|    № п/п   |     Дата   |     Тема урока   |     Тип урока   |     Характеристика деятельности учащихся   |     Планируемые результаты   |  
  |    план   |     факт   |     предметные   |     метапредметные   |     личностные   |  
  |    1   |     2   |     3   |     4   |     5   |     6   |     7   |     8   |     9   |  
  |         |     История Отечества (7 часов)   |  
  |    1   |          |          |     Древние славяне.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знакомятся с учебником и учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса.        Понимают  учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Рассказывают о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу     Анализируют рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение;   
      Работают в паре с толковым словарём,   с картой   
      
      Работают со   взрослыми: находят в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о киевских князьях   ИКТ        |    Знать: названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.  Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.  Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу.  Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения.   |    Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.   |  
  |    2   |          |          |     Древняя Русь.                  |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |    Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.  Уметь: работать с картой – «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче.   |    Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.  Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.   |    Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.   |  
  |   3   |         |         |     Крещение Руси.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |          Понимают  учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Рассказывают о важности крещения Руси в истории нашей страны, о годах правления Владимира Мономаха, о Ледовом побоище   Объясняют важность крещения Руси в истории нашей страны; называют годы правления Владимира Мономаха;   
      Анализируют военные победы Александра Невского   
      Работают в паре с     с картой «Невская битва»;   Извлекают из учебника исторические даты и записывают в тетрадь   
      
      Работают со   взрослыми: находят в дополнительной литературе, Интернете сведения о правлении киевских князей   ИКТ       |    Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.  Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым.   |    Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации.  Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.  Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.   |    Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.     |  
  |   4   |         |         |     Борьба Руси с западными завоевателями.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |    Знать военные победы Александра Невского.  Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище.   |    Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации.  Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.   |    Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.   |  
  |   5   |         |         |     Возникновение Москвы. Первые московские князья.   |    Урок применения предметных ЗУН и УУД.   |     Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.  Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты   |    Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информации.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью.   |    Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.   |  
  |   6   |         |         |     Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.)   |    Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН, универсальных действий.   |    Иметь представления о мировых религиях.  Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из разных источников.    Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.  Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.   |    Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.   |  
  |   7   |         |         |     Обобщение по теме «Древние славяне».   |    Контрольный урок.   |    Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.   |    Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.    Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль.   |    Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.   |  
  |    Земля – планета Солнечной системы (4 часа)   |  
  |   8   |         |         |     Солнечная система.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.   |     Знакомятся с учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, выбирают направления работы над проектом.   Понимают учебные задачи урока и стремиться их выполнить.   Рассказывают о мире, с точки зрения астронома.   Работают в паре: с картой «Природные зоны России»; объясняют условные обозначение на карте; называют природные зоны, изучают по схеме строение Солнечной системы ,перечисляют планеты в правильной последовательности,моделируют строение Солнечной системы.   Извлекают из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывают их в рабочую тетрадь.   Работают со взрослыми: находят в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовят сообщения.   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке     ИКТ   |     Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.  Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года.   |    Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план.  Регулятивные УУД: ставить новую учебную задачу.   |    Мотивация учебной деятельности.   |  
  |   9   |         |         |     Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.   |    Урок применения предметных ЗУН и УУД.   |     Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.  Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле.   |    Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.  Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.  Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.   |    Мотивация учебной деятельности.   |  
  |   10   |         |         |     Природные зоны нашей страны.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.   |     Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.  Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны.   |    Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюдений.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.     |    Мотивация учебной деятельности.   |  
  |   11   |         |         |     Обобщение   по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.)   |    Урок применения предметных ЗУН.   |    Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем.   |    Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач.  Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.  Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.   |    Мотивация учебной деятельности.   |  
  |    Путешествие по природным зонам России (13 часов)   |  
  |   12   |         |         |     Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |               Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Работают в паре: находят  и показывают  на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывают о них по карте.   Различают природные зоны.   Характеризуат каждую зону России,   рассказывают о них по личным впечатлениям.   Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовят сообщения.   Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта.   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке     ИКТ                                                                             |     Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.  Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   13   |         |         |     Животные ледяной зоны. Арктика и человек.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.  Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.   |    Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.  Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.   |    Экологическая культура: ценное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   14   |         |         |     Тундра.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.  Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.   |    Познавательные УУД: сбор, поиск информации и обработка.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.   |  
  |   15   |         |         |     Тундра и человек.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.     |     Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Работают в паре: находят  и показывают  на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывают о них по карте.   Различают природные зоны,   составляют цепи питания, которые сложились в тундре;   
      Характеризуат каждую зону России, рассказывают, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивают природу Арктики и тундры; показывают на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.   Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовят сообщения.   Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта.   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке     ИКТ            |     Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.  Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.   |    Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   16   |         |         |     Зона лесов. Растения зоны лесов.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать о роли леса в природе и жизни людей.   Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.  Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.   |    Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   17   |         |         |     Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.     |          Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Работают в паре: находят  и показывают  на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывают о них по карте.   Различают природные зоны основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса;   составляют цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывают о заповедниках,   
