МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10
  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
  
 
 
 
 
 
 
 
 ДОКЛАД  
 НА ТЕМУ:
  «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья  
  младших школьников»
  
 
 (НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ШКОЛЫ)  
 
 
 
 
  
 
  
   УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  
   САРАФАНОВА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА
  
 
  ЕЛЕЦ - 2016Г.
  
 
 «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
 От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
 мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы…»
 В.А. Сухомлинский
  Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья детей.
  Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.  
  Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической терминологии относительно недавно. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М.Амосов, В.Ф.Базарный, Н.К. Смирнов.
  Существуют следующие факторы риска учебной среды. (см.слайд)  
  Важнейшим условием моей деятельности является применение в своей практике здоровьесберегающих технологий.  
  Здоровьесберегающие технологии включают в себя : технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности ,здоровьесберегающие образовательные технологии, экологические здоровьесберегающие технологии, медико -гигиенические технологии,физкультурно- оздоровительные технологии (Зайцев Г.К.)
  Здоровьесберегающая деятельность школы  
   Профилактические прививки
  Дни и Недели Здоровья
  Диспансеризация
  Участие в районных спортсоревнованиях  
  Спортивные школьные праздники
  Беседы о здоровье с учащимися  
  Витаминизация  
  Беседы о здоровье с родителями
  Оформление классных и школьных «Уголков здоровья»
  Созданные в школе условия
  Гигиенические условия, соответствующие требованиям СанПиНов и реализуемые всеми участниками педагогического процесса  
  Качественное и полноценное медицинское обслуживание
  Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий
  Проведение мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников
 
   Для создания здоровьесберегающего пространства необходимо изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения изменение отношения к учащимся изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем (Безруких М.М., Сонькин В.Д.)
  Что же в моем понимании представляет «здоровый урок?».
  Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок – это тот урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок – это тот урок, который не научает, а развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.
  При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических поз. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.
  При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.
  Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы. Обязательно провожу валеологические паузы на 10-15-25-30 минутах. Средняя продолжительность таких пауз составляет 30-60 секунд. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их провожу обязательно .
  Критерии здоровьесохраняющего урока:  
   Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.
Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности использую компьютерные технологии.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. 
Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся. 
Физкультминутки естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Каждое утро в классе начинается с гимнастики ,которую проводят сами же дети по ритмичную музыку. Подбирая материал к уроку, учитываю также материал психологического воздействия цвета на ребенка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию; красный возбуждает, раздражает; голубой ухудшает настроение; зеленый – улучшает настроение, успокаивает; желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.
  Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Какие же задачи стоят перед учителем, который работает над тем, чтобы сохранить здоровье своих учеников и добиться максимальной эффективности и результативности урока?
   обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;  
  привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.).  
  желание быть здоровым душой и телом;
  обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;  
  формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.  
 
  Помимо работы над укреплением здоровья обучающихся во время уроков, я веду у параллели 4-х классов курс внеурочной деятельности "Русские традиции и здоровье" и продолжаю вести эту работу, создавая все необходимые условия для того, чтобы повысить работоспособность и снизить утомляемость детей на уроке. На этих занятиях мы знакомимся с основными правилами гигиены, принципами здорового образа жизни, составляем режим дня, учимся бороться с болезнями и правильно питаться.Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. А учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. 
 Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное сохраняет здоровье наших детей.