 
Г.Цыферов 
«Тайна запечного сверчка» 
3 класс 
УМК «Школа 2100» 
     
Вид на Зальцбург 
     
« 
Можно ли, слушая сверчка, 
 научиться музыке? 
 
 Г.Цыферов 
"Тайна запечного Сверчка" 
 » 
     
Маленький принц 
австрийской музыки 
« 
 » 
Геннадий Цыферов 
Вольфган Амадей Моцарт 
     
О какой тайне маленького Моцарта 
вы узнали? 
Найдите в тексте диалог мальчика и Сверчка. 
Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные современники его решили не писать об этом. Почему? 
     
Ребята, как вы думаете, можно ли, слушая Сверчка, научиться музыке? 
Маленький Моцарт, поняв и полюбив всей душой музыку, стал видеть и слышать мир через звуки. 
Найдите в тексте образные выражения и объясните их смысл, используя прием "Рисуем словом". 
     
"Хрупкий луч луны замерз и сломался, стукнув в окно… 
 
"Эхо звуков умирало в каждом сердце, и каждый, прислушиваясь к себе, ловил их последнее дыхание…" 
 
"Зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка…" 
 
Представьте себя на месте маленького музыканта. С помощью жестов и мимики покажите настроение героя до концерта в Вене. 
     
Пластика, мимика - это особый язык. И как за всяким языком искусства, за языком движения кроется душа. Вы передали свое отношение к тому, что увидели в характере героя. 
     
А утром…Утром произошло еще удивительное событие… 
 
 
Продолжите описание этого события, читая отрывок из текста, используя интонацию загадочности, а затем торжественности. 
     
Можно ли соотнести с этим эпизодом иллюстрацию, которую художник изобразил на этой странице? 
     
Какими вам представляются герои этого произведения? 
хвастливый 
трудолюбивый 
загадочный 
талантливый 
самокритичный 
веселый 
Благодарный  
Маленький музыкант 
Сверчок 
     
А как в произведении Моцарта характеризует его отец? 
Леопольд Моцарт 
    
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. 
Когда талантливый человек вдруг ощущает это, он хочет поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками или звуками. И люди, которые слушают его произведения или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Разным людям нравится разная музыка: каждый человек находит то, что ему ближе, понятнее, что созвучно его душе. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной. 
 " Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден …" 
Ребята, вы прочитали сказки о детстве Моцарта, 
они не похожи на большинство сказок. 
Ведь Моцарт - не сказочный персонаж, он жил на самом деле. 
Почему же о нем написаны именно сказки? 
Дело в том, что мир музыки, мир звуков - это всегда тайна, загадка. Всегда немного волшебство. Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, то есть передать в музыке свои мысли и чувства. 
4 
     
Вы прослушали музыку Моцарта. 
Выразите свое чувство к музыке Моцарта одним словом. 
    