Технологическая карта
  
 
  
 
     |   Учебный предмет   |    Обучение грамоте. Письмо   |  
  |   Класс   |    1-6   |  
  |   Тип урока   |     ОНЗ (открытие нового знания)       |  
  |   Используемые технологии   |    Технология деятельностного метода   |  
  |   Используемые методы   |    Проблемный, частично - поисковый   |  
  |   Тема урока   |     Согласный звук [ч']. Заглавная буква Ч. Правописание ча - чу.       |  
  |   Цель   |    Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и заглавной буквой Ч, для формирования УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных).   |  
  |   Задачи   |     Образовательные: Открыть с учащимися правила написания заглавной буквы Ч, учить писать слова с этой буквой; формировать навык каллиграфически правильного письма; повторить понятия: строчная, заглавная буква, рабочая строка, упражнять в звуковом анализе слов; повторить знания об именах собственных.   Развивающие: развивать орфографические умения, тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение. Развивать зрительную память, речь, мелкую моторику рук, умение контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности своих товарищей, продолжать формировать навыки групповой работы, повышать мотивацию учения.  Воспитательные: воспитывать желание и интерес к занятиям письмом; воспитывать аккуратность, усидчивость.   |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
     |   Планируемый результат   |  
  |    Предметные умения:   - уметь выделять звук [ч'], давать ему характеристику;   - уметь делать звуко - буквенный анализ слова;   - уметь находить «ошибкоопасное место» в слове;   - уметь сравнивать, обобщать, делать выводы;   - уметь прогнозировать учебную деятельность.   
           |     Познавательные УУД:   - ориентироваться в учебнике, тетради;   -ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;   - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;   - уметь определять уровень усвоения учебного материала.   Личностные УУД:   - определять общие для всех правила поведения;   - определять правила работы в группах;   -оценивать содержание учебного материала     -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.   Регулятивные УУД:   - определять и формулировать цель деятельности на уроке;   - формулировать учебные задачи;   -работать по предложенному плану, инструкции;   - высказывать свое предположение;   Принимать и сохранять - осуществлять самоконтроль;   -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.   Коммуникативные УУД:   - слушать и понимать речь других;   - уметь чётко выражать свои мысли;   - учиться выполнять различные роли в группе.   |  
  |         Формы работы   |          Ресурсы   |  
  |         Фронтальная   Групповая   Работа в парах                           |          Книгопечатная продукция:   Пропись В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова Тетрадь № 3 М., 2016.   Раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями).   Индивидуальные маркерные досточки, маркеры.          Технические средства обучения:   компьютер, медиапроектор.                 |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   Ход урока
  .
  Ι. Самоопределение к учебной деятельности.
  Раз, два, три, четыре, пять –  
  Урок пора нам начинать.  
  Вы друг другу улыбнитесь.  
  И тихонечко садитесь.
  - Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами.  
  - Какая работа предстоит нам на уроке? ( Узнать что-то новое)
  - Мы сегодня будем познавать тайны русского языка.
  -Послушайте советы парты. Слайд №1
  - В походе за новыми знаниями нам нужно вспомнить правила работы в группе. Слайд №2
  - Девиз нашего урока «Век живи – век учись!». Слайд № 3
  - Почему, люди учатся всю жизнь? (Высказывания детей)
  ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  - Я думаю, что всё на уроке у нас получится. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.
  - Из чего состоит наша речь?
  - На какие группы можно разделить все звуки?
  - Что можете сказать о согласных звуках? О гласных? Слайд № 4
  - Покажите на ленте все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки.
  - Что можно составить из звуков и букв?
  - Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?  
  Учащиеся сидят группами. На каждом столе карточки с заданиями, лист самооценки, сигнальные кружки.
  Карточки № 1.(Приложение 1)
  Учащиеся вставляют букву в слово, передают по карточке соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой (1-2-я, 3-4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Готовы».
  - Обсудите и оцените работу в группах. (Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.)
  - Молодцы!  
  Физкультминутка.
  Дыхательная гимнастика по Стрельникову.  
  Упражнения «Кошечка» и «Маятник»
  - Ребята, вспомните последнее слово на карточке (Чай, чудо).Слайд № 5
  - На Руси, чаепитие всегда отличалось сердечностью. Самовар на столе, как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные беседы
  А знаете ли вы, откуда появился чай, где его родина? Этот вопрос до сих пор считается спорным. Одни считают родиной чая Китай, другие – Индию. Название этого напитка произошло от китайского слова «ча», что в переводе означает «молодой листочек».
  - Какую новую букву вы встретили в словах? (Букву ч)
  - Какие буквы вставили после неё? Вы можете доказать правильность выбора буквы?  Что мы теперь должны сделать?  
  ( Разобраться в чём наше затруднение)
  III. Постановка учебной задачи.
  - У нас появилась проблема! Итак, какой должна быть цель нашей деятельности? Чему мы будем учиться? О чем мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её выполнить? (Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве Ч, а также о сочетании Ча, Чу.)
  - Сформулируйте тему нашего урока.
  - Какой должен быть следующий шаг нашей деятельности?  
  (Самим найти способ решения этой проблемы) Слайд № 6
  IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
  - Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч'].  
  Чтобы звуком управлять,
  О нём всё точно надо знать
  Повторим правила работы в группе. Приложение 2
  - Возьмите карточки № 2 и выполните задание. Приложение 3
  
