kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков развития речи в условиях ФГОС в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какими методами следует пользоваться   мне  как учителю, чтобы достичь высоких результатов в обучении? Безусловно, я должна быть знакома с лучшими методами и приемами преподавания, должна постоянно находить и применять дидактические средства обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков развития речи в условиях ФГОС в начальной школе.»

Формирование навыков развития речи в условиях ФГОС в начальной школе.

Из опыта работы учителя начальных классов Кашаповой Фариды Аслаховны (высшая квалификационная категория)


Какими методами следует пользоваться мне как учителю, чтобы достичь высоких результатов в обучении? Безусловно, я должна быть знакома с лучшими методами и приемами преподавания, должна постоянно находить и применять дидактические средства обучения.

Учащиеся не одинаково усваивают правописание: одни - легкостью, другие – с трудом. Немало учащихся, которые не нуждаются в правилах правописания, пишут на основании языкового чувства и памяти, а правила учат лишь для использования их в орфографическом разборе и в самопроверке. Немало школьников, которые хорошо знают правила и умеют их применять под руководством учителя, но в условиях самостоятельного письма допускают много ошибок. Основными факторами, способствующими успешному овладению правописанием, считаю следующие 1) понимание смысла речи; 2) предупреждение ошибок; 3) навыки слуха и произношения; 4) зрительная память; 5) умение ученика проверять написанное.

При поступлении в школу школьник уже обладает достаточным словарным запасом, который дает возможность овладеть всей сложной системой грамматики, совершенствовать орудие общения и мышления. К началу обучения в школе ребенок научится пользоваться языком в целях общения и мышления. С приходом ребенка в школу начинается новый этап в его языковом развитии. Именно в этом направлении я систематически работаю, развивая речь младших школьников. Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения. Предметом особого внимания являются слова, вызывающие у детей различного рода трудности, чаще всего орфографические (слова с непроверяемыми написаниями). Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся, которая предполагает активизацию умственной деятельности учащихся и их памяти; обучающий характер учебной деятельности; регулярность работе над словами с указанными орфограммами. Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в начальной и средне школе «в словарном порядке». Работу над словарными словами можно рационализировать с помощью специальных приемов обучения.


Запись слов по алфавиту (1-й класс) Записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, я предлагаю переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту. Например, на доске даются слова: диван, альбом, вагон, тетрадь, пальто. Дети записывают, подчеркивая непроверяемые орфограммы, слова алфавитном порядке. По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, на доске даются слова: батон, билет, базар, береза, багаж, бокал. Учащиеся записывают: багаж, базар, батон, береза, билет, бокал.

Выборочный диктант (1-й класс) Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам (2-й класс)

Учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Например, учитель дает слова планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка и предлагает записать их столбиками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной [a], в другой – с безударной [o] и т.д.

Подбор и запись синонимов и антонимов (3-4 классы) Учащимся предлагается домашняя работа на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница, отечество. Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.

Раница – рубеж, межа, край, предел.

Отечество – Родина, Отчизна.

Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов.

Составление предложений данными словами (2-й класс) Учащимся предлагается составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, санитар. Учащиеся составляют и записывают предложения Например: Мой брат служит матросом на подводной лодке.

Сочинение по опорным словам (2-й класс) Предлагаю детям написать сочинение на тему «На вокзале», используя слова багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир перрон, сигнал.

Письменный пересказ текста с использованиями данных слов (3-4-й класс)

Учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными.

Чтобы работа по развитию речи была эффективной, она должна пройти несколько этапов накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых текстов, создание устных и письменных высказываний по образцу для осмысления и закрепления теоретических сведений, самостоятельное выполнение творческих работ.

Письменное изложение и создание собственных высказываний относятся к упражнениям комплексного характера, т.к. при их выполнении происходит становление или совершенствование всех групп речевых умений. Изложение предполагает обучение речи с опорой на готовый текст, а сочинение – путем упражнения в создании собственных текстов. Это различие настолько существенно, что, несмотря на близость функций, рассмотрение этих видов работ следует вести раздельно.

Изложению должен предшествовать тщательный анализ текста, который складывается из следующих компонентов:

- беседа по содержанию с целью проверки понимания темы, основной мысли, идеи текста

- анализ структуры текста с выделением частей выяснением содержания каждой, составлением плана;

-языковой анализ, включающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций, предупреждение речевых недочетов; -орфографическая подготовка.

Сочинение вплотную подводит учеников к осуществлению собственно речевой деятельности. Сочинение – это то упражнение, с помощью которого я пытаюсь сделать более совершенной монологическую речь учащихся, стремлюсь обогатить опыт речевой деятельности. Подготовку к сочинению провожу несколько этапов:

  1. Предварительная подготовка – проводится на уроках русского языка, литературного чтения, природоведения, технологии, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений.

  2. Проведение непосредственной подготовки. Здесь идет обеспечение необходимого эмоционального настроя, побуждение интереса к работе, обсуждение основной мысли текста, требование к языковым средствам.

