Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012, раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
 Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.
 Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
 Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
 На уроках чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
  Создать условия для формировать навык правильного и осмысленного чтения доступного их пониманию текста.
 Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.
 Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.  
 В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой (словари, энциклопедии).  
 Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
 Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
 Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
   Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.  
  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
   Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.  
  Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
   Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.  
  Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.  
  Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.  
  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.  
  Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
   Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
   Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений.  
  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно- эстетического цикла.  
  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.  
  Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
   Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.  
  Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
   Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
   Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приѐмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
   Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
           |   № урока   |    №  Урока по теме  п/п   |    Наименование разделов, тем урока       |    Кол-во часов   |    Тип урока   |    Виды учебной деятельности   |    Цель коррекционной работы   |    Примечание   |  
  |   1.Зазвенел звонок-начался урок.   |  
  |        |    1.1   |    День знаний.   |    1   |    экскурсия   |    Беседа   |         |         |  
  |   1   |    1.1   |    Осень в школе.    По Н.Саксонской   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Читать по слогам, отвечать на поставленные вопросы полными ответами.   |    Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок,    используя прием создания смысловых опор – «опорные пункты».   |         |  
  |   2   |    1.2   |    «Я могу считать до ста…»   Р. Сеф   |    1   |         |    Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.   |    Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе    упражнения «пирамида».   |         |  
  |   3   |    1.3   |    Где лево, где право. По В. Берестову   |    1   |         |    Рассказать по иллюстрациям о чём читали.   |    Формировать умения    выстраивать словесно-логические умозаключения на основе упражнения «Доскажи словечко»   |         |  
  |   4   |    1.4   |    Школьные слова.   По В. Драгунскому   |    1   |         |    Читать целыми словами, строить ответы на поставленные вопросы.   |    Увеличение объема    зрительного восприятия и памяти     в процессе использования чтения столбиков слогов способом наращивания    через упражнение «прочти и повтори»   |         |  
  |   5   |    1.5   |    Я учусь писать.    По М. Яснову   |    1   |         |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.   |    Формировать интонационную сторону речи, внимание в ходе упражнения «Найди главное слово »   |         |  
  |   6   |    1.6   |    « Таня знала буквы…» Л.Толстой   |    1   |         |    Читать по слогам, рассказывать содержание прочитанного в игровой ситуации, строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция зрительного восприятия и формирование связной речи в процессе    упражнения «Расставь картинки по порядку»   |         |  
  |   7   |    1.7   |    В школе. По К. Ушинскому   |    1   |         |    Читать по слогам, по цепочки, передавать содержание прочитанного.   |    Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды»   |         |  
  |   8   |    1.8   |    Мы дежурим.   По В.Викторову   |    1   |         |    Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.   |    Увеличение объема    зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слов способом наращивания в ходе упражнения «Прочти, запомни, повтори»   |         |  
  |   9   |    1.9   |    Про то, для кого Вовка учится.  По В.Голявкину   |    1   |         |    Читать по слогам, находить отрывок текста к иллюстрации.   |    Развитие языкового анализа и синтеза на основе игры « пять слов»   |         |  
  |   10   |    1.10   |    Физкультура.   По Э. Мошковской   |    1   |         |    Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу   |    Формировать навыки анализа и синтеза в процессе игры « Наоборотки»   |         |  
  |   11   |    1.11   |    Пятерка. По Р.Сефу   |    1   |         |    Передавать своими словами содержание прочитанного.   |    Коррекция зрительного восприятия на основе игры « глаз – фотограф».   |         |  
  |   12   |    1.12   |    Всякой вещи свое место.  По К.Ушинскому   |    1   |         |    Читать по слогам с переходом на целые слова, строить ответы на поставленные вопросы.   |    Развитие зрительного   внимания в ходе игры «Сосчитай буквы»   |         |  
  |   13   |    1.13   |    Три плюс пять.    М. Юдалевич   |    1   |         |    Находить в тексте ответ на заданный вопрос.   |    Коррекция зрительного внимания и памяти в процессе игры « Читатель – молния»   |         |  
  |   14   |    1.14   |    Первый урок.    По В. Голявкину   |    1   |         |    Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации   |    Увеличение объема    рительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и    слов способом наращивания в ходе игры    « Прочти и повтори».   |         |  
  |   15   |    1.15   |    Уроки. По В.Драгунскому   |    1   |         |    Выразительно читать стихотворение.   |    Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды»   |         |  
  |   16   |    1.16   |    Давайте складывать слова.   Г.Мамлин   |    1   |         |    Участвовать в беседе, отвечать полными ответами на вопросы учителя.   |    Формировать умения    выстраивать словесно-логические умозаключения на основе упражнения «Отгадай»   |         |  
  |   17   |    1.17   |    Школьные загадки.     |    1   |         |    Разгадывать загадки.   |    Закреплять умения    устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами   и явлениями, изображенными на сюжетных картинках в ходе игры «Наведи порядок».   |         |  
  |   18   |    1.18   |    Обобщение к разделу: « Зазвенел звонок-начался урок».   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Отвечать на вопросы учителя полными ответами, подбирать к иллюстрации текст   |    Развивать умения логического мышления:    видеть проблемы;    делать выводы и умозаключения в ходе игры « Наведи порядок»   |         |  
  |   2. Осенние страницы   |  
  |   19   |    2.1   |    Художник – Осень. По Г. Скребицкому   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Работать с иллюстрацией, составлять предложения по заданной схеме.     |    Расширять кругозор учащихся, развивать   фонематический слух в процессе игры «угадай».   |         |  
  |   20   |    2.2   |    В эту осень.    (Отрывок)   С.Козлов.   |    1   |         |    Заучивать стихотворение со слов учителя.   |    Увеличение объема   зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и    слов способом наращивания в ходе игры    « Прочти и повтори».   |         |  
  |   21   |    2.3   |    Падают, падают листья…  М.Ивенсен   |    1   |         |    Выразительно рассказывать заученное стихотворение.   |    Коррекция зрительного внимания в процессе игры    « Чего не хватает»   |         |  
  |   22   |    2.4   |    Здравствуй,осень. В. Викторов   |    1   |         |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. Выразительно читать стихи.   |    Увеличение объема   зрительного восприятия и памяти     в процессе использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение  «прочти и повтори»   |         |  
  |   23   |    2.5   |    В октябре.   По М.Митяеву   |    1   |         |    Строить ответы на поставленные вопросы. Читать по цепочки   |    Коррекция памяти,   внимания в процессе игры « веселый фотограф»   |         |  
  |   24   |    2.6   |    Верная примета. Г.Ладонщиков   |    1   |         |    Читать стихи, отвечать на поставленные вопросы полными ответами.   |    Развитие языковой догадки (антиципационного восприятия текста) на основе игры «Угадай»   |         |  
  |   25   |    2.7   |    Народные приметы.     |    1   |         |    Объяснить её значение.   |    Формировать умения выстраивать словесно-логические умозаключения на основе игры « Отгадай»   |         |  
  |   26   |    2.8   |    Когда шубу носить? А.Степанов   |    1   |         |    Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.   |    Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры    «кто быстрее».   |         |  
  |   27   |    2.9   |    Белки. По И.Соколову-Микитову   |    1   |         |    Читать по слогам с переходом на целые слова, читать по цепочке.   |    Формировать навыки анализ и синтеза в процессе игры « Наоборотки»   |         |  
  |   28   |    2.10   |    Белкина кладовка. Е.Благинина   |    1   |         |    Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.   |    Формировать умение выделять логическое ударениев предложении в ходе упражнения «Найди главное слово»   |         |  
  |   29   |    2.11   |    Кто сажает лес.    По Г.Снегиреву   |    1   |         |    Передавать своими словами содержание прочитанного.   |    Коррекция зрительного внимания в процессе игры «Чего не хватает»   |         |  
  |   30  31  32   |    2.12  2.13  2.14   |    Почему ноябрь пегий.    По Н.Сладкову.       |    3   |         |    Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. Находить в тексте ответ на заданный вопрос.   |    Развитие зрительного   внимания в ходе игры «Сосчитай буквы»   |         |  
  |   33   |    2.15   |    Осенние загадки   |    1   |         |    Отгадывать загадки.   |    Развивать умения логического мышления: видеть проблемы; делать выводы и умозаключения в ходе игры « Наведи порядок»   |         |  
  |   34   |    2.16   |    Обобщение к разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Строить ответы на поставленные вопросы. Читать по цепочке   |    Развитие мышления, внимания в процессе игры «Лишний предмет»   |         |  
  |   3. Сказка за сказкой   |  
  |   35   |    3.1   |    Русские народные сказки  Вершки и корешки.     |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.   |    Коррекция зрительного внимания и памяти в процессе игры «Читатель – молния»   |         |  
  |   36   |    3.2   |    Лиса и кувшин.   |    1   |         |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Развивать умения логического мышления: видеть проблемы;   делать выводы и    умозаключения в ходе игры « Наведи порядок»   |         |  
  |   37   |    3.3   |    Рак и лиса   |    1   |         |    Отвечать на вопросы полными ответами, читать по цепочке.   |    Развитие навыка звуко-буквенного анализа, внимания в ходе игры «Что перепутал художник?»   |         |  
  |   38   |    3.4   |    Старик и два медвежонка   |    1   |         |    Читать по ролям.   |    Развитие механической памяти посредством разучивания  чистоговорок, используя прием создания смысловых опор – «опорные пункты».   |         |  
  |   39   |    3.5   |    Сказки разных народов  Заяц и черепаха    (Ингушская сказка)   |    1   |         |    Читать по цепочки, отвечать полными ответами на вопросы   |    Формировать умения   выстраивать словесно-логические умозаключения на основе упражнения «Доскажи словечко»   |         |  
  |   40   |    3.6   |    Волк и лошадь  (Румынская сказка)   |    1   |         |    Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. Читать по ролям.   |    Увеличение объема    зрительного восприятия и памяти     в процессе использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение   «прочти и повтори»   |         |  
  |   41   |    3.7   |    Добрый крестьянин  (Японская сказка)   |    1   |         |    Передавать содержание с опорой на иллюстрацию.   |    Формировать интонационную сторону речи, внимание в ходе упражнения «Найди главное слово »   |         |  
  |   42   |    3.8   |    Обобщение к разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Отвечать на вопросы учителя полными ответами.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся. Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   4. Мир животных.   |  
  |   43   |    4.1   |    Кто любит собак…Р.Сеф   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Строить ответы на поставленные вопросы, заучивать стихи со слов учителя.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи   |         |  
  |   44   |    4.2   |    Барашек.    (Английская народная песенка).   |    1   |         |    Читать по слогам с переходом на целые слова с соблюдением знаков препинания.   |    Развитие мышления, внимания в процессе игры «Лишний предмет»   |         |  
  |   45   |    4.3   |    Загадка. А.Веденский   |    1   |         |    Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.     |         |  
  |   46   |    4.4   |    Кролик. В.Лифшиц   |    1   |         |    Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.   |    Развивать умения понимать связь событий.     |         |  
  |   47   |    4.5   |    Лапки. Ю.Коринец   |    1   |         |    Читать по слогам с переходом на целые слова, отвечать на поставленные вопросы.       |    Развивать умения, сравнивать, анализировать.   |         |  