 
   Проведите звуко - буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой гамме). Сделайте вывод о звуке [ч'].
  3-я группа.
  Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
  Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач,.
  4-я группа.
  Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?
  Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )
  Чу – чу – чу – мультик я сейчас…( включу )
  Ча – ча – ча – на столе горит …(свеча)
  
 
  - Молодцы!  
   - Прочитайте запись на слайде  
   Чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке.
  
 
  Слайд № 10  Физкультминутка.  
  Тик-так, тик-так.  
  Все часы идут вот так:  
  Тик-так, тик-так.  
  Смотри скорей, который час:  
  Тик-так, тик-так, тик-так.  
  Налево раз, направо раз,  
  Мы тоже можем так:  
  Тик-так, тик-так, тик-так
  
 
  - Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук [ч']
  - Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги? (Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)
  - Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги?
  (Звук [ч'] не бывает твёрдым.)  
  - Итак, расскажите, что мы узнали о букве ч.
  
 
  Слайд № 13 Физкультминутка  
  
 
  - Продолжим знакомство с буквой ч.  
  Карточки  
  
 
  1-я группа.
  Разрежьте модель заглавной буквы Ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.
  2-я группа.
  Сравните строчную букву ч с заглавной буквой Ч. Что у них общего? Подумайте, как писать букву Ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: между верхней дополнительной линией рабочей строки записываем линию, похожую на строчную букву г, доводим её до верхней дополнительной линии и ведём вниз длинную палочку с закруглением вправо.
  3-я группа.
  Подумайте, как соединить букву Ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение (Ча Чу Чи).
  Учащиеся выполняют задание в тетради
  - Откройте прописи на с. 29
  
 
  Я тетрадочку открою и наклонно положу,  
  Ручку я от вас не скрою, ручку я вот так держу.
  Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
  Подготовим руку к письму, обведите узоры. В конвертах вырезанная письменная буква ч из бархатной бумаги. Обведите её указательным пальцем несколько раз.
  
 
  Далее учитель показывает написание буквы Ч на доске, дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на ладони и в прописи.
  Письмо буквы маркером на индивидуальной досточке.
  Письмо в прописи: Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч
  
 
  Физкультминутка (моторика).
  Это пальчик дедушка,
  Это пальчик бабушка,
  Это пальчик мамочка,
  Это пальчик папочка,
  Это пальчик я, вот и вся моя семья!
Письмо в прописи: Ча Чу Чи
  Взаимопроверка в парах: подчеркнуть красным цветом самую красивую букву, самый красивый слог.
  Замечательный русский писатель Аркадий Петрович Гайдар написал интересный рассказ о мальчиках, которых звали Чук и Гек.
  Работа в Прописи
  - Прочитайте предложение: О Чуке и Геке написана книга.
  - На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (Группы ча, чу.)
  - Почему эти сочетания являются опасными? (Звук [ч'] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я и ю, которые указывают на мягкость.)
  -  Какое правило надо запомнить?  
  (Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у.)
  - Вот ещё одну тайну вы узнали на уроке. Открыли для себя новое знание!
  V.Первичное закрепление.
  - Работа в прописи.  
  - Прочитайте пословицу, написанную печатным шрифтом. Мала пчела, да и та работает.  
  - Объясните значение.
  
 
  - А теперь в группах попробуйте придумать коротенькую сказку о том, как буква ч подружилась с буквами а и у:
1-я и 2-я группа - ча,
  3-я и 4-я группа - чу.
  - Послушаем сказки.
 
  - Итак, с какую тайну русского языка вы сейчас узнали? (Ча пиши с а, чу пиши с у.)
  
 
  В каких словах мы будем писать заглавную букву Ч? Беседа: Где мы свами живём? ( На Чукотке) Слайд о Чукотке. Запись предложений на свободных строчках:
  Физкультминутка.
   Слайд №14
   - Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. - Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
  VI. Включение в систему знаний и повторение.
  - Сегодня мы очень много узнали о букве Ч.
  
 
  Ответьте подробно на вопрос: почему букву ч назвали буквой-почемучкой? Хорошо это - быть почемучкой?
  
 
  - Значит девиз нашего урока правильный, если человек учится, значит, он будет знать больше.
  VII. Рефлексия деятельности.
  - Ребята, давайте подведём итог нашей работы. 
Самооценка. Выскажите свои мысли по уроку. Слайд №15
  - Спасибо за урок!  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Литература
   Бунеев Р.Н. Букварь / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. -БАЛЛАС, 2012.
 
  
 
   Волина В.В. Учимся играя / В.В. Волина. - М., 1994.
 
  
 
   Глазкова ТА, Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности / Т.А. Глазкова // Начальная школа. -1999. -М 10. -С. 33-36.
 
  
 
   Классификация общих методик при коллективных учебных занятиях // Сельская школа. - 2005. - Июнь. - С. 4-8.
 
  
 
   Пронина О. В. Мои волшебные пальчики: Тетрадь № 5 / О.В. Пронина. - М., 2012.
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение .
  Приложение 1 Карточки №1
  1 и 3 группы  
  К_пуста, ябл_ня, х_р_шо, к_рова, л_мон, ч_й.
  
 
  Ябл_ко, р_бина, в_рона, _сина, м_л_ко,ч_до. 2 и 4 группы
  
 
  Приложение 2
  Правила работы в группе
  
  Приложение 3 Карточки № 2
  1-я группа.
  Букварь с. 132 сделайте схему-«человечка» Ч. Подготовьте рассказ о  
  букве ч.  
  2-я группа.
  Букварь с. 134. Проведите звуко-буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой форме). Сделайте вывод о звуке [ч'].
  3-я группа.
  Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
  Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач, честность.
  4-я группа.
  Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?
  Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )
  Чу – чу – чу – мультик я сейчас…( включу )
  Ча – ча – ча – на столе горит …(свеча)
  
 
  Приложение 4
  
 
     |   На что похожа буква ч.   |  
  |       |     Буква ч сказала: «Есть!»   Отдала кому-то честь.       |  
  |   Ч   |     Ч с четвёркой так похож!   Буква с цифрой? Ну и что же?!   Удивляешься чему ты?  Просто их не надо путать.   |  
  |       |     Первой букве в слове «ЧТЕНИЕ»,   Букве ч моё почтение!       |