возможности в работе с такими детьми: релакс в образовательных программах,



психогимнастические этюды для снятия мышечных зажимов, элементы песочной терапии, игры перед сном, медитативные сказки,



Данные игры помогают детям расслабиться, успокоиться и... собраться с силами для новых успехов и подвигов!!!





Задачи:



1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, профилактика и предупреждение эмоциональных расстройств, снятие психического напряжения.



2.Развитие способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю



3.Развитие навыков коммуникативного взаимодействия со сверстниками, формирование навыков групповой сплочённости, сотрудничества между детьми.



Ход занятия:



Мы собираемся отправиться на далёкий остров, где нас ждут встречи с различными животными и много – много интересных приключений. Мы полетим на остров на самолёте.



Проводятся следующие простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики:



1. «Часики» показывают, нам, что осталось мало времени.



Упражнение выполняется сидя. Энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Делать до 25 движений. Вначале делать осторожно, постепенно добиваясь резкого бросания головы.



Темп переменный, начинать упражнение медленно, затем убыстрять движения, меняя темп, заканчивать медленно. Добавлять слова «Тик – так».



2 «Заводим моторчики"



Детки садятся в кружок и совершают круговые движения руками , сопровождая звуком рокочущего мотора



3. «Заводим самолёт». Проводится упражнение «Самолёт»:



Руки к плечам. Вращаем руками вперёд – назад. Затем руки в стороны – изображаем крылья, полёт самолёта. Летим по кругу.



4. Проводится глазодвигательное упражнение «Глазки»:



«Посмотрели в окошко. Посмотрели на лампочку, в другое окошко, себе на носик.»



5. Приземляемся Кто же нас встречает? Это «Аисты и лягушки». (Проводится функциональная игра на тренировку внимания и контроль двигательной активности).



Все участники передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, необходимо принять позу «Аиста», когда ведущий хлопнет два раза – принять позу «Лягушки». На три хлопка - возобновить ходьбу.



6. Вот появилась «Кошка». (Проводится сложная растяжка, она помогает успокоить нервную систему, развивает гибкость ног и позвоночника.).



Кошка бывает злая и добрая. Давайте будем с ней дружить. Позовём её к нам жить. Стоя на четвереньках выгибать и прогибать спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание – голова вверх, выгибание – голова вниз. Можно добавить разворот корпуса,(«кошка смотрит на свой хвост») в одну и другую стороны. Добавить «мурр» при прогибе и «мяу» при выгибании.



7.А теперь надуем в животе «Воздушный шарик».



Проводится упражнение «Воздушный шарик – 1».



Сесть на пол. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.



Мы сегодня очень устали, нам «Пора отдохнуть».

Проводится релаксационное упражнение «Пора отдохнуть»:



Легли на спину. «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, всё наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать.



Лежим и слушаем, как весело поют птички. Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжёлое – тяжёлое. Птички поют. А мы отдыхаем.



Постепенно птички поют всё тише и тише. И мы ощущаем себя в нашей комнате (пауза)…



Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Моисеева Светлана Александровна

Дата: 24.10.2025

Номер свидетельства: 676025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий". "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-v-loghopiedichieskoi-rabotie-s-diet-mi-ighrovykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "246361"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446364656"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-formirovaniie-osnov-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "194092"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427726705"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства