протокол от 22. 08.2015 г. № 1
 от 20.08.2015 г. протокол № 1
 Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
 Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
  навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
  В соответствии с учебным планом, реализующим программы ФГОС начального общего образования, на учебный предмет «Литературное чтение» в 3-м классе отведено 70часов (35 недель, по 2 часа в неделю). По учебному плану МБОУ ООШ д. Сухой Семенёк количество учебных часов на литературное чтение увеличено на 1 час за счёт средств участников образовательного процесса для расширения знаний по предмету. В связи с этим в рабочую программу внесены изменения. В 3 классе на курс «Литературное чтение» отведено 105 часов (35 недель, по 3 часа в неделю)
 – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.  
 – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. 
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
       |   №  п/п   |    Наименование разделов и тем.  Содержание программного материала   |    Ча-сы   |    Универсальные учебные действия   |  
  |   1.   |    Самое великое чудо на свете  Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.   |    3   |    Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории создания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.   |  
  |   2.   |    Устное народное творчество  Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.  Произведения прикладного искусства:  гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.  Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».  Проект: «Сочиняем волшебную сказку».   |    9   |    Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.       |  
  |   3.   |    Поэтическая тетрадь 1  Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья».    А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».    И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы».  И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».   |    7   |    Определение различных средств выразительности;    наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём;    умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах;    определение эмоционального характера текста.       |  
  |   4.   |    Великие русские писатели  Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;  Сообщение о Крылове на основе статьи учебника.    И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».   Статья В.Воскобойникова о    М.Ю. Лермонтове.    М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень».  Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».   |    18   |    Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения;   осознанное и произвольное построение речевого высказывания;    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);    формирование умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения;    извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.       |  
  |   5.   |    Поэтическая тетрадь 2  Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы».    К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».   |    5   |    Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике, либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.   |  
  |   6.   |    Литературные сказки  Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;  В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;   В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».   |    7   |    Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием  произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.   |  
  |   7.   |         |    9   |    Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробны, выборочный пересказ прочитанного.   |  
  |        |  
  |   Были-небылицы  М. Горький «Случай с Евсейкой»;  К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»;   А.И. Куприн «Слон».   |  
  |   8.   |    Поэтическая тетрадь 1  С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;    А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;    С.А. Есенин «Черемуха».   |    4   |     Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.   |  
  |        |         |         |         |  
  |   9.   |    Люби живое  М.М. Пришвин «Моя Родина»;  И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»;   В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;    В.В. Бианки «Мышонок Пик»;    Б.С. Житков «Про обезьянку»;   В.Л. Дуров «Наша Жучка»;    В.П. Астафьев «Капалуха»;   В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».   |    12   |     Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоциональнооценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.   |  
  |   10.   |    Поэтическая тетрадь 2  С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;    А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если...»;  Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»;   проект «Праздник поэзии».   |    5   |     Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.   |  
  |   11.   |    Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.  Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»;    А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»;    М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»;  Н.Н.Носов. «Федина задача», «Телефон»;  В.Ю. Драгунский. «Друг детства».       |    11   |     Определение эмоционального характера текста;   построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;   формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;    осмысление содержания прочитанного текста.       |  