  |   48   |    4.6   |    Котенок. Е.Благинина   |    1   |         |    Выразительно читать стихотворение.   |    Развивать умения понимать связь событий.   |         |  
  |   49   |    4.7   |    Собака. А.Барто   |    1   |         |    Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.   |    Коррекция и развитие мыслительной деятельности, учить строить умозаключения   |         |  
  |   50   |    4.8   |    Еж. Е.Чарушин   |    1   |         |    Выразительно читать стихотворение.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   51   |    4.9   |    Живой букет. Я.Агафарова   |    1   |         |    Читать по цепочке, отвечать полными ответами на вопросы учителя   |    Развивать умения понимать связь событий.     |         |  
  |   52  53   |    4.10  4.11   |    Медвежонок.  По Г.Снегиреву.   |    2   |         |    Делать рисунок по содержанию прочитанного.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   54   |    4.12   |    Лисья нора. По И.Соколову-Микитову   |    1   |         |    Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем   |    Развивать умения понимать связь событий.   |         |  
  |   55   |    4.13   |    Кто? С.Черный   |    1   |         |    Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации   |    Развивать умения понимать связь событий.   |         |  
  |   56  57   |    4.14  4.15   |    Бобренок. По Г.Снегиреву   |    2   |         |    Читать по цепочке, передавать содержание прочитанного с опорой на картинный план.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   58   |    4.16   |    Детский дом. С.Маршак   |    1   |         |    Заучивать самостоятельно четверостишье.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)   |         |  
  |   59   |    4.17   |    Животные. Р.Зеленая, С.Иванов   |    1   |         |    Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, делать рисунок по содержанию.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся   |         |  
  |   60   |    4.18   |    Загадки о животных   |    1   |         |    Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   61   |    4.19   |    Обобщение к разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Отвечать на вопросы учителя полными ответами.       |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, памяти.   |         |  
  |   5. Птицы -наши друзья   |  
  |   62   |    5.1   |    Соловей. По И.Соколову-Микитову   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. Читать по цепочке.   |    Коррекция и развитие логического мышления   |         |  
  |   63   |    5.2   |    Ворон. Г.Снегирев   |    1   |         |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти связной устной речи   |         |  
  |   64   |    5.3   |    Спор на скворечне. Г.Ладонщиков   |    1   |         |    Выразительно читать стихотворение.   |    Развивать умения логического мышления: видеть проблемы;   делать выводы и    умозаключения в ходе игры « Наведи порядок»   |         |  
  |   65  66   |    5.4  5.5   |    Пылесос.    По Н.Сладкову   |    2   |         |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (обогощение активного словаря)   |         |  
  |   67  68   |    5.6  5.7   |    Птичка.    По В.Голявкину   |    2   |         |    Находить отрывок текста к иллюстрации.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся   |         |  
  |   69   |    5.8   |    Птичьи загадки.     |    1   |         |    Читать по ролям.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (обогощение активного словаря)   |         |  
  |   70   |    5.9   |    Обощение по разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать. Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя.   |    Коррекция и развитие диалогической и монологической речи.   |         |  
  |   6. Зимние страницы.   |  
  |   71   |    6.1   |    По ягоды на лыжах. Н.Егоров   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Составлять рассказ по картинке.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   72   |    6.2   |    Снег идет.  По Л.Воронковой   |    1   |         |    Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.   |    Коррекция и развитие диалогической речи   |         |  
  |   73   |    6.3   |    Озорные снежинки. Л. Наппельбаум   |    1   |         |    Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (обогощение активного словаря)   |         |  
  |   74   |    6.4   |    Сёмка и Мороз.    По Е.Кузнецовой   |    1   |         |    Читать по ролям.   |    Развивать умения понимать связь событий.   |         |  
  |   75   |    6.5   |    Белая страница. С.Маршак   |    1   |         |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.   |    Коррекция и развитие логического мышления   |         |  
  |   76   |    6.6   |    Книга зимы. В.Бианки   |    1   |         |    Давать ответ на поставленный вопрос.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической речи)   |         |  
  |   77   |    6.7   |    Что это было? Д.Хармс   |    1   |         |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти ,связной устной речи   |         |  
  |   78   |    6.8   |    Зайчик и рябина. В.Сухомлинский   |    1   |         |    По иллюстрациям рассказать, о чём читали   |    Развитие связной устной речи и активного словаря учащихся   |         |  
  |   79   |    6.9   |    Зимний запас.   По Н.Сладкову   |    1   |         |    Читать по цепочки, отвечать полными ответами на вопросы учителя   |    Развитие речи, пополнение и обогощение активного словаря учащихся   |         |  
         |   80   |    6.10           |    Наши друзья. Г.Ладонщиков   |         |           |    6.10   |    Наши друзья. Г.Ладонщиков   |    1   |         |    Читать по цепочки, отвечать полными ответами на вопросы учителя   |    Коррекция воображения, произвольного внимания   |         |  
  |   81   |    6.11   |    Зимний разговор через форточку.  (Отрывок). Б.Брехт   |    1   |         |    Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.   |    Коррекция воображения, произвольного внимания   |         |  
  |   82   |    6.12   |    Храбрая птица.    По Н. Плавильщикову   |    1   |         |    Передать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем   |    Развитие речи, пополнение и обогощение активного словаря учащихся   |         |  
  |   83   |    6.13   |    Что такое Новый год?  Е.Махалова   |    1   |         |    Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.   |    Коррекция воображения, произвольного внимания   |         |  
  |   84   |    6.14   |    Ночное приключение. Ю.Кушак   |    1   |         |    По иллюстрациям рассказать, о чём читали   |    Коррекция мелкой моторики через творческое задание: «Нарисуй снеговика»   |         |  
  |   85      86   |    6.15  6.16   |    Снеговики. По Л.Сергееву   |    2   |         |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция воображения, слухового восприятия   |         |  
  |   87   |    6.17   |    Зимние загадки.Е.Благинина   |    1   |         |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.   |    Коррекция и развитие логического мышления   |         |  
  |   88   |    6.18   |    Обощение к разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи   |         |  
  |   7. Все мы сделали сами и своими руками.   |  
  |   89   |    7.1   |    Знают мамы, знают дети.  (Немецкая народная песенка)   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.   |    Коррекция и развитие мыслительной деятельности, эмоционально-оценочной лексики   |         |  
  |   90   |    7.2   |    Вот какие наши руки. А.Гарф   |    1   |         |    Находить отрывок текста к иллюстрации.   |    Коррекция и развитие мыслительной деятельности, зрительных восприятий   |         |  
  |   91   |    7.3   |    Белоручки. В.Голышкин   |    1   |         |    Читать по ролям   |    Коррекция и развитие внимания, мышления   |         |  
  |   92   |    7.4   |    Своими руками. В.Осеева   |    1   |         |    Передавать своими словами содержание прочитанного.   |    Развивать последовательность мышления, учить строить умозаключения, коррекция устной связной речи   |         |  
  |   93   |    7.5   |    Десять помошников.    М. Коцюбинский   |    1   |         |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие мыслительной деятельности, учить строить умозаключения.     |         |  
  |   94   |    7.6   |    Первая рыбка. Е.Пермяк   |    1   |         |    Находить в тексте ответ на заданный вопрос.   |    Коррекция и развитие памяти, связной устной речи   |         |  
  |   95   |    7.7   |    Кукла и Катя. Г.Ладонщиков.   |    1   |         |    Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации   |    Коррекция и развитие мышления (выявление главной мысли), слухового восприятия.   |         |  
  |   96   |    7.8   |    Разговор о технике. Е.Серова.   |    1   |         |    Выразительно читать стихотворение.   |    Коррекция и развитие мышления, фонематического слуха   |         |  
  |   97   |    7.9   |    Странное дело. И.Мазнин   |    1   |         |    Участвовать в беседе.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение активного словаря)   |         |  
  |   98      99   |    7.10      7.11   |    Вкусный пирог.    По П. Тихонову   |    2   |         |    Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем   |    Коррекция и развитие мышления, памяти, личностных качеств учащихся   |         |  
  |   100   |    7.12   |    Мы вдвоем. Г.Глушнев   |    1   |         |    Заучивать четверостишье самостоятельно.   |    Работать над увеличением объема памяти.   |         |  
  |   101   |    7.13   |    Подходящая вещь. По В.Голявкину.   |    1   |         |    Читать по цепочке.   |    Коррекция и развитие внимания, мышления   |         |  
  |   102   |    7.14   |    Танечка-хозяйка. М.Глазков   |    1   |         |    Выразительно читать стихотворение.   |    Коррекция и развитие внимания, мышления фонематического слуха   |         |  
  |   103   |    7.15   |    Доктор Петрова. М.Моисеева   |    1   |         |    Заучивать стихотворение со слов учителя.   |    Коррекция и развитие внимания, мышления фонематического слуха   |         |  
  |   104   |    7.16   |    Мамина работа. По Е.Пермяку.   |    1   |         |    Выразительно рассказывать заученное стихотворение.   |    Коррекция и развитие слухового восприятия, мышления, связной речи   |         |  
  |   105   |    7.17   |    Загадки о наших помощниках.   |    1   |         |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.   |    Коррекция и развитие логического мышления   |         |  
  |   106   |    7.18   |    Обобщение к разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти ,связной устной речи     |         |  
  |   8. Буду делать хорошо и не буду плохо   |  
  |   107   |    8.1   |    Подружки. А.Кузнецова   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Заучивать стихотворение со слов учителя   |    Коррекция и развитие мышления, личностных качеств учащихся   |         |  
  |   108   |    8.2   |    Рыцари. А.Барто   |    1   |         |    Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.   |    Коррекция и развитие мышления (выделение главной мысли)   |         |  
  |   109   |    8.3   |    Жалейкин и пруд. Н.Сладков   |    1   |         |    Читать по цепочке.   |    Коррекция и развитие связной устной (диалогической) речи   |         |  
  |   110   |    8.4   |    Страшная история.  Р.Зеленая, С.Иванов   |    1   |         |    Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)   |         |  
  |   111   |    8.5   |    Хитрое яблоко. По Т.Пономаревой   |    1   |         |    Передавать своими словами содержание прочитанного.   |    Коррекция и развитие мыслительной деятельности, мелкой моторики рук   |         |  
  |   112   |    8.6   |    Урок дружбы. М.Пляцковский   |    1   |         |    Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.   |    Коррекция и развитие мышления, внимания, личностных качеств учащихся   |         |  
  |   113   |    8.7   |    Яблоко. В.Хомченко   |    1   |         |    Находить в тексте ответ на заданный вопрос.   |    Формировать высшие духовные чувства, совесть.   |         |  
  |   114   |    8.8   |    Про Людочку. В.Карасева   |    1   |         |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие диалогической речи, Формировать высшие духовные чувства, совесть.   |         |  
  |   115   |    8.9   |    Никто не мешает. Р.Баумволь   |    1   |         |    Читать по цепочке.   |    Развивать умение давать полные ответы   |         |  
  |   116   |    8.10   |    Сказка про честные ушки. С.Прокофьева   |    1   |         |    Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.   |    Коррекция и развитие диалогической речи, Формировать высшие духовные чувства, совесть.   |         |  
  |   117   |    8.11   |    Обощение к разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи   |         |  
  |   9. Ежели вы вежливы…   |  
  |   118   |    9.1   |    Доброе утро. Н.Красильников   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся   |         |  
  |   119   |    9.2   |    Как Маша яблоко ела. Л.Каминский   |    1   |         |    Читать по ролям.   |    Коррекция и развитие диалогической речи, Формировать высшие духовные чувства, совесть.   |         |  
  |   120   |    9.3   |    Удивительное превращение.    По В. Голышкину   |    1   |         |    Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся ,формирование высших духовных чувств, совести.   |         |  
  |   121   |    9.4   |    Брысь, шапочка! А. Седугин   |    1   |         |    Передавать содержание с опорой на иллюстрацию.   |    Коррекция и развитие мышления, внимания.   |         |  
  |   122   |    9.5   |    Песенка о вежливости (отрывок) С.Маршак   |    1   |         |    Выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми, взрослыми.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся   |         |  
  |   123   |    9.6   |    Кто грамотней? По Я. Пинясову   |    1   |         |    Отвечать полным предложением по содержанию прочитанного.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   124   |    9.7   |    Обобщение к разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи   |         |  
  |   10. Весенние страницы   |  
  |   125   |    10.1   |    Появление весны. Л.Модзалевский   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Читать по слогам с переходом на целые слова с соблюдением знаков препинания.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.     |         |  
  |   126   |    10.2   |    Весна-красна. И.Соколов-Микитов   |    1   |         |    Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.   |    Развивать умения понимать связь событий.     |         |  
  |   127   |    10.3   |    Март.Ю.Коринец   |    1   |         |    Выразительно читать стихотворение.   |    Развивать умения, сравнивать, анализировать.   |         |  
  |   128   |    10.4   |    Поздравление. Л.Барбас   |    1   |         |    Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.       |    Развивать умения понимать связь событий.   |         |  
  |   129   |    10.5   |    Сосульки. М.Пляцковский   |    1   |         |    Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.   |    Коррекция и развитие мыслительной деятельности, учить строить умозаключения   |         |  
  |   130   |    10.6   |    Песенка капели. М.Борисова   |    1   |         |    Выразительно читать стихотворение.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   131   |    10.7   |    Художник- Весна. По Г.Скребицкому   |    1   |         |    Читать по цепочке.   |    Развивать умения понимать связь событий.     |         |  
  |   132   |    10.8   |    Подснежник. Е.Серова   |    1   |         |    Делать рисунок по содержанию прочитанного.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   133   |    10.9   |    Белое и желтое. По Ю. Ковалю   |    1   |         |    Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем   |    Развивать умения понимать связь событий.   |         |  
  |   134   |    10.10   |    Салют весне. З.Александрова   |    1   |         |    Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации   |    Развивать умения понимать связь событий.   |         |  
  |   135   |    10.11   |    Любитель цветов. Н.Сладков   |    1   |         |    Читать по цепочке.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   136   |    10.12   |    Терем – рукавица. В.Хомченко   |    1   |         |    Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, делать рисунок по содержанию.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)   |         |  
  |   137   |    10.13   |    Девятое мая. Г.Виеру   |    1   |         |    Заучивать самостоятельно четверостишье.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся   |         |  
  |   138   |    10.14   |    Никто не забыт,но помнят все. По Л.Кассилю   |    1   |         |    Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   139   |    10.15   |    Майский праздник. Т.Белозеров   |    1   |         |    Выразительно читать стихотворение.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся   |         |  
  |   140   |    10.16   |    Лучше нет родного края. П.Воронько   |    1   |         |    Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.       |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   141   |    10.17   |    Весенние загадки.   |    1   |         |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.   |    Коррекция и развитие логического мышления   |         |  
  |   142   |    10.18   |    Обобщение к разделу   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи   |         |  
  |   11. Посмеемся, улыбнемся   |  
  |   143   |    11.1   |    Повар. О.Григорьев   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Выразительно читать стихотворение.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)   |         |  
  |   144   |    11.2   |    Память. Э.Успенский   |    1   |         |    Находить отрывок текста к иллюстрации.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся   |         |  
  |   145   |    11.3   |    Хорошо спрятанная котлета.  Г.Остер   |    1   |         |    Читать по ролям.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)   |         |  
  |   146   |    11.4   |    Как поросенок говорить научился.    По Л. Пантелееву   |    1   |         |    Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.   |    Коррекция и развитие диалогической речи,   |         |  
  |   147   |    11.5   |    Как поросенок говорить научился.    По Л. Пантелееву   |    1   |         |    Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)   |         |  
