|   №   |    Тема   |    Кол-во часов   |     Планируемые результаты   |    Хар-ка деятельности ученика   |  
  |   Предметные результаты   |    Метапредметные результаты   |  
  |   Ученик научится   |    Ученик получит возможность научиться   |    Личностные УУД   |    Познаватательные  УУД   |    Регуля тивные УУД   |    Коммуникативные  УУД   |         |  
  |   Раздел 1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)   |  
  |   1.   |    Знакомство с учебником «Окружающий мир».  (с.1-3)       |    1ч     |    Читать условные обозначения.   Ориентироваться в учебнике, работать с главными героями произведений.   |    Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;       |    Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа   |    Умение извлекать информацию из различных источников: учебника, хрестоматии, тетради.   |    Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.   |    Умение слушать и вступать в диалог.     |    Работа по учебнику Называние окружающих  предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов  и органов чувств, с помощью которых  их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы.   |  
  |   2.   |    Где живет семья Ивановых  (с. 4-5)  Разговор о правильном питании:    «Если хочешь быть здоров»   |    1 ч.   |    Знать адрес: название города, своей улицы, номер дома, адрес школы. Уметь описывать свою до-рогу от дома до школы.     |    Соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;       |    Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории.   |    Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.   |    Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.   |    Умение слушать и вступать в диалог.   |    Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков с действительностью  (Какой рисунок подходит к вашей местности?). Знакомство с правилами дорожного  движения. Ответы на вопросы. Подведение  анализируемых объектов под понятия («окружающий мир», «природа»). Моделирование ситуации и представление своих ощущений в ней (игра-инсценировка «Я в городе», «Я в деревне»)   |  
  |   3.   |    Мы познаём мир.  (с. 6-7)  Т.№1-3                   |    1 ч.   |    Усвоение того, что человек с рождения познаёт окружающий мир с помощью глаз, ушей,носа, языка и кожи.   |       Соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;       |    Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков.   |    Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения.   |    Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.       |    Проведение наблюдения за объектами природы.       |  
  |   4.   |    Мы познаём мир.    с.6-9)  Т. №4,5  (Экскурсия по ближайшим улицам.)       |    1 ч.   |    Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различ-ных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.     |       С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде,  времени суток и временах года  по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего  мира   |    Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.       |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.     |    Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.   |    Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану   |    Проведение наблюдения за объектами природы.       |  
  |   5.   |    Мы познаем мир с помощью органов чувств (урок-практикум)(с.9-10)   |    1 ч.   |    Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различ-ных объектов при-роды (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.     |    Определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);       |    Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.       |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.     |    Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану.           |    Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.   |    Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер  безопасности. Называние окружающих  предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов  и органов чувств, с помощью которых  их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы.   |  
  |   6.   |    Мы познаем мир с помощью органов чувств.  (с. 6-10)   |    1 ч.   |    Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различ-ных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.     |    Устанавливать связь между человеком и природой при помощи органов чувств.   |    Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.       |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.     |    Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану.           |    Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.   |    Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер  безопасности. Называние окружающих  предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов  и органов чувств, с помощью которых  их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы.   |  
  |   7.   |    Что нас окружает.  (с.10-11)       |         |    Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различ-ных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.     |    Приводить примеры различных царств живой природы по заданию учителя с опорой на схему-рисунок   |    Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.       |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.     |    Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану.           |    Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.   |    Проведение наблюдения за объектами природы.   Соблюдение правил поведения на дороге и улице.   Обсуждение вопроса о значимости правил поведения на дороге и улице.  Моделирование и оценка ситуации поведения   на улице и в общественных местах. Работа   со схемой «Безопасное движение по дороге   в школу»   |  
