Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, учебного плана МКОУ НШ-ДС №14, примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Начальная школа XXI век» (Л.А. Ефросинина) М.:Вентана - Граф, 2008. 
  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логика учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 136 часа, из расчета 4 учебных часа в неделю. Проводится контроль в виде проверки техники чтения 4 раза в год: входной, конец 1, 2, 3 четверти и за год.
  Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих третий класс, перечень учебно - методического обеспечения, учебно-тематический план.
  Рабочая программа по литературному имеет целью помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт; овладеть элементарными литературными представлениями и знаниями.
  Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
   В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
  Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
  Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
  Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
  - сравнивать различные жанры фольклора.
  - тему, жанр произведений.
  -делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану (по картинному плану);
  - работать с иллюстрацией к тексту.
  - составлять план, пересказывать.
  - составлять план, пересказывать.
  «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди», «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб».
  - составлять план, пересказывать по плану, краткий пересказ.
  - пересказывать сказки от лица героев.
                          |        |     №   п\п   |     Наименова-ние разде-ла прог-раммы   |     Тема урока   |     Тип урока   |     Элементы содержания,    методические приемы   |     Требования к уровню подготовленности учащихся   |     Вид контроля   |     Элементы дополнительного содержания   |     Домаш-нее   задание   |          |  
  |        |     I четверть (27ч)   |  
  |        |     1   |    Уст-ное народное твор-чество (16 ч)   |     Понятие о загадке, виды загадок.Загадка-сказка.   В. Даль. «Старик-годовик»       |    Урок изучающего чтения   |     Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть.        |    Знать:  – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;  – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);  – различия жанров.   Уметь:  – называть произведения и выделять их особенности;  – определять тему и жанр произведения;  – называть и сравнивать героев  (положительных и отрицательных);  – определять главную мысль сказки;  – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;  – сравнивать сказки (былины) разных народов;  – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;  – характеризовать особенности речи сказителя;  – использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация;  – работать с   книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Загадка, особенности загадок. Сравнение загадок.   |    Хрестоматия,   с. 3, чтение   |         |  
  |        |     2   |     Пословицы.   Темы пословиц.        Дополнительное чтение     Загадки,   пословицы        |    Урок изучающего чтения   |     Пословица, темы пословиц.   Особенности построения   пословиц. Конкурс «Знаток   русских пословиц»        |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |    Выделение языковых средств художественной выразитель-ности (без использова-ния терминоло-гии)   |    Хрестоматия,   с. 4 - 5, чтение   |         |  
  |        |     3                       4   |     Русские народные сказки. «Самое дорогое,              Русские народные сказки.   «Про Ленивую и Радивую».                                  |    Урок изучающего  чтения   |     Присказка. Виды присказок.   Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки.   Рассказывание сказки от лица одного из героев.   |    Теку-щая провер-ка.  Литера-турная эруди-ция – литера-турные диктан-ты.   |    Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразитель-ности.  Выявление характера героя, его поступков и их мотивов   |    Учебник,   с. 13 - 21, пересказ по выбору    |    9.09   |  
  |        |     5   |     Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных.        Дополнительное чтение   Русские народные сказки.   «Лиса и Котофей   Иваныч», «Дрозд   Еремеевич»   |    Урок повторения   |    Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и Котофей  Иваныч». Работа с книгой: предисловие, послесловие.        |    Темати-ческий конт-роль.  Литера-турная викторина   |    Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке   |    Хрестоматия,   с. 27 – 33, чтение   |    11.09   |  
  |        |     6   |         |    Сказки с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям.   |    Теку-щая провер-ка. Навык чтения вслух.   |         |    Учебник,   с. 22 – 27, чтение или пересказ с присказ-кой   |    13.09   |  
  |        |     7-8   |     Волшебные   сказки.   «Царевич Нехи-   тёр-Немудёр».        Русская народная сказка.   О присказках   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Понятие «волшебные сказки». Их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и волшебных сказок   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 28 – 36, художественный пересказ   |    16.09   |  
  |        |     9   |         |     Слушание и работа с детскими книгами.        Дополнительное чтение   Русские народные сказки.   «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка   и Месяц»   |         |     Слушание русской народной сказки «Елена Премудрая» или «Умная внучка».   Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных             |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Хрестоматия,   с. 116 - 124, чтение.  Произве-дения из дополни-тельного списка.   |    18.09   |  
  |    10   |         |     Скороговорки.   Потешки.   Повторение:   малые жанры   фольклора             |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Дополнительное чтение в хрестоматии скороговорок, потешек. Понятие о скороговорке. Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс «Знаток малых жанров русского фольклора»        |         |    Теку-щий, работа с детски-ми книгами   |         |    Хрестома-тия, с. 3–6, чтение, выполне-ние заданий   |    20.09   |         |  
  |    11 - 14   |         |     Былина.   «Добрыня и Змея».        Былина.   «Илья Муромец и Соловей -разбойник»        Былина.   «Алёша Попович   и Тугарин Змеёвич».        Былина.   «Вольга и Микула»        |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи   положительные и отрицательные.   Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию   отдельных эпизодов   |         |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Былины. Выделение языковых средств художественной выразитель-ности (без использова-ния терминоло-гии)   |    Учебник,   с. 49 – 55, чтение, выполне-ние заданий   |    23.09   |         |  
  |    15   |         |     Слушание и работа с детскими книгами.   Былины.        Дополнительное чтение   «Про Добрыню   Никитича и Змея   Горыныча»,   «Первый бой   Ильи Муромца»,   «Алёша Попович»   |    Изу-че-ние и пер-вич-ное закрепле-ние но-вых зна-ний   |     Слушание былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение её с былиной «Добрыня и Змея».   Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, содержание.         |         |    Теку-щий, работа с детски-ми книгами   |    Хрестома-тия, с. 7–26, чтение по выбору, выполне-ние заданий   |    25.09   |         |  
  |    16   |         |     Урок-обобщение   по теме «Былины» («Проверьте   себя»)        |         |     Выполнение заданий в учебнике и тетради             |         |     Темати-ческий, текущая комп-лекс-ная разно-уровневая прове-рочная работа   |         |    Чтение сказок из рубрики «Книжная полка»   |            27.09   |         |  
  |    17                                 18   |    Басни.    (5 ч)   |    Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград»          Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки.   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение.   |    Знать:  – литературоведческие понятия: басня, мораль;  – о структуре басни;  – о художественных особенностях басни.  Уметь:   – правильно называть басни из круга детского чтения;  – различать сказку и басню;  – сравнивать героев басни;  – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;  – выразительно читать басни с листа и наизусть;  – работать с   книгами басен: выбирать, рассматривать, читать       |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор).  Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке   |    Учебник,   с. 58 - 59, выразит-ельное чтение   |         |         |  
  |    19   |     И.А. Крылов.   «Ворона   и Лисица». Выделение главной мысли.        Дополнительное чтение   Эзоп. «Ворон   и Лисица»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание басни. Словарная работа. Выделение главной мысли. Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).  Работа с внутритекстовой иллюстрацией   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник, с. 60 - 61, вырази-тельное чтение наизусть   |         |         |  
  |    20   |         |     Слушание и работа с детской книгой.        Дополнительное чтение   Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица»    А.Е. Измайлов.   «Филин и чиж»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Слушание басен Эзопа, И. А. Крылова, А.Е. Измайлова. Книги «Басни И.А. Крылова», «Русские баснописцы», «Басни Эзопа». Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации,   составление краткой аннотации к книге.       |    Темати-ческий, литера-турный дик-тант   |         |    Хрестома-тия, с. 125–127, чтение по выбору, выполне-ние заданий   |         |         |  
  |    21   |         |      Урок-обобщение   по разделу   («Проверьте   себя»)             |    Про-верочный урок   |     Обобщение по разделу, выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов. Выполнение заданий в учебнике и тетради.        |         |    Итого-вая проверка. Навык чтения молча.   |         |    Дополни-тельное чтение басен, составле-ние аннотации к ним   |         |         |  
  |    22   |    Произведения    А. С. Пушкина (10 ч)   |     Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила».   «У лукоморья   дуб зелёный...».        Дополнительное чтение   «Бой Руслана   с головой»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражнения в выразительном чтении: определение   задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения.          |    Знать:  – литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм      Уметь:  – находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык   произведения);  – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;  – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Иметь представле-ние об эпитетах, устойчивые эпитеты   |    Учебник,  с. 63–64, вырази-тельное чтение   |         |         |  
  |    23                      24                              25                  26   |         |     А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Жанр произведения.             А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Выявление главной мысли            А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Работа с образами героев.       Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич  Нехитёр-Немудёр»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич   Нехитёр-Немудёр»: схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений. Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора.   Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |    Выделение языковых средств художественной выразитель-ности (без использова-ния терминоло-гии)   |    Учебник,   с. 65 - 94, вырази-тельное чтение.              Заучива-ние отрывка   |         |         |  
  |    27-28   |     Слушание и работа с детской книгой.             К. Г.Паустовский. «Сказки Пушкина».        Дополнительное чтение    А. С. Пушкин.   «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне   и о семи богатырях».   Э. Бабаев. «Там   лес и дол видений полны...»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Работа с книгами сказок А. С. Пушкина. Слушание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Рассматривание книг со сказками разных изданий.        |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Хрестома-тия, с. 64–81, чтение.  Хрестома-тия, с. 87–91, чтение   |         |         |  
  |    29   |         |     А. С. Пушкин.   «Вот север, тучи   нагоняя...»,   «Зимний вечер»   Сравнение стихотворений   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Самостоятельное чтение или слушание стихотворений.    Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие, наблюдение за построением строф и рифмой. Упражнение в выразительном чтении.         |         |    Теку-щий, самостоятель-ная работа, беседа   |    Выделение языковых средств художественной   Выразитель-ности (олицетворе-ние). Поиск олицетворе-ний   |    Учебник,   с. 95 - 97, вырази-тельное чтение или чтение   наизусть (по выбору)   |         |         |  
  |    30   |         |     А. С. Пушкин.   «Няне»   Отношение поэта к няне        |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Тон и темп стихотворения.   Отношение поэта к няне        |         |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник,   с. 98, вырази-тельное чтение или чтение   наизусть   |         |         |  
  |    31   |         |    Произведения    А. С. Пушкина Урок-обобщение   по разделу   («Проверьте   себя»)        |    Про-верочный урок   |     Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина»   Выполнение заданий в учебнике и тетради        |         |    Теку-щая проверка. Начи-тан-ность и чита-тельс-кие умения.   |    Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке   |    Дополни-тельное чтение из рекомендованного списка   |         |         |  
  |    32   |     Стихи рус-ских поэтов:   Ф.И. Тют-чева,   А.Н. Май-кова,  А.А. Фета   (5 ч)   |     Ф.И. Тютчев.   «Есть в осени   первоначальной...»,   «Чародейкою   зимою...»        |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении.   Работа с текстами стихотворений Ф.И. Тютчева. Сравнение их содержания (о чем говорится), какие использованы эпитеты, сравнения.   Сравнение строф: четверостишия и пятистишия.   |    Уметь:  – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;  – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);  – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения  (ставить задачу чтения, определять           интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);  – выразительно читать стихотворение;  – давать оценку своему чтению   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Выделение языковых средств художественной выразитель-ности.  Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха   |    Учебник,   с. 102–104, выучить наизусть стихотворение по выбору   |         |         |  
  |              33   |            А. Майков «Осень». Мысли и чувства поэта   |            Урок изучающе-го чте-ния   |    2 четверть (32ч)      Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении.    |            Теку-щий, самостоятель-ная работа, беседа   |            Выбор книг в библиотеке по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа   |            Учебник,   с. 104–105, вырази-тельное чтение наизусть    |         |         |  
  |    34-35   |          |    А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»               Сравнение стихотворений А.А. Фета, выделение эпитетов, сравнений           Дополнительное чтение    И. А. Бунин. «Листопад»       |    Урок изучающего чтения   |    Самостоятельное чтение. Сравнение стихотворений А.А. Фета, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением автором знаков препинания. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка.   Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике.    Работа с иллюстрацией и соотнесение её с текстом. Заучивание одного из стихотворений наизусть   |    Теку-щий, самостоятель-ная работа, беседа   |         |    Учебник,   с. 106–107, вырази-тельное чтение      Хрестома-тия, с. 131–136, чтение, задания в тетради   |         |         |  
  |    36   |     Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)       |    Про-верочный урок   |    Выполнение заданий в учебнике и тетради или комплексная разноуровневая контрольная работа (один из вариантов)       |         |    Комплекс-ная разноу-ровне-вая конт-роль-ная работа   |         |    Дополни-тельное чтение стихов русских поэтов о природе   |         |         |  
  |         |         |  
  |    37-39   |    Произведе-ния Л. Н. Толс-того. (11 ч)   |    Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата».           Басня «Белка и волк».       Сравнение жанров произведений и выделение особенностей.   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Обобщение читательского опыта.   Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Выполнение заданий к тексту и в тетради. Чтение басни по ролям.   |    Знать:  – произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы).  Уметь:  – различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;  – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);  – называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания;  – понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;  – делить текст на композиционные части;  – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;  – рассказывать и пересказывать по готовому плану;  – уметь представлять прочитанную книгу;  – работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями)   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 109–110, пересказ сказки по плану; с. 110 – 111, вырази-тельно читать   |         |         |  
  |    40   |     Слушание и работа с детскими книгами.        Дополнительное чтение   Л.Н. Толстой.   «Работник Емельян и пустой барабан»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Особенности сказок Толстого (сюжет, герои). Определение вида сказок (волшебная, бытовая)       |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Хрестома-тия, с. 92–103, чтение, задания в тетради   |         |         |  
  |    41-43   |     Научно-познава-   тельные и художественные рассказы.   «Лебеди».        Научно-познава-   тельные и художественные рассказы.   «Зайцы».            Выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения   автора.        Дополнительное чтение   «Лев и собачка»        |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Выделение фактов из рассказа «Зайцы» и их описание. Упражнение в выразительном чтении рассказа «Лебеди»: выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения  автора. Выразительное чтение одного из рассказов.  Определение главной мысли рассказа «Лев и собачка». Сравнение рассказов  «Зайцы» и «Лев и собачка»: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Пересказ одного из рассказов   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник,   с. 111–114, пересказ по выбору    |         |         |  
  |    44-45   |    Разножанровые произведения.  Рассказ «Прыжок».           Былина «Как боролся русский богатырь»        |    Урок изучающ-его чте-ния   |    Художественный рассказ «Прыжок», его сюжет (показать на сюжетнокомпозиционном треугольнике).  Чтение молча. Обучение рассказыванию былины.             |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Работа со справочно-энциклопедической литературой   |    Учебник,   с. 115–118, пересказ по плану.     Учебник,   с. 118–120, вырази-тельное чтение, задания в тетради   |         |         |  
  |    46   |         |    Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого.      Дополнительное чтение  «Ореховая ветка»;  А. Сергеенко.  «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку  об огурцах»   |    Урок изучающ-его чте-ния   |    Слушание сказки «Ореховая ветка». Рассматривание книг Толстого разных  изданий    |    Теку-щий, самостоятель-ная работа, беседа   |         |    Хрестома-тия, с. 103–115, чтение, задания в тетради   |         |         |  
  |    47   |         |    Урок-обобщение  по разделу («Проверьте себя»)        |    Про-верочный урок   |    Обобщение по разделу. Работа с книгами Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов. Выполнение заданий в учебнике и тетради.        |         |    Итого-вая проверка. Навык чтения вслух.   |         |    Справка об авторе.  Вырази-тельное чтение любого произведения Л. Н. Толстого.    |         |         |  
  |    48-49   |    Произведе-ния  Н. Некрасова.   (7 ч)   |     «Крестьянские дети» (отрывок).   «Мужичок с ноготок» (отрывок).             К. И. Чуковский.   «Мужичок с ноготок»             |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Чтение и сравнение двух отрывков.  Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Аналитическое чтение статьи К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок»       |    Знать:  – имя, отчество и фамилию поэта;  – произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы);  – понятие лирический герой сказочный и реальный.  Уметь:  – находить справку о поэте в книгах-справочниках;  – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;  – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;  – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;   – выражать свое отношение к прочитанному;    – работать с аппаратом книг стихов   Н. А. Некрасова   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 123 - 125, вырази-тельное чтение отрывка наизусть по выбору   |         |         |  
  |    50   |     Слушание и работа с детской книгой.        Дополнительное чтение   Н.А. Некрасов.   «Крестьянские   дети» (в сокращении)   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Упражнение в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительное чтение наизусть одного отрывка.             |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Хрестома-тия, с. 150–155, чтение, задания в тетради   |         |         |  
  |    51-52   |         |     «Славная осень...». Сравнение описания поздней осени и наступающей весны.       Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.                  Дополнительное чтение   «Зелёный Шум».   К. И. Чуковский.   «Зелёный Шум»        |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.  Сравнение своего прочтения «Зелёный Шум» с прочтением его К.И. Чуковским.  Выполнение заданий в тетради        |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |    Выделение языковых средств художественной выразитель-ности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте стихотворе-ния   |    Учебник,   с. 156–157, наизусть (по выбору)   |         |         |  
  |    53   |         |     Н. Некрасов «Мороз воевода»   Описаний героев.   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Сравнение описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств, поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение стихотворения   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник.,   с. 129–130, вырази-тельное чтение   |         |         |  
  |    54   |         |     Урок-обобщение   по разделу   («Проверьте себя»)        |    Про-верочный урок   |     Обобщение по разделу. Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе. Выполнение заданий в учебнике и тетради   |    Итого-вая проверка. Навык чтения молча.   |    Работа со справочно-энциклопедической литературой   |    Хрестома-тия, с. 158–159, вырази-тельное чтение; тетрадь № 1, с. 53   |         |         |  
  |    55   |    Произведе-ния  А. П. Чехо-ва.    (5 ч)   |    А. П. Чехов «Степь»  (отрывок из повести).      Дополнительное чтение  А.П. Чехов.  «Белолобый»;  И. С. Тургенев.  «Лес и степь»      |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Художественный пересказ («Белолобый»). Сравнение произведений А. П. Чехова «Степь» и И. С. Тургенева «Лес и степь». Выполнение заданий к текстам произведений        |    Знать:  – имя, отчество и фамилию писателя;  – произведения А. П. Чехова (в рамках программы).  Уметь:  – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;  – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;  – понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль);  – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;  – передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности;  – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод;   – пользоваться предисловием и послесловием в книгах   |    Проме-жуточ-ный конт-роль техники чтения   |         |    Хрестома-тия №2, с. 29 - 35,    Хрестома-тия №1, с. 136 - 140, чтение, задания в тетради   |          |         |  
  |    56-58   |     А. П. Чехов «Ванька»        Выделение главной мысли, композиционных частей.        Описания героя, отношения автора к герою             Дополнительное чтение   Н.С. Шер.   «О рассказах   А. П. Чехова»       |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение эпизодов описаний героя, его жизни. Выполнение заданий в учебнике и тетради.   Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 136–142, составле-ние рассказа о Ваньке по готовому плану   |          |         |  
  |    59   |         |     Урок-обобщение   по разделу   («Проверьте себя»)        |    Про-верочный урок   |     Выполнение заданий в учебнике и тетради или комплексная разноуровневая контрольная работа (один из вариантов)    Обобщение по разделу. Рассказы детей об А. П. Чехове: собственные впечатления, справочный материал об авторе. Выполнение самостоятельной работы, самооценка   |    Итого-вая проверка. Тест.   |         |    Чтение книг с рассказами о детях, о животных или о природе; написать аннотацию на прочитан-ную книгу.   |          |         |  
  |    60   |    Сказ-ки зарубежных писателей.    (5 ч)   |    Ш. Перро   «Подарки Феи». Характеристика героев   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана.   Работа с текстом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, герои положительные и отрицательные   |    Знать:  – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).  Уметь:  – различать сказки народные и литературные;  – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним;  – передавать сюжет сказки, находить его части;  – сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник,   с. 145–150, рассказ о фее по плану   |         |         |  
  |    61-62   |    Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре»      Выявление особенностей   сказки.        Дополнительное чтение   Ц. Топелиус  «Зимняя сказка»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей   сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану.   Наблюдение: начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. Сравнение сказок Ц. Топелиуса       |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 150 - 157, пересказ по плану  Хрестома-тия №2, с. 152 - 164, чтение, выполне-ние заданий в тетради   |         |         |  
  |    63   |         |    Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников.      Дополнительное чтение  X. -К. Андерсен.  «Снеговик»;  братья Гримм.  «Умная дочь  крестьянская»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание сказки братьев Гримм «Умная дочь крестьянская». Повторение сказок с загадками. Чтение сказки Х.-К. Андерсена  «Снеговик», выполнение  заданий в тетради        |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Хрестома-тия, 140 - 152 чтение, выполне-ние заданий в тетради   |         |         |  
  |    64   |         |    Урок-утренник  «В мире сказок»             |    Про-верочный урок   |    Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра «Назови сказку», кон-   курс «Защити свою книгу», парад сказочных героев, инсценирование эпизодов сказок       |    Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания   |    Подобрать выставку книг.    |         |         |  
  |   3 четверть(30ч)   |         |  
  |    65   |    Стихи рус-ских поэтов.  (7 ч)   |    И. Никитин «Русь». Определение темы.   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание. Словарная работа. Определение.  Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. Определение темы. Упражнения в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради   |    Знать:  – имена русских поэтов и их произведения;  – понятия: тон, темп, ритм стихотворения.  Уметь:  – выделять языковые средства художественной       |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Выделение языковых средств художественной выразитель-ности   |     Учебник,    с. 4–7, выразительное чтение   |         |         |  
  |    66   |    И. Никитин «Утро». Описание картин природы   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.   Описание картин природы (пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрацией и текстом. Повторение логические ударения.   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |    Работа над логическим ударением, выделение слов, на которые падает логическое ударение   |     Учебник,    с. 8 - 9, выразительное чтение   |         |         |  
  |    67   |         |    И. Суриков «Детство»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание.    Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям. Повторение: выделение олицетворений, сравнений и эпитетов.   Выполнение заданий в учебнике и тетради   |         |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,    с. 10 –12, выразительное чтение наизусть любой части   |         |         |  
  |    68-69   |         |    С. Дрожжин «Привет». Объяснение заглавия стихотворения.          С. Дрожжин «Зимний день» Пейзаж в стихотворении   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе. Объяснение заглавия стихотворения «Привет» и подбор синонимов к слову привет. Сравнение тем стихотворении и их интонационных рисунков. Пейзаж в стихотворении «Зимний день». Работа с иллюстрацией и текстом   |         |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 12–13, наизусть по выбору   |         |         |  
  |    70-71   |         |    Стихи русских поэтов.          Работа с книгами стихов русских   поэтов.   |    Про-верочный урок   |    Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских   поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов».  Выполнение заданий в учебнике и тетради. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов»   |         |    Теку-щая проверка. Навык чтения молча.   |         |    Оформить страничку «Мой любимый поэт» для книжки – самоделки «Родные поэты»   |         |         |  
  |    72-73   |    Произведе-ния    Д. Н. Мамина-Сиби-ряка.  (7 ч)   |    Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»      Выявление главной мысли, авторской позиции   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану (план дан в учебнике). Выявление главной мысли, авторской позиции (автор-рассказчик). Выполнение заданий в тетради       |    Знать:  – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора;  – произведения   Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.  Уметь:  – работать с сюжетом и планом;  – пересказывать по плану подробно и кратко;  – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;  – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;  – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60–70 слов в минуту);  – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение      |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник,   с. 15–21, вырази-тельное чтение диалога автора и Тараса Учебник,   с. 15–21, краткий пересказ   |         |         |  
  |    74-75   |         |    Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех».      Сравнение сказки с басней.       |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Работа со сказкой: чтение, выделение основного содержания. Сравнение этой сказки с басней. Обучение краткому пересказу. Выразительное чтение одной из   частей по ролям   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 21–30, вырази-тельное чтение сказки, выполне-ние заданий в тетради   |         |         |  
  |    76-77    |         |     Слушание и работа с детской книгой.        Игра-конкурс «герои-животные».             Дополнительное чтение   «Постойко»        |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание рассказа «Постойко». Работа с книгами. Игра-конкурс «герои-животные». Отзыв о прочитанной книге        |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |    Работа со справочной литературой   |    Хрестома-тия №2, с. 77–87, пересказ I и II части.      Хрестома-тия №2, с. 77–87, задания в тетради. Составле-ние справки о породах собак    |         |         |  
  |    78   |         |     Урок-обобщение   по разделу   («Проверьте себя»)        |    Про-верочный урок   |    Обобщение по разделу. Выставка книг, представление выбранной книги, составление аннотации.   Выполнение заданий в учебнике и тетради.   Игра-конкурс «Герои-животные»       |    Темати-ческий конт-роль. Самос-тоятельная работа   |         |    Дополни-тельное чтение из рекомендованного списка «Книги о животных»   |         |         |  
  |         79-80   |    Произведе-ния А. Куприна.   (7 ч)   |     А. Куприн «Синяя звезда»            Отношение автора к героям.   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Выполнение заданий в тетради        |    Знать:  – произведения   А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).  Уметь:  – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;  – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;  – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;   – самостоятельно   работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);  – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам   |     Теку-щий, индивидуаль-ный опросы   |         |    Учебник,   с. 37–53, рассказ легенды от имени Эрны или Шарля   |         |         |  
  |    81-82   |    А. Куприн   «Барбос и Жулька».      Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям.       Дополнительное чтение   «Собачье счастье»       |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. Работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев   |     Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 54–60, подробный или краткий пересказ  Творчес-кая работа: рассказ от лица одного из героев   |         |         |  
  |    83   |         |     Слушание и работа с детскими книгами о животных.        Дополнительное чтение   «Ю-ю»        |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание рассказа Куприна «Ю-ю», рассматривание книг о животных (назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод)        |     Теку-щий, индивидуаль-ный опросы   |         |    Хрестома-тия №2, с. 13–29, задания в тетради.   |         |         |  
  |    84-85   |         |     Урок-обобщение   по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка»,   «Произведения   А.И. Куприна»   («Проверьте   себя»)             Выставка книг о животных: представление выбранной книги        |    Про-верочный урок   |    Обобщение по разделу. Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации. Составление устных рассказов-описаний животных   |    Теку-щая проверка. Начи-тан-ность и чита-тельс-кие умения.   |         |    Сочинение с элемента-ми описания «Мой четвероно-гий друг»   |         |         |  
  |    86   |    Сти-хи С. Есе-нина.    (7 ч)   |     Есенин. Стихи о Родине   (отрывки);   «Я покинул   родимый дом...»                  |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении.   Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение   логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть   |    Знать:  – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;  – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина  Уметь:  – определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);  – находить языковые средства художественной выразительности;  – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Выделение языковых средств художественной выразитель-ности   |    Учебник,  с. 63–64, выучить наизусть стихотворение по выбору   |         |         |  
  |    87   |         |    С. Есенин. Стихи о природе   «Нивы сжаты, рощи голы...»       |    Урок изучающ-го чте-ния   |    Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией.   Работа со стихотворением: первичное восприятие (читает учитель), выделение, сравнении и эпитетов, определение интонационной партитуры. Выполнение заданий в тетради   |     Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник, с. 65, выучить наизусть   |         |         |  
  |    88   |     С. Есенин.    «Берёза».         Дополнительное чтение.   Стихи о берёзе (отрывки)   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Упражнение в выразительном чтении стихотворения «Берёза»: определение интонационной партитуры, отношение автора, пробное чтение каждого четверостишия. Заучивание наизусть.   |     Теку-щий, фрон-тальная проверка   |         |    Учебник, с. 65 - 66, выучить наизусть   |         |         |  
  |    89-90   |    С. Есенин. «Бабушкины сказки»              Сравнение стихотворений И.З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня...» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки».   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Самостоятельное чтение стихотворения «Бабушкины сказки», выполнение заданий к тексту. Упражнение в выразительном чтении под руководством учителя. Сравнение стихотворений И.З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня...» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Творческая работа: рассказывание сказок «Про Ивана-дурака»   |     Текущий, индивидуальный опросы   |         |    Учебник,   с. 66–67, вырази-тельное чтение наизусть   |         |         |  
  |    91   |         |     Урок-обобщение по разделу    («Проверьте себя»)       |    Про-верочный урок   |    Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги.   Выполнение заданий в учебнике и тетради. Конкурс выразительного чтения стихов С.А. Есенина (работа в группах)   |         |     Тематический контрольКонкурс чтецов   |         |    Хрестома-тия, с. 164–166, вырази-тельное чтение   |         |         |  
  |    92        |         |     Библиотечный урок. Стихи русских поэтов   |          |     Книги со стихами русских поэтов. Выполнение творческих работ. Работа с каталогами и библиотечными формулярами   |         |     Текущий, индивидуальный опросы   |         |    Дополни-тельное чтение из рекомендованного списка «Книжная полка»   |         |         |  
  |    93 –   95   |    Произведения    К. Г. Паустовского.  (12ч)   |    К. Паустовский «Стальное колечко».      Деление на смысловые части, составление плана          Отношение автора к девочке   |    Урок изучающе-го  Чте-ния   |    Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром.       |    Знать:  – произведения   К. Г. Паустовского  разных жанров (в рамках программы).  Уметь:  – читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;  – различать художественные и научно-познавательные рассказы;  – различать рассказ-повествование, рассказ-описание,   юмористический рассказ;  – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);  – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;  – пересказывать по   плану (подробно и кратко);  – понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;  – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;   – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);  – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой).       |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 66–74, подробный пересказ части  «Поиск колечка»   |         |         |  
  |   Краткий пересказ   |         |  
  |   Учебник,   с. 78–83, чтение   |         |  
  |    96-97   |    К. Паустовский. «Кот-ворюга»          Образ кота (внешний вид, поступки).       |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной. Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь»   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Учебник,   с. 78 - 83, рассказ от имени кота   |         |         |  
  |    98 - 99   |    К. Паустовский. «Какие бывают дожди».      Сравнение с рассказом «Кот-ворюга».       Дополнительное чтение.  К. Паустовский «Заячьи лапы»   |    Урок изучающего чтения.   |    Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение этого рассказа с рассказом «Кот-ворюга». Понятие: «научно-познавательный рассказ». Работа с описаниями дождей. Творческая работа: придумать рассказ «Дождь идёт».  Работа с текстом рассказа: чтение, комментирование заглавия, выполнение заданий в учебнике. Дифференцированная работа: чтение историй «Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и герои рассказа». Повторение понятия «автор-рассказчик»   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник.   с. 84–87, найти описание, сделать иллюстра-цию.   |         |         |  
  |    100   |    Слушание и работа с книгами  К.Г. Паустовского.      Дополнительное чтение  «Тёплый хлеб»   |    Урок изучающе-го чте-ния.   |    Слушание сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Рассматривание книг Паустовского, работа с аппаратом книги: предисловие,  оглавление, аннотация        |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Хрестома-тия, с. 35–44, чтение   |         |         |  
  |    101-102   |    Работа с детскими книгами о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим,  В. Бианки и др.).      Отношения автора к героям.          Дополнительное чтение  В. Астафьев.   «Стрижонок Скрип»; И. С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка»   |    Урок изучающе-го чте-ния.   |     Слушание рассказа. Работа с книгами о природе, сравнение книг с одним и тем же произведением, но разных изданий.   Выяснение авторской точки зрения и отношения автора к герою. Выразительное чтение эпизода «Воробей и собака».   Объяснение заглавия рассказа и поступка мальчика.        |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |         |    Хрестома-тия №2, с. 122 - 131, Хрестома-тия №1, с. 140 – 148, задания в тетрадях   |         |         |  
  |    103   |     Урок-обобщение   по разделу («Проверьте себя»)        |    Про-верочный урок.   |     Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и природе: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения                                                                    |         |    Итого-вая проверка. Сфор-миро-ван-ность учеб-ной и чита-тельс-кой деятельности – диагностичес-кие тесты и задания           |         |    Составле-ние отзыва о прочитан-ной книге по плану.   |         |         |  
  |    104   |          |     Урок-утренник «Моя любимая книга»        |         |     Урок проходит в рамках «Недели детской книги». На утренник можно пригласить гостей (родителей, ребят из параллельного класса). Содержание урока-   утренника: • выставка «Моя любимая книга» с отзывом ученика;   • конкурс чтецов и рассказчиков произведении, изученных в течение четверти; • конкурс творческих работ («Моя кошачья жизнь», «Дождь-дождик» и др.); • викторина «По страницам нашего учебника»; • инсценирование эпизодов отдельных произведении   |         |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы        |    Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке   |         |         |         |  
  |               4 четверть (24ч)        |         |  
  |    105 - 106   |    Про-изве-де-ния С. Маршака  (4ч)   |    С. Маршак. «Урок родного языка»              Сравнение стихотворений С.Я. Маршака.  .   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Повторение произведений С.Я. Маршака. Работа со стихотворением «Урок родного языка»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание стихотворения «Ландыш», выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Я. Маршака. Заучивание одного из стихотворений наизусть (свободный выбор детьми)   |    Знать:  – и называть произведения С. Я. Маршака.  Уметь:  – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);  – самостоятельно  готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);   – выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам);  – давать оценку своему чтению   |    Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Выделение языковых средств художественной выразитель-ности   |    Учебник, с. 88 - 89, наизусть   |         |         |  
  |    107-108   |     Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака.        Выставка книг С.Я. Маршака разных годов издания.        Дополнительное чтение    Пьеса-сказка «Кошкин дом»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» или другого произведения. Выставка книг С.Я. Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием       |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Хрестома-тия №2, с. 110 - 122, инсценирование   |         |         |  
  |    109-110   |    Рас-ска-зы Л. Пан-теле-ева.  (6ч)   |    Л. Пантелеев   «Честное слово».      Определение темы, «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа».    |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа». Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Обучение художественному пересказу (план в учебнике)   |    Знать:  – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);  – понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.  Уметь:  – различать исторические и фантастические рассказы;  – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;   – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;  – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;  – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;  – составлять отзыв о прочитанном.   |     Теку-щий, фрон-тальная проверка   |         |    Учебник,   с. 92 - 100, краткий пересказ по плану   |         |         |  
  |    111-112   |    Л. Пантелеев   «Камилл и учитель».      Сюжет рассказа (работа с «сюжетным треугольником»).       |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Урок изучающего чтения  Слушание. Беседа по выявлению первичного.   Исторический рассказ, автор - рассказчик. Сюжет рассказа (работа с «сюжетным треугольником»). Выполнение заданий в учебнике и в тетради   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник,   с. 100 - 107, рассказ о герое   |         |         |  
  |    113   |    Слушание и работа с детской книгой.      Дополнительное чтение  Л. Пантелеев  «Фенька»,  «Новенькая»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Работа с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая». Работа с книгами Л. Пантелеева        |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Хрестома-тия №2, с. 44 - 77, чтение, работа в тетрадях   |         |         |  
  |    114   |         |     Урок-обобщение   по разделу    («Проверьте себя»)        |    Про-верочный урок   |     Выполнение заданий в учебнике и тетради.   Повторение произведений о детях и для детей       |    Теку-щая проверка. Литературная эруди-ция – литера-турные диктанты.   |    Работа со справочной литературой: составление справки об авторе   |    Написать справку о Л. Пантеле-еве.   |         |         |  
  |    115   |    Про-изве-де-ния А. Гай-дара.  (5 ч)   |    С. Михалков «Аркадий Гайдар».   А. Гайдар «Горячий камень»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Работа с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради   |    Знать:  – произведения  А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.  Уметь:  – работать с сюжетом и планом;  – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям;  – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;  – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;  – читать выразительно подготовленный текст   |     Теку-щий, фрон-тальная провер-ка   |    Находить справку о писателе в книгах - справочниках   |    Учебник,   с. 104–110, краткий пересказ по плану   |         |         |  