      Характеризуат каждую зону России,   Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовят сообщения.   Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта.   сравнивают зону степей и зону лесов; объясняют название промежуточной зоны «лесостепь»; называют редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составляют цепи питания между обитателями степей   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.                  находят  и показывают  на карте «Природные зоны России» зону степей и пустыни. рассказывают о них по карте.                                                                                                       Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Работают в паре: находят  и показывают  на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывают о них по карте.   Различают природные зоны.   Характеризуат каждую зону России,   рассказывают о них по личным впечатлениям.   рассказывают о деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.   
      Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах готовят сообщения.   Называют особенности неживой природы Черноморского побережья; растения Черноморского побережья; делят животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составляют цепи питания между обитателями субтропической зоны.   Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта.   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.   ИКТ                           |     Знать о роли леса в природе и жизни людей.   Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.  Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.   |    Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.    Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   18   |         |         |     Зона степей.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.  Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.   |    Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   19   |         |         |     Степь и человек.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.     |     Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.  Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.   |    Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.    Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   20   |         |         |     Зона пустынь.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.  Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.   |    Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   21   |         |         |     Жизнь человека в пустыне.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.     |     Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.  Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.   |    Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ.  Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.  Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   22   |         |         |    Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.)   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.   |     Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.   Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.  Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье.   |    Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   23   |         |         |     Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье.   |     Урок применения  предметных ЗУН.   |     Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.  Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны.   |    Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.    Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |   24   |         |         |     Обобщение   по теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде.)   |    Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН.   |    Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь.   |    Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.  Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.   |  
  |    Родной край – часть великой России (11 часов)   |  
  |   25   |         |         |     Твой родной край.   |     Урок применения  предметных ЗУН.   |     Понимают  учебные задачи урока и стремиться их выполнить.   Работают в паре: находят  и показывают на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.   Различают растения и полезные ископаемые.   Определяют, в каких часовых поясах находятся данные города; работают с картой «Часовые пояса России».   
      Характеризуют животных и растения своего края, рассказывают о них по личным впечатлениям, сравнивют на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составляют список водоемов родного края; показывают на карте части реки.   Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения о родном крае(Самарской обл., Самарской Луке) готовят сообщения.   Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта: “Край родной”.   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке   ИКТ        |     Знать название родного края.  Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края.   |    Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.  Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.  Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   26   |         |         |     Московское время.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.     |     Иметь представление о часовых поясах.  Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России».   |    Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   27   |         |         |     Карта твоего края.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.   |    Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).  Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   28   |         |         |     Поверхность и водоемы твоего края.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.   |     Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).  Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки.   |    Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).  Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   29   |         |         |     А что можешь сделать ты?   |    Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН.   |     Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.  Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края.   |    Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.  Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.  Познавательные УУД: построение рассуждения, обобщения.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   30   |         |         |     Полезные ископаемые твоего края.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.   |     Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».  Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.   |    Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   31   |         |         |     Растения твоего края.   |    Урок применения предметных ЗУН и УУД.   |    знакомятся по рисунку учебника с растениями и животными из Международной Красной книги, называют домашних животных родного края; отрасли животноводства родного края.     |     Знать отрасли растениеводства.  Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе.   |    Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.  Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   32   |         |         |     Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.   |     Знать отрасли животноводства.  Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края.   |    Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи, составлять план и последовательность действий.       |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   33   |         |         |     Народные промыслы твоего края.   |    Урок применения предметных ЗУН.   |    Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края.   |    Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.  Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.  Коммуникативные УУД: вести устный, письменный диалог.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   34   |         |         |     Заповедные места твоего края.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.   |     Посещают краеведческий музей и готовят рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего города;   знакомятся по рисунку учебника с животными и растениями из Международной Красной книги.   составляют цепи питания между обитателями родного края; описывают водоем родного края по плану;  ИКТ   |     Знать понятие «заповедник».  Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   35   |         |         |     Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».   (Готовимся  к олимпиаде.)   |    Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН.   |     Знать историю, достопримечательности родного края.  Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе.   |    Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.  Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия.   |    Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |    Человеческий организм (11 часов)   |  
  |   36   |         |         |     Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.)   |    Урок применения предметных ЗУН и УУД.   |               Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Работают в паре: находят  и показывают  на таблицах изучаемые части тела, рассказывать о них.   Различают органы, кости, мышцы.   Характеризуют системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.   рассказывают о их значении.   Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых органах, системах, готовят сообщения о строении человеческого организма.   Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта: “Будь здоров”.   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.                                                Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Работают в паре: находят  и показывают  на таблицах изучаемые части тела, рассказывать о них.   Различают органы, понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».   
      Характеризуют системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.   Рассказывают о работе голосовых связок; выполняют режим дня; отказываются от вредных привычек.     Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых органах, системах, готовят сообщения о строении человеческого организма.   Работают со взрослыми: готовят материалы для проекта: “Будь здоров”.   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.   ИКТ                                                                                                           |     Знать понятия «орган», «система органов».   Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.  Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   37   |         |         |     Путешествие в мир клеток.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать понятие «ткань».  Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   38   |         |         |     Самый большой орган чувств.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).  Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   39   |         |         |     Как человек двигается.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».   Иметь представление: о значении мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя; о строении костей; что кости «делают» кровь.  Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   40   |         |         |     Пищеварительная система.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система».  Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций).   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   41   |         |         |     Система кровообращения.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.  Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   42   |         |         |     Познакомимся с дыхательной системой.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».  Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   43   |         |         |     Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.   Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.  Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   44   |         |         |     Как почки удаляют из организма вредные вещества.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать строение мочевой системы.   Иметь представление о роли почек.  Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена).   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   45   |         |         |     Нервная система человека.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.   Иметь представление о защитных рефлексах организма.  Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы).   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   46   |         |         |     Обобщение по теме «Человеческий организм».   Готовимся  к школьной олимпиаде.   |    Урок применения предметных ЗУН и УУД.   |    Уметь: называть части системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови.   |    Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.  Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |    Изучаем органы чувств (8 часов)   |  
  |   47   |         |         |     «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. (Четвертое заседание клуба.)   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.     |     Понимают учебные задачи урока и стремиться их выполнить.   Рассказывают об органах чувств и их значении .   Рассказывают о значении глаза, органа слуха; проводят простейшие опыты и наблюдения.   Различают органы чувств.   Работают в паре: знакомятся по учебнику с правилами ухода за глазами, ушами, носом, кожей; определяют их по фотографиям;.   Читают в учебнике задания и выполняют их.   ИКТ   |     Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.   Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.  Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   48   |         |         |     Высуни язык и скажи: «А».   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.     |     Иметь представление о строении языка.  Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   49   |         |         |     «Взгляд» на глаз.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать правила ухода за глазами.   Иметь представление о строении глаза.  Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения.   |    Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   50   |         |         |     Ухо не только орган слуха.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать правила ухода за органом слуха.   Иметь представление о строении уха.  Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   51   |         |         |     Ухо – орган равновесия.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.   |     Знать правила ухода за органом слуха.  Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   52   |         |         |     Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.   |    Урок применения предметных ЗУН и УУД.   |     Понимают учебные задачи урока и стремиться их выполнить.   Рассказывают об органах чувств и их значении .   Различают органы чувств, называют части глаза, строение органов чувств.   Работают в паре: знакомятся  с советами врача по уходу за глазами, ушами, носом, кожей;     Читают в учебнике задания и выполняют их.       ИКТ   |     Знать правила ухода за органом осязания.   Иметь представление о строении кожи.  Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   53   |         |         |     Советы врача.   |    Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН, универсальных действий.   |     Знать, как помочь человеку до приезда врача.  Уметь выполнять советы врача.   |    Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.  Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.    Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |   54   |         |         |     Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».  Готовимся к школьной олимпиаде.   |     Контрольный урок.   |    Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств.   |    Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.   |    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.   |  
  |    Путешествие по странам мира (6 часов)   |  
  |   55   |         |         |     Границы России.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Работают в паре: находят  и показывают на физической карте границы России, рассказывают о ней по карте.   Различают государства, с которыми граничит Россия.   рассказывают о соседних с Россией государствах; называют основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.   Характеризуют достопримечатель-ности России, рассказывают о них по личным впечатлениям.   Называют основные достопримечательности, исторические памятники США и Великобритании; называют столицы и главные города этих стран.   Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об исторических памятниках России и соседних государствах,     Работают со взрослыми:   Готовят материалы для проекта: “Любимая страна”.   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.   ИКТ   |     Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».  Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.   |  
