Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности семьи и школы.
   Одной из ведущих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является создание основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. В процессе обучения происходит формирование основ морали: осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом. Программа направлена на укрепление у учащихся позитивной самооценки, жизненного оптимизма, развитие способности не только открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, но и самостоятельно совершать поступки и принимать ответственность за результаты собственного выбора.
  Программой курса «Мир человека» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе которых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным условием духовно-нравственного развития является соблюдение равновесия между самобытностью детства и своевременной социализацией, т. е. между внутренним и внешним миром.
  К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на использование интересов, потребностей, ценностей учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт индивидуальных психолого-возрастных особенностей школьников.
  В центре курса «Мир человека» — ученик 7-8 летнего возраста, проходящий непростой путь становления: от биологического существа к социальному. Ключевое понятие курса — противоречие, предлагаемое как способ анализа, что хорошего и что плохого в окружающих объектах, явлениях, ситуациях и т. д.
  Таким образом, предлагаемый курс позволяет помочь учащимся рассмотреть мир человека с различных точек зрения, сформировать активное осознанное отношение к процессу собственного взросления.
  будут знать: о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;
  будут уметь: описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»); анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо?, понимать относительность восприятия и оценок происходящего.
                  |     №   п/п   |     Тема   занятия   |     Дата   |     Виды деятельности, формы работы   |     Планируемые результаты        |  
  |    Предметные   |     Метапредметные   |     Личностные   |  
  |    план   |     факт   |  
  |    Школа: разнообразие целей (1 ч)   |  
  |    1.   |     Зачем учиться в школе?   |          |          |     Изучение нового материала.   Игра, проблемный   диалог. Обсуждение.     |     Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.        |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции.   |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |  
  |    Надсистемы и подсистемы человека (5 ч)   |  
  |    2.   |     Адрес.   |          |          |     Практическое применение знаний Отгадывание загадок.   |     Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?».        |     П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;   Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем.   |     Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки.   |  
  |    3.   |     Наш   Организм.   |          |          |     Закрепление знаний и умений. Практическая работа, создание творческих продуктов. Тест.   |     Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «Одна голова хорошо...». Правила отношения к инвалидам.   |     П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;   Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;   К: продуктивное содействие разрешению конфликтов.        |     Овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях.        |  
  |    4.   |     Как устроен человек?   |          |          |     Беседа,     игра, решение     проблемной ситуации.   Обобщение и систематизация. Презентация.   |     Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.        |     П: умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;   Р: умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;   К: ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности.        |     Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом.     |  
  |    5.   |     Болезни.   |          |          |     Игра. Инсценирование,   загадки,   проблемный   диалог. Обсуждение. Обобщение и систематизация.   |     Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь»?        |     П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;   Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;   К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.        |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.        |  
  |    6.   |     Что такое здоровый образ жизни?   |          |          |     Загадки,   рисование,   беседа. Обобщение и систематизация знаний.   |     Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ. Презентация паспорта здоровья.        |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей.   |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |  
  |         «Линия жизни» человека (3)   |  
  |    7.   |     Развитие ребёнка до школы.   |          |          |     Комбинированное занятие. Проблемный диалог, беседа. Обсуждение.   |     «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.        |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции.        |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |  
  |    8.   |     Будущее   |          |          |     Комбинированное занятие. Проблемный диалог, беседа.   |     Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям.   |     П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;   Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем.   |     Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки.   |  
  |    9.   |     «Линия   жизни»   человека.   |          |          |     Обобщение и систематизация. Игра,   фантазирование,   беседа.   |     Игра «Сколько лет герою сказки?». Фантазирование «Растём в прошлое». Беседа о долголетии.        |     П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;   Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;   К: продуктивное содействие разрешению конфликтов.        |     Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни.   |  
  |    Знакомимся с психологией (5)   |  
  |    10.   |     Что такое Я?   |          |          |     Изучение   нового   материала. Игра,   беседа,   тест.          |     Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог. «Шустрики и мямлики».        |     П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;   Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;   К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.   |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.        |  
  |    11.   |     Учимся быть внимательными.   |          |          |     Комбинированное занятие. Проблемный диалог. Тест.   |     Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Невнимательность: смешно или опасно?   |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей.        |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |  
  |    12.   |     Учимся   Запоминать.   |          |          |     Комбинированное занятие. Беседа,   тест, Проблемный   диалог.   |     Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла...».   |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции.        |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |  
  |    13.   |     Учимся   придумывать.   |          |          |     Комбинированное занятие. Игра, беседа, практическая работа. Фантазирование.   |     Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки». Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать?   |     П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;   Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем.   |     Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки.   |  
  |    14.   |     Что значит   «быть умным»?        |          |          |     Игра, беседа, практическая работа. Обсуждение.   |     Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?». Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»).   |     П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;   Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;   К: продуктивное содействие разрешению конфликтов.        |     Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни.   |  
  |         Эмоции и настроение (2 ч)   |  
  |    15.   |     Какие   бывают   эмоции?   |          |          |     Комбинированное занятие. Игра, беседа, практическая работа. Инсценирование.   |     Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа. «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций.        |     П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;   Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;   К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.   |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.        |  
  |    16.   |     Как поднять настроение?   |          |          |     Комбинированное занятие. Загадка, беседа, практическая работа. Проблемный   Диалог.   |     Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?»        |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей.   |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |  
  |    Общение (5 ч)   |  
  |    17.   |     Речевое   общение.   |          |          |     Комбинированное занятие. Игра,   беседа,   тест. Вредные   советы.   |    Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?». Тест «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону?   |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции.        |     Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки.   |  
  |    18.   |     Неречевое   общение.   Жесты.   |          |          |     Комбинированное занятие. Игра, беседа, практическая работа. Инсценирование.   |     Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».        |     П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;   Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем.   |     Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки.   |  
  |    19.   |     Проблемы   общения.   |          |          |     Комбинированное занятие. Игра,   беседа,   анализ   ситуаций. Обсуждение.   |     Игра «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц.        |     П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;   Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;   К: продуктивное содействие разрешению конфликтов.        |     Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни.   |  
  |    20.   |     Конфликты.   |          |          |     Практическое применение знаний.          |     Игра «Дразнилки». Беседа «Как рождаются конфликты?». Тест «Конфликтный ли вы человек?». Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться.   |    П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;  Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;  К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.        |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.        |  
  |    21.   |     Правила урегулирования конфликтов.   |          |          |     Комбинированное занятие. Беседа, тест, Инсценирование. Практическая работа.   |     Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники?        |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей.   |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |  
  |    Противоречия (7 ч)   |  
  |    22.   |     Понятие о противоречии.   Противоречия в предметах.   |          |          |     Игра,   классификация,   анализ   предметов.   |    Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков.   |     П: : знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции.   |     Самооценка, овладение навыками саморегуляции и самоподдержки.   |  
  |    23.   |     Противоречия в явлениях природы.   |          |          |     Получение   новых   знаний. Загадки,   анализ   сказки,   рисование,   фантазирование, анализ   ситуации.   |     Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь — какой?», «Зима — какая?». Рисование «Противоречия в природе». Фантазирование.        |     П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;   Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;        |     Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки.   |  
  |    24.   |     Противоречия в свойствах характера.   |          |          |     Обобщение и систематизация. Игра,   проблемный   диалог,   анализ   сказки. Обсуждение.   |    Игра «Каким быть?». Беседа «Противоположности сходятся». Ложь: «плохая» и «хорошая». Анализ сказки.        |     П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;   Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;   К: продуктивное содействие разрешению конфликтов.        |     Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни.   |  
  |    25.   |     Противоречия в свойствах характера (продолжение).   |          |          |     Комбинированное занятие. Игра,   проблемный   диалог,  анализ сказки. Обсуждение.        |    Игра «Поле Чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Анализ сказки.        |     П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;   Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;   К: продуктивное содействие разрешению конфликтов.        |     Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни.   |  
  |    26.   |     Противоречия в ситуациях.   |          |          |     Обобщение и систематизация. Беседа.   Инсценирование,   анализ   ситуаций. Обсуждение.   |     Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?». Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций.        |     П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;   Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;   К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.        |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.        |  
  |    27.   |     Противоречия в ситуациях (продолжение).   |          |          |     Комбинированное занятие.   Игра,   беседа,   анализ   сказки.   |    Игра «Сказочный герой». Беседа «Что такое репутация?». Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества».   |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: бережное отношение к результатам своего труда и других людей.        |     Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |  
  |    28.   |     Противоречие «цель – средство».   |          |          |     Комбинированное занятие. Игра,   беседа,   анализ   сказки.   |     Обсуждение «Кукушка — какая?». Анализ сказки. Беседа «Цель и средства». Почему не надо торопиться с выводами?   |     П: знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;   Р: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;   К: опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции.   |     Самооценка, освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |  
  |         Мы и окружающие (4)   |  
  |    29.   |     Экскурсия.   |          |          |     Практическое применение знаний. Наблюдение. Проблемный   Диалог.   |     Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении.        |     П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;   Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем.   |     Самооценка, овладение навыками саморегуляции и самоподдержки.   |  
  |    30.   |     Анализ   Экскурсии.   |          |          |     Закрепление знаний и умений. Анализ   ситуаций,   систематизация.     |    Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой?». Анализ рассказа. Как стать по-настоящему хорошим?        |     П: восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;   Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   К: понимание относительности мнений и подходов к решению проблем.        |     Самооценка, овладение навыками саморегуляции и самоподдержки.   |  
  |    31.   |     Ориентирование в окружающем мире.   |          |          |     Обобщение и систематизация. Игра, беседа, письменная работа, анализ запретов. Проблемный   Диалог.   |    Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе? ».        |     П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;   Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;   К: продуктивное содействие разрешению конфликтов.        |     Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни.   |  
  |    32.   |    Правила поведения с незнакомыми.   |          |          |    Практическое применение знаний. Инсценировка,   Тренинг. Обсуждение.   |     Инсценировки-тренинги «Если…»   |     П: способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;   Р: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;   К: продуктивное содействие разрешению конфликтов.        |     Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни.   |  
  |    Подведение итогов обучения (2 ч)   |  
  |    33.   |     Я-хороший, ты-хороший.   |          |          |     Обобщение и систематизация знаний. Анализ   сказки,   беседа. Обсуждение.   |    Анализ сказки. Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя»?        |     П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;   Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;   К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.   |     Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом; установка на здоровый образ жизни.   |  
  |    34.   |     Обобщение   Изученного материала.   |          |          |     Контроль, практическое применение знаний. Защита   творческих   работ. Презентация,   отзыв.   |     Презентация и защита творческих работ.             |     П: интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;   Р: умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;   К: уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.   |     Самооценка, освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.   |