  |    116-   117   |     А. Гайдар    Повесть «Тимур   и его команда»   (отдельные главы)        Сравнение героев рассказа.       |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Знакомство с повестью «Тимур и его команда». Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике.   Рассказ о дружбе ребят (по выбору)   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |    Знакомство с жанром: повесть. Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке   |    Самосто-ятельное чтение.   А. Гайдар «Тимур и его команда»   |         |         |  
  |    118-   119   |         |     С. В. Михалков.   «Аркадий Гай-   дар».                  К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».        Дополнительное чтение   С. В. Михалков.   «Ошибка»        |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Работа со стихотворением С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание очерка К.Г. Паустовского «Об Ар-  кадии Петровиче Гайдаре».   Повторение произведений   С.В. Михалкова и К.Г. Паустовского   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник, с. 125, наизусть   |         |         |  
  |    120   |    Про-изве-де-ния М. Пришвина.  (7 ч)   |    М. Пришвин   Очерк «Моя Родина».      Дополнительное чтение  «Двойной след»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Работа с очерком «Моя Родина»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.   Развитие сюжета в рассказе «Двойной след», комментирование заглавия, художественный рассказ о тетёрке (обучение). Выполнение заданий к тексту   |    Знать:  – произведения   М. Пришвина разных жанров.  Уметь:  – различать художественные и научно-познавательные рассказы;  – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;  – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;  – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного)   |     Текущийфрон-тальная проверка   |    Жанр: очерк (небольшой документаль-ный рассказ)   |    Учебник,   с. 129 - 130, выучить наизусть последние два абзаца   |         |         |  
  |    121-   124   |    М. Пришвин    «Выскочка».            М. Пришвин    «Жаркий час».             В. Чалмаев.   «Воспоминания   о М.М. Пришвине»             Сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка».   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Самостоятельное ознакомительное чтение, комментирование заглавия. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношений автора к Выскочке. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка». Чтение рассказа-описания «Жаркий час». Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение глаголов, повторов, поведения зайца). Сравнение разных по жанру произведений М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник,   с. 131 - 135, рассказ о герое  Учебник,   с. 135 –137, , выучить наизусть последние два абзаца   |         |         |  
  |    125   |         |     Слушание и работа с детскими   книгами о при-   роде.        Дополнительное чтение   В. В. Бианки.   «По следам»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |     Слушание рассказа В.В. Бианки «По следам» или другого его рассказа. Работа с книгами писателей-натуралистов (М.М. Пришвин, Г. Скребицкий, И. С. Соколов-Микитов, В. Бианки, Э. Шим и др.)        |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Чтение книг о природе и животных   |         |         |  
  |    126   |         |     Урок-обобщение   по разделу   («Проверьте себя»)        |    Про-верочный урок   |     Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги. Выполнение заданий в учебнике и тетради        |    Итого-вая проверка. Навык чтения вслух.   |         |    Хрестома-тия, с. 104 - 110, чтение и выполне-ние заданий в тетради   |         |         |  
  |    127- 129   |    Произведе-ния зару-беж-ных писателей.  (10 ч)   |    Дж. Лондон «Волк»      Работа над сюжетом, образом волка.          Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. Темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна   Выполнение заданий в учебнике и в тетради       |    Знать:  – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).  Уметь:  – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;  – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;  – работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план);   – правильно, бегло и осознанно читать текст;  – самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;   – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);   – писать отзыв о прочитанной книге   |    Темати-ческий конт-роль. Самостоятель-ная работа   |    Работа со справочной литературой   |    Составление справки зарубеж-ных писателей   |         |         |  
  |   Учебник,   с. 140–161, вырази-тельное чтение эпизода «Решение волка»   |         |  
  |    130-   131   |    Э. Сетон-Томпсон «Чинк».       Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова,  Л.Н. Толстого, А.И. Куприна       |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер).   Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента. Рассказ «Чинк и Обри». Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова,   Л.Н. Толстого, А.И. Куприна   |    Теку-щий, индиви-дуаль-ный опросы   |         |    Учебник,   с. 161 - 171, составле-ние плана.      |         |         |  
  |    132   |         |    Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей.        Дополнительное чтение   Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»   |    Урок изучающе-го чте-ния   |    Слушание стихотворений. Работа с выставкой книг зарубежных писателей.             |         |    Работа со справочной литературой   |    Хрестоматия №2, с. 165 - 174, чтение и выполне-ние заданий в тетради   |         |         |  
  |    133-134   |    Сравнение стихотворений Дж.. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей».      Урок-обобщение  по разделу («Проверьте себя»)             |    Про-верочный урок   |    Сравнение стихотворений Дж.. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей.   Выполнение заданий в учебнике и тетради   |    Темати-ческий конт-роль. Самостоятель-ная работа   |         |    Составле-ние справки о зарубеж-ных писателях   |         |         |  
  |    135   |         |     Комплексная разноуровневая контрольная работа 21.05   |         |  
  |    136   |         |     Библиотечный урок «Летнее чтение»       |         |     Игра «Я знаю», выбор книг на темы:     • «Русские писатели и их произведения»;    • «Сказки народные и литературные»;    • «Моя любимая книга».   Оформление «Дневника летнего чтения» по рубрикам:   • «Фольклор»; • «Стихи русских поэтов»;   • «Рассказы о детях»;    • «Читаем о Родине и природе»;    • «Зарубежные писатели»;    • «Приключения»;    • «Детский детектив»   |         |