Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой по окружающему миру (авторы Г.Г Ивченкова, И.В. Потапова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин), разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами на основе концепции «Планета знаний» и допущенной Департаментом образовательных стандартов общего образования РФ Министнрства образования РФ для общеобразовательных учреждений, с учетом Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089) и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
  Особое значение предмета « Окружающий мир» заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем.
  Сведения о каждой составляющей этих линий носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
  Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
  Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
  Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные контрольные работы.
  Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
  Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
  Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
  Тела и вещества, их свойства. Первые представления с строении вещества.
  Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества,
  Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
  Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморось Круговорот воды в природе.
  Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, ох- рана воды от загрязнения.
  Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздух азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
  Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
  Ветер. Использование энергии ветра человеком.
  Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газам Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
  Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газами образные.
  Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
  Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух, Главное отличие почвы от горной породы — плодородие Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
  Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
  Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
  Первые представления о растении как организме.
  Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение
  Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
  Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
  Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
  Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
  Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
  Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
  Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
  Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
  Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
  Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
  Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
  Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
  Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
  Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
  Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
  Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
  Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
  Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
  Органы чувств, их значение и гигиена.
  Нервная система, её значение в организме человек». Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
  Народы, живущие на территории России. национальные обычаи, традиции.
  Города России. История возникновения. Имя города символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
  Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
  Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
  Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
  Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
  – что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
  – о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
  – о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;
  – приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  – сравнивать и делать выводы.
             |  № п\п урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты |  Универсальные учебные действия (УУД) | Виды учебной деятельности | Вид контроля | Дата | 
  | По плану | По плану | 
  | 
 | Природа вокруг нас (8 ч.) | 
  | 1 | Что нас окружает | 1 | Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком 
 | П: Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком 
 Р: находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы К: Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, Л: Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека 
 | Наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Представление о науке «экология» и важности охраны природы | 
 | 
 | 
 | 
  | 2 | Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | 1 | Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя | П: Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя Р: Умение контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями 
 | Обнаружение примеров разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы. Наблюдение и фиксация результатов наблюдений. Индивидуальная и групповая работа | 
 | 
 | 
 | 
  | 3 | Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» | 1 | Устанавливать и объяснять взаимосвязи между природой и человеком | П: Устанавливать и объяснять взаимосвязи между природой и человеком Р: Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Способность к самооценке 
 | Наблюдение за примерами положительного и отрицательного влияния человека на природу | 
 | 
 | 
 | 
  | 4 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу | 1 | Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности | П: Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Представление о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Освоение приемов определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца | 
 | 
 | 
 | 
  | 5 | Ориентирование по компасу и местным признакам | 1 | Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам | П: Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Л: Способность оценивать трудность предлагаемого   задания 
 | Освоение приемов нахождения стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам | 
 | 
 | 
 | 
  | 6 | Экскурсия «Ориентирование на местности» | 1 | Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты | П: Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следствен-ных связей. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края 
 | Показ на местности линии горизонта. Работа с компасом (индивидуально и в группах) | 
 | 
 | 
 | 
  | 7 | Свойства тел и веществ. Практическая   работа | 1 | Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ | П: Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ Р: Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность оценивать трудность предлагаемого   задания 
 | Усвоение научных представлений о явлениях природы. Развитие творческих способностей | 
 | 
 | 
 | 
  | 8 | Явления природы. Проверочная   работа | 1 |  Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы | П: Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы Р: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.  К: Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Л: Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями 
 | Представление о свойствах тел и веществ. Выделение существенных и несущественных признаков. Сравнение и классификация предметов по различным признакам | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч.) | 
  | 9 | 
 | 1 | Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления | П: Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края 
 | Установление опытным путем некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветности, прозрачности, отсутствия запаха, плохой теплопроводности. Ознакомление с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике | 
 | 
 | 
 | 
  | 10 | 
 | 1 | Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы | П: Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы Р: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Л: Способность оценивать трудность предлагаемого   задания 
 | Установление опытным путем свойства воды растворять вещества. Ознакомление с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами | 
 | 
 | 
 | 
  | 11 | 
 | 1 | Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях | П: Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Ознакомление со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Представление о переходе вещества из одного состояния в другое | 
 | 
 | 
 | 
  | 12 | 
 | 1 | Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком | П: Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий 
 Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Знакомство с процессом образования родников. Представление о различных типах водоемов. Работа со схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей | 
 | 
 | 
 | 
  | 13 | 
 | 1 | Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства | П: Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства Р: Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного   банка данных. К: Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Л: Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Представление о состояниях воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрытие научной стороны этих явлений. Закрепление ранее полученных знаний о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации | 
 | 
 | 
 | 
  | 14 | 
 | 1 | Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу | П: Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Знакомство с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. Представление о воде как необходимом условии жизни, понимание изменений, возникающих в природе в процессе использования воды | 
 | 
 | 
 | 
  | 15 | 
 | 1 | Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования | П: Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования Р: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы 
 | Повторение и закрепление пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Контроль усвоения материала | 
 | 
 | 
 | 
  | 16 | 
 | 1 | Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы | П: Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур). К: Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе Л: Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы 
 | Представление о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни | 
 | 
 | 
 | 
  | 17 | 
 | 1 | Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха | П: Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.   К: Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе Л: Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека 
 | Знакомство опытным путем с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься | 
 | 
 | 
 | 
  | 18 | 
 | 1 | Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком | П: Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком Р: Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. 
 К: Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями 
 | Научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представления о загрязнении воздуха, о необходимости охраны воздуха | 
 | 
 | 
 | 
  | 19 | 
 | 1 | Иметь представление о почве, ее свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв | П: Иметь представление о почве, ее свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде Л: Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Представление о почве как о верхнем плодородном слое земли, о ее составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения | 
 | 
 | 
 | 
  | 20 | 
 | 1 | Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах | П: Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. К: Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать   выводы 
 Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы 
 | Представление о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе | 
 | 
 | 
 | 
  | 21-22 | 
 | 2 | Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве | П: Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Установление связи деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Выделение эстетического аспекта этого взаимодействия | 
 | 
 | 
 | 
  | 23-24 | 
 | 2 | Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования | П: Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования Р: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе Л: Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Ознакомление со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых. Контроль знаний по теме «Горные породы. Полезные ископаемые» | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | О царствах живой природы (16 ч.) | 
  | 25 | Четыре царства живой природы | 1 | Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе | П: Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой природы. Представление о среде обитания живых существ, знакомство с четырьмя средами обитания | 
 | 
 | 
 | 
  | 26 | Строение растений. Практическая работа | 1 | Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком | П: Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Л: Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы 
 | Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со значением органов в жизни растений. Сравнение и выявление существенных признаков, описание объекта и фиксации результатов наблюдений | 
 | 
 | 
 | 
  | 27 | Разнообразие   растений | 1 | Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни | П: Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий 
 Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края 
 | Знакомство с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявление отличительных признаков групп растений | 
 | 
 | 
 | 
  | 28 | Дикорастущие и культурные   растения | 1 | Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу | П: Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания 
 | Расширение знаний о культурных растениях и их значении в жизни человека. Ознакомление с предками некоторых культурных растений | 
 | 
 | 
 | 
  | 29 | Жизнь растений | 1 | Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни | П: Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Ознакомление с процессом питания растения при помощи опытов. Представление о дыхании растений, о значении испарения воды листьями растений | 
 | 
 | 
 | 
  | 30 | Размножение и развитие растений | 1 | Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка | П: Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения 
 | Представление об опылении растений, о его значении в жизни растения. Расширение представлений о способах расселения плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и семян | 
 | 
 | 
 | 
  | 31 | Развитие растения из семени. Охрана растений 
 | 1 | Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу | П: Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы 
 | Расширение знаний о развитии растения из семени. Выявление опытным путем условий, необходимых для развития растения из семени. Расширение знаний о значении растений в природе и жизни человека, о влиянии человека на мир растений. Представление о необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство с редкими растениями своей местности и мерами охраны   растений 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 32 | Строение животных. Практическая   работа 
 | 1 | Описывать внешний вид животного, сравнивать и объяснять отличие животных от растений по внешним признакам и особенностям жизнедеятельности | П: Описывать внешний вид животного, сравнивать и объяснять отличие животных от растений по внешним признакам и особенностям жизнедеятельности Р: Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями 
 | Ознакомление с особенностями строения животных, значением органов животных в их жизни. Выявление сходства и различия между растениями и животными | 
 | 
 | 
 | 
  | 33 | Разнообразие животных | 1 | Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни | П: Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. 