  |   8.   |    Что нас окружает (урок - экскурсия)Живая и неживая природа.       |    1 ч.   |    Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека.   |    Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя   |    Формирование экологической культуры: цен-ностного отно-шения к приро-дному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Умение слушать и понимать речь других.     |    Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер  безопасности. Называние окружающих  предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов  и органов чувств, с помощью которых  их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы.   |  
  |   Раздел 2. Живая природа (10 ч)   |  
  |   9.  (1)   |    Животные – часть живой природы.  (с.12-13)  Х. с. 4       |    1 ч.   |    Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей.  Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида.   |    Приводить доказательства различий живой и неживой  природы, используя результаты  опытов, наблюдений   |    Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.   |    Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.   |    Проведение наблюдения за объектами природы.       |  
  |   10  (2)   |    Животные – часть живой природы.  (с.13-14)  Х. с. 4       |    1 ч.   |    Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей.  Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида.   |    Рассказывать о животных, объясняя условия их жизни, способь питания, защиты и другие их особенности;         |    Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.   |    Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.   |    Проведение наблюдения за объектами природы.       |  
  |   11  (3)   |    Дикие и домашние животные.  (с.14)  Т.№10  Разговор о правильном питании: Самые полезные продукты».   |         |    Знать названия и отличительные признаки 8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных.   |    Приводить примеры различных видов  животных. Выделять существенные признаки животного  какой-либо группы животных   |    Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.   |    Умение классифицировать по заданным критериям.   |    Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.       |    Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.   |    Различение объектов и явлений природы.  Описание иллюстрации в учебнике (описание местности), называя внешние признаки  времен года и давая им характеристику.  Сравнение рисунков (изменения, которые  могут одновременно происходить с животными         |  
  |   12  (4)   |    Дикие и домашние животные.  (с.15)  Т.№11   |    1 ч.   |    Знать названия и отличительные признаки 8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных.   |    Классифицировать животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;       |    Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.   |    Умение классифицировать по заданным критериям.   |    Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.       |    Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.   |    Проведение наблюдения за объектами природы. Работа по иллюстрации хрестоматии.       |  
  |   13  (5)     |    Насекомые – часть живой природы.  (с.16-17)  Т.№12   |    1 ч.   |    Знать названия и отличительные признаки 8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных.   |    Приводить примеры различных видов  насекомых. Выделять существенные признаки насекомого.       |    Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.   |    Умение классифицировать по заданным критериям.   |    Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.       |    Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.   |    Выделение признаков объектов. Сопоставление   признаков объектов и органов чувств,  с помощью которых их можно узнать (выполнять   задания в учебнике на определение  признаков насекомых с помощью чувств).  Рассказ о насекомых  опираясь на жизненный опыт. Отгадывание  загадок.         |  
  |   14 (6)   |    Растения – часть живой природы.  (с.18-19)  Т.№ 13  Х.с.6-7  Разговор о правильном питании:  « Как правильно питаться».       |    1 ч.   |    Признаки, общие для всех растений, сходства и отличия травянистых растений: кустарников, деревьев. Названия и 8-10 растений (на уровне рода)   |      Рассказывать о растениях объясняя условия их жизни, способ питания, защиты и другие их особенности.       |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков. Поиск и вы-деление необхо-димой инфор-мации из рисунка учебника, ил-люстрирующего последовательность сменяю-щих друг друга событий.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.   |    Выделение признаков объектов. Сопоставление   признаков объектов и органов чувств,  с помощью которых их можно узнать (выполнять   задания в учебнике на определение  признаков предметов с помощью чувств).   Отгадывание  загадок.         |  
  |   15  (7)   |    Что общего у деревьев, кустарников и трав (с.19.-20)   |    1 ч.   |    Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).   |    Объяснять отличия кустарников от деревьев обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений, значение Красной книги;       |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |     Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных условий нашей страны, о возможности (лес, водоем, территории, покрытые  снегом, побережье и т.д.). Нахождение иллюстраций по заданию учителя   |  
  |   16.  (8)   |    Части растений .(20-21)   |    1 ч.   |    Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).   |    Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;          |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Проведение наблюдения за объектами природы.       |  
  |   17.  (9)   |    Растения и их части (урок- практикум)   |    1 ч   |    Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).   |     Приводить  примеры. Выделять существенные признаки растения самостоятельно.   |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Знакомство с правилами поведения на практикуме, инструкцией по соблюдению мер  безопасности. Называние окружающих  предметов и их признаков. Сравнение и различение частей растений.       |  
  |   18.  (10)   |    Как растения расселяются на новые места.  Разговор о правильном питании:  « Удивительное превращение пирожка»   |    1 ч.   |    Понятие нового термина «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).   |    Приводить примеры взаимосвязи внешнего вида растений с природными условиями.   |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на ос-нове их сущест-венных признаков.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Установление связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных . Соотнесение природы родного края  с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе.  Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось .   |  
  |   Раздел 3. Природа и её сезонные изменения (38 ч)   |  
  |   19  (1)   |    Природа и её сезонные изменения.    (с.24-25)  Т.№17   |    1 ч.   |    Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных изменениях.   |    Осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать распределять на группы по существенным признакам;       |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.   |    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.   |    Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.   |    Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение времен года Корректирование своих действий   |  
  |   20  (2)   |    Жизнь растений осенью   |    1 ч.   |    Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных изменениях.   |    С помощью иллюстраций устанавливать  различия в погоде,  и временах года  по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего  мира   |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.   |    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.   |    Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.   |    Проведение наблюдения за объектами природы.       |  
  |   21  (3)   |    Жизнь растений осенью.    (с.26-27)  Т.№19  Х.с.12-15   |    1 ч.   |    Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализиро-вать изменения природы осенью.   |    С помощью иллюстраций устанавливать  различия в погоде,  и временах года  по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего  мира   |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на осно-ве полученных результатов.   |    Формировать умение проговаривать последователь-  ность действий на уроке.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение времен года Корректирование своих действий   |  
  |   22  (4)   |    Жизнь растений осенью (экскурсия в природу)   |    1 ч.   |    Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализиро-вать изменения природы осенью.   |    Рассказывать о растениях осенью, объясняя условия их жизни, способ питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий делать сообщения с достопримечательностях родного города.   |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на осно-ве полученных результатов.   |    Формировать умение проговаривать последователь-  ность действий на уроке.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Установление связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проведение групповых  и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Соотнесение природы родного края  с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе.  Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии   |  
  |   23  (5)   |    Труд людей осенью.  (с.28-29)  Т.№18   |    1 ч.   |    Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты.   |    Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;       |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки.   |    Учиться выска-зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.   |    Составление рассказа по рисунку. Сравнение времен года по иллюстрациям.  пословиц и поговорок. Установление  причинно-следственных связей. Рассказ о любимом времени года.   |  
  |   24  (6)   |    Как животные готовятся к зиме Т. №20,21  Х.с.16-22  Разговор о правильном питании:  « Плох обед если хлеба нет».   |    1 ч.   |    Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой.   |    Приводить 2–3примера животных.   |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.   |    Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.     |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |     Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий   |  
  |   25  (7)   |    Как животные готовятся к зиме.   |    1 ч.   |    Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой.   |    Интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;       |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.   |    Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.     |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |     Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Работа с иллюстративным материалом, различение на рисунке животных  Рассказ посредством рисунка о животных внешних различиях, разных условиях жизни.  Приведение примеров из собственного опыта.  Подготовка (для следующего урока)         |  
  |   26  (8)   |    Как животные готовятся к зиме.   |    1 ч.   |    Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой.   |    Приводить 2–3примера животных   |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.   |    Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Описание животных своей местности. Рассказ о любимом животном. Слушание и извлечение главной мысли из прочитанного текста. Приведение примеров животных. Участие в  игре «Кто как зимует»?    Использование краеведческого материала: «Как зимуют животные»     |  
  |   27  (9)   |    Пришла зима.(с.32-33)  Т.№22-24  Х.с.24-26   |    1ч.   |    Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последова-тельность. Уметь выделить сущест-венные признаки зимы.   |    Осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать распределять на группы по существенным признакам;       |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.   |    Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.       |    Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.   |    Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение времен года Корректирование своих действий   |  
  |   28  (10)   |    Три состояния воды.  Практическая работа    (с.34-35)   |    1ч.   |    Знать правила проведения и наблюдения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элеме-нтарное представ-ление об образовании снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег.   |    Проводить наблюдения самостоятельно и делать выводы.   |    Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.   |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.   |    Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.   |    Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.   |    Знакомство с правилами проведения практической работы. инструкцией по соблюдению мер  безопасности. Называние окружающих  предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий. Сопоставление признаков объектов  и органов чувств, с помощью которых  их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы.   |  
  |   29  (11)                   |    Снежные загадки.  (с.34-35)               |    1ч.   |    Знать правила проведения и наблюдения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элеме-нтарное представ-ление об образовании снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег.   |    Создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);       |    Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.   |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.   |    Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.   |    Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.   |    Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий   |  
  |   30  (12)   |    Снежные загадки.  (с.34-35)   |    1ч.   |    Знать правила проведения и наблюдения опытов. Иметь элементарное представление об образовании снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег.   |    Знать существенные признаки зимы. Уметь обобщать жизненные наблюдения об из-менениях в окружающей природе в связи с приходом зимы.   |    Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.   |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.   |    Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.   |    Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.   |    Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых о зимних явлениях природы.   |  
  |   31  (13)   |    Жизнь лесных зверей зимой.  (с.36-37)  Т.№25-26  Х.с.26-29  Разговор о правильном питании:  « Полдник. Пора есть булочки».   |    1ч.   |    Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. Знать признаки сходства млекопитающих зверей.   |    Понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку.   |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.   |    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.     |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных  на группы. Различение существенных и не_  существенных признаков животных. Диалог, обмен мнениями. Работа в  группе. Использование дополнительных источников информации   |  
  |   32  (14)   |    Жизнь лесных зверей зимой.   |    1ч.   |    Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. Знать признаки сходства млекопитающих зверей.   |    Уметь приводить 2-3 примера.   |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.   |    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.     |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Проведение наблюдения за объектами природы.  Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных  на группы. Различение существенных и не_  существенных признаков животных.         |  
  |   33  (15)   |     Как помочь птицам зимой. (с. 38-39)  Т.№ 27, 28  Х.с.30-33   |    1ч.   |    Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц.     |    Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. Изготовление простейшей кормушки.   |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.   |    Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.   |    Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.   |    Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.   |    Сравнение птиц между собой по рисунку в учебнике. Описание птиц своей местности. Рассказ о любимой птице. Слушание и извлечение главной мысли из прочитанного текста. Приведение примеров перелетных птиц. Участие в  игре «Кто где живет»    Использование краеведческого материала: какие птицах обитают в своей местности, какие растут растения, где они еще могут быть.  Подготовка сообщения о зимующей птице внешнем виде и т.д.)   |  
  |   34  (16)   |    Как помочь птицам зимой.  Х.с.34-36   |    1ч.   |    Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц.     |    Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. Изготовление простейшей кормушки.   |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.   |    Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.   |    Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.   |    Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.   |    Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Изготовление с родителя_  ми или одноклассниками кормушки для птиц   |  
  |   35  (17)   |     Есть ли жизнь в воде подо льдом?  (с.40-41)  Т.№29  Х.с.36-39   |    1ч.   |    Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. Правила безопасного поведения у водоёмов зимой.   |    Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;       |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.     |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.   |    Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий   |  
  |   36  (18)   |    Есть ли жизнь в воде подо льдом?  (с.40-41)  Т.№29  Х.с.36-39   |    1ч.   |    Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. Правила безопасного поведения у водоёмов зимой.   |    Уметь приводить 2-3 примера.   |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.     |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.   |    Извлечение информации из рисунка: рассказ об образе жизни рыб и их особенностях.  Развитие наблюдательности.  Участие в беседе: «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»       |  
  |   37  (19)   |    Как зимуют деревья, кустарники и травы (с.42-43)  Х.с.40-41   |    1ч.   |    Иметь представление о внутреннем строении почки. Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать вы-воды из наблюдений.   |    Объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;       |    Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.   |    Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов.   |    Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью.   |    Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь.   |    Проведение наблюдения за объектами природы.       |  
  |   38  (20)   |    Учимся различать деревья и кустарники зимой.  (с.44-45)   |    1ч.   |    Знать отличия кустарников и деревьев зимой.   |    Определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам   |    Культура поведения в природе, бережное отношение к ней.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их существенных признаков.   |    Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.   |    Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.   |    Наблюдение, сравнение, сопоставление  Деревьев и кустарников.  Слушание и выделение главного.  По окончании урока подготовка рассказа в парах о своих впечатлениях .   |  
  |   39  (21)   |    Учимся различать деревья и кустарники зимой. (Экскурсия в природу)  (с.44-45)   |    1ч.   |    Знать особенности труда людей зимой. Уметь обобщать жизненные наблюдения.   |    Определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам   |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение структу-рировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.   |    Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.       |    Умение строить монологическое высказывание.   |    Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых о деревьях и кустарниках.   |  
  |   40  (22)   |    Пришла весна  (с.46-47)  Т.№31,32   |    1ч.   |    Знать основные признаки весны, правила безопасности в природе весной.   |    Приводить 2-3 примера признаков весны.   |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Умение 1) описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Проведение наблюдения за объектами природы. Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение времен года Корректирование своих действий       |  
  |   41  (23)                       |    Какие растения весной цвести торопятся. (с.48-49)  Т.№33  Разговор о правильном питании:  «Пора ужинать»           |    1ч.   |    Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений.     |    Отличать первоцветы от остальных растений. Классифицировать растения, по существенным признакам.   |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Умение 1) описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов.   |    Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.   |    Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.   |    Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий   |  
  |   42(24)   |    Какие растения весной цвести торопятся. (с.48-49)  Т.№33   |    1ч.   |    Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений.     |    Отличать первоцветы от остальных растений.   |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Умение 1) описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки; 2) сле-довать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблю-дений, делать выводы на основе полученных результатов.   |    Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.   |    Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.   |    Различение объектов и явлений природы.  Описание иллюстрации в учебнике (описание раннецветущих растений), называя внешние признаки  Сравнение рисунков (изменения, которые  могут одновременно происходить в природе: смена времени года, изменения  погоды). Обсуждение результатов своих  наблюдений, совместная выработка правил  участия в диалоге. Выполнение задания из  учебника. Участие в групповой работе с  природным материалом – гербарием (листьями деревьев). Примеры заданий: раздели_  те листья на группы по самостоятельно вы_  деленным признакам (деление может быть  по форме, цвету, размеру)   |  
  |   43  (25)                                   |     Как животные весну встречают (птицы) (с.50-51)  Т.№34  Х.с.50-56                   |    1ч.   |    Знать об изменениях в жизни животных весной.                     |    Устанавливать взаимосвязи в природе.  Моделировать животное.           |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.                               |    Умение обнару-живать простей-шие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.          .   |    Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.       |    Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.                               |    Проведение наблюдения за объектами природы.       |  
  |   44  (26)   |    Как животные весну встречают   |    1ч.   |    Знать об изменениях в жизни животных весной.                                     |    Устанавливать взаимосвязи в природе.       |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.                               |    Умение обнару-живать простей-шие причинно – следственные связи между живой и неживой природой.       |    Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.       |    Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.   |    Работа в группе с дидактическим материалом (карточками) с целью самостоятельно  Рассказать о пробуждении природы весной. Самостоятельное  (или с помощью учителя) выделение признаков потепления. Оценка работы одноклассников.  Составление и работа со схемой (деление  природы на 4 времени). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой ин_  формации о животных своей местности   |  
  |   45  (27)                  )   |    Про больших и маленьких.  (с.52-53)  Х.с.57-60               |    1ч.   |    Знать, как появля-ется потомство у животных. Знакомство с термином «млекопитающие» животные   |    Сравнивать животных и их детенышей и правильно называть их.   |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.   |    Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий   |  
  |   46  (28   |    Про больших и маленьких.  (с.52-53)  Х.с.57-60   |    1ч.   |    Знать, как появля-ется потомство у животных. Знакомство с термином «млекопитающие» животные   |    Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте.       |    Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.   |    Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Рассказать о любимом питомце Самостоятельное  (или с помощью учителя) выделение признаков появления потомства. Оценка работы одноклассников.  Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой ин_  формации о потомстве.   |  
  |   47  (29)   |    Лето пришло   (с. 54-55)  Х.с.66   |    1 ч   |    Знать об основных изменениях в природе с приходом лета.     |    Устанавливать взаимосвязи в природе в летний период.  Объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека.       |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.     |    Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.   |    Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.   |    Проведение наблюдения за объектами природы.Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение времен года Корректирование своих действий       |  
  |   48  (30)                                 |     В лес по ягоды пойдем (с.56-57)  Т.№35  Разговор о правильном питании:  « Как утолить жажду».                       |    1ч                                   |    Знать питательные и целебные свойст-ва ягод. Иметь представление о правилах сбора ягод.   |    Приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края.  Моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;       |    Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков, составлять таблицы.   |    Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Описание и сравнение внешнего вида растений.    Наличие плодов под деревьями, грибы, растения). Выделение существенных признаков растений. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав, осенних и летних явлений природы.       |  
  |   49  (31)   |    В лес по ягоды пойдем (с.56-57)  Т.№35   |    1 ч   |    Знать питательные и целебные свойст-ва ягод. Иметь представление о правилах сбора ягод.   |    Приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края.   |    Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных призна-ков, составлять таблицы.   |    Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых о съедобных грибах.   |  
  |   50  (32)                       |    С лукошком за грибами.  (с.58-59)  Т.№36               |    1ч   |    Знать признаки и названия грибов.. Знать правила сбора грибов. Приводить примеры съедобных грибов своего края.   |    Отличать съедобные и ядовитые грибы края.  Интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов.       |    Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков, составлять таблицы.   |    Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Приведение примеров  грибов. Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика  условий, необходимых для роста грибов  (свет, влага, тепло). Сравнение и различение съедобных и несъедобных грибов.   |  
  |   51  (33)   |    С лукошком за грибами.  (с.58-59)  Т.№36   |    1 ч.   |    Знать признаки и названия грибов. Знать правила сбора грибов. Приводить примеры съедобных грибов своего края.   |    Осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать распределять на группы по существенным признакам;       |    Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.   |    Умение проводить простей-шую классифи-кацию объектов природы на основе их сущест-венных признаков, составлять таблицы.   |    Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров.  Участие в диалоге, обсуждении проблем.  Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий   |  
  |   52  (34)   |    Зеленая аптека  (с.60-61)  Т.№37   |    1ч   |    Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений.   |    Унать некоторые лекарственные растения края.   |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий.   |    Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.   |    Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.   |    Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых лекарственных растениях   |  
  |   53(35)       |    Правила поведения в природе.   (с.62-63)  Х.с.74-76   |    1ч   |    Знать виды и формы помощи человека природе.   |    Следовать правилам поведения в природе, безопасности.   |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего после-довательность сменяющих друг друга событий.   |    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учи-теля; прогова-ривать последо-вательность дей-ствий на уроке.   |    Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.   |    Знакомство с правилами поведения в природе.  Участие в игровых ситуациях.  Подготовка к следующему уроку иллюстраций, фотографий о Красной книге.   |  
  |   54  (36)   |    Красная книга России.    Т.№38  (Экскурсия в музей краеведения)   |    1ч   |    Знать некоторые растения и живот-ных Красной книги России и Иркутск-ой области. Уметь устанавливать взамосвязи в жизни растений и живоных.   |    Приводить 2-3 примера растений и животных Красной книги.   |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.   |    Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.   |    Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.   |    Творческая работа на основе дополнительного материала о Красной книге.   |  
  |   55  (37)   |    Что такое экология.   |    1ч   |    Знакомство с термином «экология».   |    Самостоятельно работать с заданиями в учебнике.  Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте.       |    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.   |    Умение структу-рировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.   |    Умение выде-лять то, что ус-воено и что нуж-но усвоить, оп-ределять качест-во и уровень усвоения.   |    Умение строить монологическое высказывание.   |    Установление связей между деятельностью человека и природой.  Формулирование выводов о воздействии человека на природу на основе анализа рисунка в учебнике.  Формулирование ответов на вопросы с использованием текста.  Выявление потенциально опасных для жизни и здоровья человека ситуаций, сохранения личного и общественного имущества.  Выстраивание предположений о применении отходов, ненужных вещей (картон,  одежда, газеты).  Выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасного поведения (в доме, на дорогах, в лесу, на водоемах).  Совместное составление схемы (памятки)  правил поведения в лесу, на водоеме, на дороге   |  
  |   56  (38)   |    Обобщающий урок «Сезонные изменения»   |    1ч   |    Знать название каждого времени года и их последо-вательность; основные признаки времён года; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время; правила безопасности на водоёме весной.   |    Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;       |    Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.   |    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате    совместной работы всего класса.   |    Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.   |    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.   |    Работа с глобусом и картой.  Показ на них территории России. Выполнение заданий в практической работе  с картой: определение местонахождения  Москвы и 2–3 других крупнейших городов  России, морей.  Использование дополнительных материалов о достопримечательностях России.   |  
  |   Раздел 4. Наша родина – Россия (10 ч)   |  
  |   57  (1)   |    Наша родина – Россия.  (с.64-65)   |    1ч   |    Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей.     |    Описывать достопримечательности России.  Ориентироваться в социальных ролях.       |    Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувст-ва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю.   |    Извлечение необходимой информации при работе с картой.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.   |    Анализ иллюстраций учебника.  Обсуждение причин разнообразия природы  России.  Знакомство с великими людьми России,  с результатами труда россиян.  Выступление с подготовленным сообщением.  Слушание сообщений одноклассников.  Использование краеведческого материала  для описания достопримечательностей, памятников природы своей местности.  Описание по картинке внешнего вида животного.  Работа с картой (нахождение географических объектов)   |  
  |   58  (2)   |    Наш родной край. (66-67)    Разговор о правильном питании: « Всякому овощу свое время».   |    1ч   |    Знать названия планеты, страны, региона, города. Уметь описывать достопримечательности родного края.     |    Создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения).       |    Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.   |    Извлечение необходимой информации при работе с картой Архангельской области.   |    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.   |    Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное.   |    Анализ иллюстраций учебника.  Обсуждение причин разнообразия природы  России.  Знакомство с великими людьми Саратова,  с результатами труда россиян.  Выступление с подготовленным сообщением.  Слушание сообщений одноклассников.  Использование краеведческого материала  для описания достопримечательностей, памятников природы своей местности.  Описание по картинке внешнего вида животного.  Работа с картой (нахождение географических объектов)   |  
  |   59  (3)   |    Россия – многонациональ  ная страна.(64-66)   |    1ч   |    Называть 3-4 национальности людей проживающих в России.   |    Извлекать ин-  формацию из различных источников знаний (текст, рисунок  и др.).   |    Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности.   |    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.     |    Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.   |    Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.   |    Анализ иллюстраций учебника.  Обсуждение причин разнообразия национальностей    России.  Знакомство с великими людьми России,  с результатами труда россиян.  Выступление с подготовленным сообщением.  Слушание сообщений одноклассников.  Использование краеведческого материала  для описания достопримечательностей, памятников природы своей местности.       |  
