kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка "Заниматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Заниматика" разработан для развития математических способностей учащихся во внеурочной или кружковой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Заниматика"»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Заниматика»

Класс - 2 К







Составила:

Новикова Г. М.









2021/2022 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа кружка «Заниматика» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы на основе авторской программы для 2 класса «Занимательная математика». Холодова О.А. – М.: Издательство РОСТ, 2020.

Курс «Заниматика» разработан для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков решения математических задач, повышения уровня сложности в системно-деятельностном подходе.

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребёнку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития.

Актуальность курса «Заниматика (занимательная математика)» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению ма­тематике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание курса «Заниматика» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углублённый вариант наибо­лее актуальных вопросов базового предмета – математики.

Новизна данного курса определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Данный курс позволит:

  • ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной про­граммы;

  • расширить целостное представление о проблеме данной науки;

  • раз­вивать у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминоло­гии);

  • закрепить интерес детей к познавательной деятельности;

  • развивать у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, ис­пользуемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная прак­тика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах.

Зада­ния, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением получен­ных результатов.

Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Педагогическое руковод­ство состоит в создании условий для работы кружка, поощрении самостоя­тельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.


Цель и задачи курса


Цель: развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собствен­ные мысли;

  • развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;

  • формировать умение рассуждать как необходимый компонент логичес­кой грамотности;

  • формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором страте­гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формировать пространственные представления и пространственное во­ображение;

  • привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного обще­ния на занятиях.


Принципы курса «Заниматика»

    1. Актуальность.

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

    1. Научность.

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыс­лить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

    1. Системность.

Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

    1. Практическая направленность.

Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

    1. Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

    1. Курс ориентационный.

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделим и математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в дам пой учебной дисциплине.



Формы и режим занятий

Кружок создаётся из учащихся одного класса, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • тематические конкурсы;

  • выпуск тематических газет.


На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала и отработке определённой темы);

  • индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);

  • групповая (разделение на мини-группы для выполнении определённой работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам. конкурсам).


Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

  • беседа;

  • интеллектуальная игра;

  • викторина;

  • интегрированные занятия;

  • практикум по решению задач повышенной сложности;

  • турниры, олимпиада.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.


Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с матема­тикой;

  • решение проектных задач;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.


Пособия и материалы, необходимые для работы

    1. Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. + Приложение к рабочим тетрадям. - М.: Издательство РОСТ.

    2. Холодова О. А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». - М.: Издательство РОСТ.

    3. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.

    4. Счётные палочки или спички.

    5. Линейка, угольник.

    6. Циркуль.

    7. Ножницы, клей-карандаш.






Ожидаемые результаты изучения курса «Заниматика»

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разно­образных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической дея­тельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартно­сти мышления;

  • формирование этических норм поведения при сотрудничестве;

  • развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях об­щения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в разделе «Основное содержание».


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Курс «Заниматика» для начальной школы - курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок

Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.

Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последователь­ное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.

Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для вы­полнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения чис­лового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных опросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Блок логических и занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в ексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи.

Логические задачи.

Комбинаторные задачи.

Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, а размен, на размещение, на просеивание.

Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных, анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + КОЛА = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соот­ветствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат ре­шения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрический блок

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 1v, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному мар­шруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение соб­ственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вы­черчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собствен­ному замыслу).

Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным конту­ром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Состав­ление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.

Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1v и другие, указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спи­чек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конст­рукции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в cоответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из развёрток.

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • занятия-испытания;

  • математические конкурсы, КВН, турниры, олимпиады;

  • выпуск математических газет.


Структура занятия

ОРЕШКИ ДЛЯ УМА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

ИГРАЙ, ДА ДЕЛО ЗНАЙ (тренировка психических механизмов, лежащих основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия. Чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близору­кость и дальнозоркость.

СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ (15-20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характер­но отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы учащиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.

ЗАДАЧИ ПРОФЕССОРА МАКОНГУРУ. (5-10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.

ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ (10-15 минут). На этом этапе ребя­там предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составля­ющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного зада­ния, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в группо­вой работе. Для решения проектной задачи учащимся предлагаются все не­обходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

ДЛЯ ЮЛМов (Юных Любителей Математики) - раздел, в котором поме­щён справочный материал, познавательный материал, любопытные и полез­ные факты, подсказки.

В разделе «ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА» для любознательных ребят предлагается материал, связанный с историей.

































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

занятия

Цель занятия

Характеристика деятельности

учащихся

Кол-во

часов

Тема 1. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ (14 часов)

1-2

Улица

Ребусовая

  • познакомить с о целями и задачами путеше­ствия по сказочной стране «Заниматике»;

  • познакомить с тетрадью-учебником для путешествия по ней;

  • систематизиро­вать сведения о натуральных числах;

  • по­знакомить с понятием «ребус», «открыть» сек­реты ребусов;

  • научить отгадывать ребусы, при­меняя основные прави­ла;

  • развивать речь, ло­гическое и аналитичес­кое мышление.

Записывать различ­ными цифрами коли­чество предметов. Со­относить количество предметов с цифрой, сравнивать числа. Разбивать предметы данной совокупности на группы по различ­ным признакам. За­писывать знаками« + » и «-» действия «сложение» и «вычи­тание». Устанавли­вать взаимосвязь между сложением и вычитанием. Допол­нять равенства про­пущенными в них цифрами, числами, знаками. Выполнять логические рассужде­ния, пользуясь ин­формацией, представ­ленной в наглядной (предметной) форме. Решать заниматель­ные задачи с римски­ми цифрами. Выпол­нять задания по пере­кладыванию спичек. Выбирать из предло­женных способов действий тот, кото­рый позволит решить поставленную задачу. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выпол­нения конкретного задания. Моделиро­вать в процессе совместного обсужде­ния алгоритм реше­ния числового крос­сворда; использовать его в ходе самостоя­тельной работы. Применять изучен­ные способы учебной работы и приёмы вы­числений для работы с числовыми голово­ломками.

Включаться в груп­повую работу. Уча­ствовать в обсужде­нии проблемных воп­росов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индиви­дуальное затрудне­ние в пробном дей­ствии. Слушать отве­ты одноклассников, анализировать и кор­ректировать их. Ар­гументировать свою позицию в коммуни­кации, учитывать разные мнения, ис­пользовать критерии для обоснования сво­его суждения. Сопо­ставлять полученный результат с задан­ным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и ис­правлять ошибки.

2

3-4

Заколдован­ный

переулок

  • уточнить знания о зна­ковом языке математи­ки;

  • закрепить понима­ние отличия между чис­лом и цифрой;

  • познако­мить с различными ва­риантами написания цифр;

  • закрепить умение отгадывать ребусы;

  • учить восстанавливать математические ребусы, в которых цифры скры­та предметными и буквенными символами;

  • познакомить с целями и задачами международного математического конкурса-игры для школьников «Кенгуру»;

  • развивать внимание, ло­гическое и аналитичес­кое мышление.

2

5-6

Цифровой проезд

  • систематизировать знания о цифрах и чис­лах;


  • повторить различ­ные варианты написа­ния цифр;

  • повторить знания о римской нумерации;

  • закрепить умение читать и запи­сывать числа, римски­ми цифрами;

  • учить вы­полнять сложение и вычитание чисел, запи­санных римскими циф­рами в пределах 30; учить решать матема­тические ребусы с рим­скими цифрами по пе­рекладыванию спичек; развивать память, вни­мание, логику.

2

7-8

Числовая улица

  • познакомить с истори­ей развития понятия числа, с различными системами счисления;

  • закрепить умения запи­сывать числа арабскими и римскими цифрами, сравнивать числа с по­мощью числового отрез­ка;

  • учить решать мате­матические ребусы на упорядочивание не­скольких чисел;

  • разви­вать мыслительные опе­рации, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.

2

9-10

Вычисли­тельный

проезд

  • обобщить знания о цифрах и числах;

  • уточ­нить знания о позици­онной системе записи чисел;

  • закрепить уме­ние составлять числа;

  • ознакомить со способом решения «цифровых» дорожек с одинаковы­ми и разными цифра­ми;

  • развивать внима­ние, логическое и ана­литическое мышление.

2

11-12

Вычислительный

проезд

  • закрепить умение чи­тать и записывать чис­ла арабскими и римски­ми цифрами;

  • познако­мить с «числовыми» до­рожками, «числовыми ковриками»;

  • ознако­мить со способом реше­ния числовых головоло­мок: соединять числа знаками действия так, чтобы в ответе получи­лось заданное число;

  • развивать память, вни­мание, логику.

2

13-14

Испытание в городе

Загадочных чисел.

В цирке

  • проверить знания о: понимании различия между цифрой и чис­лом, порядке следова­ния чисел натурального ряда, римских и араб­ских цифрах;

  • проанали­зировать умения: ре­шать буквенные ребусы, математические ребусы, числовые головоломки, заполнять числовые кроссворды;

  • учить осу­ществлять контроль и оценку своих действий.



2

Тема 2. ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (16 часов)

15-16

Улица

Шифровальная

  • познакомить с поняти­ями «кодирование» и «декодирование»;

  • по­знакомить с шифром замены;

  • научить ста­вить в соответствие предметы или действия с другие предметами или действиями;

  • позна­комить с понятием «двоичный код»;

  • учить использовать знаково-символические сред­ства для моделирова­ния ситуаций, описан­ных в задачах;

  • разви­вать внимание, логи­ческое и аналитическое мышление.

Выделять признаки сходства и различия двух объектов (пред­метов). Находить ин­формацию (в рисун­ках, таблицах) для ответа на поставлен­ный вопрос. Выяв­лять правило (зако­номерность), по кото­рому изменяются признаки предметов. Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же пра­вилу. Находить (ис­следовать) признаки, по которым изменя­ется каждое следую­щее число в ряду, выявлять закономер­ность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономер­ность. Сравнивать объекты, ориентиру­ясь на заданные при­знаки. Выбирать предметы для заполнения девятиклеточного «волшебного квадрата». Состав­лять рассказы по кар­тинкам (описывать последовательность действий, изобра­жённых на них, ис­пользуя порядковые и количественные числительные). Слу­шать ответы одно­классников и прини­мать участие в их об­суждении, корректи­ровать неверные отве­ты. Находить (иссле­довать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выяв­лять (обобщать) зако­номерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. На­ходить основание классификации, ана­лизируя и сравнивая информацию.

2

17-18

Координат­ная площадь


  • сформировать пред­ставление о координат­ной сетке;

  • познакомить с локализацией пред­метов на координатной сетке;

  • научить нахо­дить предмет на коор­динатной сетке;

  • на­учить кодировать и де­кодировать сообщения с помощью кодировочных таблиц;

  • развивать мыслительные опера­ции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.

2

19-20

Порядковый

проспект

  • познакомить с поняти­ями «операция», «объект операции», «результат операции»;

  • научить определять ре­зультат действия;

  • на­учить определять дей­ствие, которое привело к данному результату;

  • познакомить с поняти­ем «обратное действие»; научить определять действие, обратное дан­ному; рассмотреть сло­жение и вычитание как операции, обратные друг другу;

  • развивать речь, логическое и ана­литическое мышление.

2

21-22

Порядковый

проспект

  • закрепить знания о прямых и обратных операциях;

  • уточнить сформированность уме­ния определять после­довательность событий;

  • ввести понятие «алго­ритм»;

  • научить состав­лению и выполнению алгоритма; научить по­иску ошибок и исправ­лению алгоритма;

  • раз­вивать мыслительные операции, речь, логи­ческое мышление и об­разное, память, внима­ние.

2

23-24

Порядковый

проспект

  • научить обобщать и классифицировать предметы по какому-либо признаку, выявлять закономерно­сти в чередовании при­знаков,

  • формировать умение находить зако­номерность в ряду, про­должать последователь­ности предметов по оп­ределённому правилу;

  • закреплять умение дей­ствовать по алгоритму;

  • учить поиску ошибок и исправлению алгорит­ма;

  • развивать память, внимание, речь, логику.

2

25-26

Улица Волшебного квадрата

  • повторить особенности расположения фигур в девятиклеточном квад­рате;

  • уточнить понятия «волшебный квадрат», «правило волшебного квадрата»;

  • учить нахо­дить закономерность и дополнять квадрат не­достающими фигура­ми;

  • развивать внима­ние, логическое и ана­литическое мышление.

2

27-28

Улица Магическая

  • повторить знания о цифрах и числах;

  • зак­реплять умение нахо­дить закономерность в числовом ряду;

  • учить устанавливать связь между закономерностя­ми;

  • познакомить с «чис­ловыми ковриками», «магическими рамка­ми», «магическими квадратами»;

  • формиро­вать умение выполнять арифметические дей­ствия для заполнения этих числовых ребусов;

  • развивать внимание, логическое и аналити­ческое мышление.

2

29-30

Испытание в городе

Закономер­ностей. Сыщики

  • проверить знания о: прямых и обратных опе­рациях, кодировании и декодировании;

  • проана­лизировать умения: оп­ределять последователь­ность событий, нахо­дить предмет на коорди­натной сетке, находить закономерность в ряду, продолжать последова­тельности предметов по определённому правилу, дополнять «волшебный» квадрат недостающими фигурами, обобщать и классифицировать пред­меты по какому-либо признаку, составлять линейный алгоритм, за­полнять «магический» квадрат;

  • учить осуще­ствлять контроль и оценку правильности своих действий.

2

Тема 3. ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ (12часов)

31-32

Конструк­торский проезд

  • систематизировать знания о геометричес­ких фигурах и телах;

  • учить распознавать форму геометрических тел в предметах окру­жающей обстановки, в изображении их на плоскости;

  • научить ре­шать задачи на разре­зание фигуры на оди­наковые части;

  • разви­вать речь, простран­ственное воображение, мыслительные опера­ции, память.

Ориентироваться в пространстве. Разли­чать и раскрашивать соседние и не сосед­ние области. Опреде­лять форму плоских и объёмных предме­тов. Классифициро­вать предметы по форме. Находить симметричные фигу­ры. Проводить ось симметрии. Пони­мать композицию.

2

33-34

Фигурный проспект

  • закрепить знания о гео­метрических фигурах и телах;

  • дать понятие о преобразовании объём­ных тел в плоскостные, а плоскостных – в объёмные;

  • научить ре­шать задачи на подсчёт геометрических фигур;

  • развивать простран­ственное мышление, воображение, смекалку и находчивость.

2

35-36

Конструк­торский проезд

  • повторить вариант изображения цифр для написания индекса;

  • формировать умение строить конструкции по заданному образцу;

  • учить решать задачи по перекладыванию спи­чек в соответствии с условием и проверять выполненную работу;

  • развивать творческую самостоятельность, сообразительность, лю­бознательность, пространственное вообра­жение, память, мыслительные операции, вни­мание посредством ре­шения нестандартных задач со спичками.

2

37-38

Зеркальный переулок

  • повторить понятия: «симметрия», «симмет­ричные фигуры», «ось симметрии»;

  • формиро­вать умения изобра­жать симметричные фигуры, находить ось симметрии;

  • познако­мить с палиндромами;

  • развивать речь, про­странственное вообра­жение, логическое мышление.

2

39-40

Художе­ственная улица

  • систематизировать зна­ния по построению сим­метричных изображе­ний;

  • ввести понятие «паркет»;

  • научить по­ниманию композиции;

  • отрабатывать умение строить симметричные изображения;

  • уточнить знания о соседних и не соседних областях, гра­ницах области;

  • разви­вать художественную фантазию, плоскостное воображение, внимание.

2

41-42

Испытание в городе Геометри­ческих

превраще­ний.

Сказки зимы.

  • проверить знания о: симметричных фигу­рах, соседних и не со­седних областях, про­странственных отноше­ниях;

  • проанализиро­вать умения: находить нужную область, сим­метрично отражать предметы, подсчиты­вать количество фигур, решать различные зада­чи на развитие «геомет­рического зрения» – «со спичками», «на разре­зание фигур»;

  • учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.

2

Тема 4. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ (17 часов)

43-44

Улица

Высказыва­ний

  • уточнить знания о высказываниях, при­чинах и следствиях;

  • ввести понятия «об­щие», «частные» и «единичные высказы­вания»;

  • учить строить простейшие высказы­вания с помощью логических связок «если.., то ...», «потому что», «.. поэтому..»; позна­комить с высказывани­ями со связками «И», «ИЛИ»;

  • формировать умение решать задачи путём рассуждения;

  • развивать внимание, логическое и аналити­ческое мышление

Конструировать про­стейшие высказыва­ния с помощью логи­ческих связок. Ис­пользовать логичес­кие выражения, со­держащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Строить истинные высказывания. Де­лать выводы. Оценивать истинность и ложность высказыва­ний. Строить истин­ные предложения на сравнение по цвету и размеру. Получать умозаключения на основе построения отрицания высказы­ваний. Использовать различные способы доказательств истин­ности утверждений (предметные, графи­ческие модели, вы­числения, измере­ния, контрпримеры). Использовать схему (рисунок) для реше­ния простейших ло­гических задач. Пе­реводить информа­цию из одной формы в другую (текст - ри­сунок, символы - ри­сунок, текст - симво­лы и другие). Читать и заполнять неслож­ные готовые табли­цы. Упорядочивать математические объекты. Слушать ответы одноклассни­ков, выбирать из предложенных спо­собов действий тот, который позволит ре­шить поставленную задачу, обосновывать свой выбор.

2

45-46

Улица Правдолюбов и Лжецов

  • уточнить знания о ложных и истинных, верных и неверных высказываниях;

  • учить оценивать простые высказывания с точки зрения истинности или ложности, строить ис­тинные высказывания, строить истинные пред­ложения на сравнение;

  • учить решать логичес­кие задачи путём срав­нения исходных дан­ных;

  • формировать уме­ние делать выводы; развивать мыслитель­ные операции, речь, логическое мышление, память, внимание.

2

47-48

Отрицатель­ный

переулок

  • закрепить знания об «отрицании»;

  • учить: классифицировать предметы по одному свойству, отрицанию некоторого свойства с помощью частицы «не», строить выска­зывания по смыслу от­рицающие данные;

  • учить поиску необхо­димой информации, содержащейся в рисун­ке;

  • научить решать за­дачи с помощью пост­роения отрицания и систематизации дан­ных в таблице;

  • разви­вать речь, память, вни­мание, мыслительные операции, аналитичес­кие способности.

2

49-50

Улица Сказочная

  • закрепить умение ре­шать логические зада­чи путём: рассуждений, умения делать выводы, построением отрица­ния, записи данных в виде таблицы, приме­нения графа;

  • развивать мыслительные опера­ции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.

2

51-53

Площадь Множеств

  • ввести понятия «мно­жество», «элементы множества»;

  • научить определять принадлеж­ность элемента множе­ству (классификация по одному свойству);

  • познакомить с различ­ными способами заданий множеств: пере­числение и задание об­щего свойства его эле­ментов;

  • научить ста­вить в соответствие элементы одного мно­жества с элементами другого множества;

  • учить решать задачи с помощью «кругов Эйле­ра»;

  • развивать внима­ние, логическое и ана­литическое мышление.

3

54-55

Пересечение улиц. Перекрёсток

  • ввести понятия «вло­женность» (включение) множеств, «подмноже­ство», «пересечение множеств»;

  • научить определять элементы, принадлежащее пересе­чению множеств (клас­сификация по двум и более свойствам);

  • зак­реплять умение ставить в соответствие элемен­ты одного множества с элементами другого множества;

  • учить ре­шать задачи с по­мощью «кругов Эйле­ра»;

  • развивать внима­ние, логическое и аналитическое мышление.

2

56-57

Проспект

Логических задач

  • закрепить умение ре­шать логические зада­чи с помощью «кругов Эйлера»;

  • уточнить знания о графах и их применении в решении задач;

  • учить решать не­которые задачи с помо­щью графа;

  • учить использовать знаково-символические средства для моделирования ситуаций, описанных в задачах;

  • развивать мыс­лительные операции, речь, логическое мыш­ление и образное, память, внимание.

2

48-59

Испытание в городе Логических рассуждений.

Весёлый поезд

  • проверить умения: за­полнять пропуски в ну­мерованном списке, оце­нивать истинность выс­казываний, ставить в соответствие элементы одного множества с элементами другого множества, решать зада­чу с помощью: построе­ния отрицания, система­тизации данных в таб­лицу, схематичного ри­сунка, подсчёта возмож­ных вариантов;

  • учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий.

2

Тема 4. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ (13 часов)

60-61

Улица Величинская

  • познакомить с поняти­ем «нестандартные за дачи»;

  • учить использо­вать знаково-символические средства для мо­делирования ситуаций, описанных в задачах;

  • закрепить знания о ве­личинах и общем прин­ципе их измерения;

  • познакомить со старин­ными русскими мера­ми массы;

  • учить срав­нивать предметы по массе при помощи ры­чажных весов без ци­ферблата;

  • учить ре­шать нетрадиционные задачи на «взвешива­ние»;

  • развивать логи­ческое и аналитическое мышление, память, внимание.

Сравнивать предме­ты по определённому свойству (массе). Оп­ределять массу пред­мета по информации, данной на рисунке. Обозначать массу предмета. Записы­вать данные величи­ны в порядке их воз­растания (убыва­ния). Выбирать одно­родные величины. Выполнять сложение и вычитание одно­родных величин. Конструировать про­стейшие высказыва­ния с помощью логи­ческих связок. Ис­пользовать логичес­кие выражения, со­держащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Использовать схему(рисунок) для реше­ния нетрадиционных задач. Переводить информацию из од­ной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст — символы и другие). Упорядочи­вать математические объекты. Анализиро­вать различные ва­рианты выполнения заданий, корректи­ровать их.

2

62-63

Смекалистая улица


  • закрепить знания о мерах длины;

  • познако­мить с возникновением и совершенствованием мер длины, со старин­ными мерами длины;

  • учить решать нетради­ционные задачи, свя­занные с длиной, «на промежутки», на дви­жение «вверх-вниз» путём рассуждения, а также при помощи схем и рисунков;

  • фор­мировать умение иллю­стрировать текстовые описания;

  • развивать смекалку и находчи­вость.

2

64-65

Денежный бульвар

  • познакомить с едини­цами стоимости, со ста­ринными русскими денежными единица­ми;

  • учить: вести расчёт монетами разного дос­тоинства, вести преоб­разование денежных величин;

  • решать нетра­диционные задачи, свя­занные с «деньгами»;

  • использовать знаково-символические сред­ства для моделирова­ния ситуаций, описан­ных в задачах;

  • разви­вать мыслительные операции, речь, логи­ческое мышление и образное, память, вни­мание.

2

66-67

Торговый центр

  • ввести понятие «взаи­мообратные задачи»;

  • учить: решать задачи, обратные данной;

  • ре­шать задачи, связан­ные с « покупкой »;

  • раз­вивать умение рассуж­дать, сопоставлять, сравнивать;

  • развивать познавательную актив­ность, практические навыки.

2

68-69

Временной переулок

  • рассмотреть некоторые свойства временных ве­личин;

  • уточнить сформированность простран­ственно-временных от­ношений и умение уста­навливать взаимосвязи между ними;

  • учить ре­шать нетрадиционные задачи «про возраст»;

  • развивать память, вни­мание, логику.

2

70-71

Хитровский

переулок

  • учить решать нетради­ционные задачи «на расстановку» и «на разломы» при помощи схем;

  • учить использо­вать знаково-символические средства для моделирования ситуа­ций, описанных в зада­чах;

  • развивать смекал­ку и находчивость.

2

72

Математи­ческий конкурс «Сказочная страна»

  • проверить уровень ус­воения пройденного материала;

  • повысить интерес к математике;

  • способствовать сплоче­нию детского коллек­тива;

  • развивать мысли­тельные операции, речь, логическое мыш­ление и образное, па­мять, внимание.

1

ВСЕГО ЗА ГОД - 72 ЧАСА








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа кружка "Заниматика"

Автор: Новикова Галина Михайловна

Дата: 20.11.2023

Номер свидетельства: 640261


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства