Данный файл содержит презентацию к уроку по окружающему миру и пояснительную записку. УМК "Школа России", 2 класс
Пояснительная записка
 к уроку №5  окружающего мира по теме: «Живая и неживая природа», 2 класс
I. Место урока:  изучение темы «Живая и неживая природа» входит в раздел «Природа» по программе «Окружающий мир» А.А.Плешаков.
II. Цель урока: дать представление о живой и неживой природе.
III. Задачи урока:  планируемые результаты:
личностные результаты
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, учащиеся осознают ценность природы;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
метапредметные  результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.  (Сборник рабочих программ. УМК «Школа России» (стр.372-374).
IV. Характеристика урока.
Методы обучения: подводящий диалог,  проблемный,  деятельностный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Этапы урока:
Организационный момент, эмоциональный настрой.
Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
V. Оборудование:  тест (для каждого ученика на отдельном листочке), компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» часть I, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть I, сигнальные карточки-кружки, цветные карандаши, фишки (красные, синие).
VI. Структура урока:
Организационный момент:  при показе презентации,  на слайде, появляется солнышко, учитель просит детей улыбнуться друг другу и  зачитывает  весёлое стихотворение,  создавая положительный психологический настрой учащихся.
Актуализация знаний:  во время этапа актуализации знаний используется тест, благодаря которому учащиеся смогут определить, что одни объекты относятся к живой природе, а другие к неживой. 
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы: на данном  этапе  ребятам предлагается отгадать несколько загадок  Муравьишки и составить из первых букв отгадок слово. Затем из слов отгадок нужно составить две  группы «Живая природа»  и  «Неживая природа». Во время выполнения данного задания у детей может возникнуть затруднение в какую группу нужно отнести тот или иной объект. Поэтому вместе с учащимися называем признаки сначала живой природы, а затем неживой. На основании полученных знаний ребята сначала пытаются сделать вывод самостоятельно, затем читают его в учебнике. Перед учениками возникает  проблемный вопрос:  может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Дети должны обосновать  свой ответ.  (Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.)
   Дети могут предположить, о чём пойдёт речь на уроке, прочитать тему урока  на с. 24  учебника. Озвучить учебные задачи. 
Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний:
1)Беседа, работа по учебнику.  Дети вспоминают, что относится к природе  (это то, что нас окружает и не создано руками человека), что необходимо растениям и животным для жизни  (солнце, воздух, вода). Рассматривают фотографии  на  с. 24-25.  Красными фишками обозначают то, что относится к живой природе, а синими – к неживой. Взаимопроверка.
2)Выполняется задание в рабочей тетради (с.7, №1). Проверка в парах.
Физкультминутка. Способствует повышению интереса к изучению  нового материала, потому что ребята вместе с Муравьишкой  выполняют движения, если объект живой природы – шагают, прыгают  и т.п., а если объект неживой природы – останавливаются.
Продолжение работы по теме урока.  Класс делится на  группы (1 ряд - одна группа и т.д.). Каждой группе предлагается разгадать кроссворд, вписав в клеточки названия объектов живой и неживой природы. После чего учитель задаёт вопрос: 
- По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых предметов? Дети обобщают полученные знания. Учителю необходимо спросить у ребят, возникли ли у них затруднения во время выполнения самостоятельной работы.
Рефлексия.  Учащимся  нужно объяснить схему в учебнике  (с. 27, в рамке,  взаимосвязь неживой и живой природы). Оценивают свои достижения на уроке, поднимая сигнальные карточки определённого цвета.
Подведение итогов урока. Ребятам предлагается ответить на вопросы учителя. Вспомнить какие учебные задачи они ставили в начале урока, все ли выполнили.
Домашнее задание. Выполнить задание №2, 5 (с.7-8)  в рабочей тетради (показать связь живой и неживой природы).
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «пояснит. записка к уроку.»
                            
            
                                                              Пояснительная записка
  к уроку №5 окружающего мира по теме: «Живая и неживая природа», 2 класс
 I. Место урока:  изучение темы «Живая и неживая природа» входит в раздел «Природа» по программе «Окружающий мир» А.А.Плешаков.  
 II. Цель урока: дать представление о живой и неживой природе.
 III. Задачи урока:  планируемые результаты:
 личностные результаты
 1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, учащиеся осознают ценность природы;
 2) формирование уважительного отношения к иному мнению;
 3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  
 метапредметные результаты:
 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
 предметные результаты:
 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
 2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
 3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация);
 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. (Сборник рабочих программ. УМК «Школа России» (стр.372-374).
 IV. Характеристика урока.
 Методы обучения: подводящий диалог, проблемный, деятельностный.
 Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
 
 
 Этапы урока:
 Организационный момент, эмоциональный настрой.
 Актуализация знаний.
 Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
 Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний.
 Физкультминутка.
 Продолжение работы по теме урока.
 Рефлексия.
 Подведение итогов урока.
 Домашнее задание.
 
 
 V. Оборудование:  тест (для каждого ученика на отдельном листочке), компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» часть I, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть I, сигнальные карточки-кружки, цветные карандаши, фишки (красные, синие).
 VI. Структура урока:
 Организационный момент: при показе презентации, на слайде, появляется солнышко, учитель просит детей улыбнуться друг другу и зачитывает весёлое стихотворение, создавая положительный психологический настрой учащихся.
 