  |   148   |    11.6   |    Банька. Ю.Кушак   |    1   |         |    Составлять рассказ по картинке.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   149   |    11.7   |    Как котенок Яша учился рисовать.  По Л.Каминскому   |    1   |         |    Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.   |    Коррекция и развитие диалогической речи,   |         |  
  |   150   |    11.8   |    Как котенок Яша учился рисовать.  По Л.Каминскому   |    1   |         |    Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)   |         |  
  |   151   |    11.9   |    Познакомился. В.Лапшин   |    1   |         |    Читать по ролям.   |    Развивать умения понимать связь событий.   |         |  
  |   152   |    11.10   |    Веселые загадки.     |    1   |         |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.   |    Коррекция и развитие логического мышления   |         |  
  |   153   |    11.11   |    Отвечайте,правда ли?  По Г. Чичинадзе   |    1   |         |    Давать ответ на поставленный вопрос.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической речи)   |         |  
  |   154   |    11.12   |    Обобщение к разделу   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи   |         |  
  |   12. Летние страницы   |  
  |   155   |    12.1   |    Земляника. Е. Трутнева   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Выразительно читать стихотворение, делать рисунок по содержанию.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   156   |    12.2   |    Солнце и радуга. К.Ушинский   |    1   |         |    Передавать своими словами содержание прочитанного.   |    Коррекция воображения, слухового восприятия   |         |  
  |   157   |    12.3   |    Мост. Л.Мануш   |    1   |         |    Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся   |         |  
  |   158   |    12.4   |    Шмель и Миша. А.Седугин   |    1   |         |    Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем   |    Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)   |         |  
  |   159   |    12.5   |    Гнездо в траве.  По В.Хомченко   |    1   |         |    Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.   |    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся   |         |  
  |   160   |    12.6   |    Каникулы. Л.Фадеева   |    1   |         |    Читать выразительно стихотворение.   |    Коррекция слухового восприятия, связной устной речи   |         |  
  |   161   |    12.7   |    Летние загадки.   |    1   |         |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.   |    Коррекция и развитие логического мышления   |         |  
  |   162   |    12.8   |    Обобщение к разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Строить ответы на поставленные вопросы.   |    Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи     |         |  
  |   13. Как хорошо уметь читать!   |  
  |   163   |    13.1   |    Читалочка.В.Берестов   |    1   |    урок ознакомления с новым материалом   |    Заучивать стихотворение наизусть со слов учителя   |    Коррекция и развитие фонематического слуха   |         |  
  |   164   |    13.2   |    Раньше улица молчала. И.Железнова   |    1   |         |    Читать выразительно стихотворение.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)   |         |  
  |   165   |    13.3   |    Читателю. Р.Сеф   |    1   |         |    Читать выразительно стихотворение.   |    Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.   |         |  
  |   166   |    13.4   |    Спрятался. В.Голявкин   |    1   |         |     Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.   |    Коррекция слухового восприятия, связной устной речи   |         |  
  |   167   |    13.5   |    Ау. Л.Пантелеев         |    1   |         |    Читать по ролям.   |    Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)   |         |  
  |   168   |    13.6   |    Прощальная игра. Д. Чиарди   |    1   |         |    Читать выразительно стихотворение   |    Коррекция внимания, памяти, мышления.   |         |  
  |   169   |    13.7   |    Книжкины загадки.   |    1   |         |    Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.   |    Коррекция и развитие логического мышления   |         |  
  |   170   |    13.8   |    Обобщение к разделу.   |    1   |    Урок контроля знаний и умений.   |    Отвечать на поставленные вопросы, подбирать и зачитывать отрывки текста к иллюстрации   |    Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)   |         |  
 
  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 7-е издание - М.: «Просвещение», 2010.  
 2. С.Ю. Ильина «Чтение»
 Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 8-е издание-СПб.:филиал изд-ва «Просвящение»,2011.