Карабалаева Жбек Бисенгалиевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Алтынжарская СОШ им. Курмангазы»
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Использование компьютера в учебном процессе – (внедрение новых информационных технологий) – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, интеллектуальной и творческой одаренности, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
- 
	развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; 
- 
	усилить мотивацию учения; 
- 
	сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; 
- 
	активно вовлекать учащихся в учебный процесс; 
- 
	качественно изменить контроль за деятельностью учащихся; 
- 
	приобщение школьника к достижениям информационного общества. Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. У младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего влияют на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам. Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы: 
- 
	компьютерный класс; 
- 
	один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору; 
- 
	компьютер в библиотеке школы; 
- 
	один — пять компьютеров в рабочей зоне класса; 
- 
	компьютер у учащегося дома. Компьютерный класс. Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели. Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору. В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера. Компьютер в библиотеке школы. Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с наставником или учителем. Один – пять компьютеров в рабочей зоне класса. Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе. Компьютер у учащегося дома. В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы – медиатека. Какова же роль учителя на уроке с использованием ПК? – организатор всего урока и консультант. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например: 
- 
	совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся); 
- 
	компьютеры могут помочь там, где учитель “не может разорваться” (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков); 
- 
	повышение продуктивности самоподготовки после уроков; 
- 
	средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов); 
- 
	ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике; 
- 
	возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность. На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ: 1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения. 2. Программы-тренажеры – для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен. 3. Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме. 4. Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). 5. Информационно – справочные программы – для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. 6. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. На уроках, в том числе и литературном чтении, в зависимости от его целей, используются разнообразные дидактические средства обучения, разработанные с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft. 1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: 
- < >
	информационные Интернет – сайты 
- 
	информационные ресурсы на дисках 2) Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков: 
- 
	компьютерные обучающие программы; 
- 
	компьютерные тренажеры; 
- < >
	компьютерные игры; 
- 
	печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы); 
- 
	печатный иллюстративный материал. 3) Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: 
- 
	компьютерные тесты (открытые, закрытые); 
- 
	кроссворды (с автоматической обработкой результата). 4) Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся 
- 
	цифровые энциклопедии; 
- < >< >< >< >
	электронные учебники; 
- 
	интегрированные задания. 5) Использование для исследовательской деятельности учащихся: 
- 
	цифровые естественнонаучные лаборатории; 
- < >






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    