|   №   |    Дата   |    Тема урока   |    Тип урока   |    Характеристика    учебной деятельности учащихся   |    Планируемые результаты   |  
  |   Предметные   |    Личностные   |    Метапредметные   |  
  |   Сложение и вычитание (10 ч.)   |  
  |   1   |         |    Считаем до    тысячи       |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с названиями чисел в пределах 1000 и их последовательностью   |    Называть и определять место в числовом ряду чисел в пределах 1000, получать следующее и предыдущее число, прибавляя или отнимая единицу   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Планировать собственную учебную деятельность, следовать алгоритму, осуществлять самоконтроль   |  
  |   2   |         |    Разрядные    слагаемые       |    Комбинированный урок   |    Знакомство с разрядным составом трехзначных чисел. Сложение чисел с опорой на их разрядный состав   |    Называть разряды, определять разрядный состав многозначного числа, записывать число в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать трехзначные числа с учетом разрядного состава   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Удерживать цель учебной деятельности, распределять работу в паре, осуществлять контроль и самоконтроль   |  
  |   3   |         |    Складываем  и вычитаем  по разрядам       |    Комбинированный урок   |    Чтение, запись и сравнение трехзначных чисел. Сложение и вычитание с опорой на разрядный состав чисел   |    Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава, понимать и объяснять на доступном уровне десятичный принцип построения числового ряда, использовать его в устных вычислениях   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Планировать учебную деятельность, следовать алгоритму, осуществлять самоконтроль   |  
  |   4   |         |    Меняем одну цифру       |    Комбинированный урок   |    Знакомство с разрядным составом четырехзначных чисел. Сложение и вычитание с опорой на разрядный состав чисел   |    Называть разряды в четырехзначном числе, раскладывать четырехзначные числа на сумму разрядных слагаемых, сравнивать числа и выражения на основе знания разрядного состава   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре   |    Выделять существенную информацию из текста, координировать работу в паре, использовать изученные способы действий в самостоятельной работе   |  
  |   5   |         |    Переходим  через десяток       |    Комбинированный урок   |    Сложение и вычитание единиц с трехзначным числом с переходом через разряд   |    Использовать знание разрядного состава многозначных чисел при вычислениях с переходом через разряд   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи, осуществлять самоконтроль деятельности   |  
  |   6   |         |    Складываем  и вычитаем    десятки       |    Комбинированный урок   |    Сложение и вычитание с переходом через    сотню   |    Производить вычисления с опорой на десятичный принцип построения числового ряда и знание разрядного состава многозначных чисел   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Удерживать ориентиры учебной деятельности, устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, распределять обязанности для работы в паре, осуществлять контроль и самоконтроль   |  
  |   7   |         |    Вычисляем  по разрядам       |    Комбинированный урок   |    Закрепление сложения и вычитания с опорой на разрядный состав   |    Преобразовывать символы в числа в соответствии с условием задания, создавать шифрованные записи по образцу, использовать знание разрядного состава при вычислениях   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре   |    Моделировать примеры по образцу, распределять обязанности в паре, осуществлять взаимопроверку   |  
  |   8   |         |    Решаем задачи       |    Урок комплексного применения знаний и умений     |    Решение текстовых задач на сложение и вычитание, составление краткой записи, моделирование условия    задачи   |    Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, суммы, остатка, используя знания о разрядном составе чисел   |    Восприятие математики как части общечеловеческой культуры   |    Выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи, использовать обобщенные способы решения текстовых задач   |  
  |   9   |         |    Входная контрольная работа       |    Урок    контроля знаний и умений   |    Демонстрация уровня остаточных знаний и умений для выявления затруднений   |    Применять изученный материал в самостоятельной работе   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   10   |         |    Анализ ошибок. Коррекция.    Математический тренажер   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление и повторение разрядного сложения и вычитания, решение текстовых    задач   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи   |  
  |   Умножение и деление (12 ч.)   |  
  |   11   |         |    Умножаем  и делим на 2.  Контрольный устный счет       |    Урок    обобщения и систематизации    знаний   |    Повторение таблицы умножения на 2, решение текстовых задач на уменьшение и увеличение в несколько раз, повторение порядка действий в выражениях, умножение и деление круглых чисел на однозначные   |    Увеличивать и уменьшать числа вдвое, применять знание таблицы умножения при денежных расчетах и решении задач   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения, решать задачи разными способами, корректно строить высказывание с использованием математической терминологии   |  
  |   12   |         |    Умножаем  и делим на 4       |    Урок    обобщения и систематизации    знаний   |    Повторение таблицы умножения на 4, решение текстовых задач на уменьшение и увеличение в несколько раз, повторение порядка действий в выражениях, умножение и деление круглых чисел на однозначные   |    Увеличивать и уменьшать числа вчетверо, применять знание таблицы умножения при решении задач   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий   |  
  |   13   |         |    Умножаем  и делим на 3   |    Урок обобщения и систематизации    знаний   |    Повторение таблицы умножения на 3, решение текстовых задач на смысл действий умножения и деления, на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц   |    Увеличивать и уменьшать числа втрое, применять знание таблицы умножения при решении задач   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий       |  
  |   14   |         |    Умножаем на 6       |    Урок обобщения и систематизации    знаний   |    Отработка табличных случаев умножения и деления на 6; решение текстовых задач, умножение и деление круглых чисел на однозначные   |    Увеличивать и уменьшать числа в 6 раз, ориентироваться в рисунке-схеме, извлекать данные, записывать их в форме краткой записи условия, вычислять значение выражения в 2–3 действия   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений, сравнивать, анализировать учебный материал, делать выводы, формулировать правила вычислений       |  
  |   15   |         |    Умножаем на 5       |    Урок обобщения и систематизации    знаний   |    Повторение таблицы умножения на 5, признаков делимости на 5, решение текстовых    задач   |    Увеличивать и уменьшать числа в 5 раз, определять признаки делимости на 5, применять знание умножения и деления на 5 при денежных    расчетах   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Анализировать учебный материал, выделять существенные признаки, объяснять алгоритм действий, строить математически грамотные речевые высказывания       |  
  |   16   |         |    Умножаем на 7       |    Урок    обобщения и систематизации    знаний   |    Отработка табличных случаев умножения и деления на 7, решение текстовых задач, умножение и деление круглых чисел на однозначные   |    Увеличивать и уменьшать числа в 7 раз, решать задачи на нахождение произведения   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи       |  
  |   17   |         |    Умножаем на 8 и на 9       |    Урок обобщения и систематизации    знаний   |    Отработка табличных случаев умножения и деления на 8 и на 9, решение текстовых    задач, знакомство с признаком делимости чисел на 9   |    Увеличивать и уменьшать числа в 8 и 9 раз, решать задачи на нахождение частного, использовать мнемонические приемы для запоминания результатов умножения на 9, определять признаки делимости на 9 на основе разрядного состава чисел   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре   |    Анализировать учебный материал, делать выводы, формулировать правило вычислений, осуществлять самоконтроль   |  
  |   18   |         |    Повторяем  таблицу    умножения       |    Урок обобщения и систематизации    знаний   |    Повторение деления числа на 1 и само на себя, формирование умений применять знание таблицы умножения при вычислениях и решении текстовых задач   |    Применять знание таблицы умножения при решении задач, определять признаки делимости на 6   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Действовать по освоенному алгоритму, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи   |  
  |   19   |         |    Решаем задачи,  вычисляем,    сравниваем   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Решение текстовых задач на умножение и деление, формирование умений сравнивать    значения выражений   |    Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/ уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, нахождение произведения, составлять краткую запись условия задачи, ориентироваться в рисунке-схеме, сравнивать числа и выражения   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи, оперировать компьютерной терминологией при построении высказываний, планировать собственную учебную деятельность   |  
  |   20   |         |    Закрепление    изученного.   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Закрепление навыков умножения и деления, решение текстовых    задач на умножение и деление   |    Находить произведение и частное чисел, составлять краткую запись и решать задачи на нахождение произведения, увеличение в несколько раз, находить значения выражений в 2-3 действия   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Планировать самостоятельную вычислительную деятельность, действовать по изученному алгоритму, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи   |  
  |   21   |         |    Проверочная    работа   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное выполнение заданий на умножение и деление, решение текстовых задач для проверки уровня освоения материала   |    Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки   |  
  |   22   |         |    Урок проектов. Инструктаж по проектной деятельности*   |    Урок    обобщения и систематизации    знаний   |    Выбор темы для работы над проектом, планирование самостоятельной познавательной деятельности, распределение обязанностей при групповой работе над проектом   |    Формулировать познавательные цели и задачи, выбирать математическую тему для углубленного изучения на основе материалов учебника или личных интересов   |    Осознание важности личного вклада в коллективную работу   |    Планировать личную и групповую познавательную деятельность, осуществлять поиск информации в различных источниках, прогнозировать результат деятельности, осуществлять контроль групповой работы, налаживать коммуникацию при работе в группе       |  
  |   Числа и фигуры (12 ч.)   |  
  |   23   |         |    Периметр многоугольника       |    Урок обобщения и систематизации    знаний   |    Вычисление периметра многоугольника, в т.ч. со сторонами, выраженными в разных единицах измерения   |    Различать многоугольники, вычислять периметр многоугольника, сравнивать периметры фигур, объяснять понятие «ось симметрии»       |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Анализировать и классифицировать геометрические объекты, понимать информацию, представленную в виде текста, решать задачи разными способами, сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий   |  
  |   24   |         |    Единицы длины       |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Повторение единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр), метрических соотношений между ними, знакомство с десятичным принципом построения системы единиц длины, перевод метров в сантиметры, отработка вычислительных навыков       |    Измерять отрезки, выражать длину в разных единицах измерения, сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Анализировать учебный материал, устанавливать взаимосвязи, понимать информацию, представленную в виде таблицы   |  
  |   25   |         |    Дециметр       |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с понятием «дециметр», перевод дециметров в сантиметры, отработка вычислительных навыков, развитие пространственных представлений       |    Объяснять взаимосвязь единиц измерения длины, выражать длину в разных единицах измерения, находить значения выражений из 2 действий   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, понимать информацию, представленную в виде текста   |  
  |   26   |         |    Вычисляем    площадь       |    Комбинированный урок   |    Повторение понятия «площадь фигуры», единиц площади (квадратный сантиметр, квадратный метр), вычисление площади прямоугольника, развитие пространственных представлений   |    Вычислять площадь прямоугольника; определять неизвестную сторону на основе знания формулы нахождения площади прямоугольника, сравнивать значения длины, выраженные в разных единицах измерения, определять площадь прямоугольного треугольника       |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий   |  
  |   27   |         |    Увеличиваем и уменьшаем    фигуры   |    Комбинированный урок   |    Знакомство с кратным сравнением чисел и величин, развитие пространственных представлений   |    Различать кратное и разностное сравнение, применять разностное и кратное сравнение при решении геометрических задач       |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Анализировать учебный материал, делать выводы, применять их при выполнении заданий по аналогии   |  
  |   28   |         |    Строим фигуры из кубиков       |    Комбинированный урок   |    Измерение объема фигур, прямоугольного параллелепипеда (без введения термина), знакомство с единицами объема (кубический сантиметр, кубический метр, кубический дециметр), решение задач на кратное сравнение   |    Иметь представление об объеме фигур,    определять объем    фигуры в единичных кубиках   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Конструировать геометрические фигуры из заданных частей, анализировать и делать выводы, осуществлять контроль и вносить коррективы на основе изученных приемов   |  
  |   29   |         |    Проектируем сад       |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Практическая работа «План сада»: выбор маршрута, измерение длин отрезков на плане, вычисление реальных размеров, рисование плана по заданному описанию   |    Различать многоугольники, чертить примерный план местности, ориентироваться на плане, схеме, применять знания геометрии при выполнении творческого    задания   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Планировать собственную учебную деятельность, действовать в соответствии с готовым планом, конструировать геометрические фигуры из заданных частей, осуществлять контроль и вносить коррективы на основе изученных приемов   |  