 
 Актуализация знаний:  во время этапа актуализации знаний используется тест, благодаря которому учащиеся смогут определить, что одни объекты относятся к живой природе, а другие к неживой.  
 Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы: на данном этапе ребятам предлагается отгадать несколько загадок Муравьишки и составить из первых букв отгадок слово. Затем из слов отгадок нужно составить две группы «Живая природа» и «Неживая природа». Во время выполнения данного задания у детей может возникнуть затруднение в какую группу нужно отнести тот или иной объект. Поэтому вместе с учащимися называем признаки сначала живой природы, а затем неживой. На основании полученных знаний ребята сначала пытаются сделать вывод самостоятельно, затем читают его в учебнике. Перед учениками возникает проблемный вопрос: может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Дети должны обосновать свой ответ. (Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.)
  Дети могут предположить, о чём пойдёт речь на уроке, прочитать тему урока на с. 24 учебника. Озвучить учебные задачи.  
 Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний:
 1)Беседа, работа по учебнику. Дети вспоминают, что относится к природе (это то, что нас окружает и не создано руками человека), что необходимо растениям и животным для жизни (солнце, воздух, вода). Рассматривают фотографии на с. 24-25. Красными фишками обозначают то, что относится к живой природе, а синими – к неживой. Взаимопроверка.
 2)Выполняется задание в рабочей тетради (с.7, №1). Проверка в парах.  
 
 
 Физкультминутка. Способствует повышению интереса к изучению нового материала, потому что ребята вместе с Муравьишкой выполняют движения, если объект живой природы – шагают, прыгают и т.п., а если объект неживой природы – останавливаются.
 
 
 Продолжение работы по теме урока.  Класс делится на группы (1 ряд - одна группа и т.д.). Каждой группе предлагается разгадать кроссворд, вписав в клеточки названия объектов живой и неживой природы. После чего учитель задаёт вопрос:  
 - По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых предметов? Дети обобщают полученные знания. Учителю необходимо спросить у ребят, возникли ли у них затруднения во время выполнения самостоятельной работы.
 
 
 Рефлексия.  Учащимся нужно объяснить схему в учебнике (с. 27, в рамке, взаимосвязь неживой и живой природы). Оценивают свои достижения на уроке, поднимая сигнальные карточки определённого цвета.
 
 
 Подведение итогов урока. Ребятам предлагается ответить на вопросы учителя. Вспомнить какие учебные задачи они ставили в начале урока, все ли выполнили.  
 Домашнее задание. Выполнить задание №2, 5 (с.7-8) в рабочей тетради (показать связь живой и неживой природы).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Кроссворд «Живая и неживая природа»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «Урок 5. Неживая и живая природа.»
                            
            
                                                            
     
ПРИРОДА 
Урок 5. НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА 
 Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 
 УМК А.А. Плешакова, 2 класс 
 
 
Еськова Юлия Борисовна, 
учитель начальных классов, 
 II квалификационная категория. 
     
I. Организационный момент  (эмоциональный настрой) 
Всё ль на месте?  Всё ль в порядке –  Книжка, ручка и тетрадка?  Все ли правильно сидят?  Все ль внимательно глядят? 
Каждый день, всегда, везде,  На занятиях, в игре 
Громко, чётко говорим 
И тихонечко сидим. 
     
II. Актуализация знаний 
     
Букву ответа записываем на листке! 
- Укажите, что сделано руками человека: 
а) облако; 
б) космический корабль; 
в) стол; 
г) трава; 
д)воробей; 
е) солнце. 
     
2. Укажите, что не сделано руками человека: 
а) река; 
б) кит; 
в) парта; 
г)вода; 
д) небо; 
е) дом. 
     
3. Какое утверждение верно? 
а) Природой называется всё то, что окружает человека. 
б) Природой называется всё то, что сделано руками человека. 
в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками. 
     
4. Укажите ряд, в котором указаны только объекты природы: 
а) 
б) 
в) 
     
IV. Самоопределение к деятельности 
- Отгадайте загадки Муравьишки. 
Не по рыбам, а сети расставляет . 
     
У родителей и деток вся одежда из монеток. 
     
Ходит, спесь надуваючи. 
     
Без языка, а говорит, без ног, а бежит. 
     
По синему морю белые гуси плывут. 
     
И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. 
     
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. 
     
 П АУК 
 Р ЫБА 
 И НДЮК 
 Р УЧЕЙ 
 О БЛАКА 
 Д ОЖДЬ 
 А РБУЗ 
ЖИВОЕ 
ПАУК, РЫБА, ИНДЮК 
НЕЖИВОЕ 
РУЧЕЙ, ОБЛАКА, ДОЖДЬ, АРБУЗ 
     
Может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? 
     
V. Работа по теме урока  1. Беседа, работа по учебнику 
-  Давайте вспомним, что относится к природе. 
Это то, что нас окружает и не создано руками человека. 
 
-  Что необходимо растениям и животным для жизни. 
Солнце, воздух, вода. 
     
2. Выполнение задания в рабочей тетради (с.7, №1), проверка в парах. 
Вариант 1  Вариант2 
 
Подчеркните объекты Подчеркните объекты 
 живой природы.  неживой  природы. 
     
Сделаем вывод! 
- Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? 
     
    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 
     
VII. Продолжение работы по теме урока    
КРОССВОРД 
«Живая и неживая природа» 
     
VIII. Рефлексия  (учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.27, в рамке). 
- Оцените свои достижения на уроке. 
 - ВСЕ ОТВЕТЫ ПРАВИЛЬНЫЕ! 
 - ДОПУЩЕНА ОШИБКА. НАДО ЕЩЁ ПОРАБОТАТЬ! 
 - МНОГО ОШИБОК. ПРИДЁТСЯ НАЧАТЬ СНАЧАЛА! 
     
IX. Подведение итогов 
 - О чём говорили сегодня на уроке? 
- Какие учебные задачи ставили? 
- Все ли выполнили? 
 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: 
№ 2, 5 (с.7-8) 
     
СПАСИБО ЗА УРОК!