Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и авторской рабочей программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011. в полном объеме без изменений и дополнений.
  Выбор УМК «Школа России» обусловлен тем, что данный УМК реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой нового стандарта.
 -овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
 -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
 -обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности: воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
  Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
 Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
 Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
 Для реализации программы используется предметная линия учебников по литературному чтению системы «Школа России» Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной.
 Цели и задачи не противоречат миссии нашей школы.
 Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
 Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
 На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственнoгo воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
 • направленное чтение, объяснительное чтение, литературное чтения, чтение-рассматривание и творческое чтение
 • направленное выслушивание и обдумывание.
 • комментирование.
 • анализ содержания и формы произведения.  
 • практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста).
 • формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Дебаты, дискуссии  
 • индивидуальная работа.
 • конструирование и моделирование.
 Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель'), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
 Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества:
 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий:
 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
 10)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижению результата;
 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 5) использование знаково-символических средств представления ин формации о книгах;
 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательным задачами;
 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствие с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устно и письменной формах;
 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлена причинно-следственных связей, построения рассуждений;
 10)готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 11)умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведением и поведением окружающих;
 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности: формирование потребности в систематическом чтении;
 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные- связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.  
           | №п п/п | Количкство часов | Темы уроков | Планируемые результаты | Деятельность уч-ся | 
  | Предметные | Метапредметные | Личностные | 
 | 
  | 
 | 
 | Вводный урок по курсу литературному чтению (1ч.) | понимание литературы как явления национальной и ми-ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  осознание значимости чтения для личного развития; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД:  вычитывать все виды текстовой информации  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Ориентироваться в учебнике. 
 Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. 
 Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. 
 Предполагать на основе названия содержание главы. 
 Пользоваться словарём в конце учебника. 
 Составлять связные высказывания по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. 
 Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания,   
 увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно   
 читать текст про себя,   
 отвечать на вопросы.   
 Находить необходимую информацию в книге.   
 Обобщать полученную информацию по истории создания книги.   
 Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.   
 Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. 
 Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).   
 Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. 
 Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.   
 Договариваться друг с другом;   
 принимать позицию собеседника,   
 проявлять уважение к чужому мнению. 
 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 
  | 1 | 1 | Знакомство с учебником. Содержание учебника. Словарь. | 
  | 
 | 
 | С А М О Е В Е Л И К О Е Ч У Д О Н А С В Е Т Е (4 ч. ) | 
  | 2 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 
  | 3 | 1 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | 
  | 4 | 1 | Первопечатник Иван Федоров. Фотографии, рисунки, текст-объекты для получения необходимой информации. | 
  | 5 | 1 | Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | У С Т Н О Е Н А Р О Д Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О (14 ч.) | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 
 | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
 | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. 
 Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. 
 Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. 
 Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. 
 Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. 
 Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). 
 Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. 
 Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. 
 Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.   
 Делить текст на части. 
 Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;   
 находить героев, которые противопоставлены в сказке.   
 Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. 
 Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.   
 Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.   
 Придумывать свои сказочные истории. 
 Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. 
 Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.   
 Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. 
 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 
  | 6 | 1 | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | 
  | 7 | 1 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 
  | 8 | 1 | Произведения прикладного искусства. | 
  | 9 | 1 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чтение и пересказ сказки. | 
  |  10 | 1 | «Иван-царевич и серый волк». Знакомство со сказкой. | 
  | 11 | 1 | «Иван – царевич и серый волк». Деление текста на части. | 
  | 12 | 1 | «Сивка – бурка». Особенности волшебной сказки. | 
  | 13 | 1 | «Сивка – бурка». Составление плана сказки. | 
  | 14 | 1 | Иллюстрации к сказке В .Васнецова и Б .Билибина. | 
  | 15 | 1 | Сравнение художественного и живописного текстов. | 
  | 16 | 1 | Обобщающий урок по теме: « Устное народное творчество». | 
  | 17 | 1 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 
  | 18 | 1 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 
  | 19 | 1 | Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | П О Э Т И Ч Е С К А Я Т Е Т Р А Д Ь № 1 (11 ч. ) | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 
 | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы. 
 | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;   
 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. 
 Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова. 
 Определять различные средства выразительности. 
 Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). 
 Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. 
 Участвовать в работе группы,   
 читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно   
 оценивать свои достижения. | 
  | 20 | 1 | Проект: «Как научиться читать стихи « на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 
  | 21 | 1 | Ф. И. Тютчев. « Весенняя гроза». « Листья» .Звукозапись ,её художественно-выразительное значение. | 
  | 22 | 1 | Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | 
  | 23 | 1 | А. А. Фет. « Мама! Глянь-ка из окошка….» Картины природы. | 
  | 24 | 1 | А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой» .Выразительное чтение. | 
  | 25 | 1 |  Эпитеты-слова ,рисующие картины природы. | 
  | 26 | 1 | И. С. Никитин. « Полно, степь моя….» Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. | 
  | 27 | 1 | И. С. Никитин. « Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы. | 
  | 28 | 1 | И. З. Суриков. « Детство». « Зима» .Выразительное чтение.   | 
  | 29 | 1 | Сравнение как средство создания картинны природы в лирическом стихотворении. | 
  | 30 | 1 | Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | В Е Л И К И Е РУ С С К И Е П И С А Т Е Л И (24 ч. ) | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 
 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. 
 Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. 
 Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. 
 Различать лирические и прозаические произведения. 
 Называть отличительные особенности стихотворного текста. 
 Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём.   
 Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). 
 Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. 
 Знать особенности литературной сказки. 
 Определять нравственный смысл литературной сказки.   
 Сравнивать произведение живописи и произведения литературы. 
 Давать характеристику героев литературной сказки. 
 Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. 
 Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. 
 Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. 
 Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью,   
 отвечать на вопросы по содержанию. 
  Определять особенности басни,   
 выделять мораль басни в тексте. 
 Представлять героев басни. 
 Характеризовать героев басни на основе их поступков. 
 Инсценировать басню. 
 Проверять себя и самостоятельно   
 оценивать свои достижения. 
 Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. | 
  | 31 | 1 | А. С. Пушкин. « Уж небо осенью дышало». « В тот год осенняя погода». Лирические стихотворения. | 
  | 32 | 1 | А. С. Пушкин. « Опрятней модного паркета». Настроение стихотворения. | 
  | 33 | 1 | А. С. Пушкин. « Зимнее утро». Прием контраста как средство создания картин. | 
  | 34 | 1 | А. С. Пушкин. « Зимний вечер». Звукозапись,её выразительное значение. | 
  | 35 | 1 | А. С. Пушкин. « Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. | 
  | 36 | 1 |  «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки. | 
  | 37 | 1 |  «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. | 
  | 38 | 1 | « Сказка о царе Салтане…».Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. | 
  | 39 | 1 | И. А. Крылов. « Мартышка и очки». Мораль басен. | 
  | 40 | 1 | И. А. Крылов. « Зеркало и обезьяна» .Характеристика героев на основе их поступков. | 
  | 41 | 1 | И. А. Крылов. «Ворона и лисица». Инсценирование басни. | 
  | 42 | 1 | Обобщение по басням И. А. Крылова. | 
  | 43 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 
  | 44 | 1 | М. Ю. Лермонтов. « Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»Настроение стихотворения. | 
  | 45 | 1 | М. Ю. Лермонтов. « Утёс». Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. | 
  | 46 | 1 | М. Ю. Лермонтов. « Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 
  | 47 | 1 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя ). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 
  | 48 | 1 | Л. Толстой. « Акула». Тема и главная мысль текста. | 
  | 49 | 1 | Л. Н. Толстой. « Прыжок». Составление различных вариантов плана. | 
  | 50 | 1 | Л. Н. Толстой. « Лев и собачка». Рассказ –описание.   | 
  | 51 | 1 | Л. Н. Толстой. Какая бывает роса на траве. Текст-рассуждение. | 
  | 52 | 1 | Л. Н. Толстой Куда девается вода из моря? Сравнение текста-рассуждения и текста –описания. | 
  | 53 | 1 |  Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». | 
  | 54 | 1 | Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | П О Э Т И Ч Е С К А Я Т ЕТ Р А Д Ь № 2 (6 ч. ) | устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы. 
 
 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 
 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.   
 Читать стихотворение, выражая авторское настроение.   
 Сравнивать текст-описание и текст-повествование.   
 Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. 
 Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. 
 Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. 
 Создавать словесные картины по тексту стихотворения. 
 Находить среди стихотворений произведение с использованием текста- 
 повествования. 
 Читать стихи выразительно, 
 оценивать свои достижения . | 
  | 55 | 1 | Н. А. Некрасов. « Славная осень»! Настроение стихотворений. | 
  | 56 | 1 | Н. А. Некрасов. « Не ветер бушует над бором». Картины природы. | 
  | 57 | 1 | Н. А. Некрасов. « Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. | 
  | 58 | 1 | К. В. Бальмонт. « Золотое слово». Выразительное чтение . | 
  | 59 | 1 | И. А. Бунин. « Детство». « Полевые цветы». Создание словесных картин. | 
  | 60 | 1 | И. А. Бунин. « Густой зеленый ельник у дороги…».Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Е С К А З К И (8 ч. ) | развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления национальной и ми-ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  осознание значимости чтения для личного развития; | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. 
 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при прочитывании сказки. 
 Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. 
 Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. 
 Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. 
 Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. 
 Определять авторское отношение к изображаемому.   
 Читать сказку в лицах. 
 Проверять себя и самостоятельно   
 оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | 
  | 61 | 1 | Д. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка .Герои сказок. Характеристика героев сказок. | 
  | 62 | 1 |  «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Нравственный смысл сказки. | 
  | 63 | 1 | В. М. Гаршин. « Лягушка- путешественница». Герои сказки. | 
  | 64 | 1 | В. М. Гаршин. « Лягушка- путешественница». Нравственный смысл сказки. | 
  | 65 | 1 | В. Ф. Одоевский. « Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок. | 
  | 66 | 1 | В. Ф. Одоевский. « Мороз Иванович». Герои сказки. Сравнение героев сказки. | 
  | 67 | 1 | В. Ф. Одоевский. « Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. | 
  | 68 | 1 | Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | Б Ы Л И—Н Е Б Ы Л И Ц Ы (10 ч. ) | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по-нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 
 | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы. 
 
 | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 
 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. 
 Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя.   
 Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. 
 Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. 
 Составлять план для краткого и полного пересказов.   
 Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.   
 Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. 
 Самостоятельно   
 придумывать сказочные и реальные истории.   
 Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. 
 Читать сказку выразительно по ролям | 
  | 69 | 1 | М. Горький. « Случай с Евсейкой».Приём сравнения-основной приём описания подводного царства. | 
  | 70 | 1 | М. Горький. « Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжение сказки. | 
  | 71 | 1 | В. Г. Паустовский. « Растрепанный воробей». Определение жанра произведения.   | 
  | 72 | 1 | В. Г. Паустовский. « Растрепанный воробей». Герои произведения. | 
  | 73 | 1 | В. Г. Паустовский. « Растрепанный воробей». Характеристика героев. | 
  | 74 | 1 | А .Куприн. « Слон». Знакомство с рассказом. | 
  | 75 | 1 | А. Куприн. Слон. Основные события произведения. | 
  | 76 | 1 | А. Куприн. Слон. Составление различных вариантов плана. | 
  | 77 | 1 | А. Куприн. Слон. Пересказ. | 
  | 78 | 1 | Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | П О Э Т И Ч Е С К А Я Т Е Т Р А Д Ь № 1 (6 ч. ) | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 
 | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
 | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;   
 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. 
 Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.   
 Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.   
 Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.   
 Объяснять смысл выражений с опорой на текст.   
 Определять авторское отношение к изображаемому.   
 Придумывать стихотворные тексты. 
 Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно   
 оценивать свои достижения | 
  | 79 | 1 | Саша Черный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. | 
  | 80 | 1 | А. А Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. | 
  | 81 | 1 | А. А Блок. « Сны». « Ворона». Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Выразительное чтение стихотворений. | 
  | 82 | 1 | С. Есенин. « Черемуха» .Выразительное чтение стихотворения. | 
  | 83 | 1 | Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. | 
  | 84 | 1 | Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | Л Ю Б И Ж И В О Е (16 ч. ) | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 
 | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 
 | Прогнозировать содержание раздела. 
 Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. 
 Читать и принимать на слух произведения. 
 Определять жанр произведения. 
 Принимать нравственный смысл рассказов. 
 Определять основную мысль рассказа. 
 Составлять план произведения. 
 Пересказывать произведения на основе плана. 
 Придумывать свои рассказы о животных. 
 Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно 
 оценивать свои достижения. | 
  | 85 | 1 | М. М. Пришвин. « Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» В текст. Основная мысль текста. | 
  | 86 | 1 | Сочинение на основе художественного текста. | 
  | 87 | 1 | И. С. Соколов-Микитов. « Листопадничек». Определение жанра произведения. | 
  | 88 | 1 | И. С. Соколов-Микитов. « Листопадничек». Рассказ о герое. | 
  | 89 | 1 | В. И Белов. « Малька провинилась». « Еще раз про Мальку». Озаглавливание текста.   | 
  | 90 | 1 | В. И Белов. « Малька провинилась». « Еще раз про Мальку». Главные герои рассказа. | 
  | 91 | 1 | В.В.Бианки. « Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 
  | 92 | 1 | В.В.Бианки. « Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | 
  | 93 | 1 |  Б. С. Житков . « Про обезьянку». Герои произведения. | 
  | 94 | 1 | Б. С. Житков . « Про обезьянку». Пересказ. | 
  | 95 | 1 | Б. С. Житков . « Про обезьянку». Краткий пересказ.   | 
  | 96 | 1 | В. П. Астафьев. « Капалуха». Герои произведения. | 
  | 97 | 1 |  В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Чтение рассказа. | 
  | 98 | 1 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | 
  | 99 | 1 | Рассказы изученных писателей. | 
  | 100 | 1 | Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | П О Э Т И Ч Е С К А Я Т Е Т Р А ДЬ 2 (8 ч. ) | умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. 
 | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД:  вычитывать все виды текстовой информации  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;   
 
 | наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 
 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. 
 Читать и воспринимать на слух лирические тексты. 
 Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. 
 Сравнивать название произведения и его содержание,   
 высказывать 
 своё мнение. 
 Находить в произведениях средства художественной выразительности: 
 олицетворения, эпитеты, сравнения. 
 Сочинять стихотворения. 
 Участвовать в творческих проектах. 
 Заучивать стихи наизусть. 
 Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно   
 оценивать свои достижения | 
  | 101 | 1 | С. Я. Маршак. Гроза днем…,В лесу над росистой поляной… Выразительное чтение. | 
  | 102 | 1 | А. Л. Барто . «Разлука». Выразительное чтение.   | 
  | 103 | 1 | А. Л. Барто. « В театре». Выразительное чтение. | 
  | 104 | 1 | С. В. Михалков. « Если». Выразительное чтение. | 
  | 105 | 1 | Е. А. Благинина. « Кукушка». Выразительное чтение. | 
  | 106 | 1 | Е. А. Благинина. « Котёнок». Выразительное чтение. | 
  | 107 | 1 | Проект: «Праздник поэзии». | 
  | 108 | 1 | Оценка достижений. | 
  | 109 | 
 | С О Б И Р А Й П О Я Г О Д К Е----Н А Б Е Р Е Ш Ь К У З О В О К( 12 ч. ) | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 
 | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
 | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 
 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. 
 Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. 
 Воспринимать на слух художественное произведение; 
 читать вслух и про себя, осмысливая содержание. 
 Объяснять смысл названия стихотворения. 
 Соотносить пословицу с содержанием произведения. 
 Отвечать на вопросы по содержанию произведения. 
 Придумывать свои вопросы к текстам. 
 Наблюдать за особенностями речи героев. 
 Понимать особенности юмористических произведений; 
 выделять эпизоды, которые вызывают смех; 
 определять отношение автора к событиям и героям. 
 Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. 
 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 
  | 110 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин. « Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения. | 
  | 111 | 1 | А. П, Платонов. « Цветок на земле».Герои рассказа.   | 
  | 112 | 1 | А. П. Платонов. « Еще мама». Особенности речи героев. | 
  | 113 | 1 | А. П. Платонов. « Еще мама». Чтение по ролям. | 
  | 114 | 1 | М. М. Зощенко. « Золотые слова». Смысл названия рассказа. | 
  | 115 | 1 |  М. М. Зощенко. « Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. | 
  | 
 | 
 | М. М. Зощенко. « Великие путешественники».Главная мысль текста. | 
  | 116 | 1 | М. М. Зощенко. « Великие путешественники».Восстановление порядка событий. | 
  | 117 | 1 | Н. Н. Носов. «Федина задача». Анализ заголовка. | 
  | 118 | 1 | Н. Н, Носов. « Телефон» .Особенности юмористического рассказа. | 
  | 119 | 1 | Н.Н.Носов «Друг детства».Сборник юмористических рассказов Н. Носова. | 
  | 120 | 1 |  Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | П О С Т Р А Н И Ц А М Д Е Т С К И Х Ж У Р Н А Л О В. (8 ч. ) | достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви¬тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 
 | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы. 
 
 | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 
 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке(начало, конец, виды деятельности).   
 Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.   
 Определять тему для чтения. 
 Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.   
 Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. 
 Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.   
 Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». 
 Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.   
 Находить необходимую информацию в журнале.   
 Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.   
 Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). 
 Проверять себя и самостоятельно   
 оценивать свои достижения | 
  | 121 | 1 |  Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Детские журналы. | 
  | 122 | 1 | Ю. И. Ермолаев. « Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию.   | 
  | 123 | 1 | Ю. И. Ермолаев. « Воспитатели». Пересказ. | 
  | 124 | 1 | Г. Б. Остер. « Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. | 
  | 125 | 1 | Г. Б. Остер . « Как получаются легенды».Что такое легенда. Пересказ. | 
  | 126 | 1 | Легенды своей семьи, своего дома, своего села. | 
  | 127 | 1 | Р. Сеф. « Весёлые стихи». Выразительное чтение. | 
  | 128 | 1 |  Оценка достижений. | 
  | 
 | 
 | З А Р У Б Е Ж Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А (8 ч. ) | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 
 | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
 
 
 | овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-ностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 
 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. 
 Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).   
 Пересказывать выборочно произведение.   
 Сравнивать сказки разных народов.   
 Сочинять свои сказки.   
 Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).   
 Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору;   
 записывать названия и авторов произведений 
 прочитанных летом. 
 Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей,   
 выражать своё мнение. 
 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 
  | 129 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | 
  | 130 | 1 | Древнегреческий миф. | 
  | 131 | 1 | Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | 
  | 132 | 1 | Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | 
  | 133 | 1 | Г. Х. Андерсен. « Гадкий утёнок» .Нравственный смысл сказки. | 
  | 134 | 1 | Г. Х. Андерсен. « Гадкий утёнок» . Создание рисунков к сказке. | 
  | 135 | 1 | Г. Х. Андерсен. « Гадкий утёнок» . Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 
  | 136 | 1 |  Оценка достижений. | 
 
 Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
  1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
 2. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)