«ЛИЦЕЙ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА»
  «1 » сентября 2014г.  
  Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы системы Л.В.Занкова, для преподавания в четырехлетней начальной школе в общеобразовательных классах. Система Л.В. Занкова сформировалась в ходе психолого-педагогического исследования соотношения особенностей обучения и развития школьников Основная особенность системы и основная трудность ее разработки и заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является ведущей движущей силой развития системы, цель которой – целостное развитие ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Все это создает основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика. Система обучения ориентирована в большей степени на развитие социальных компетенций, эмпатийного отношения к одноклассникам Но так как с самого начала она была ориентирована на реализацию тех идей, которые сейчас обозначены в концепции модернизации в практике школы, то построена и охарактеризована система в логике педагогических категорий и понятий: – цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ребенка;
  • задача обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства; 
  • дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого; 
  • содержание образования – типические свойства методической системы: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; формы организации обучения; система изучения успешности обучения и развития школьников; характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса, понятный, близкий каждому педагогу язык. Однако постепенно содержательное наполнение этих понятий принципиально менялось, то есть менялись дидактические условия. Каждое из этих условий и все они в целостности несут в себе возможность соединения двух противоположных начал: руководство учением школьников и предоставление им свободы для проявления их индивидуальности.
  УМК создает условия для решения воспитательных задач и формирования общеучебных умений, в том числе коммуникативной грамотности, выдержана актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся. Большая часть учебников разработана на основе межпредметной и (или) широкой внутрипредметной интеграции. Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для включения в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно. Программа рассчитана на обучение детей с разным уровнем развития т.к. в классе обучаются дети с низким и высоким уровнем развития. Программа направлена на развитие познавательной сферы, ИКТ –компетенций через организацию дифференцированной работы на уроке, подготовку к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, через реализацию развивающего курса «Умники и умницы». Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков через организацию динамических пауз.
  Окружающий мир.
  Курс "Мы и окружающий мир" разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В. Занкова). Это интегрированный курс, который предусматривает обучение детей в четырехлетней начальной школе.
  Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.
  Так, начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
  Этот подход к развитию содержания сохраняется и во втором классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа и методы познания мира. В третьем и четвертом классах на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе. От класса к классу в историческом плане прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от стихийных природных сил и усиливал свое влияние на природу. Возникновение экологических проблем связано с определенным этапом развития человеческого общества и очень ясно показывает реально существующие зависимости, с одной стороны, человека от природы, с другой, - природы от человека.
  Программа построена по принципу "дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания" (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
  Таким образом, с первого класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
  В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у них возникало много вопросов: почему сменяется день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.
  Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:
  1) развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих);
  4) сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.
  сопоставляются противоположные по своим признакам объекты природы, одни и те же объекты природы в разное время года и суток, в разных частях Земли, сопоставляется Россия с другими странами, прошлое и настоящее природы и человека.
  Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках "Мы и окружающий мир", дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.
  Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.
  Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
  Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.
  Учебный курс "Мы и окружающий мир" призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерное(tm) окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;
  • формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир. 
  – знание основных моральных норм поведения.
  на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе.
  – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  – выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
  – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
  – пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
  – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  – производить сравнение, сериацию и класссификацию по заданным критериям.
  – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
  – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  – использовать в общении правила вежливости.
  – передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
           |   № п/п   |    Тема   |    Планируемые результаты   |    Виды деятельности   |    Количество часов   |    № задания   |    Дата   |  
  |   предметные   |    Метапредметные и личностные (УУД)   |  
  |   1.   |    Глава Общий взгляд на Землю     ( 5 часов)  Материки и океаны Земли.       |    Знать:  - что такое окружающий мир;  - названия материков и океанов;  - самое большое государство в мире;  - достопримечательности  столицы;  - о космонавтах, исследованиях космоса      Уметь:  - определять на карте и глобусе материки, океаны, столицу нашего государства;  - наблюдать за окружающим миром (взаимосвязь предметов живой и неживой природы)   |    Личностные:  - Формировать внутреннюю позицию школьников на уровне положительного отношения к занятиям по курсу: «Окружающий мир»  - содействовать проявлению интереса при ознакомлении с материками и океанами, исследователями космоса, изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;.  - формировать адекватную мотивацию учебной деятельности при знакомстве с материками и океанами, исследователями космоса, при изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;  .  Регулятивные:  - определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении материков и океанов, исследователей космоса, при выполнении практической работы «Работа с физической картой России»умению находить материки и океаны по контурной карте, при изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;  - Составление алгоритма нахождения учебной задачи с помощью учителя при определении материков и океанов на контурной карте и глобусе, ознакомлении с исследователями космоса, с практической работой по нахождению материков и океанов на контурной карте; при изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;  - умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определённым алгоритмом при определении материков и океанов на глобусе и карте, изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;  - умение корректировать и оценивать способы решения и результат поисковой учебной задачи по определению совместно с учителем критериев при изучении материков и океанов Земли, России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России  Познавательные:  1.Общеучебные:  Пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе при изучении материков и океанов, исследователей космоса, при выполнении практической работы«Работа с физической картой России» умению находить материки и океаны по контурной карте;  
     2.Логические:   - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте.   Коммуникативные  - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;  - умение задавать вопросы;   |    Работа с физической картой  России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий.  Участие в викторине «По материкам и океанам»  Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе)  Отгадывание загадок, кроссвордов.      Презентация «Достопримечательности Москвы»  Работа в группах  Участие в игре выставке «Гордость отечественной космонавтики» (на основе портретов  российских космонавтов и  конструкторов).       Подготовка  короткого сообщения.      Просмотр научно-популярного фильма о развитии отечест-  венной космонавтики или подготовленной учителем тематической компьютерной  презентации.      Составление вопросов к просмотренному материалу   |                    1   |          |         |  
  |   2.   |    Россия –самое большое государство в мире.   |                1   |          |         |  
  |   3.   |    Москва – столица.   |                        1   |          |         |  
  |   4.   |    Россия – родина космонавтики.       |                 1                           |          |         |  
  |   5.   |    Практическая работа.  Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.   |                        1   |          |         |  
  |   6.   |    Глава Как изучают окружающий мир. (14 часов)    Органы чувств. Правила гигиены.   |    Знать:      Знать органы (глаза, уши, нос, язык, кожа) и соответствующие им чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).           Правила организации учебного труда в школе и дома.                  Распознавать предметы, созданные человеком для  хранения информации, – носители информации (книги, картины, рекламный щит,  расписание поездов, кассеты и  диски и т.д.).              Иметь представление о труде старших и сверстников.                  Роли учителя.  Чем классный коллектив отличается от школьного.      Узнавать и показывать на рисунках  основные приборы и инструменты,  которыми пользуется человек в быту и для изучения окружающего  мира.       Различать твердые, жидкие и газообразные (1–2 примера)вещества          Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком.      Уметь:  Соблюдать правила, позволяющие сохранить хорошее зрение  и слух.  Анализировать работу органов обоняния и вкуса человека.  Характеризовать (на основе звукозаписей, видеоряда или картин)  получаемую органами чувств информацию, чувства и образы, которые воспринимает человек при  прослушивании музыкальных произведений и созерцании произведений изобразительного искусства.      Определять на шкале термометра различные значения температуры.      Понимать различия между источниками информации об окружающем мире.  Работать над этапами проведения исследования: определять цели (для чего?); предполагать (какие действия окажут какие изменения?); проверять предположения (проведение опыта); делать выводы (соответствует ли цель  результатам?)      Классифицировать природные тела  по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы.  Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;       Использовать полученные знания  для объяснения бережного отношения человека к природе.      Проводить несложные измерения,  опыты с использованием простейших измерительных приборов. Соблюдать технику безопасности.   |    Личностные:  Проявление интереса при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ    ( твердое, жидкое, газообразное);  Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.    Понимание, что здоровье – главное и невосполнимое богатство каждого человека, которое необходимо беречь;    Регулятивные:  Определение цели учебной деятельности совместно с учителем при изучении при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ    ( твердое, жидкое, газообразное);  Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.    Составление алгоритма нахождения учебной задачи с помощью учителя при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ    ( твердое, жидкое, газообразное);  Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.    
     Умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определяемым алгоритмом при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ    ( твердое, жидкое, газообразное);  Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.    Умение корректировать и оценивать результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ    ( твердое, жидкое, газообразное);  Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.    
     Адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами;  Познавательные:  1.Общеучебные:  -строить речевое высказывание в различных формах;  находить в тексте ответ на заданный вопрос;  -проводить сравнение категории веществ в природе (жидкое, твердое, газообразное);  -делать выводы;  -анализировать изучаемые объекты (источники информации, приборы и инструменты)  - уметь пользоваться терминами: «органы чувств», «вещества», «термометр», «планеты», «экология»  2. Логические:  -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ    ( твердое, жидкое, газообразное);  Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.    «Коммуникативные:    – передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. – строить понятные для партнера высказывания;  – задавать вопросы, адекватные данной ситуации;    
      
          |    Прослушивание записей звуков природы и фрагментов музыкальных произведений разных композиторов.      Просмотр фотографий с видами природы, репродукций  пейзажной и жанровой живописи.      Анализ информации, полученной из разных источников.      Работа в группах.  Игра « Что в мешке»   ( на определение предметов с помощью органов осязания)       Классификация различных  информационных источников  (например, сказки, повести, статьи, изображения  и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности.  Составление перечня обязанностей школьника и обсуждение его с одноклассниками. Приводить примеры заботы школьников о младших товарищах. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями.  Знакомство с методикой сбора  информации в процессе исследовательской деятельности  (по А.И. Савенкову):  самостоятельный сбор необходимой  информации по заданной учителем теме.  Посещение с экскурсией  школьной библиотеки. Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога.      Различение природных объектов и изделий (искусственных  предметов).      Характеристика  их отличительных свойств.  Определение веществ, из которых образованы природные  или сделанные человеком  предметы (тела).  Определение образов природы  в изделиях, созданных руками человека      Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края» на основе впечатлений,  полученных от экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного  края)      Практические работы:  Работа с моделью термометра.  Измерение температуры воздуха; температуры воды с помощью учителя.  Изучение мелких предметов  при помощи лупы.               |                1   |          |         |  
  |   7.   |    Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правилами организации учебного труда дома и в школе.       |                        1   |          |         |  
  |   8.   |     Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовате-  льская работа.   |                            1   |          |         |  
  |   9.   |     Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности.       |                    1   |          |         |  
  |   10.   |     Классный, школьный коллектив.  Роль учителя.   |            1   |          |         |  
  |   11.   |    Приборы и инструменты. Назначение и устройство термометра.   |                    1   |          |         |  
  |   12.   |    Вещества. Три состояния вещества в природе – твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.   |                        1   |          |         |  
  |   13.   |    Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.   |                            1   |          |         |  
  |   14.                                                                               |     Практическая работа.  Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего  мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром.           |                    1   |          |         |  
  |   15.   |    Глава    Космос и Земля.  ( 14 часов)  Звезды. Солнце – звезда.   |    Знать:  Обучающиеся должны *иметь представление: о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года; о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и своей местности.      - что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;                                                                                               Связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца              Как ориентироваться по местным признакам, солнцу, по отношению к собственному телу.              Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, как можно ориентироваться по местным признакам.      -устройство компаса и правила пользования им;                                                                  Иметь представление о глобусе и географической карте.                          Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности; правила поведения в природе и меры её охраны.  Уметь:  - ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради;  - оценивать роль науки в познании мира;  - характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;  - сравнивать и различать день и ночь, времена года;  - объяснять (характеризовать) движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;  - устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;  -находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;  - применять полученные знания и умения на уроках в жизни.   |    Личностные:   - формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края при изучении формы Земли, красоты и ландшафта родного края.   - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении планет, созвездий и Солнца, смены дня, ночи и времен года, погоды и климата, умению ориентироваться на местности по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам, при проведении   практической работы « Изготовление примитивного компаса».  - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности.      Регулятивные:  - определять цель учебной деятельности с помощью учителя при знакомстве с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, формой Земли, областью жизни на Земле, основными формами земной поверхности.  - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при знакомствес луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности;   - умение прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности.  - умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности.  Познавательные:  Общеучебные:  - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении Луны – спутника Земли и других планет солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности.  - уметь пользоваться терминами: «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «рельеф», «температура воздуха», «облачность», «осадки»,   - пользоваться глобусом при изучении смены дня и  ночи и времен года,   - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за погодой и описании ее состояния с помощью условных знаков.  Логические:  - характеризовать времена года, погодные климатические условия;  - различать смену времен года и смену дня и ночи;  - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата.  - уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, нахождение сторон горизонта по компасу и местным признакам, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия.  Коммуникативные:  - правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении планет солнечной системы, формы земной поверхности, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, определении сторон горизонта по компасу и местным признакам;  - оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Наблюдение за погодой»,  «За высотой солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны».               |    Учебное сотрудничество.  Просмотр фотографий, рисунков звездного неба, звезд, солнца, телескопа.  Формулирование  предварительного вывода об условиях, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода и воздух). Установление связей  между объектами природы и явлениями   в природе.   |                  1   |          |         |  
  |   16.   |    Планеты. Луна – спутник Земли.                                   |    Просмотр обучающего фильма « Планеты солнечной системы»  «Поиск информации» что такое телескоп.  Отгадывание загадок  Работа в группах «Планету знаю»   |                  1   |          |         |  
  |   17.   |    Форма Земли.   |    Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе)  Работа с глобусом, географической картой   |                        1   |          |         |  
  |   18.   |    Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.   |    Практическая работа  Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе)       |               1            |          |         |  
  |   19.   |    Область жизни на Земле.   |    Работа в парах  Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой;    |    1   |          |         |  
  |   20.   |    Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам.       |    Практическое занятие  «Учим друг друга»       |                 1   |          |         |  
  |   21.   |    Горизонт, стороны горизонта.  Компас.  Практическая работа: Изготовление примитивного компаса.   |    Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе)  «Составление справочника»  Практическая работа       |                 1   |          |         |  
  |   22.   |    Представление о глобусе и географичес-  кой карте.  Практическая работа: «Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов»       |    Работа в группе «Учим друг друга»  Работа с глобусом и картой.  «Проверь себя»  - работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях;    |                 1   |          |         |  
  |   23.   |    Основные формы земной поверхности  (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги.   |    Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.  бота с глобусом, картой. Соотнесение рисунка с картой. Знакомство с картинами  разных художников. Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных  условий нашей страны.  Нахождение иллюстраций по заданию учителя   |                     1   |          |         |  
  |   24.   |    Формы земной поверхности, свойственные родному краю.   |    Проектная работа  «Мой край – просто необыкновенный!»      Определение основных этапов  исследовательской деятельности  Соотнесение природы родного края   с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе.  Формулирование вопросов.       работа в тетради на печатной основе.   |                 1   |          |         |  
  |   25.   |    Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.   |    Работа с инфомационными источниками (учебник, доп. литература о Ставропольском крае)  Анализ информации, полученной из разных источников.   |                     1   |          |         |  
  |   26.   |    Практическая работа.  Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу, компасу и местным признакам.    |    Учебное сотрудничество при работе в группах.  Работа с компасом, ориентирование по местным признакам  Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге.   |                             1   |          |         |  
  |   27.   |    Экскурсия в планетарий.   |    Посещение с экскурсией  планетария .  Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер  безопасности.       |         1   |          |         |  
  |   28.                               |    Наблюдения за высотой солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.   |    Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть  днем, а что ночью?), сопоставление  научных сведений с результатами наблюдений за изменением тени от предметов в течении светового дня, за фазами луны.  работа в тетради на печатной основе.   |                    1       |          |         |  
  |   29.   |    Глава    Взаимодейст-  вие сил природы  (22 часа)  Влияние Солнца на сушу.   |    Знать:  - о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;  - основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в  природе;  о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;  - состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси)  - легко определяемые свойства воздуха      -о необходимости охраны воздуха от загрязнения;   - некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;   О некоторых стихийных бедствиях на Земле;   Об изменениях поверхностиЗемли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.  - правила поведения в природе и меры ее охраны;               Уметь:      Проводить наблюдения простые опыты, фиксировать их результаты.      Устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания.      Приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе.      Оценивать свое поведение в природе.      Выполнять правила поведения в природе.   |    Личностные:  - формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края при изучении состава и свойств воды и воздуха,   в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;  - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении состава и свойств воды и воздуха,   в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;  практической работы.  - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с составом и свойствами воды и воздуха,   в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;      Познавательные:  Общеучебные:  Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций при ознакомлении с составом и свойствами воды и воздуха,   в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы.      Логические:  -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении состава и свойств воды и воздуха,   в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;  Регулятивные:  -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) при изучении состава и свойств воды и воздуха,   в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;      · принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;      · планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;      · действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетрадипри изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;      · контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя) при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;      · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы.      Коммуникативные:  - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи( на уровне предложения или небольшого текста)   - Слушать и понимать речь других.  - Вступать в беседу на уроке и в жизни.  - Совместно договариваться о правилах общения иповедения в школе и следовать им.  - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  · уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.      · участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).           |    Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт( Как влияет Солнце на сушу?) Творческая работа   «Чтобы было на Земле если….»  работа в тетради на печатной основе.       |    1   |          |         |  
  |   30.   |    Тепловые пояса Земли и смена времён года.       |    Работа с инфомационными источниками (учебник,)  Анализ информации, полученной из разных источников.   |    1   |          |         |  
  |   31.   |    Вода. Вода на Земле.       |    Просмотр обучающего фильма.  Групповая работа  Дидактическая игра «Вода»   |    1   |          |         |  
  |   32.   |    Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные: пруд, водохранилище, каналы.   |    Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно  выделенным признакам.  работа в тетради на печатной основе.       |                     1   |          |         |  
  |   33.   |    Правила безопасного поведения на водоёмах.   |    Создание плаката   « Какие правила поведения на водоеме нужно знать »    |         1   |          |         |  
  |   34.   |    Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лёд.           |    Проведения опытов, наблюдения, фиксирование результата   |             1   |          |         |  
  |   35.   |    Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием.   |    Проведения опытов, наблюдения, фиксирование результата, презентация опыта.   |                 1   |          |         |  
  |   36.   |    Вода – одно из условий жизни на Земле.       |    Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; изготовление знаков- береги воду!  Анализ диаграммы соотношения на  Земле суши и воды. Формулирование выводов на основе наблюдений.        |             1   |          |         |  
  |   37.   |    Вода в быту человека.    |    Совместная разработка правил безопасности жизнедеятельности.  работа в тетради на печатной основе.   |    1   |          |         |  
  |   38.   |    Воздух. Представление о его составе.   |    Работа с инфомационными источниками (учебник,)  Анализ информации, полученной из разных источников. Просмотр обучающего фильма.   |         1   |          |         |  
  |   39.   |    Свойства воздуха.       |    Работа в группах  Дидактическая игра «Хитроумные решения»   работа в тетради на печатной основе.   |    1   |          |         |  
  |   40.   |    Воздух как условие горения. Что такое ветер?  Практическая работа: Определение направления ветра с помощью флюгера.   |    Проведение опытов.  Формулирование выводов на основе наблюдений.  работа в тетради на печатной основе.   |                             1   |          |         |  
  |   41.   |    Значение воздухадля растений, животных и человека.       |    Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; работа в тетради на печатной основе.   |             1   |          |         |  
  |   42.   |    Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы.   |    Работа с инфомационными источниками (учебник,)  Анализ информации, полученной из разных источников.   |                 1   |          |         |  
  |   43.   |    Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени года.   |    Работа в группах с энциклопедическим текстом, и выявление о том, что такое   ( листопад, снегопад, ветер, гроза, смена времен года)    |             1   |          |         |  
  |   44.   |    Круговорот воды в природе. Представления о стихийных бедствиях на Земле.   |    игра «Ходят капельки по кругу»  Работа в группах составление сказки   «Путешествие капельки»   |                 1   |          |         |  
  |   45.   |    Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа.   |    Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности)  Что нужно делать если…   |                 1   |          |         |  
  |   46.   |    Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.   |    Работа в парах по проблеме «Может ли такое быть…?»  Проведение опытов; работа в тетради на печатной основе.   |                     1   |          |         |  
  |   47.   |    Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.   |    Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.   |             1   |          |         |  
  |   48.   |    Практическая работа:  Определение свойств воздуха, воды. Растворение в воде веществ, фильтрование;   |    Проведение опытов; работа в тетради на печатной основе.   |                   1   |          |         |  
  |   49.   |    Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема.       |    Посещение водоема.  Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер  безопасности.   |                             1   |          |         |  
  |   50.   |    Экскурсия «Ознакомление с экологическим состоянием своей местности»   |    Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт .   |                 1   |          |         |  
  |               51.   |         Глава    Живая природа.  (18 часов)  Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.   |    Знать:  Иметь представления о царствах живой природы: растениях, животных, грибах;  - условия, необходимые для жизни растений и животных;   - правила поведения в природе и меры ее охраны;   Уметь:  - различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые;   дикорастущие и культурные растения;   съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных;   животных разных групп;       - приводить примеры представителей разных групп растений и животных;       - ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;       - устанавливать связи между растениями и животными;      - подводить объект под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая,, группы животных, группы растений   |    Личностные:  - проявлять интерес к окружающему миру при изучении растений, животных, грибов, бактерий;  - проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности при определении признаков живых организмов   |    Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.       |                         1   |          |         |  
  |   52.   |    Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение, умирание.  Практическая работа:Наблюдение и уход за комнатными растениями.   |    Регулятивные:  - определение цели учебной деятельности совместно с учителем при ознакомлении с многообразием растений и животных и их ролью в жизни человека;      - составление с помощью учителя алгоритма определения признаков живых организмов      - умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определённым алгоритмом при определении частей растений;  - умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении растений и животных              Познавательные:  Общеучебные:   - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;      -применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за растениями и животными      Логические:  - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач при изучении частей растений, животных  - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их при изучении растений и жи      Коммуникативные:  - правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении животных и растений;      – задавать вопросы, адекватные ситуации при изучении частей растений, водорослей, папоротников, хвойных и цветковых растений, трав дикорастущих и культурных, овощей и фруктов;  - оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Дикорастущие и культурные растения», «Овощи и фрукты»,«Части растений», «Дикие и домашние животные»   |    Обсуждение проблемы урока; работа над составлением плана по теме урока;  Проведение практической работы.работа в тетради на печатной основе.   |                                 1   |          |         |  
  |   53.   |    Многообразие растений и их роль в жизни человека. Бережное отношение человека к растениям.   |    Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений; выяснение их представительства в нашей области   |    1   |          |         |  
  |   54.   |    Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.   |    Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы о растениях родного края.           |                 1   |          |         |  
  |   55.   |    Части растения: (корень, стебель, лист, цветок,, плод, семя). Условия необходимые для жизни растений ( свет, тепло, воздух, вода)  Практическая работа:Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях;   |    Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек.  Работа с гербарием: описание растения, его  частей; сравнение и выявление общего между различными растениями; определение  слов, повторяющихся при описании). Различение существенных признаков от несущественных при определении растения. Самостоятельное извлечение информации из  рисунка (определение частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).  Нахождение частей целого. Обсуждение  значения корня, стебля, листьев, плода,  цветка для растения. Предположение последствий отсутствия отдельных частей   у растения   |                             1   |          |         |  
  |   56.   |    Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы.       |    Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.  работа в тетради на печатной основе.   |    1   |          |         |  
  |   57.   |    Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.   |         |    В ходе организации учебного диалога выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений   |                         1   |          |         |  
  |   58.   |    Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных   ( воздух, вода, тепло, пища)  Практическая работа: наблюдение и уход за животными в уголке живой природы.   |    Игра «Каждому своё»; классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания   |                                 1   |          |         |  
  |   59.   |    Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие-  ся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных.    |         |         |    Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями  Различение существенных и нее  существенных признаков животных. Определение смысла понятий «млекопитающие», «земноводные», «пресмыкающиеся» и др. Диалог, обмен мнениями. Работа в  группе. Использование дополнительных источников информации   |             1   |          |         |  
  |   60.   |    Особенности питания разных животных  ( насекомые, рыбы, птицы, звери).   |         |    Работа с инфомационными источниками (учебник,)  Анализ информации, полученной из разных источников.  работа в тетради на печатной основе.   |                 1   |          |         |  
  |   61.   |    Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.   |         |    Оценка работы одноклассников.  Составление и работа со схемой (деление  природы на 4 царства). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой информации о растениях и животных своей  местности   |                         1   |          |         |  
  |   62.   |    Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.   |         |    Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница»   |                     1   |          |         |  
  |   63.   |    Сохранение редких растений, животных. Красная книга.   |         |         |    Знакомство с Красной книгой. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от  состояния природы. Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защиты.  Различение и называние предметов, сделанных человеком. Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Изготовление с родителями или одноклассниками кормушки для  птиц   |             1   |          |         |  
  |   64.   |    Грибы – съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сборов грибов.  Практическая работа: различение ядовитых грибов.       |         |         |    Работа в группах  классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы.  Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге.  презентация по теме «Грибы»   |                         1   |          |         |  
  |   65.   |    Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.   |         |         |    Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.   |                 1   |          |         |  
  |   66.   |    Красота и разнообразие природы России.   |         |         |    ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.   |             1   |          |         |  
  |   67.   |    Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.   |         |         |    Описание и сравнение внешнего вида растений. Наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (погода, время года, деревья, грибы,  растения). Выделение существенных признаков растений. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав, культурных и дикорастущих, Определение отличительных особенностей животных зоопарка от животных дикой природы.   |                 1   |          |         |  
  |   68.   |    Закрепление и обобщение изученного.   |         |         |    Комплексная проверочная работа   |         1   |          |         |  
  |        |    Итого   |         |         |         |    68   |          |         |