|   КРИТЕРИЙ   |    ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ   |    ИНДИКАТОРЫ   |  
  |   1. Осознание  себя  как  гражданина  России;  формирование  чувства  гордости  за  свою    Родину, российский народ и историю России;  
 
 
      |    Сформированность системы знаний о своей Родине         |     0ур. - не называет город, где живёт, не проявляет бережного отношения к природе родного края   1ур.- называет место, где живёт при помощи подсказки, знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;  2ур.- называет город, страну, проявляет способность осуществлять добрые дела, интересуется историческим прошлым  3ур.- знает государственную символику,  интересуется и гордится историческим прошлым Отечества,  рассказывает об этом другим, проявляет бережного отношения к природе родного края, проявляет способность осуществлять добрые дела, полезные другим людям, в том числе отказывается ради них от каких-то своих желаний       |  
  
  
  |   Сформированность патриотических чувств    (любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу)         |    0ур.- патриотические чувства не сформированы  1ур. - не понимает, что такое патриотические чувства, но не нарушает дисциплину на линейках, праздниках, мероприятиях.  2ур. - способен осуществлять добрые дела по просьбе взрослого, выражает положительные чувства по отношению к родному дому, школе.  3ур.- способен  сопереживать российскому народу, за свою семью, класс, школу в радостях и бедах, и проявлять эти чувства в добрых поступках;       |  
  
  
  |    2.Формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре    других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях,   |    Формировать положительное отношение к иному мнению   |    0ур. - конфликтует с товарищами  1ур. - равнодушен к мнению товарищей  2ур.- в присутствии взрослого способен слушать окружающих  3ур.- способность слушать и слышать мнение окружающих, тактично высказывать несогласие   |  
  |   Сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов   |    0ур.- не умеет строить общение со сверстниками, конфликтует или играет один.  1ур. - общается со сверстниками только под контролем педагога.  2ур. - прислушивается к педагогу, старается проявлять положительные чувства по отношению к сверстникам.  3ур. - способность строить общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, не допускать оскорбления, высмеивания к людям других национальностей.   |  
  |   3.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении   |    Сформированность адекватных представлений об ограничениях и о собственных возможностях  
 
     
     
          |    0ур. - не способен контролировать и ограничивать свои желания  1ур.- контролирует свои желания в присутствии взрослого, без контроля случаются вспышки аффекта, капризов, упрямства, если желаемое не достигается.  2ур.- использует помощь взрослого, отвечает на вопросы взрослого, частично  контролирует и ограничивает себя.  3ур.- способность  адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя:    в еде,  в физической нагрузке,   в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации        |  
  |   
     Способность  пользоваться личными адаптивными средствами в разных  ситуациях (очки,  памперсы и др.)       |    
      0ур.- не умеет пользоваться самостоятельно средствами гигиены   1ур.- пользуется после показа взрослого   2ур.- использует гигиенические принадлежности под контролем взрослого, обращается за помощью к взрослому.   3ур.- способность  адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, способность  обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать просьбу о помощи     |  
  |   Развитие адекватных представлений     |    0ур.- применяет средства коммуникации не по назначению  1ур.- не способен пользоваться телефоном, не может сформулировать возникшую проблему  2ур. - обращается за помощью к взрослому  3ур.- способность написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), способность корректно и точно сформулировать возникшую проблему (я забыл ключи, жду тебя у подъезда.  У меня болит живот, забери меня из школы и др.)   |  
  |   4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.   |    Владеть навыками адаптации в окружающем мире.       |    0ур. - долго и тяжело адаптируется в новой обстановке,    1ур.- необходим контроль взрослого и постоянные напоминания о правилах поведения, помощь взрослого использует  2ур.- знает правила поведения, обращается за помощью к взрослым,    3ур.- способен  вести себя в новой обстановке сдержано, присматриваться к окружающим, знакомиться с правилами поведения в новом окружении   |  
  |   5.Овладение социально-бытовыми умениями используемыми в повседневной жизни  
 
 
 
      |    Сформированность ориентировки в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми   |    0ур.- не соблюдает правил поведения на уроке и перемене  1ур.- необходим контроль педагога за поведением учащегося, постоянные напоминания о правилах поведения, частично включается в школьные дела, принимает участие под контролем взрослого.  2ур.- требуется частичный контроль взрослого, ребёнок способен попросить помощи у взрослого, прислушивается к его мнению, правила поведения соблюдает  3ур.- способен ориентироваться в пространстве школы самостоятельно, расписании занятий, знать правила организации в школе и поведения в ней   |  
  |   Сформированность навыков самообслуживания       |    0ур.- навыки самообслуживания не сформированы  1ур.- навыки самообслуживания сформированы частично, требуется постоянный контроль со стороны взрослого  2ур.- владеет навыками самообслуживания, необходим частичный контроль взрослого.  3ур.- владеет культурно-гигиеническими навыками (заправляет кровать, умывается,  посещает туалет,  пользуется столовыми приборами, одевается, следит за внешним видом) самостоятельно   |  
  |   Адекватность применения социально-бытовых умений     |    0ур.- ведёт себя неадекватно  1ур.- не оценивает адекватно свои возможности, затрудняется использовать помощь взрослого  2ур.- необходима помощь педагога , помощь использует.  3ур.- способность в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; способность участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе   |  
  |   6.Владение  навыками  коммуникации  и  принятыми  ритуалами  социального  взаимодействия    (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий) посмотреть   |    Сформированность  навыков коммуникации со взрослыми и сверстниками     |    0ур.- на обращение взрослого не реагирует  1ур. - на просьбу взрослого проявляет реакцию  2ур. - обращается к взрослому с просьбой, за помощью  3ур.- проявляет способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации, является инициатором общения     |  
  