  |   56   |         |         |     Границы России.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.   |     Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».  Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.   |  
  |   57   |         |         |     Соединенные штаты Америки (США).   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Иметь представление о терроризме.  Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.       |    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.   |  
  |   58   |         |         |     Великобритания.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |    Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.       |    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.   |  
  |   59   |         |         |     Франция.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить.   Работают в паре: находят  и показывают на физической карте границы изучаемых стран, рассказывают о них по карте.   Различают государства, называют основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называют столицу и главные города Франции     
      Характеризуют достопримечательности стран, рассказывают о них по личным впечатлениям.   Извлекают из дополнительной литературы, Интернета сведения об исторических памятниках России и соседних государствах,     Работают со взрослыми:   Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. ИКТ   |    Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.   |  
  |   60   |         |         |     Обобщение по теме «Путешествие по странам мира».   (Готовимся к олимпиаде.)   |    Урок обобщения предметных ЗУН.   |     Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами.  Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке.   |    Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.  Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.   |  
  |    Москва как летопись истории России (5 часов)   |  
  |   61   |         |         |     День народного единства.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.   |     Понимают  учебные задачи урока и стремиться их выполнить.   Рассказывают о государственных праздниках России, об истории создания памятников Москвы.   Работают в паре: изучают по учебнику и доп. лит-ре о победах над иноземными захватчиками.   
      Извлекают из текста учебника цифровые данные о знаменательных датах в истории России,   
      Выписывают их в рабочую тетрадь.   
      Работают со   взрослыми: находят в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о достижениях России в освоении космоса.   
      
      
      
      
      Готовят сообщения о Великой отечественной войне и войне 1812 года.   ИКТ       |     Знать: государственные праздники России; историю создания на Красной площади памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».  Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.       |    Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   62   |         |         |    Москва: память о войне 1812 года.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.   |     Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».   Иметь представление о значении войны 1812 года.  Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   63   |         |         |    Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.   |     Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.  Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   64   |         |         |    Памятники Москвы покорителям космоса.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.   |     Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.  Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.   |    Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   65   |         |         |     Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». (Готовимся к школьной олимпиаде.)                                                                   |    Урок обобщения предметных ЗУН.   |     Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.  Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны.   |    Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.  Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.    Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   Мы – граждане России (3 часа)   |  
  |   66   |         |         |    Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация.   |    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.   |     Понимают учебные задачи урока и стремиться их выполнить.   Рассказывают о названиях нашего государства, исторической столице России, государственных символах, что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».   Работают в паре: изучают Государственный Гимн  России.   Извлекают из текста учебника исторические даты, выписывать их в рабочую тетрадь.   Работают со взрослыми: находят  в дополнительной литературе, Интернете права и обязанности граждан   Готовят сообщения.  ИКТ   |     Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.  Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.   |    Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.    Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.       |    Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   67   |         |         |    Основной закон страны – Конституция России. Президент России.   |    Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.   |     Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».  Уметь: подписывать адрес на конверте; называть основной закон страны – Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны.   |    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.  Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.  Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать и отвечать на вопросы.   |    Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |  
  |   68   |         |         |     Обобщение по теме: «Мы – граждане России» или    экскурсия в краеведческий музей.   |    Урок обобщения предметных ЗУН.   |     Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.   Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.   Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.  Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка).   |    Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.    Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.   |    Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.   |