  |   60  (4)   |    Символы нашего государства.  (с.66-67)   |    1ч.   |    Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна.     |    Описывать традиции, обычаи, историю государственных символов.  Создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения).       |    Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувст-ва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю   |    Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: иллюстрация, карта.   |    Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.   |    Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.   |    Творческая работа на основе дополнительного материала о символах государства.   |  
  |   61  (5)   |    Москва – столица нашего государства.  (с.68-69)   |    1ч.   |    Уметь описывать достоприме-чательности Москвы.   |    Узнать столицу государства, главную площадь столицы, главную достопри-мечательность сто-лицы (Кремль), ис-торическую досто-примечательность Кремля (Спасскую башню).   |    Формирование чувства сопричастности своей Родине;  уважение к её истории, культурным и историческим памятникам.       |    Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. Извлечение необходимой информации при работе с планом города Москвы.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.   |    Работа с текстом учебника.  Моделирование ситуаций по получению необходимой информации из разных источников.  Обсуждение сведений из средств массовой  информации о новейших изобретениях.  Участие в беседе и анализе жизненных ситуаций.  Выбор допустимых форм поведения в обществе, семье.  Знакомство с культурой пользования компьютером   |  
  |   62  (6)   |    Достопримеча-тельности Москвы.  (с.70-71)   |    1 ч.   |    Уметь описывать достоприме-чательности Москвы.   |    Знать столицу государства, главную площадь столицы, главную достопри-мечательность столицы (Кремль), ис-торическую досто-примечательность Кремля (Спасскую башню).   |    Формирование чувства сопричастности своей Родине;  уважение к её истории, культурным и историческим памятникам.       |    Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. Извлечение необходимой информации при работе с планом города Москвы.   |    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.   |    Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.   |    Творческая работа на основе дополнительного материала о достопримечательностях Москвы.   |  
  |   63  (7)   |    Экскурсия «Достопримеча  тельности нашего края».     |    1ч   |    Уметь описывать достопримечательности края.   |     Приводить  примеры. Выделять существенные признаки растения под руководством учителя.   |    Формирование чувства гордо-сти за свою ма-лую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.   |    Узнавать, называть и опреде-лять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.   |    Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.   |    Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.   |    Проведение групповых  и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Соотнесение природы родного края  с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе.  Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии   |  
  |   64  (8)       |    Символика родного края.       |    1ч   |    Знать символику Саратовской области.     |    Получить новые сведения об истории родного края.   |    Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, символике.   |    Узнавать, называть и опреде-лять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей   |    Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.   |    Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.   |    Различение объектов и явлений природы.  Описание иллюстрации в учебнике (описание местности), называя внешние признаки  времен года и давая им характеристику.  Сравнение рисунков (изменения, которые  могут одновременно происходить в природе: смена суток, времени года, изменения  погоды). Обсуждение результатов своих  наблюдений, совместная выработка правил  участия в диалоге. Выполнение задания из  учебника. Участие в групповой работе с  природным материалом – гербарием (листьями деревьев). Примеры заданий: раздели_  те листья на группы по самостоятельно вы_  деленным признакам (деление может быть  по форме, цвету, размеру)   |  
  |   65  (9)   |    Обобщающий урок «Наша родина – Россия»   |    1ч   |    Знать названия страны, области, города; рассказывать о достопримечательностях страны и своего края.   |    Понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.       |    Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувс-тва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю   |    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.   |    Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.   |    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.   |    Моделирование ситуаций, требующих знаний образцов культуры общения и взаимной ответственности в обществе; правил дорожного движения; расписания движения  транспорта; правил внутреннего распорядка в школе.  Знакомство с понятием «Конституция»   |  
  |   66   |    Обобщающий урок «Наша родина – Россия»   |    1ч   |    Знать названия страны, области, города; рассказывать о достопримечательностях страны и своего края.   |    Понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.       |    Формирование гражданской идентичности в форме осозна-ния себя как гражданина России; чувс-тва сопричаст-ности и гордо-сти за свою Родину, народ, историю   |    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.   |    Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.   |    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.   |    Моделирование ситуаций, требующих знаний образцов культуры общения и взаимной ответственности в обществе; правил дорожного движения; расписания движения  транспорта; правил внутреннего распорядка в школе.  Знакомство с понятием «Конституция»   |  
 
67