  |   30   |         |    Закрепление изученного. Разворот истории       |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Закрепление навыков перевода единиц измерения, знакомство с историей симметрии, ее отражением в природе, в произведениях архитектуры и дизайна   |    Находить ось симметрии фигуры, узнавать симметричные предметы в окружающей обстановке, рассказывать об истории использования законов симметрии   |    Восприятие математики как части общечеловеческой культуры   |    Удерживать цель учебной деятельности, понимать информацию, представленную в виде текста, находить нужную информацию в учебнике   |  
  |   31   |         |    Закрепление    изученного   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Решение задач на пространственные отношения, сравнение длин отрезков, нахождение периметра и площади, умножение и деление, решение текстовых    задач   |    Выражать длину в разных единицах измерения, находить площадь и периметр многоугольников, сравнивать объемы фигур, решать текстовые задачи   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки   |  
  |   32   |         |    Контрольная работа за первую четверть   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное выполнение заданий на все изученные в первой четверти темы для констатации уровня освоения материала   |    Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   33   |         |    Анализ, коррекция ошибок   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление и повторение метрических соотношений единиц длины, развитие вычислительных навыков, решение текстовых задач   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи   |  
  |   34   |         |    Играем с    Кенгуру*   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Знакомство с приемами и способами решения нестандартных задач, применение имеющихся знаний и умений в нестандартной ситуации   |    Решать логические и комбинаторные задачи разного уровня сложности   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Удерживать ориентиры, данные учителем, оказывать взаимопомощь при работе в паре, группе   |  
  |   Математические законы (19 ч.)   |  
  |   35   |         |    Переставляем слагаемые       |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Повторение переместительного закона сложения, устное сложение чисел, применение переместительного закона сложения для определения значения выражений   |    Применять переместительный закон сложения для выбора рационального способа решения задач   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи, задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи   |  
  |   36   |         |    Переставляем множители       |    Урок    обобщения и систематизации знаний   |    Повторение переместительного закона умножения, устное умножение чисел в пределах 1000, применение переместительного закона умножения для определения значения выражений   |    Применять переместительный закон умножения для выбора рационального способа решения задач   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Осуществлять анализ и синтез числового выражения, восстанавливать деформированные равенства, использовать изученные правила, способы действий, приемы    вычислений при выполнении учебных    заданий   |  
  |   37   |         |    Складываем  и вычитаем       |    Комбинированный урок   |    Выполнение устного сложения и вычитания чисел, решение текстовых задач, формулировка которых содержит инверсию   |    Составлять краткую запись к задаче с инверсией, подбирать знак действия в соответствии с результатом вычислений, находить неизвестные слагаемые подбором и через взаимосвязь действий   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Осуществлять анализ и синтез числового выражения, восстанавливать деформированные равенства, выделять существенную информацию в задаче, составлять краткую запись, анализировать задачу, делать выводы, формулировать способы решения   |  
  |   38   |         |    Умножаем и    делим       |    Комбинированный урок   |    Представление об умножении и делении как взаимно-обратных действиях, выполнение устного умножения и деления чисел, решение текстовых задач   |    Использовать взаимосвязь действий для нахождения неизвестных компонентов умножения, применять формулу для нахождения площади и сторон прямоугольника     |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, строить логические рассуждения, формулировать математические правила и действовать по составленному алго-ритму   |  
  |   39   |         |    Группируем    слагаемые   |    Урок    обобщения и систематизации знаний   |    Повторение сочетательного закона сложения, применение сочетательного закона сложения при вычислениях; выполнение сложения двузначных чисел с переходом через сотню   |    Использовать сочетательный закон сложения для выбора рационального способа вычислений, ориентироваться в таблице как форме систематизации информации   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Использовать разные способы решения учебных задач, действовать по образцу, устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии)   |  
