Рабочая программа адресована учащимся 1 класса с умеренной степенью умственной отсталости.
  Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
  Развитие слухового внимания.
  Работа над звукопроизношением.
  Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. 
  Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
  Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т. д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов.
  Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для детей с умеренной степенью умственной отсталостью в 1 классе - 59 часов в год, 1 час в неделю.
             |   № п/п   |    Тема урока   |    Кол-во часов   |    Пла-нируемая  дата   |    Фак-тическая  дата   |    При-мечание   |  
  |   Добукварный период   |    32   |         |         |         |  
  |   1   |    Беседа на тему «Летний отдых детей». Артикуляционная гимнастика.   |    0,5   |    17/09   |         |         |  
  |   2   |    Беседа на тему «Здравствуй, школа!». Артикуляционная гимнастика.   |    0,5   |    19/09   |         |         |  
  |   3   |    Рассматривание иллюстраций. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т. д.).   |    0,5   |    24/09   |         |         |  
  |   4   |    Беседа на тему «Учитель и ученики». Повторение фраз за учителем.   |    0,5   |    26/09   |         |         |  
  |   5   |    Беседа на тему «Я и моя семья». Понятие «слово».   |    0,5   |    01/10   |         |         |  
  |   6   |    Игрушки. Понятие «слово». Составление простых предложений по своим практическим действиям.    |    0,5   |    03/10   |         |         |  
  |   7   |    Короткие и понятные стихотворения А. Барто. Слушание «Зайка», «Мячик». Разучивание «Мишка» с голоса учителя.   |    0,5   |    08/10   |         |         |  
  |   8   |    Школьные вещи. Понятие «слово». Называние слов по предъявленным предметным картинкам.   |    0,5   |    10/10   |         |         |  
  |   9   |    Понятие «предложение». Составление простых предложений по картинкам и по вопросам.   |    0,5   |    15/10   |         |         |  
  |   10   |    Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова.   |    0,5   |    17/10   |         |         |  
  |   11   |    «Распорядок дня школьника». Составление простых предложений из 2-3 слов.    |    0,5   |    22/10   |         |         |  
  |   12   |    Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.)    |    0,5   |    24/10   |         |         |  
  |   13   |    Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.    |    0,5   |    29/10   |         |         |  
  |   14   |    «Кто и как голос подаёт?» на материале домашних животных и птиц.   |    0,5   |    31/10   |         |         |  
  |   15   |    «Кто и как голос подаёт?» на материале диких животных и птиц.   |    0,5   |    12/11   |         |         |  
  |   16   |    Разучивание короткого и понятного стихотворения А. Барто «Кто и как кричит?» с голоса учителя.   |    0,5   |    14/11   |         |         |  
  |   17   |    «Занятия детей». Составление и анализ предложений из двух-трех слов.   |    0,5   |    19/11   |         |         |  
  |   18   |    Слушание, запоминание и воспроизведение трехбуквенных слов, различающихся одним звуком.   |    0,5   |    21/11   |         |         |  
  |   19   |    Повторение произносимых учителем слов и фраз, практическое различение слов, сходных по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка).   |    0,5   |    26/11   |         |         |  
  |   20   |    Дифференциация сходных по звучанию слов. Показывание и называние учеником изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).   |    0,5   |    28/11   |         |         |  
  |   21   |    Понятие о громкой и тихой речи. Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации. Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака.   |    0,5   |    03/12   |         |         |  
  |   22   |    Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Введение квадрата для обозначения слога.   |    0,5   |    05/12   |         |         |  
  |   23   |    Беседа на тему «Сад». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги.   |    0,5   |    10/12   |         |         |  
  |   24   |    Беседа на тему «Огород». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги.   |    0,5   |    12/12   |         |         |  
  |   25   |    Выделение гласного звука «а» в начале слова в ударной позиции. Введение красного кружка для обозначения гласного звука в слове.   |    0,5   |    17/12   |         |         |  
  |   26   |    Выделение из слов гласного звука «у» в ударной позиции. Обозначение гласного звука красным кружком.   |    0,5   |    19/12   |         |         |  
  |   27   |    Выделение звука «м» в начале слова. Введение синего кружка для обозначения согласного звука.   |    0,5   |    24/12   |         |         |  
  |   28   |    Разучивание потешки «Сидит белка на тележке…» с голоса учителя.   |    0,5   |    26/12   |         |         |  
  |   29   |    Слушание сказки «Колобок», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам.   |    0,5   |    14/01   |         |         |  
  |   30   |    Слушание сказки «Репка», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам.   |    0,5   |    16/01   |         |         |  
  |   31   |    Практические упражнения в различении понятий предложение, слово, слог, звук. Составление условно-графических схем.   |    0,5   |    21/01   |         |         |  
  |   32   |    Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).   |    0,5   |    23/01   |         |         |  
  |   Букварный период (I этап)   |         |         |         |         |  
  |   33   |    Звук и буква «А». Выделение звука «А» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Аа.   |    0,5   |    28/01   |         |         |  
  |   34   |    Чтение буквы «А». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (качание ребенка: а-а-а)   |    0,5   |    30/01   |         |         |  
  |   35   |    Правильное и отчетливое произношение звука «А», различение его в начале и конце слова.   |    0,5   |    04/02   |         |         |  
  |   36   |    Разучивание стихотворения Е. Благининой «А-а-а…» с голоса учителя.   |    0,5   |    06/02   |         |         |  
  |   37   |    Звук и буква «У». Выделение звука «У» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Уу.   |    0,5   |    11/02   |         |         |  
  |   38   |    Чтение буквы «У». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (пугание: у-у-у, волк воет, паровоз гудит).   |    0,5   |    13/02   |         |         |  
  |   39   |    Правильное и отчетливое произношение звука «У», различение его в начале и конце слова. Заучивание вслух чистоговорок.   |    0,5   |    25/02   |         |         |  
  |   40   |    Различение звуков и букв «А» и «У». Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе.   |    0,5   |    27/02   |         |         |  
  |   41   |    Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение этих слов с протяжным произношением по букварю.   |    0,5   |    04/03   |         |         |  
  |   42   |    Звук и буква «М». Выделение звука в начале слова. Образ буквы Мм.   |    0,5   |    06/03   |         |         |  
  |   43   |    Чтение буквы «М». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (м-м-м - мычит бык).   |    0,5   |    11/03   |         |         |  
  |   44   |    Образование и чтение закрытых слогов АМ, УМ, сравнение их.   |    0,5   |    13/03   |         |         |  
  |   45   |    Образование и чтение открытого слога МА, слова МАМА. Выделение первого слога из слова.   |    0,5   |    18/03   |         |         |  
  |   46   |    Сравнение слогов АМ и МА. Заучивание вслух чистоговорок.   |    0,5   |    20/03   |         |         |  
  |   47   |    Образование и чтение открытого слога МУ. Выделение первого слога из слова.   |    0,5   |    01/04   |         |         |  
  |   48   |    Сравнение слогов УМ и МУ.   |    0,5   |    03/04   |         |         |  
  |   49   |    Звук и буква «Оо». Выделение звука «О» в начале и в конце слов в ударной позиции. Образ буквы Оо.   |    0,5   |    08/04   |         |         |  
  |   50   |    Чтение буквы «О». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (о-о-о – болит коленка). Чтение букв А, У, М и слогов с ними.   |    0,5   |    10/04   |         |         |  
  |   51   |    Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов МО и ОМ, сравнение их.   |    0,5   |    15/04   |         |         |  
  |   52   |    Образование и чтение открытых (МО, МА, МУ) и закрытых (ОМ, АМ, УМ) двухзвуковых слогов, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок.   |    0,5   |    17/04   |         |         |  
  |   53   |    Повторение изученных букв. Чтение изученных слоговых структур и слова МАМА.   |    0,5   |    22/04   |         |         |  
  |   54   |    Звук и буква «С». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Сс.   |    0,5   |    24/04   |         |         |  
  |   55   |    Чтение буквы «С». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (с-с-с – насос качает колесо)   |    0,5   |    29/04   |         |         |  
  |   56   |    Образование и чтение закрытых слогов АС, УС, ОС, сравнение их.   |    0,5   |    06/05   |         |         |  
  |   57   |    Образование и чтение открытых слогов СА, СУ, СО, сравнение их.   |    0,5   |    08/05   |         |         |  
  |   58   |    Сравнительный анализ слогов АС-СА, УС-СУ, ОС-СО. Заучивание вслух чистоговорок.   |    0,5   |    13/05   |         |         |  
  |   59   |    Составление и чтение двусложных слов ОСА, САМА, предложений из двух слов.   |    0,5   |    15/05   |         |         |