  3. Написание сочинения.

  4. Осуществление проверки написанного. Рекомендую детям несколько прочтений своего текста. Каждое из прочтений выполняется с определенной целью:

а) оценить, все ли понятно читающему, удалось ли выразить всю мысль, нет ли в содержании чего лишнего, не пропущено ли что-то важное, связаны ли мысли между собой.

б) решить удачно ли сформулированы мысли.

в) проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

В процессе выполнения изложения ученик тренируется в употреблении форм языка, свободной и сознательной передаче чужих мыслей как собственных. При изложении в голове ребенка одна мысль быстро сменяет другую. Но вследствие естественной медлительности письма происходят задержки в изложении и потери мыслей в сознании ученика. При этом умение излагать свои мысли на бумаге зависит от успехов в каллиграфии и орфографии. Вот почему письменные изложения в начальной школе имеют подготовительный характер и я даю такой материал для упражнений, где ученики не встречают орфографических затруднений.

За сочинения и обучающие изложения отрицательные оценки не выставляю, т.к. в таких письменных творческих работах ученикам приходится употреблять трудные слова. При исправлении письменных работ на первый план выдвигаю логические и стилистические стороны изложения и сочинения, а орфография должна быть делом второстепенным: достаточно, если при проверке тетрадей подчеркнуть орфографические ошибки, обязать ученика исправить их. В классе же должна быть проведена тщательная работа по исправлению логических и стилистических ошибок. Приемы исправления могут быть следующие: при желании устранить предложение или части текста – заключить их в квадратные скобки , при необходимости дополнить текст –поставить знак , при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста воспользоваться цифрами, при необходимости одного слова заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное, при замене или перестройке целого предложения – новое предложение поместить после всего текста, пометив то, которое заменяется, знаком *. Обязательное условие исправления – аккуратность, при этом не снижаю отметку ученику за наличие поправок .


Как подготовиться к изложению текста из учебника?

  1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.

  2. Если нет заголовка, озаглавь текст.

  3. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.

  4. Найди в словах орфограммы. Подумай, как объяснить их написание.

  5. Еще раз внимательно прочитай текст. Найди в нем опорные слова. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний

  6. После того как напишешь изложение, не забудь проверить свою работу по учебнику.

Как составить текст-повествование? 1. Подумай, о чем будешь рассказывать (какова тема текста). 2. Какая мысль в рассказе будет основной? 3. Как лучше озаглавить текст? 4. С чего можно начать рассказ? 5. О чем расскажешь в основной части? 6. Как можно закончить рассказ?

Как составить текст-описание? 1. Выдели признаки предмета или явления, которые нужно описывать. 2. Определи свое отношение к нему. Что ты хочешь доказать в своем тексте? 3. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

4. Озаглавь текст, напиши его. Проверь.

Как составить текст-рассуждение? 1. Кратко назови то, что будешь доказывать. 2. Подумай, как можно построить свое доказательство. Его можно, например,: «Происходит это потому, что…»



































Сочинение Якушиной Полины, 2-й Б класс.

Косолапый



План 1. Наступила зима.

2. В берлоге у медведя.

3. Сон медведя. 4. Приход весны.

Наступила зима. Кругом лежит белое снежное, пуховое одеяло. Холмы, косогоры тоже в пушистом снегу. Кругом простилается снежная равнина. В глубокой берлоге спит косолапый медведь. Летом он ел много ягод, меда и полезных корешков. Теперь он спит в своей берлоге и ни о чем не беспокоится. Ему снятся сладкие сны. Вот один из них. Гуляет косолапый по лесу. Ест сладкие ягоды. Вдруг он увидел большое дупло, полное мёдом. Залез на дерево и начал им лакомиться. Вдруг на него налетел рой пчёл. Они начали его жалить. Со страху медведь упал на землю. От такого удара проснулся. В лесу уже пели птицы. Расцвели первые цветы – подснежники. Было ясно, что уже наступила весна. И косолапый вышел из своей берлоги еле шевеля своими мохнатыми ногами.


Изложение Меликовой Аиши,

3-й Б класс.


Черемуха


Одна черёмуха выросла на дорожке. Долго думал Лев Толстой, рубить черёмуху или не рубить. Черёмуха эта росла не кустом, а деревом, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Даже вдалеке был слышен её запах. Он с работником качнули дерево и с дерева покапала на них роса. И посыпались душистые лепестки цветов. Что-то хрустнуло в середине дерева. Дерево покачнулось и легко упало на траву. Льву Толстому так было жалко, что он отошёл в сторону.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование навыков развития речи в условиях ФГОС в начальной школе.

Автор: Кашапова Фарида Аслаховна

Дата: 28.09.2018

Номер свидетельства: 479165

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Выступление по теме: «Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(124) "vystuplieniie-po-tiemie-tiekhnologhiia-obuchieniie-v-sotrudnichiestvie-orghanizatsiia-ghruppovoi-raboty-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "305235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457886912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2430 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства