kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на методическом объединении учителей начальных классов. Сопровождается презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФормМетапредметнКомпетенций»


"Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках"




Учитель начальных классов

МАОУ г. Жуковки

«Лицей № 1 имени Героя Советского Союза Д.С. Езерского»

Куцаева Н.А.




Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.

Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи,  работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе. (1 слайд) Поэтому мы сегодня говорим о формировании метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

(2 слайд) Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций :

- вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);

    - разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);

   - при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;

(3 слайд) Цель моей педагогической деятельности тесно связана с целью, которую ставит перед собой коллектив нашей школы - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:

1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

2.  Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

3.  Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Как организовать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках?

Начну с того, что второй год работаю по методическому комплекту «Школа 2100». Предметные линии обеспечены учебниками, рабочими тетрадями, КИМами, рабочими программами и дополнительной литературой.

Учебный комплект полностью соответствует реализации ФГОС.

Регулятивные ууд  начинают формироваться с первых уроков.

Изначально дети знакомятся с условными знаками и ищут их на страницах учебника.

Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.

Материал учебников представлен по разделам. Каждый раздел начинается со  шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. На этом этапе ребята анализируют информацию и выявляют какие новые знания они для себя откроют и для чего им эти знания, а что им уже известно.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.  При такой системе построения материала учебника постепенно формируются  умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  сохранять  её  при  выполнении  

учебных   действий, а  затем  и  самостоятельно  формулировать    учебную    задачу,  

выстраивать план действия для её последующего решения.

         Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями  рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько.

Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. Задания учебника и особенно рабочей тетради подразумевают использование дополнительной литературы и Интернета. У детей формируются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

На уроках ребята устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.  Для  изучения строения природных объектов, по возможности, используем готовые модели или моделируем объекты и явления окружающего мира сами; проводим  несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений. (4 слайд) Например: мною был дан урок « Твёрдые вещества, жидкости и газы». Ставя  задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблице, в рисунках, в речи  учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой. Опыты по обнаружению свойств, проведенные в классе, был продолжен дома, по заданию в тетради.

Немаловажную роль в формировании познавательных ууд играют дидактические игры. Если необходимо перечислить предметы помогает «Волшебная палочка». Передавая ее как эстафету, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат. Обобщающие уроки часто полностью проводятся с использованием игровых технологий.

Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность.

(5 слайд) (показать проекты ребят по окружающему миру) Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, в последствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая.

А следовательно формируется еще один вид ууд – коммуникативный.

У ребят обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность.

Практически на каждом уроке ребята работают  в парах,  группе. С первого класса выработаны  правила поведения в паре и группе. В  результате  формируются  коммуникативные  способности  сотрудничества: умение  работать  с  соседом  по  парте,  распределяя  работу  между  собой, договариваться,  учиться  слушать  товарища  и  высказывать  свое  мнение,

формируется речевое развитие, речевое общение. Тем самым осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Далее происходит обмен мнениями и общий вывод. Самооценка и оценка результатов деятельности.

Регулятивные, познавательные и коммуникативные  учебные действия тесно связаны друг с другом и одно невозможно без двух других. Каждый вид работы на уроке нацелен на формирование метапредметных ууд.

  1. Идя на метапредметный урок, я всегда учитываю

Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.

  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к себе

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.

  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

  • Чётко и точно формулировать задание.

  • Способность к импровизации.

  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Так же как и урок способствует формированию метапредметных умений и внеурочная деятельность.

Исследовательская деятельность;

- Подготовка и участие в предметных конкурсах, чемпионатах. Олимпиадах, где учащиеся показывают неплохие результаты.

- Подготовка и участие в предметных неделях, КТД.

В  результате  изучения  предметных курсов уже  на  начальной ступени  общего  образования  у  учащихся  будут  формироваться   метапредметные учебные действия как основа умения учиться  для успешного продолжения образования в основной школе.


Просмотр содержимого презентации
«метапр.»

Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки  Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки  Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки  Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки

Куцаева Н.А

учитель начальных классов

МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки

  • Куцаева Н.А учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки
  • Куцаева Н.А учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки
  • Куцаева Н.А учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки
  • Куцаева Н.А учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки

В широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении термин « универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком значении термин « универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.

ценностно-смысловые общекультурные учебно-познавательные информационные коммуникативные социально-трудовые личностное самосовершенствование
  • ценностно-смысловые
  • общекультурные
  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-трудовые
  • личностное самосовершенствование

Ключевые компетенции:

изучать; искать; думать; сотрудничать; приниматься за дело; адаптироваться.
  • изучать;
  • искать;
  • думать;
  • сотрудничать;
  • приниматься за дело;
  • адаптироваться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках

Автор: Куцаева Наталья Александровна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Презентация педагогического опыта на тему "Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_pedagogicheskogo_opyta_na_temu_formirovanie_metapredmetnykh_kompet"
    ["file_id"] => string(6) "597877"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1642305004"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Формирование метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-umienii-uchashchikhsia-na-urokakh-informatiki-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "208195"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430750861"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "285314"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454145231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства