|   № п/п   |     Содержание  (разделы, тема)   |    Основные виды учебной деятельности (УУД)   |    Кол-во часов   |    Дата проведения   |    Оборудование урока   |  
  |   план   |    факт   |  
  |   I.   |    Введение   |    1   |         |         |         |  
  |   1/1   |    Символика района (города), в котором я живу.   |    Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.   |    1   |     I четв  04.09   |         |    Символика района, края, раб. тетрадь, компьютер, звукозапись гимна   |  
  |   II.   |     Природа моей местности.     |    13   |         |         |  
  |   2/1   |    Экскурсия № 1. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.   |    Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения.   |    1   |    11.09   |         |    Физическая карта, план экскурсии, картины художников   |  
  |   3/2   |    Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.   |    1   |    18.09   |         |    Физическая карта, картины художников   |  
  |   4/3   |    Экскурсия № 2. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов.   |    Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов.   |    1   |    25.09   |         |    Физическая карта, план экскурсии, правила поведения у водоемов   |  
  |   5/4   |    Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов.   |    1   |    02.10   |         |    Физическая карта, правила поведения у водоемов,    раб. тетрадь   |  
  |   6/5   |    Разнообразный растительный мир моей местности.   |    Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.   |    1   |    09.10   |         |    Наглядный материал (растения края), гербарий. рисунки Атлас –определитель «От земли до неба»   |  
  |   7/6   |    Разнообразный растительный мир моей местности.   |    1   |    16.10   |         |    Наглядный материал (растения края), гербарий. рисунки Атлас –определитель «От земли до неба»   |  
  |   8/7   |    Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.   |    Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений.   |    1   |    23.10   |         |    Наглядный материал ( лекарственные растения края), гербарий. рисунки. Атлас –определитель «От земли до неба»   |  
  |   9/8   |    Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.   |    Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями.   |    1   |    30.10   |         |    Наглядный материал ( ядовитые растения края), гербарий. рисунки. Атлас –определитель «От земли до неба»   |  
  |   10/9   |    Животный мир моей местности.   |    Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку.   |    1   |     II четв  13.11   |         |    Наглядный материал ( животные края), рисунки. Атлас –определитель «От земли до неба»   |  
  |   11/10   |    Животный мир моей местности.   |    1   |    20.11   |         |    Наглядный материал животные края), рисунки.    Атлас –определитель «От земли до неба»   |  
  |   12/11   |    Красная книга Краснодарского края   |    Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками.   |    1   |    27.11   |         |    Красная книга края, иллюстрации, рисунки, компьютер, презентация   |  
  |   13/12   |    Экскурсия № 3. Правила защитников природы.   |    Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту.   |    1   |    04.12   |         |    План экскурсии, проект, реклама изделия   |  
  |   14/13   |    Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».   |    Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту.   |    1   |    11.12   |         |    Проект, реклама изделия   |  
  |   III.   |    Населённые пункты   |    7   |         |         |         |  
  |   15/1   |    Экскурсия № 4. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка- зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта.   |    Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта.   |    1   |    18.12   |         |    План экскурсии, проект, произведения писателей о зиме, план поселка, маршрут по улицам     |  
  |   16/2   |    Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка- зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта.   |    1   |    25.12   |         |    Проект, произведения писателей о зиме, план поселка, маршрут по улицам     |  
  |   17/3   |    История образования города (района).   |    Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность.   |    1   |     III четв   15.01.15       |         |    Альбом «История поселка Узловой», фотографии главы района и поселения   |  
  |   18/4   |    Населённые пункты моего района.   |    Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их.   |    1   |    22.01   |         |    Компьютер, раб тетрадь, карта района   |  
  |   19/5   |    Населённые пункты моего района.   |    1   |    29.01   |         |    Компьютер, раб тетрадь, карта района   |  
  |   20/6   |    Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».   |    Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность.   |    1   |    05.02   |         |    Проект, раб. тетрадь   |  
  |   21/7   |    Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».   |    1   |    12.02   |         |    Проект, раб. тетрадь   |  
  |        |         |         |         |         |         |         |  
  |   IV.   |    Труд и быт моих земляков   |    13   |         |         |         |  
  |   22/1   |    Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков.   |    Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них.   |    1   |    19.02   |         |    Выставка книг, компьютер, раб. тетрадь   |  
  |   23/2   |    Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков.   |    1   |    26.02   |         |    Выставка книг, компьютер, раб. тетрадь   |  
  |   24/3       |    Особенности казачьего быта.   |    Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни.   |    1   |    05.03   |         |    Компьютер, раб. тетрадь, звукозапись кубанских песен, рецепты кубанских блюд   |  
  |   25/4   |    Особенности казачьего быта.   |    1   |    12.03   |         |    Компьютер, раб. тетрадь, звукозапись кубанских песен, рецепты кубанских блюд   |  
  |   26/5   |    Уклад кубанской семьи.   |    Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией.   |    1   |    19.03   |         |    Компьютер, раб. тетрадь, фотографии семьи. Рисунки детей   |  
  |   27/6   |    Ремёсла, распространённые в моём районе.   |    Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами.   |    1   |    IV четв  02.04   |         |    Компьютер, раб. тетрадь, изделия кубанских мастеров   |  
  |   28/7   |    «Труженики» родной земли.   |    Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта».   |    1   |    09.04   |         |    Компьютер, раб. тетрадь   |  
  |   29/8   |    Экскурсия № 5. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.   |    Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне.   |    1   |    16.04   |         |     План экскурсии, экскурсионный лист компьютер, раб. тетрадь, произведения кубанских худ. и писателей о весне       |  
  |   30/9   |    Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.   |    1   |    23.04   |         |    Компьютер, раб. тетрадь, произведения кубанских худ. и писателей о весне       |  
  |   31/10   |    Мои земляки в годы Великой Отечественной войны.   |    Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими.   |    1   |    30.04   |         |    Компьютер, раб. тетрадь, произведения кубанских худ. и писателей о ВОв       |  
  |   32/11   |    Семья и семейные традиции   |    Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье.   |    1   |    07.05   |         |    Компьютер, раб. тетрадь, произведения кубанских поэтов о семье   |  
  |   33/12   |    Творческий проект «Труд в моей семье»   |    Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты.   |    1   |    14.05   |         |    Инд. проект,  компьютер, раб. тетрадь     |  
  |   34/13   |    Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».   |    Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист.   |    1   |    21.05   |         |    Инд. проект,  компьютер, раб. тетрадь   |  
  |        |    ИТОГО – 34 часа   |    Исслед. проектов – 10   Творч. проектов –1  Экскурсий -5   |         |         |         |         |