Отгадай зашифрованные слова. 
    
- Вспомните, как жужжит шмель? Какой это звук? 
 - Как рычит собака? Произнесите звук. 
 - Какой это звук? 
 - Как шипит змея? Какой это звук?  
 
 В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят. 
Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках  
    
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. 
Жи-жи-жи - здесь живут ежи. 
Же-же-же - дождь прошел уже. 
Жо-жо-жо - лужок, снежок, 
 пирожок, творожок . 
    
Назови животных, которые начинаются на 
согласный звук. 
    
Назови предметы, которые начинаются на 
гласный звук. 
    
    
Прочитайте фамилию автора. 
Как называется произведение? 
Как вы понимаете это название? 
О чём это произведение? 
Что изображено на иллюстрации? 
Прочитайте стихотворение. 
Саша Чёрный 
    
Полночь - глубокая ночь. 
Кучей угорелой  - все сразу в большой суматохе. 
Затеяли проказу - начали шалить. 
Превесёлый — очень весёлый. 
Маскарад - бал, на который приходят в масках и костюмах.  
 
    
Что произошло в полночь? 
Кто начал шалить? 
Почему буквы «затеяли проказу»? 
Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»? 
Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему?  
А какие костюмы могли бы надеть буквы «В», «Ж», «М», «К», «И»?  
 
    
Узнай букву на маскараде. 
    
Раз, два - встать пора,  Три, четыре - руки шире,  Пять, шесть - тихо сесть,  Семь, восемь - лень отбросим. 
    
-Кто автор следующего произведения? 
-Как называется этот рассказ? 
-Как вы думаете, о чём в нём 
 рассказывает автор? 
-Найдите звуки, которые можно петь и 
 прочитать. 
-Объясните, какие звуки нельзя пропеть? 
Рассказ - небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод. 
    
Вспомните, какие звуки называются 
гласными? 
Согласными? 
Звонкими? 
Глухими? 
    
Гласные тянутся в песенке звонкой, 
Могут заплакать и закричать, 
Могут в кроватке баюкать ребёнка, 
Но не желают свистеть и ворчать. 
А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть, 
Но не хочется им петь. 
Ссс. .. - змеиный слышен свист. 
Шшш ... - шуршит опавший лист. 
Жжж. .. - шмели в саду жужжат. 
    
А. Шибаев «Всегда вместе». 
- Что произошло, когда звуки поссорились? 
 - Чему учит эта сказка? 
 - Нужно ли спорить о том, кто важнее? 
 - Назовите пословицы о дружбе, о ссоре. 
 
    
- Все за одного, один за всех.  
 
Дружба и братство дороже любого богатства. 
 
- Одна голова - хорошо, а две лучше.  
 - Согласие крепче каменных стен. 
 
    
 С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? 
 Почему «А» поётся, а «Б» - нет? 
 Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они - способные певцы?  
 Чему учит рассказ Ф. Кривина? 
 Оцените свою работу на уроке. 
    
Я молодец, работал 
 хорошо! 
Я стараюсь, но у меня 
 не всё получается. 
 Я мало работаю на уроке, мне надо 
работать лучше.