Использование проектно-исследовательской технологии в краеведческой деятельности
Использование проектно-исследовательской технологии в краеведческой деятельности
Использование проектно-исследовательской технологии
в краеведческой деятельности
Карпухина Лариса Владимировна
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Педагог дополнительного образования
г.Новый Уренгой
Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей. Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, реб?нок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию созда?т условия для того, чтобы психическое развитие реб?нка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Опыт моей работы позволяет считать историко – краеведческое направление отправной точкой обучения, воспитания и развития ребёнка. Краеведение как психолого-педагогическая проблема всегда вызывала у исследователей огромный интерес и выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, которая отличается локальностью исторического пространства и рассматриваемых событий. Изучение краеведческого материала способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, формирует наблюдательность к окружающим явлениям. Главная цель краеведческой работы в начальной школе: формировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях. При организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы краеведческой работы. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. Это позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.
Работа может осуществляться по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
3. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
Занятия, проведённые по программе «На Ямале мы живём» с использованием проектно-исследовательской технологией помогли достичь следующих результатов:
Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу. Работа по разработанной программе продолжается в третьих классах. Результаты ожидаются летом 2015 года. Проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
Просмотр содержимого документа
«Использование проектно-исследовательской технологии в краеведческой деятельности »
Использование проектно-исследовательской технологии
в краеведческой деятельности
Карпухина Лариса Владимировна
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Педагог дополнительного образования
г.Новый Уренгой
Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей. Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Все вышесказанное ставит нас перед проблемойперехода с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребѐнок рождаетсяисследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаѐт условия для того, чтобы психическое развитие ребѐнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Опыт моей работы позволяет считать историко – краеведческое направление отправной точкой обучения, воспитания и развития ребёнка. Краеведение как психолого-педагогическая проблема всегда вызывала у исследователей огромный интерес и выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, которая отличается локальностью исторического пространства и рассматриваемых событий. Изучение краеведческого материала способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, формирует наблюдательность к окружающим явлениям. Главная цель краеведческой работы в начальной школе: формировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях. При организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы краеведческой работы. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. Это позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.
Работа может осуществляться по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
3. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
Занятия, проведённые по программе «На Ямале мы живём» с использованием проектно-исследовательской технологией помогли достичь следующих результатов:
Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу. Работа по разработанной программе продолжается в третьих классах. Результаты ожидаются летом 2015 года. Проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.