  
  
  
  
  |   Владение средствами коммуникации   |    0ур.- не умеет пользоваться средствами коммуникации  1ур.- использует средства коммуникации с помощью взрослого  2ур. - пользуется средствами коммуникации под контролем взрослого  3ур. - способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.   |  
  |   7. Способность  к  осмыслению  и  дифференциации  картины  мира,  ее  временно-  пространственной организации;     |    Сформированность адекватного бытового поведения       |    0ур.- может использовать предметы не по назначению  1ур.- под контролем взрослого использует предметы в соответствии с назначением  2ур. - использует предметы в соответствии с их бытовым назначением под частичным контролем взрослого  3ур.- способность  использовать предметы самостоятельно в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации    наличие опыта поведения в знакомых ситуациях за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных  достопримечательностей и др.   |  
  |   Сформированность умения накапливать личные впечатления   |    0ур.- не сформировано умение накапливать личные впечатления  1ур. - ведёт себя в быту сообразно этому пониманию под постоянным контролем взрослого  2ур.- способность накапливать личные впечатления  3ур. - способность  накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, способность  устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе и  вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть  грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.);      |  
  |   Сформированность любознательности, наблюдательности   |    0ур. - любознательность и наблюдательность не сформированы  1ур. - может сказать, что нравится, а что нет.  2ур. - способности замечать новое, задавать вопросы  3ур.- накапливает впечатления, рассказывает о них и даёт оценку этим впечатлениям.     |  
  |   Сформированность умения передать свои впечатления, соображения   |    0ур.- испытывает трудности в передаче своих впечатлений, мыслей.  1ур.- выражает свои желания и чувства односложно  2ур. - испытывает потребность рассказать другому человеку о своих переживаниях.  3ур. - способность  в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;         |  
  |   8. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие, соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;     |    Сформированность навыков взаимодействия в социальном окружении       |    0ур. – не может соблюдать нормы и правила поведения в разных социальных ситуациях не соблюдает   1ур. – способность адекватно использовать принятые нормы, правила поведения при наличии контроля  2ур. - способность  вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника;    3ур. – способность к расширению круга освоенных социальных контактов   |  
  |   9. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие    социально значимых мотивов учебной деятельности;     |    Сформированность мотива учебной деятельности.     |    0ур. - проявляет отрицательное отношение к учёбе  1ур. - положительно относится к учёбе при побуждении  2ур. - проявляет любознательность, желание учиться самостоятельно  3ур.- проявляет познавательный интерес к учению и  осознаёт цели учебной деятельности  
 
      |  
  
  
  |   10. Развитие  навыков  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных    социальных ситуациях;     |    Сформированность уважительного отношения к старшим   |    0ур. - не уважает старших, допускает грубость  1ур.- к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве    2ур. - уважает старших;  3ур. - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников   |  
  |   Сформированность дружелюбного отношения к сверсникам       |    0ур. - груб и эгоистичен  1ур. - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;  2ур. -  отзывчив к друзьям, близким и сверстникам    3ур. - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;   |  
  |   Адекватность применения   |    0ур.- не способен адекватно применять способы сотрудничества  1ур.- применяет под контролем взрослого  2ур. -сотрудничает самостоятельно  3ур.- проявляет способность терпимо выслушивать мнения других, учитывать в совместной работе   |  
  |   11.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  
 
 
      |    Сформированность способности замечать красоту; стремление всё делать красиво   |    0ур.- не умеет различать «красивое» и «некрасивое»  1ур.- выражает отношение к прекрасному при помощи;  2ур.- способность выявлять прекрасное в окружающем мире  3ур.- способность замечать красоту; стремление всё делать красиво, побуждать к этому других, проявлять интерес к занятиям по искусству         |  
  |   Сформированность умения оценивать поступки как хорошие и плохие   |    0ур.- к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках , на замечания реагирует не адекватно  1ур.- под контролем взрослого не совершает отрицательных поступков, без контроля способен нарушать правила  2ур.- не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках, может совершить хороший поступок для похвалы со стороны взрослого  3ур.- требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;-   |  
  |   12.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.       |    Сформированность требовательности к себе, необходимости в соблюдении нравственных норм, доброжелательности         |    0ур. - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.  1ур. - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;  2ур.- требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках  3ур.- требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, проявляет способность сопереживать   |  
  
  |   13. Формирование  установки  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни,  наличие    мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.    
 
 
 
 
 
 
      |    Сформированность понимания и соблюдения  правил здорового образа жизни   |    0ур.- не применяет формы ЗОЖ  1ур.- отличает вредные привычки от полезных при наличии контроля  2ур.- может сказать «нет» людям, пытающимся привлечь к вредным привычкам  3ур.- выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.   |  
  |   Сформированность бережного отношения к результатам труда   |    0ур.- не проявляет бережливость, допускает порчу личного и общественного имущества  1ур. - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;  2ур.- способен беречь личное и общественное имущество  3ур. - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других   |  
  |   Сформированность мотивации к творческому труду   |    0ур.- не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться  1ур.- не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве  2ур.- осознает значение труда, сам находит работу по своим силам  3ур.- осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;   |