  |   12.   |    По страницам детских журналов Вступительная статья.    Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»;   Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»:   Р. Сеф «Веселые стихи».           |    5   |    Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;    умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.       |  
  |   13.   |    Зарубежная литература Древнегреческий миф «Храбрый Персей».    Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.       |    9   |    Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.       |  
 
        |   №  п/п   |    Тема урока (страницы учебника, тетради)   |    Основные виды учебной деятельности   |    Дата   |  
  |   план   |    факт   |  
  |   1 четверть (27 часов)   |  
  |       Самое великое чудо на свете (3 часа)   |  
  |   1.   |    Рукописные книги Древней Руси.  С.2-7,с.6-7(т.)       |    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.   |    2.09   |         |  
  |   2.   |    Первопечатник Иван Фёдоров.  С.8-12,с.11-13(т.)       |    Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары, читать текст друг другу. Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.   |    4.09   |         |  
  |   3.   |    Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».  С.12,с.14(т.),с.4-5 «Кимы»       |    Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения.   |    7.09   |         |  
  |        |         |    Устное народное творчество (9 часов)   |         |         |  
  |   4.   |    Русскиенародные  песни.  С.13-17, с.16-17(т.)   |    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.   |    8.09   |         |  
  |   5.   |    Докучные сказки.  С.18-21, с.19-20(т.)   |    Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.   |    9.09   |         |  
  |   6.   |    Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  С.22-27,с.20(т.)   |    Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.   |    11.09   |         |  
  |   7.   |    Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк».  С.28-32,с.21-22(т.)       |    Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.   |    14.09   |         |  
  |   8.   |    Анализ сказки «Иван- царевич и серый волк».  С.33-39, с.23-24(т.)Кимы с.64-65       |    Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.   |    16.09   |         |  
  |   9.   |    Русская народная сказка «Сивка-бурка».  С.40-50   |    Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.   |    17.09   |         |  
  |   10.   |    Анализ русской народной сказки «Сивка-Бурка». Проверка техникичтения.  С.40-50   |    Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.   |    18.09   |         |  
  |   11.   |    Проект:«Сочиняемволшебнуюсказку».  С.58, с.29-30(т.)   |    Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе группы. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.   |    21.09   |         |  
  |   12.   |    Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».   С.51-57,с.17-18(т.), с.28-29(т.)  С.36-37 «Кимы»       |    Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать  произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения.   |    23.09   |         |  
  |        |         |    Поэтическая тетрадь 1 (7 часов)   |         |         |  
  |   13.   |    Ф.И. Тютчев«Весенняягроза», «Листья».  С.59-63,с.32-33(т.)   |    Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Отвечать и задавать вопросы. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте     |    24.09   |         |  
  |   14.   |    А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,«Зреет рожь над жаркой нивой...».  С.64-65   |    Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).     |    25.09   |         |  
  |   15.   |    И.С. Никитин «Полно, степь моя...».  С.66-67,с.38(т.)   |    Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).   |    28.09   |         |  
  |   16.   |    И.С. Никитин«Встречазимы».  С.68-71   |    Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).   |    29.09   |         |  
  |   17.   |    И.З. Суриков «Детство».  С.72-75   |    Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.   |    30.09   |         |  
  |   18.   |    И.З. Суриков «Зима».  С.76-77,с.34-35(т.)   |    Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.   |    5.10   |         |  
  |   19.   |    Обобщение по разделу.    С.78-80,с.36(т.)  Кимы с.8-9       |    Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.      Великие русские писатели (18 часов)   |    6.10   |         |  
  |        |         |         |         |         |  
  |   20.   |    Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. Стихи.  С.81-87,с.39(т.)   |    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.   |    12.10   |         |  
  |   21.   |    А.С. Пушкин«Зимнееутро».  С.88-89   |    Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.   |    14.10   |         |  
  |   22.   |    А.С. Пушкин«Зимнийвечер».  С.90-91   |    Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.   |    19.10   |         |  
  |   23.   |    А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»    С.92-102   |    Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.   |    20.10   |         |  
  |   24.   |    А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»  С.102-118   |    Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.   |    21.10   |         |  
  |   25   |    Работа над сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Проверкатехникичтения.  С.118-128   |    Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.   |    26.10   |         |  
  |   26   |    Характеристика героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»        С.92-129, с.38(т.)   |    Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.   |    27.10   |         |  
  |   27   |    Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунка с текстом.    С.92-129           |    Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.   |    28.10   |         |  
  |        |         |    2 четверть (21 час)   |         |         |  
  |   28.   |    И.А.Крылов «Мартышка и Очки».  С.130-135, с.39(т.)       |    Подготовить сообщение об И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Познакомиться со скульптурным портретом И.А. Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.   |    9.11   |         |  
  |   29.   |    И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».  С.С.136-137   |    Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.       |    10.11   |         |  
  |   30.   |    И.А. Крылов «Ворона и Лисица».  С.137-139       |    Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.     |    11.11   |         |  
  |   31.   |    М.Ю.Лермонтов . Стихи.  С.140-147,с.43(т.)   |    Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста.   |    16.11   |         |  
  |   32.   |    Детство Л.Н. Толстого. Подготовка сообщения.  С.148-151     |    Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстом. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.   |    17.11   |         |  
  |   33.   |    Л.Н. Толстой «Акула».  С.152-156,с.40(т.)   |    Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.   |    18.11   |         |  
  |   34.   |    Л.Н. Толстой «Прыжок».  С.156-159   |    Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении.   |    23.11   |         |  
  |   35.   |    Л.Н. Толстой «Лев и собачка».  С.С.160-162, с.40(т.)   |    Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.   |    24.11   |         |  
  |   36.   |    Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»  С.162-163   |    Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои).   |    25.11   |         |  
  |   37.   |    Обобщающий урок.    С. 164-166, с.40-42(т.)  Кимы с.14-15   |    Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.   |    30.11   |         |  
  |        |         |    Поэтическая тетрадь 2 (5 часов)   |         |         |  
  |   38.   |    Н.А. Некрасов«Славнаяосень!», «Не ветер бушует над бором…»  С.167-170,с.43(т.)   |    Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.   |    1.12   |         |  
  |   39.   |    Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».  С.170-172   |    Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст- повествование   |    2.12   |         |  
  |   40.   |    К.Д. Бальмонт «Золотое слово».  С.173       |    Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.       |    7.12   |         |  
  |   41.   |    И.А. Бунин «Стихи».  С.174-177       |    Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.       |    8.12   |         |  
  |   42.   |    Обобщающий урок.    С.178, с.44(т.)  Кимы с.16-17       |    Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.       |    9.12   |         |  
  |        |         |    Литературные сказки (7 часов)   |         |         |  
  |   43.   |    Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».  С.179-182, с.45(т.)       |    Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Читать присказку вспух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка».   |    14.12   |         |  
  |   44.   |    Д.Н. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».  С.183-187       |    Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.       |    15.12   |         |  
  |   45.   |    В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница».  С.188-195,с.47(т.)       |    Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы вырази-тельного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки.       |    16.12   |         |  
  |   46.   |    В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница».  С.188-195,с.47(т.)       |    Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы вырази-тельного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах.       |    21.12   |         |  
  |   47.   |    В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».  С.196-208, с.47-49(т.)
      |    Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.   |    22.12   |         |  
  |   48.   |    В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».  Проверка техники чтения.  С.196-208   |    Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку.   |    23.12   |         |  
  |        |         |    3 четверть (30 часов)   |         |         |  
  |   49.   |    Обобщающий урокпо разделу «Литературные сказки».  С.209-213   |    Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Участвовать в литературной викторине.   |    12.01   |         |  
  |        |         |    Были-небылицы (9 часов)   |         |         |  
  |   50.   |    М. Горький «Случай с Евсейкой».  С.3-11, с.51-52(т.)   |    Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому.   |    13.01   |         |  
  |   51.   |    М. Горький «Случай с Евсейкой».  С.3-11, с.52-54(т.)   |    Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.   |    18.01   |         |  
  |   52.   |    К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».  С.12-19   |    Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.   |    19.01   |         |  
  |   53.   |    Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».  С.20-24, с.55(т.)   |    Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения.   |    20.01   |         |  
  |   54.   |    Творческий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».  С.12-24,с 56(т.)   |    Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль.   |    25.01   |         |  
  |   55.   |    А.И. Куприн «Слон».  С.25-32, с.57(т.)   |    Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора.   |    26.01   |         |  
  |   56.   |    А.И. Куприн «Слон».  С.25-41,с.57(т.)   |    Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора.   |    27.01   |         |  
  |   57.   |    Анализ рассказа А.И. Куприна «Слон».  С.25-41, с 58-59(т.)   |    Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них. Составлять план и пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.   |    1.02   |         |  
  |   58.   |    Обобщающий урок.    С.42-44,с.60(т.)   |    Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.   |    2.02   |         |  
  |        |         |    Поэтическая тетрадь 1 (4 часа)   |         |         |  
  |   59.   |    С.Чёрный «Что ты  тискаешь утёнка...» «Воробей»,  «Слон».  С.46-49,с.61(т.)   |    Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории   |    3.02   |         |  
  |   60.   |    А.А. Блок «Ветхая избушка». «Сны»,  «Ворона».  С.50-54,с.62(т,)   |    Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом.   |    8.02   |         |  
  |   61.   |    С.А. Есенин «Черёмуха».  С.55-56,с.63(т.)   |    Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение.   |    9.02   |         |  
  |   62.   |    Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь1».  С.56,с.64(т.)  Кимы с.22-23       |    Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.       |    10.02   |         |  
  |        |         |    Люби всё живое (12 часов)   |         |         |  
  |   63.   |    М.М. Пришвин «Моя Родина»  (из воспоминаний).  С.57-59,с.65(т.)       |    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности.   |    15.02   |         |  
  |   64.   |    И.С. Соколов-Ми-китов «Листопадничек».  С.60-67       |    Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.        |    16.02   |         |  
  |   65.   |    И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».   С.60-67,с.66-67(т.)           |    Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом.   |    17.02   |         |  
  |   66.   |    В.И. Белов«Малька провинилась», «Ещё про Мальку».  С.68-72   |    Понимать нравственный смысл рассказа. Определять главную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана.   |    24.02   |         |  
  |   67.   |    В.В. Бианки«МышонокПик».  С.73-76,с.69(т.)   |    Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения.   |    29.02   |         |  
  |   68.   |    В.В. Бианки «МышонокПик».  С.76-82   |    Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.   |    1.03   |         |  
  |   69.   |    Б.С. Житков «Прообезьянку».  С.83-97   |    Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысльрассказа. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.   |    2.03   |         |  
  |   70.   |    Б.C. Житков «Прообезьянку».  С.83-93   |    Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Участвовать в обсуждении.   |    9.03   |         |  
  |   71.   |    Анализ произведения Б.С. Житкова «Прообезьянку».  С.83-97,с.69(т.)   |    Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Участвовать в обсуждении. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.   |    14.03   |         |  
  |   72.   |    В.П. Астафьев «Капалуха».  С.98-102,с.70(т.) Проверкатехникичтения.   |    Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.   |    15.03   |         |  
  |   73.   |    В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».  С.102-106   |    Рассказать о герое, подбирая в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и характер.   |    16.03   |         |  
  |        |         |    4 четверть (26 часов)   |         |         |  
  |   74.   |    Обобщающий урок по разделу «Люби живое».  С.108.  Кимы с.26-27   |    Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправлениядопущенных ошибок.   |    28.03   |         |  
  |        |         |    Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)   |         |         |  
  |   75.   |    С.Я. Маршак«Грозаднём». «В лесу над росистой поляной...».  С.110-111   |    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Заучивать стихи наизусть.   |    29.03   |         |  
  |   76.   |    А.Л. Барто «Разлука». «В театре».  С.112-115,с.74(т)           |    Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер.   |    30.03   |         |  
  |   77.     |    С.В. Михалков «Если».  С.116-117       |    Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно.С.В. Михалков «Если».   |    4.04   |         |  
  |   78.   |    Е.А.Благинина «Кукушка»,«Котёнок».  Проект: «Праздникпоэзии».  С.118-121   |    Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова- определения. Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть стихи   |    5.04   |         |  
  |   79.   |    Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».  С.122, с.76-77(т.)   |    Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.       |    5.04   |         |  
  |        |         |    Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11 часов)   |         |         |  
  |   80.   |    Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».  С.123-128,с.79(т.)       |    Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованиемусловных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.     |    6.04   |         |  
  |   81.   |    А.П. Платонов «Цветок на земле».  С.129-136,с.80(т.)   |    Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.     |    11.04   |         |  
  |   82.   |    А.П. Платонов «Цветок на земле».  С.129-136,с.80(т.)   |    Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. Читать текст по ролям.   |    12.04   |         |  
  |   83.   |    А.П. Платонов «Ещё мама».  С.137-143,с.81(т.)   |    Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы.     |    13.04   |         |  
  |   84.   |    М.М. Зощенко «Золотые слова».  С.144-153   |    Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям.   |    13.04   |         |  
  |   85.   |    М.М. Зощенко «Золотые слова».  С.144-153   |    Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям.   |    18.04   |         |  
  |   86.   |    М.М. Зощенко «Великие путешественники».  С.154-164   |    Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.     |    19.04   |         |  
  |   87 .     |    М.М. Зощенко «Великие путешественники».  С.154-164   |    Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения.   |    19.04   |         |  
  |   88.   |    Н.Н. Носов «Федина задача».  С.164-169,с.81(т.)   |    Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста..   |    20.04   |         |  
  |   89.   |    Н.Н. Носов «Телефон».  С.170-172,с 82(т.)   |    Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах.   |    25.04   |         |  
  |   90.   |    Обобщающий урок.    С.172  Кимы с.52-54   |    Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.   |    26.04   |         |  
  |        |         |    По страницам детских журналов (5часов)   |         |         |  
  |   91.   |    «Мурзилка» и«Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. С.174-178   |    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.   |    27.04   |         |  
  |   92.   |    Ю.И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели».  С.179-183,с.85(т.)   |    Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах. Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.   |    4.05   |         |  
  |   93.   |    Г.Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».        С.183-188,с.85-86(т.)   |    Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды)   |    10.05   |         |  
  |   94.   |     Р.Сеф «Весёлые стихи».  С.186-188,с.85-86(т.)   |    Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды)   |    10.05   |         |  
  |   95.   |    Обобщающий урок.    С.188  Кимы с.32-33   |    Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходимую информацию в журнале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.       |    11.05   |         |  
  |        |         |    Зарубежная литература (9 часов)   |         |         |  
  |   96.   |    Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».  С.189-199       |    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.   |    11.05   |         |  
  |   97.   |    Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Проверкатехникичтения за 3 класс.  С.189-199,с.89(т.)       |    Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение.       |    16.05   |         |  
  |   98.   |    Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».  С.200-215       |    Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя).       |    17.05   |         |  
  |   99.   |    Итоговая комплексная работа.   |    Объективно оценить уровень подготовки каждого ученика на межпредметной основе.   |    19.05   |         |  
  |   100.   |    Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».  С.200-215       |    Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку.       |    23.05   |         |  
  |   101.   |    Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Кимы с.70-71   |    Проверка предметных и универсальных учебных умений. Сравнивать сказки разных народов.     |    24.05   |         |  
  |   102.   |    Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Кимы с.70-71   |    Проверка предметных и универсальных учебных умений. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свою сказку.   |    25.05   |         |  
  |   103.   |    Обобщение по разделу «Зарубежная литература».«Брейн-ринг».  С.415-422(мет.)   |    Сравнение произведений, персонажей разных произведений.     |    30.05   |         |  
  |   104.   |    Обобщение по разделу «Зарубежная литература».«Брейн-ринг».  С.415-422(мет.)   |    Сравнение произведений, персонажей разных произведений.     |    30.05   |         |  
  |   105.   |    Обобщение по разделу «Зарубежная литература».«Брейн-ринг».  С.415-422(мет.)   |    Сравнение произведений, персонажей разных произведений.     |    30.05   |         |  
 
1.Л.Ф.Климанова., В.Г.Горецкий ,М.В.Голованова Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. М. «Просвещение», 2014год.
 2. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь: 3 класс. М. «Просвещение», 2014год.
 3. С.В.Кутявина.Литературное чтение. Контрольно измерительные материалы. М. «ВАКО», 2014год.
 4. С.В.Кутявина.Поурочные разработки по литературному чтению. М. «ВАКО», 2014год.
 5. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева Мои достижения. Итоговые комплексные работы.3 класс.М.: Просвещение, 2014год.
 6.Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 1 – 4 классы. Рабочие программы. М.: Просвещение, 2011год.
 Электронные ресурсы: www.ProShkolu.ru ;www.Ushitel.ru .