kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Единство трёх подходов: Личностно-ориентированное, развивающее и игровое обучение в начальной школе» (выступление на педсовете)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается единство трёх методических подходов, которые лежат в основе современного урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Единство трёх подходов: Личностно-ориентированное, развивающее и игровое обучение в начальной школе» (выступление на педсовете)»

«Единство трёх подходов: Личностно-ориентированное, развивающее и игровое обучение в начальной школе»

(выступление на педсовете)


Современная школа переживает переход от традиционного репродуктивного обучения к развивающему и личностно-ориентированному образованию, где в центре стоит ребёнок, его внутренний мир и познавательная активность. Особенно значим этот переход в начальной школе, когда формируются основы личности, отношение к знаниям и учебной деятельности.

Сегодня я предлагаю поговорить о трёх педагогических понятиях, которые мы все хорошо знаем, но не всегда рассматриваем их в неразрывной связке. Это личностно-ориентированный подход, развивающее обучение и игровые технологии.

Часто они существуют в нашем сознании параллельно: «Вот на этом уроке я развиваю мышление, а на этом – провожу игру, а вот здесь стараюсь учесть индивидуальность ребёнка». Но что, если мы посмотрим на них не как на отдельные инструменты, а как на единую систему, где один подход невозможен без другого? Именно в их единстве и кроется ключ к эффективному обучению младших школьников.

Давайте подробно разберём каждый подход и увидим, как они переплетаются

Личностно-ориентированный подход

Девиз этого подхода: «Ставим ребёнка в центр»


Суть подхода: Это не просто «индивидуальный подход» в смысле разных заданий для сильных и слабых. Это философия, которая ставит в центр образовательного процесса уникальную личность каждого ученика с его жизненным опытом, интересами, эмоциями, темпом усвоения и собственным смыслом учения.

Для реализации данного подхода используются следующие принципы:

  • Признание уникальности каждого ребёнка.

  • Создание ситуации успеха для всех.

  • Опора на субъектный опыт ученика (то, что он уже знает и чувствует).

  • Свобода выбора (что делать, как делать, с кем работать).

  • Диалог и сотрудничество между учителем и учеником.

Приёмы и формы работы включают:

  • Дифференцированные задания по уровню сложности и интересам.

  • Индивидуальные мини-проекты и портфолио достижений.

  • Рефлексия: обсуждение, что нового ребёнок узнал о себе после урока.

  • Создание доброжелательной атмосферы, где ошибка воспринимается как шаг к успеху.

Что это значит на практике?
Это когда мы не просто спрашиваем: «Дети, прочитайте текст», а говорим: «Вася, ты любишь динозавров, расскажи нам о них своими словами. Маша, нарисуй, как ты представляешь себе этот момент. Коля, придумай короткий диалог между героями». Мы обращаемся не к абстрактному «классу», а к конкретному Васе, Маше, Коле, используя их сильные стороны.

Например, на уроке русского языка по теме «Осень» вместо единого для всех сочинения «Краски осени» предлагается выбор:

  • Написать стихотворение.

  • Сделать коллаж из осенних листьев и подписать его.

  • Снять короткое видео на телефон с комментарием.

  • Подобрать музыкальный отрывок, который ассоциируется с осенью, и объяснить свой выбор.

Каждый ученик проявляет себя в комфортной форме, что укрепляет уверенность и внутреннюю мотивацию. То есть такой подход ориентирован на личность, но пока не совсем ясно, как он развивает и где здесь игра. А теперь добавим второй компонент.

Развивающее обучение

«Учим думать, а не запоминать»

Суть подхода: Цель – не столько передача суммы знаний, сколько развитие основных психических функций ребёнка: мышления, воображения, памяти, внимания. Мы учим детей не «чему», а «как»: как думать, как анализировать, как находить информацию, как решать нестандартные задачи.

Основные принципы (по Эльконину-Давыдову):

  • Обучение через решение системы учебных задач. Не «выучить правило», а «понять, почему это правило работает».


  • Создание проблемной ситуации. Ученик сталкивается с вопросом, на который у него нет готового ответа.

  • Акцент на теоретическом мышлении (поиск общих закономерностей).

  • Коллективно-распределённая деятельность. Дети учатся вместе, обсуждая и находя решение.

Приёмы реализации:

  • Метод «открытия» нового знания: ученики сами формулируют правило или вывод.

  • Проблемные вопросы: «Почему?», «Что произойдёт, если...?», «Как доказать, что…?»

  • Работа в микрогруппах для поиска решений и взаимного объяснения.

  • Организация мини-исследований и проектных заданий.


Что это значит на практике?
Мы не говорим: «Запомните, что у существительных бывает три склонения». Мы создаём проблему: «Давайте посмотрим на слова: "земля", "стол", "ночь". Почему мы пишем в них разные окончания? Есть ли здесь какая-то система? Давайте вместе её обнаружим!» Ученики обсуждают, ищут закономерности и сами формулируют правило.

Другой пример:
Урок математики. Тема «Площадь фигур». Вместо того чтобы сразу дать формулу, мы ставим задачу: «Чья фигура больше – ваша или у соседа по парте? Как это доказать, если у вас нет линеек?» Дети начинают предлагать: приложить друг к другу, разлиновать на клеточки, использовать монетки как единицы измерения. В этом процессе они сами приходят к понятию «единица измерения площади» и необходимости её введения.

Мы развиваем мышление, но пока это может быть сложно и суховато для младшего школьника. И здесь на помощь приходит третий, незаменимый компонент.

Игровые подходы

«Мост между детством и учёбой»

Суть подхода: Игра – это не просто развлечение, это ведущий вид деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. В игре ребёнок естественно усваивает правила, примеряет социальные роли, проявляет инициативу и фантазию.

Основные принципы:

  • Добровольность и положительный эмоциональный настрой

  • Наличие воображаемой ситуации и ролей.

  • Чёткие правила.

  • Активная деятельность самих детей.

Приёмы реализации:

  • Дидактические игры с учебным содержанием («Математическое путешествие», «Орфографическая рыбалка»).

  • Ролевые игры («Мы — исследователи», «Детективное агентство»).

  • Интерактивные квесты и игровые станции.

  • Использование цифровых игровых платформ (LearningApps, Kahoot и др.).

Что это значит на практике?
Мы не говорим: «Решим 10 примеров на сложение». Мы объявляем: «Мы — космонавты, и чтобы запустить ракету, нужно ввести код! Каждый решённый пример – это цифра кода!»

Пример:
Урок русского языка. Закрепление темы «Безударные гласные в корне». Мы не проводим скучной контрольной, а организуем игру «Детективное агентство "Грамотей"». Класс – это агентство. Каждое задание – это «дело», которое нужно раскрыть.

  • «Опознание» — найти слово с пропущенной буквой.

  • «Поиск улики» — подобрать проверочное слово.

  • «Засада» — работа с словарными словами, которые не проверить.

Дети входят в роли детективов, и сложная учебная задача превращается в увлекательное приключение.

Вот она – волшебная связка!

А теперь давайте соберём всё воедино. Как эти три подхода работают вместе?

Представьте себе урок окружающего мира по теме «Полезные ископаемые».

  • Без связки: Учитель показывает картинки, дети читают текст в учебнике, пересказывают.

  • Со связкой:

    1. Создаём игровую ситуацию: «Мы — команда геологов-исследователей, которая отправляется в экспедицию в разные уголки России на поиски сокровищ земных недр!»

    2. Включаем развивающий компонент: Ставим проблему: «Как отличить известняк от гранита, если у нас под рукой только подручные средства?» Дети выдвигают гипотезы: поцарапать, капнуть кислотой (уксусом), посмотреть на цвет. Они не получают готовые знания, а открывают их через эксперимент.

    3. Реализуем личностно-ориентированный подход: Каждый член «экспедиции» выбирает свою роль:

      • Теоретик — ищет информацию в атласе.

      • Лаборант — проводит опыты с образцами.

      • Художник-картограф — зарисовывает находки и отмечает их на карте.

      • Спикер — готовит отчёт для «научного совета» (остального класса).

Что мы получаем в итоге?

  • Игра даёт мотивацию и эмоциональный фон.

  • Развивающая задача обеспечивает качество обучения и формирование УУД.

  • Личностная ориентация гарантирует включённость и успех каждого ребёнка, учитывая его склонности.

Эти три подхода – не три отдельных методических приёма, а три кита, на которых держится современный урок в начальной школе. Игра – это язык, на котором говорит ребёнок. Развивающее обучение – это содержание нашего с ним диалога. А личностно-ориентированный подход – это уважение к нашему собеседнику, признание его уникальности.

Используя их в единстве, мы превращаем обязательное обучение в желанное развитие. Мы воспитываем не просто успевающего ученика, а мыслящую, творческую и уверенную в своих силах личность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Ляменкова Лариса Александровна

Дата: 02.11.2025

Номер свидетельства: 676602


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства