Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы здорового питания" 1 класс»
Введение.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового питания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации. Программа разработана в Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких. Авторами программы являются М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.
Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа. (1ч. в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностными результатамиосвоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатамиосвоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Предметными результатамиосвоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Регулятивные действия
Овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные действия
Приобретение знаний об основах рационального питания, представления о правилах этикета, связанных с питанием, умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.
Коммуникативные действия
Способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
Планируемые результаты 1-го года обучения (1 класс)
Обучающиеся должны знать:
полезные продукты;
правила этикета;
роль правильного питания в здоровом образе жизни.
Обучающиеся должны уметь:
соблюдать режим дня;
выполнять правила правильного питания;
выбирать в рацион питания полезные продукты.
Содержание программы.
Раздел I. Разнообразие питания (6 часов)Если хочешь быть здоров.Знакомство с героями «Улицы Сезам». Куклы – Зелибоба, Кубик, Бусинка. Реальные персонажи – девочка Катя, папа Кати (дядя Саша), мама (тетя Нина), дворничиха тетя Даша.
Самые полезные продукты. Какие продукты полезны и необходимы человеку? Полезные продукты среди любимых блюд (практическая работа). Анкетирование «Полезные привычки». Экскурсия в магазин. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты».
На вкус и цвет товарищей нет.Разнообразие вкусовых свойств различных продуктов. Кухни разных народов. Практическая работа «Определи вкус продукта». Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки?» Игра «Приготовь блюдо».
Раздел II. Организация и гигиена питания (17 часов)
Как правильно есть .Основные принципы гигиены питания. Игра-обсуждение «Законы питания». Игра «Чем не стоит делиться». Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.
Удивительные превращения пирожка. Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. Соревнование «Кто правильно покажет время?». Тест. Игра «Доскажи пословицу». Игра «Помоги Кате». Демонстрация удивительного превращения пирожка.
Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. Завтрак – обязательный компонент ежедневного меню, различные варианты завтрака. Игра «Пословицы запутались». Игра «Отгадай-ка». Игра «Знатоки». Игра «Угадай сказку». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Викторина «Печка в русских сказках». Игра «Поварята». Составление меню завтрака.
Плох обед, если хлеба нет .Обед – обязательный компонент ежедневного меню, структура обеда. Игра «Угадай-ка». Игра «Секреты обеда». Игра «Советы хозяюшки». Игра «Лесенка с секретом». Составление меню обеда. Экскурсия на хлебозавод.
Полдник. Время есть булочки. Знакомство с вариантами полдника. Значение молока и молочных продуктов. Конкурс-викторина «Знатоки молока». Игра-демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молоко». Игра «Подбери рифму».
Пора ужинать. Ужин – обязательный компонент ежедневного меню, состав ужина. Игра «Объяснялки». Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд». Игра «Что можно есть на ужин». Составление меню ужина. Экскурсия в столовую.
Раздел III. Витамины и минеральные вещества в рационе здорового питания (10 часов)
Где найти витамины весной? Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Игра «Отгадай название». Игра «Отгадай мелодию». Игра «Вкусные истории».
Как утолить жажду… Значение жидкости для организма человека. Игра-демонстрация «Из чего готовят соки». Игра-демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой». Игра «Праздник чая».
Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Связь рациона питания с образом жизни. Высококалорийные продукты. Игра «Мой день». Игра «Меню спортсмена».
Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. Разнообразие фруктов, ягод, значение их для организма. КВН «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты». Стенгазета «Витаминная радуга».
Каждому овощу свое время. Разнообразие овощей, их полезные свойства. Игра-соревнование «Вершки-корешки». Игра-эстафета «Собираем урождай».
Тематическое планирование.
№ раздела
Наименование раздела, темы
Количество часов
I.
Разнообразие питания.
6
II.
Организация и гигиена питания.
17
III.
Витамины и минеральные вещества в рационе здорового питания.
10
Итого:
33
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Основы здорового питания» 1 класс
№ урока по порядку
№ урока в разделе, теме
Тема занятия
Дата
по
плану
Дата фактическая
Разнообразие питания. - 6 часов
1.
1.
Знакомство с жителями «Улицы Сезам».
2.
2.
Если хочешь быть здоров.
3.
3.
Самые полезные продукты.
4.
4.
Экскурсия в магазин.
5.
5.
На вкус и цвет товарищей нет.
6.
6.
Кухни разных народов.
Организация и гигиена питания. – 17 часов
7.
1.
Как правильно есть.
8.
2.
Гигиена питания.
9.
3.
Правила питания.
10.
4.
Удивительные превращения пирожка.
11.
5.
Режим питания школьника.
12.
6.
Рацион питания.
13.
7.
Завтрак.
14.
8.
Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?
15.
9.
Секреты обеда.
16.
10.
Плох обед, если хлеба нет.
17.
11.
Полдник. Время есть булочки.
18.
12.
Экскурсия на хлебозавод.
19.
13.
Путешествие по улице Правильного питания.
20.
14.
Это удивительное молоко.
21.
15.
Пора ужинать.
22.
16.
Как приготовить бутерброды.
23.
17.
Экскурсия в столовую. Блюда для завтрака, обеда, ужина.
3.Витамины и минеральные вещества в рационе здорового питания. -
(10 часов)
24.
1.
Где найти витамины весной?
25.
2.
Если хочется пить.
26.
3.
Мы не дружим с Сухомяткой.
27.
4.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
28.
5.
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
29.
6.
КВН «Овощи, ягоды, фрукты».
30.
7.
Витаминные истории.
31.
8.
Каждому овощу свое время.
32.
9.
Витаминная радуга.
33.
10.
Праздник урожая.
Список литературы.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011, 80с.
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с
КондоваС.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2006.
Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2007. - № 9
11.Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ, 2006