|  №  | Тема урока | Дата |  Кол-во часов | Тип   урока | Планируемые результаты | Форма органи зации познава тельной   деятель ности | Формы конт-роля | Органи зация самос- тоятель ной деятель- ности |  Нагляд-ность,   ИКТ | 
  | 
 | 
  |  Предметные |  Метапредметные (УУД) | Личностные | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  знать |  уметь | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 1 ЧЕТВЕРТЬ ( 17ЧАСОВ)Наш край (22ч.) | 
  | 1. | Что такое погода? | 
 | 1 | Ком- би- ни- ро- ван- ный | Знать признаки состояния погоды. | Уметь составлять характеристику дневного состояния погоды. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, понимать информацию, представленную в виде текста. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Р. Т. 1 С.3 Схемы - опоры, карточки со слова-ми, мультимедиа. | 
  | 2. | Как погода зависит от ветра? Грозные явления природы. | 
 | 1 | Ком- би- ни- ро- ван- ный | Знать такие явления природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей. | Уметь объяснить, как погода зависит от ветра. |  Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Планшет   | 
  | 3. | Предсказания погоды.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать значение прогноза погоды в жизни человека. | Уметь пользоваться народными приметами при составлении прогноза погоды. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ(описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе | Задания по группам |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Планшет   | 
  | 4. | Наша местность на плане и на карте. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать отличия плана от карты. | Уметь составлять план участка. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты.  Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение |  Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе.  Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Задания по группам |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Презентация   Таблицы Компас   | 
  | 5. | Географическая карта. Тест по теме «Предсказа-ния   погоды. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать, чем отличается план от карты. | Уметь ориентироваться на карте. Показывать границы России   |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.  Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.  Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе | Задания по группам |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Таблицы   | 
  | 6. | Равнины, горы. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать равнины и горы, расположенные на территории нашей страны. Знать географию Татарстана. | Уметь на карте показывать равнины и горы. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Задания по группам |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы   | 
  | 7. | Холмистая равнина. Горы России.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать равнины и горы, расположенные на территории России. | Уметь на карте показать равнины и горы. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Задания по группам |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы   | 
  | 8. | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать о влиянии солнца и ветра на окружающий мир. | Уметь замечать изменения, давать им объяснения. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Задания по группам |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы   | 
  | 9. | Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать о взаимосвязи деятельности человека и окружающего мира. | Уметь сравнивать,давать объяснения происходящим событиям. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Распределять обязанности при работе в группе  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Задания по группам |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли цы   | 
  | 10. | Экскурсия в смешанный лес. Проверочная работа по теме «Географическая карта». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать признаки смешанного леса. | Уметь различать деревья по коре, по листьям. |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.  Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение |  Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Способность к самооценке.   Знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Задания по группам |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Ком-пас 
 | 
  | 11. | Богатства недр.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать полезные ископаемые родного края. | Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным приз-накам. Сотрудни-чать с одноклассни-ками при выпол-нении заданий в паре: устанавливать очерёдность дей-ствий, осуществ-лять взаимопро-верку |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Схемы - опоры, карточки со слова-ми, мультимедиа. | 
  | 12. | Экскурсия к водоему.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать водоемы, имеющиеся на территории города, их обитателей. | Уметь объяснять осенние явления в живой и неживой природе. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение |  Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Задания по группам |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | План-шет | 
  | 13. | Природные и искусственные сообщества | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать природные и искусственные сообщества | Уметь отличать природные и искусственные сообщества |  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | План-шет | 
  | 14. | Разнообразие почв. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать отличия почв, состав почв, какие почвы преобладают в Татарстане. | Уметь различать почвы. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Схемы - опоры, карточки со слова-ми, мультимедиа. | 
  | 15. | Какие растения растут на лугу.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать растения луга. Их значение для природного сообщества. | Уметь составлять цепи питания, видеть взаимосвязь неживой и живой природы. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Схемы - опоры, карточки со слова-ми, мультимедиа. | 
  | 16. | Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека. Тест по теме «Разнообразие почв». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать обитателей луга, их приспособленность к условиям жизни на лугу. | Уметь объяснять необходимость бережного отношения к обитателям луга. |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике |  Тест. | 
  | 17. | Какие растения растут в лесу. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать разнообразие растений леса, ярусы леса, взаимосвязь между обитателями леса. | Уметь объяснять особенности растений леса, различать эти растения, приспособленность растений леса к совместной жизни. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Учитывать мнение партнёра, аргументировано обосновывать своё решение |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, всамо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 18. | Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать животных смешанного леса, их приспособленность к условиям жизни в смешанном лесу. | Уметь объяснять связи между обитателями смешанного леса. |  Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение 
 
 
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 2 четверть (15ч.) | 
  | 19. |  Водоем. Обитатели водоема. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать водоемы и их обитателей. | Уметь объяснить взаимосвязь между обитателями водоемов. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 20. | Искусственные сообщества. Поле. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать отличия естественного сообщества и искусственного | Уметь объяснить представление об искусственном сообществе. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 21. | Животные-обитатели полей. | 
 | 1 | Ком-бинированный | 
 | 
 |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 22. | Сад. Проверочная работа по теме «Природные и искусственнее сообщества». Защита проектов по теме «Изучай природу своего края». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать культурные растения сада. | Уметь различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | Наша Родина на планете Земля (12ч.) | 
  | 23. | Какую форму имеет Земля. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать планеты солнечной системы. | Уметь показать земные полюса, экватор, параллели и меридианы. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение |  Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль,   | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 24. | Карта полушарий. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать сведения о глобусе как модели Земли | Уметь на карте полушарий показать материки и океаны. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Карта. | 
  | 25. | Движение Земли. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать о суточном и годовом движении Земли. | Уметь характеризовать разнообразие жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Глобус. | 
  | 26. | В пустынях Африки. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать природные условия Сахары ее растительным и животным миром. | Уметь показать на карте природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природ-ных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы. | 
  | 27. | Экваториальные леса Южной Америки. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать особенности природы в разных природных зонах | Уметь оценивать влияние человека на природу, характеризовать меры по охране природных зон. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альныйопрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы. | 
  | 28. | Антарктида. Австралия. Евразия. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать особенности природы. | Уметь дать общую характеристику Евразии. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природ-ных явлений. Распределять обязанности при работе в группе 
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы | 
  | 29. | Карта России. Тест по теме «Евразия». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать планы и карты, их отличия. | Уметь показывать на карте границы России, некоторые объекты на территории России. |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.  Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, самоконтроль | Наблюдения и записи в дневнике | Карта | 
  | 30. | Зона арктических пустынь. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать признаки зоны арктически пустынь | Уметь показать на карте арктические пустыни, находить дополнительную информацию о зоне арктических пустынь. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку 
 
  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы | 
  | 31. | Тундра. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать о занятиях населения тундры о влиянии деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны. | Уметь выявлять связи между обитателями тундры показать их связь с природными условиями. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы | 
  | 32. | Зона лесов.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать природные зоны, растения и животных леса. | Уметь объяснить связи между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку  
 |  Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы | 
  | 3 четверть (20ч.) | 
  | 33. | Степи. Степи и человек. Проверочная работа по теме «Природа нашей Родины». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать растительный и животный мир степей. | Уметь объяснять взаимосвязи живой и неживой природы. |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.  Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Табли-цы | 
  | 34. | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать экологические проблемы РФ, меры по охране природы | Уметь объяснить некоторые экологические проблемы России; видеть проблемы и пытаться применить свои силы для решения посильных проблем. |  Участвовать в мероприятиях по охране природы. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе |  Знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | Наши верные помощники 2ч. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 35. | История на карте. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. | Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их планировать свои действия в соответствии с поставленной целью правильность. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике |  Карта | 
  | 36. | Исторические источники. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. | Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.  Сравнивать исторические и литературные источники. Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение |  Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | Древняя Русь (5ч.) | 
  | 37. | Первые русские князья.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. |  Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 38. | Князь Владимир. Крещение Руси. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. |  Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 39 | Культура Древней Руси. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Сформировать представления о культуре Древней Руси. | Уметь наблюдать и сравнивать различные объекты культуры. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.   Сравнивать исторические события, делать обобщения.    Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 40. | Борьба с иноземными захватчиками.   Александр Невский. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать значение памятников и необходимость их охраны. | Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 41. | Куликовская битва.   Дмитрий Донской. Тест по теме «Александр Невский». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать историю родной страны. | Уметь сравнивать литературные и исторические источники; объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка. |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | Московское царство (6ч.) | 
  | 42. | Первый русский царь. Преобразования в государстве. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками. | Уметь находить исторические сведения в литературных произведениях. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.   Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике |  Мультимедиа. | 
  | 43. | Как жили люди на Руси в 14-16 веках. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать историю родной страны. | Уметь находить исторические сведения в дополнительных источниках информации. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.    Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 44. | Смутное время.   К.Минин и   Д.Пожарский. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать, что обозначает выражение «Смутное время». | Уметь описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 45. | Развитие Руси в 16 веке. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать основные достижения Руси в 16 веке. | Уметь находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 46. | Русское государство при первых Романовых. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать, что обозначает выражение «Смутное время». | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.    Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 47. | Расширение границ России в 17 веке. Проверочная работа по теме «Московское царство». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать имена первых землепроходцев. Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока. | Уметь выражать свои чувства и мысли по поводу исторических событий |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.    Критично    относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | Российская империя (9ч) 
 | 
  | 48. | Петр 1. Реформы в Российском государстве. Преобразование в культуре, быту, науке. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать царя Петра 1 как реформатора, проводника передовых идей. | Уметь определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. |  Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность дейст-вий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. 
 
 | 
  | 49. | Петр 1. Реформы в Российском государстве. Преобразование в культуре, быту, науке. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать царя Петра 1 как реформатора, проводника передовых идей. | Уметь определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. |  Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя.  
 |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. 
 
 | 
  | 50. | Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина 2 (Великая). | . | 1 | Ком-бинированный | Знать и называть те изменения, которые произошли в государстве при Екатерине Великой. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. |  Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность дейст-вий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 51. | Образование и наука в 18 веке. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать о развитии образования и науки в 18 веке.   | Уметь устанавливать связь развития науки и образования с именами М.В.Ломоносова, изобретателя И.П.Кулибина. | Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя.    Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновы-вать своё решение |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 52. | Война 1812 года. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Познакомить учащихся с Отечественной войной 1812г. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 4 четверть (18ч.) | 
  | 53. | Отмена крепостного права. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Продолжить знакомство детей с основными событиями 19 века. | Уметь выбирать форму проектной деятельности, Предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 54. | Наука и техника. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать основные достижения науки и техники в 19 веке. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.   Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознанное положительное отношение к культурным ценностям | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 55. | Город и горожане.   Мода 19 века. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Познакомить учащихся с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в 19 веке | Уметь давать характеристику определенному времени отрезку исторического времени, видеть отличия. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.   Сравнивать исторические события, делать обобщения. Распределять обязанности при работе в группе |  Осознанное положительное отношение к культурным ценностям | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 56. | Культура 19 века. Проверочная работа по теме «Российская империя». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать основные достижения науки и техники в 19 веке. | Уметь давать характеристику определенному времени отрезку исторического времени, видеть отличия. |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.  Сравнивать исторические события, делать обобщения.  Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | Российское государство (14ч.) | 
  | 57. | Революция в России. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. | Уметь пользоваться исторической картой, использовать дополнительную информацию. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 58. | Россия в годы Советской власти. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Познакомить детей с основными событиями развития России в 20-30 годы 20 века. | Уметь описывать исторические события на основе текста учебника и доп. информации. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 59. | Великая Отечествен-ная война. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать основные события Великой Отечественной войны. | Уметь оценивать исторические события, личности. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуруПланировать свои действия в соответствии с поставленной целью своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 60. | Тыл в годы войны.   Победа над фашизмом. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Познакомить учащихся с работой тыла в годы войны. | Уметь рассказать о самоотверженном труде всех людей, пользуясь дополнительной информацией. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение 
 |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 61. | Восстановление народного хозяйства.  
 
 | 
 | 1 | Ком-бинированный | Познакомить с процессом последовательного восстановления народного хозяйства; с главными научными достижениями. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.  Сравнивать исторические события, делать обобщения.  Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.  Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции  
 |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 62 | Научные достижения 20 века.   Тест по теме «Великая Отечественная война». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Познакомить с процессом последовательного восстановления народного хозяйства; с главными научными достижениями | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;  осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.  Сравнивать исторические события, делать обобщения.  Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 63. | По северным городам России. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать северные города России, показать их своеобразие и особенности. | Уметь определять местоположение городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 64. | По городам Центральной России. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать крупные промышленные центры Центральной России | Уметь показать своеобразие и особенности крупных городов Центральной России. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 65 | Города Урала и Сибири.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать крупные промышленные центры Урала и Сибири. | Уметь показать их особенности и своеобразие. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 66. | Дальний Восток. Южные города России. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать крупные промышленные центры и города Черноморского побережья. | Уметь по иллюстрациям узнавать город, его своеобразие и особенности. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 67 | Обобщающий урок по теме "Города России". Проверочная работа по теме «Российское государство». | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать крупные промышленные центры Центральной России, Урала и Сибири, Черноморского побережья | Уметь показать их особенности и своеобразие, по иллюстрациям узнавать город, его своеобразие и особенности |  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции |  Способность к самооценке.  
 | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 68. | Россия в мировом сообществе.   | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать дружественные России страны, с которыми заключены договоры о взаимодействии. | Уметь показать на карте страны СНГ и страны Европы. |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.    Учитывать мнение партнёра, аргумен-тировано критико-вать допущенные ошибки, обосновы-вать своё решение. |  Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. | 
  | 69. | Жизнь современного человека. | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать о жизни людей в современном обществе |  Уметь ориентироваться в понятиях учебника и информации из разных источников |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.    Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение |  Целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. 
 | 
  | 70 | Обобщающий урок | 
 | 1 | Ком-бинированный | Знать материал учебника по окружающему миру за 4 класс. |  Уметь ориентироваться в понятиях учебника и информации из разных источников |  Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.    Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение |  Целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира | Фронтальный и индивиду альный опрос |  Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | Мультимедиа. 
 |