 К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Расширение знаний об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширение знаний о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Выявление существенных признаков | 
 | 
 | 
 | 
  | 34 | Домашние и дикие животные | 1 | Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных | П: Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры 
 | Расширение знаний о домашних животных и их значении в жизни человека. Знакомство с предками основных домашних животных | 
 | 
 | 
 | 
  | 35 | Как животные воспринимают мир | 1 | Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания | П: Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Л: Способность оценивать трудность предлагаемого   задания 
 | Ознакомление с органами чувств животных, их значением в жизни животного. Представления о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств | 
 | 
 | 
 | 
  | 36 | Передвижение и дыхание животных | 1 | Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных | П: Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных Р: Анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения; прогнозировать результат решения. 
 К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями 
 | Расширение знаний об особенностях передвижения животных разных групп, приспособленности животных к разным способам передвижения. Представление о связи способа передвижения животного со средой обитания. Ознакомление с органами дыхания животных разных групп | 
 | 
 | 
 | 
  | 37 | Питание животных | 1 | Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания | П: Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Ознакомление с особенностями питания животных разных групп. Ознакомление с приспособленностью животных к добыванию и поеданию пищи | 
 | 
 | 
 | 
  | 38 | Размножение и развитие животных | 1 | Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных | П: Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой 
 | Ознакомление с особенностями размножения животных разных групп. Формирование представлений о последовательности развития животных разных групп | 
 | 
 | 
 | 
  | 39 | Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные» | 1 | Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира | П: Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры 
 | Расширение знаний о значении животных в природе и в жизни человека. Наблюдение за влиянием деятельности человека на животных. Расширение знаний о редких животных и мерах по их охране | 
 | 
 | 
 | 
  | 40 | Грибы и бактерии   | 1 | Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека | П: Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны 
 | Представления о грибах и бактериях как отдельных царствах природы. Расширение представлений о видах и формах грибов. Ознакомление со значением грибов и бактерий в хозяйственной деятельности человека | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | Человек (10 ч.) | 
  | 41 | Человек — часть живой природы 
 | 1 | Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек – часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология» | П: Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек – часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология» Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.   К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность к самооценке. Основы экологической культуры 
 | Ознакомление с особенностями строения тела человека, с органами человека и их значением для организма. Выявление сходства и различия между человеком и животными. Выводы о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды | 
 | 
 | 
 | 
  | 42 | Кожа — первая «одежда». Практическая работа | 1 | Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи | П: Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи Р: Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания 
 | Ознакомление со свойствами кожи, значением кожи для организма. Представление о необходимости ухода за   кожей | 
 | 
 | 
 | 
  | 43 | Скелет. Практическая   работа | 1 | Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья | П: Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья Р: Оценивать правильность предъявленных вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы 
 Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Общее представление о скелете человека и его значении для организма. Наблюдения и выводы о значении правильной осанки, знакомство с правилами ее формирования | 
 | 
 | 
 | 
  | 44 | Мышцы. Практическая   работа | 1 | Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы | П: Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы Р: Оценивать правильность предъявленных вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. 
 К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Ознакомление с работой мышц. Представление о необходимости укрепления мышц, значении физической культуры и труда для укрепления мышц | 
 | 
 | 
 | 
  | 45 | Кровеносная система. Практическая   работа | 1 | Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно-сосудистой системы | П: Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно-сосудистой системы Р: Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения двух арифметических действий. Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Ознакомление со строением и работой кровеносной системы. Представление о необходимости укрепления сердца и сосудов, о составе и значении крови в организме | 
 | 
 | 
 | 
  | 46 | Дыхание | 1 | Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания | П: Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания Р: Оценивать правильность предъявленных вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания 
 | Ознакомление с органами дыхания человека и их работой. Представление о важности соблюдения правил гигиены органов дыхания | 
 | 
 | 
 | 
  | 47 | Питание и   выделение | 1 | Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им | П: Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им Р: Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Расширение знаний о пище и значении ее разнообразия. Ознакомление со строением и работой пищеварительной системы. Представление о строении и значении зубов, знакомство с правилами ухода за ними, значением выделения из организма вредных и ненужных веществ | 
 | 
 | 
 | 
  | 48 | Органы чувств. Практическая   работа | 1 | Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать | П: Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать Р: Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Оценивать правильность предъявленных вычислений. К: Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью Л: Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями 
 | Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены | 
 | 
 | 
 | 
  | 49 | Нервная система | 1 | Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы | П: Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы Р: Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка 
 | Представления о нервной системе человека, ее значении для организма. Ознакомление с правилами гигиены нервной системы и необходимостью их выполнения | 
 | 
 | 
 | 
  | 50 | Эмоции и темперамент.Проверочная
 работа. | 1 | Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием | П: Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.   К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Ознакомление с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на человека. Первоначальное представление о темпераменте и его типах | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | Человек в обществе (18 ч.) | 
  | 51 | Народы нашей страны | 1 | Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов | П: Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Знакомство с народами, населяющими нашу страну. Расширение представлений о многонациональном характере населения России | 
 | 
 | 
 | 
  | 52 | Традиции народов нашей страны | 1 | Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи | П: Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края 
 | Ознакомление с традициями и обычаями народов нашей страны | 
 | 
 | 
 | 
  | 53 | Путешествие по ленте времени | 1 | Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках | П: Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 
 К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Ознакомление с понятием «историческое время» | 
 | 
 | 
 | 
  | 54 | Города и села | 1 | Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов | П: Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями 
 | Ознакомление с понятиями «село», «город». Представление об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан | 
 | 
 | 
 | 
  | 55 | Названия городов | 1 |  Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города | П: Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка 
 | Представление о   появлении названий у городов | 
 | 
 | 
 | 
  | 56 | Кремль — центр города | 1 | Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов | П: Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. 
 К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Ознакомление с устройством древнерусского города. Представление о кремле как центральной части города | 
 | 
 | 
 | 
  | 57 | Улицы города | 1 | Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города | П: Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города Р: Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. 
 К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями 
 | Продолжение знакомства с устройством города. Знакомство с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов | 
 | 
 | 
 | 
  | 58 | Герб — символ   города | 1 | Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города | П: Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Знакомство с одним из символов города —   гербом | 
 | 
 | 
 | 
  | 59 | Памятные места городов | 1 | Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте 
 | П: Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка 
 | Продолжение знакомства с символами города. Представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод) | 
 | 
 | 
 | 
  | 60 | Экскурсия «Улицы и памятные места родного города» | 1 | Наблюдать и фиксировать полученные данные, описывать улицы и достопримечательности родного города | П: Наблюдать и фиксировать полученные данные, описывать улицы и достопримечательности родного города Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Л: Осознанное положительное отношение к культурным ценностям 
 | Знакомство с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры | 
 | 
 | 
 | 
  | 61 | Современный   город | 1 | Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города | П: Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Знакомство с обликом современного города | 
 | 
 | 
 | 
  | 62 | Москва — столица России. Проверочная работа | 1 | Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы | П: Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями 
 | Знакомство со столицей нашей страны, ее достопримечательностями | 
 | 
 | 
 | 
  | 63 | Что такое государство | 1 | Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации | П: Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России | 
 | 
 | 
 | 
  | 64 | Конституция –   основной закон нашей страны   | 1 | Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции 
 | П: Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции 
 Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. 
 К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка 
 | Ознакомление с основным законом государства – Конституцией | 
 | 
 | 
 | 
  | 65 | Права ребенка | 1 | Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка | П: Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка Р: Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе 
 | Ознакомление с правами детей | 
 | 
 | 
 | 
  | 66 | Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России | 1 |  Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации 
 | П: Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение 
 | Ознакомление с главными символами страны 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 67 | Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа | 1 | Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации | П: Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями 
 | Продолжение знакомства с главными символами страны | 
 | 
 | 
 | 
  | 68 | Государственные награды | 1 | Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных | П: Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны 
 | Ознакомление с наградной системой страны | 
 | 
 | 
 | 
 
  – таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);  
  – плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);  
  – портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);  
  – географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
  – макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
  – разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;  
  – предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
  – живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).