Муниципальное образовательное учреждение  Андреевская средняя общеобразовательная школа   
Урок русского языка  
Правописание мягкого знака после букв шипящих (ч, щ, ш, ж)   у имен существительных (н.ф.)  
Учителя начальных классов 
Игнатьевой С.А. 
     
 
Учен  ь  е –   пут  ь  к умению.  
     
 
Орфографическая разминка  
пал…то, плат…е, руч…ка,  
морков…, кон…ки, мощ…ный, кроват…,  
сосул…ка, лад…я,  
мебел…, поч…товый,  
варен…е  
     
 
 Орфограмма  ЧК, ЧТ, ЧН, ТЧ  
ру  чк  а  
мо  щн  ый  
го  нщ  ик  
по  чт  овый  
 
 
 
 
     
 
 ь знак – показатель мягкости согласного звука  
па  л   ь   т   о  
сосу  л   ь   к   а  
ко  н   ь   к   и  
крова  т   ь   
мебе  л   ь    
морко  в   ь   
Ь   п  ишется в корне (после корня)  после согласных  в конце слова или между двумя согласными. 
     
 
 ь знак - разделительный  
пла  т   ь   е   
ла  д   ь   я   
варе  н   ь   е   
 
Ь   пишется в корне (после корня)  после согласных, но перед гласными: 
е, ё, ю, я, и.  
     
 
Попробовать  
пальто, платье, дочь, ручка, морковь, коньки, мощный, кровать,  
сосулька, ладья,  
мебель, почтовый,  
варенье, мяч  
     
 
ДО  Ч   Ь   - МЯ  Ч   
     
 
Подумать  
Колючий ёж убежал в лесную глушь. Трубач играет марш. Настала темная ночь. Мы купили дорогую вещь. Он примерил новый плащ. Меня охватила сильная дрожь  .  
Колючий  ёж  убежал в лесную  глушь  .  Трубач  играет  марш  . Настала темная  ночь  . Мы купили дорогую  вещь  . Он примерил новый  плащ  . Меня охватила сильная  дрожь  .  
     
 
 Правописание мягкого знака после букв шипящих (ч, щ, ш, ж)   у имен существительных (н.ф.)   
Найти  
м.р.  
ж.р.  
ь  
ь  
     
 
Алгоритм  
Это имя существительное?  В начальной форме?  Есть ли шипящий звук (ч, щ, ш)  на конце слова?  Определяю род.  Женский  род – пишу   – ь знак.  Мужской  род – не пишу   ь знак.  
     
 
камыш  
шалаш  
гараж  
калач  
     
 
      Найди четвёртое лишнее:  
ь  
помощ…  
лещ…  
плащ…  
шалаш…  
ь  
чертёж…  
ёж…  
ерш…  
реч…  
ь  
стриж…  
чиж…  
рож…  
гараж…  
     
 
Словарный диктант  
Неправда – ЛО  ЖЬ    Доктор – ВРА  Ч    Сила – МО  ЩЬ   , СИЛА  Ч    Мелкие деньги – МЕЛО  ЧЬ    Маленький серый грызун – МЫ  ШЬ    Вкусный наваристый – БОР  Щ    Острый или тупой – НО  Ж     Женское украшение – БРО  ШЬ    Маленький ребёнок - МАЛЫ  Ш     
     
 
Составь словосочетания  
обручи  моржи  ночи  карандаши   тёмный  цветной  усатый  железный  
     
 
Проверь словосочетания  
Железный обру  ч   Усатый мор  ж   Тёмная но  чь   Цветной каранда  ш    
     
 
Потренироваться  
Ключ.., печ…, калач…, доч…, кирпич…, меч…, мелоч…, дич…, стереч…, прыщ…, рож…, брош…, вещ…, ёрш…, мыш…, чиж…, камыш…, туш… .  
     
 
Проверь себя  
Клю  ч   ,  пе  чь   ,  кала  ч   , до  ч   ь   ,   кирпи  ч   , ме  ч   , мело  ч   ь   , ди  ч   ь   ,  стере  чь   ,  пры  щ   , ро  ж   ь   , бро  ш   ь   , ве  щ   ь   , ёр  ш   , мы  шь   , чи  ж   , камы  ш   ,    тушь - туш  
     
 
«Ловушка»  
но ч?  – но ч?к  а 
пе ч?  – пе ч?к  а 
до ч?  – до ч?к  а 
ЧК, КЧ, ЧТ, ТЧ, ЩН, НЩ  
но ч   ь    – но чк   а 
пе ч   ь    – пе чк   а 
до ч   ь    – до чк   а 
     
 
«Ловушка»  
Из-за ту ч(?)  показалось яркое солнце. 
ЧТО ? ТУЧА – н.ф.  
 
Из-за ту ч   показалось яркое солнце. 
     
 
Поставь каждое существительное в н.ф., найди «ловушки»  
Плющи, вещи, рощи,  
товарищи, стрижи,  
крыши, багажи, печи,  
баржи, речи, камыши,  
лучи, лужи, силачи, дачи  
     
 
Поставь каждое существительное в н.ф.,   найди «ловушку»  
роща – нет ро  щ  
крыша – нет кры  ш  
баржа – нет бар  ж  
лужа – нет лу  ж  
дача – нет да  ч   
     
 
Подводим итоги…  
Какую учебную задачу вы решали   на уроке?  В чем возникли затруднения и удалось ли их преодолеть?   
Повторить  
Попробовать  
Подумать  
Найти  
Потренироваться  
Проверить себя  
 
     
 
Весёлая грамматика  
ДЕВЕЖЬ  БОРОМОЖ  ВЕЛОЧЬ  СПУЛЬКА  КУЩЬ  ЛАРУКУШ