Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 4 класса составлена в соответствии основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, Программы «Изобразительное искусство» для 1-9 классов под редакцией Л.Г.Савенковой.
  Курс изобразительного искусства направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
  Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
  Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
         |   №  п\п   |    Содержательная линия   |    Кол-во  часов  34 ч   |    Требования ФГОС Планируемые результаты   |  
  |   Знать   |    Уметь   |  
  |   1       |    Рисование с натуры и по представлению (рисунок, живопись).       |    15   |    Знать правила перспективы, виды перспективы (фронтальная, угловая, воздушная), основные закономерности линейной перспективы  - определять линию горизонта, рисовать пейзаж в линейной перспективе. Знать правила перспективы, виды перспективы (фронтальная, угловая, воздушная), основные закономерности линейной перспективы  - определять линию горизонта, рисовать пейзаж в линейной перспективе.  Знать понятие «пропорции фигуры человека-       |     Изображать правильно «Светотень»; градации светотени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень;   показывать градации светотени на рисунке.  Изображать «линию горизонта», «точку схода»  - определять линию горизонта, рисовать пейзаж в линейной перспективе  Изображать пейзажи.  Показывать «пропорции фигуры человека-  - делать наброски фигуры человека, рисовать фигуру человека в спокойствии и в движении;  - делать наброски фигуры человека, рисовать фигуру человека в спокойствии и в движении     |  
  |   2   |    Рисование на темы  (композиция).       |    9   |    Знать бытовой жанр изобразительного искусства.  Знать понятия «портрет», «Автопортрет»  «рисование по памяти».   |    -рисовать на заданную тему по памяти и представлению- рисовать на заданную тему по памяти и представлению;  - рисовать портрет;       |  
  |   3   |    Декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна.       |    8   |    Знать понятие и виды «декоративного искусства». Знать - понятия «натура», «рисование с натуры», «рисование по памяти», «рисование по представлению», «форма, конструкция»  -Знать - понятия «натура», «рисование с натуры», «рисование по памяти», «рисование по представлению», «форма, конструкция».  - Знать материалы используемые в скульптуре (дерево, гипс, глина, камень, металл) - Знать понятия «линия, штрих, цвет, мазок, тон, колорит и т.д»  - рисовать предметы различной формы  - Знать понятия «линия, штрих, цвет, мазок, тон, колорит и т.д»   |    - создавать свои оригинальные рисунки; - рисовать по памяти и преставлению различные машины;  -с помощью пластилина передавать форму предметов;  - рисовать предметы различной формы;                   |  
  |   4   |    Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.       |    2   |    -Знать понятие «батальный жанр».  Знать понятие «мозаика».  - Знать понятие «декоративно-прикладное творчество», «орнамент» «композиция, формат, цветовая гамма».       |    - рисовать батальные сцены;  - создавать мозаику на заданную тему;  - различать орнамент разных народов;       |  
  |   Итого     |    34 ч   |  
 
 в) ошибок в изображении не делает, но допускает незначительные неточности.
 в) при выполнении работы допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительной помощи.
 б) в процессе практической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляются с помощью учителя.
 б) изображение делает только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
 в) при выполнении работы допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительной помощи.
         |   №          п/п   |    Тема урока                   |    Кол-во часов   |    Характеристика деятельности учащихся           |    Диагностический инструментарий достижений учащихся       |    Дата         |  
  |   Тематическое рисование (2 ч)   |  
  |   1/1   |    Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж».   |    1   |    Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/2   |    Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде».   |    1   |    Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.   |    Практическая работа   |         |  
  |   Беседа об изобразительном искусстве (1 ч)   |  
  |   1/3   |    Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.   |    1   |    Расширять знаний детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи   |    Практическая работа   |         |  
  |   Рисование с натуры (5 ч)   |  
  |   1/4   |    Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.   |    1   |    Расширять знаний детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/5                   |    Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».   |    1   |    Расширять знания детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи   |    Практическая работа   |         |  
  |   3/6   |    Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».   |    1   |    Расширять знания детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи   |    Практическая работа   |         |  
  |   4/7   |    Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара.   |    1   |    Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки.   |    Практическая работа   |         |  
  |   5/8   |    Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара.   |    1   |    Формировать начальные представления о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара.   |    Практическая работа   |         |  
  |   Тематическое рисование (1 ч)   |  
  |   1/9   |    Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».   |    1   |    Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа   |    Практическая работа   |         |  
  |    Рисование с натуры (2 ч)   |  
  |   1/10           |    Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.   |    1   |    Формировать элементарные представления о пропорциях, строении фигуры человека; развивать графические умения и навыки.   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/11   |    Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.   |    1   |    Формировать элементарные представления о пропорциях, строении фигуры человека; развивать графические умения и навыки.   |    Практическая работа   |         |  
  |   Лепка по памяти и с натуры (3 ч)   |  
  |   1/12   |    Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта.   |    1   |    Закреплять знания о пропорциях фигуры человека.     |    Практическая работа   |         |  
  |   2/13   |    Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака)   |    1   |    Формировать графические умения и навыки; развивать зрительную память и умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций особенностей формы животного.   |    Практическая работа   |         |  
  |   3/14   |    Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка)   |    1   |    Формировать графические умения и навыки в изображении предмета сложной формы   |    Практическая работа   |         |  
  |    Декоративное рисование (2 ч)   |  
  |   1/15               |    Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски     |    1   |    Формировать умения составлять декоративно- сюжетные композиции   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/16   |    Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски     |    1   |    Формировать умения составлять декоративно- сюжетные композиции   |    Практическая работа   |         |  
  |   Тематическое рисование (4 ч)   |  
  |   1/17   |    Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».   |    1   |    Развивать творческое воображение, умения выражать свои чувства в рисунках.   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/18           |    Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».   |    1   |    Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления     |    Практическая работа   |         |  
  |   3/19   |    Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».   |    1   |    Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления     |    Практическая работа   |         |  
  |   4/20   |    Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества   |    1   |    Выражать в декоративном рисунке свои зрительные представления.   |    Практическая работа   |         |  
  |    Рисование с натуры и по памяти (2 ч)   |  
  |   1/21   |    Рисование с натуры или по памяти современных машин.   |    1   |    Формировать графические навыки в передаче пространственного расположения группы предметов   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/22   |    Рисование народного праздника «Песни нашей Родины».   |    1   |    Развивать интерес и любовь к народным традициям.   |    Практическая работа   |         |  
  |    Лепка. Декоративно — прикладное творчество (2 ч)   |  
  |   1/23               |    Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.   |    1   |    Ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/24   |    Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.   |    1   |    Ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.   |    Практическая работа   |         |  
  |    Рисование с натуры, по памяти (3 ч)   |  
  |   1/25   |    Рисование с натуры и по представлению животных и птиц.   |    1   |    Формировать графические умения и навыки в изображении предмета сложной формы   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/26       |    Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»   |    1   |    Выражать свое понимание содержания литературного произведения   |    Практическая работа   |         |  
  |   3/27   |    Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»   |    1   |    Выражать свое понимание содержания литературного произведения   |    Практическая работа   |         |  
  |    Тематическое рисование (2 ч)     |  
  |   1/28           |    Тематическое рисование «Закат солнца».   |    1   |    Формировать умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон.   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/29   |    Тематическое рисование «Закат солнца».   |    1   |    Формировать умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон.   |    Практическая работа   |         |  
  |    Беседа об изобразительном искусстве (1 ч)   |  
  |   1/30   |    Люди труда в изобразительном искусстве.   |    1   |    Развивать эстетическое восприятие и понимание красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.   |    Практическая работа   |         |  
  |    Декоративное творчество (4 ч)   |  
  |   1/31           |    Составление мозаичного панно «Слава труду».   |    1   |    Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.   |    Практическая работа   |         |  
  |   2/32   |    Составление мозаичного панно «Слава труду».   |    1   |    Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.   |    Практическая работа   |         |  
  |   3/33   |    Аппликация «Орнаменты народов мира».   |    1   |    Развивать творческое воображение изобразительных навыков.   |    Практическая работа   |         |  
  |   4/34   |    Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина.   |    1   |    Формировать интерес к произведениям искусства.   |    Практическая работа   |         |