  |   40   |         |    Умножаем и    делим на 10, 100, 1000       |    Комбинированный урок   |    Выполнение умножения и деления круглых чисел на 10, 100, 1000   |    Увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 100 раз, прогнозировать результат вычислений   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, строить логические высказывания   |  
  |   41   |         |    Группируем  множители       |    Комбинированный урок   |    Повторение сочетательного закона умножения. Применение сочетательного закона умножения при вычислениях, выполнение умножения круглых    чисел   |    Применять сочетательный закон умножения для рациональных вычислений   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Осуществлять анализ и синтез числового выражения, восстанавливать деформированные равенства, выделять существенную информацию в задаче, составлять краткую запись   |  
  |   42   |         |    Проверочная    работа   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное выполнение заданий на сложение, вычитание, умножение и деление, решение текстовых задач для проверки уровня освоения материала   |    Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   43   |         |    Анализ, коррекция ошибок. Математический тренажер   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная работа с выявленными проблемами, развитие вычислительных навыков, решение текстовых    задач   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии   |    Способность признавать свои ошибки   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи   |  
  |   44   |         |    Умножаем сумму   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с распределительным законом умножения и правилом умножения суммы на число, выполнение умножения двузначного числа на однозначное, выбор удобного способа вычислений   |    Применять распределительный закон умножения для упрощения вычислений, записывать решение задачи в два действия разными способами   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, строить логические высказывания   |  
  |   45   |         |    Умножаем и    складываем   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Умножение двузначного числа на однозначное с помощью правила    умножения суммы на число   |    Выявлять ошибки в вычислениях, применять распределительный закон умножения для упрощения вычислений       |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Моделировать условие и решение задачи, синтезировать выражения по заданным параметрам   |  
  |   46   |         |    Делим сумму   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с правилом деления суммы на число, выполнение деления двузначного числа на однозначное, выбор удобного способа вычислений   |    Применять правило деления суммы на число для упрощения вычислений, сравнивать и находить аналогии, решать задачи на основе деления суммы на число   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Действовать по образцу, осуществлять ткущий и итоговый самоконтроль, выделять существенное в    задаче   |  
  |   47   |         |    Повторяем все правила       |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Применение изученных правил при вычислениях, выбор удобного способа вычислений   |    Применять законы умножения и деления при решении текстовых задач, выбирать рациональные способы вычислений   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, анализировать и делать выводы   |  
  |   48   |         |    Используем  правила    вычислений       |    Урок    обобщения и систематизации знаний   |    Составление выражения для решения задач, решение задач двумя способами   |    Применять законы умножения и деления при решении текстовых задач   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, распределять обязанности при работе в паре, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль   |  
  |   49   |         |    Размышляем о нуле. Контрольный устный счет   |    Урок    обобщения и систематизации знаний   |    Повторение правил выполнения арифметических действий с числом 0   |    Рассказывать об основах вычислений с нулем, применять свойство умножения с нулем при самостоятельных вычислениях   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, строить логические высказывания, распределять обязанности при работе в паре, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль   |  
  |   50   |         |    Идем за покупками       |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Решение текстовых задач на определение стоимости покупки. Развитие умения прогнозировать результат решения   |    Применять законы умножения и деления при моделировании денежных отношений, заполнять таблицу расчетов   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Планировать учебную деятельность, координировать работу в паре, моделировать условия задач, получать информацию из текста, таблицы   |  
  |   51   |         |    Контрольная работа по теме «Умножение и деление суммы на число»   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное выполнение заданий на сложение, вычитание, умножение и деление, решение текстовых задач для проверки уровня освоения материала   |    Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки   |  
  |   52   |         |    Анализ ошибок. Коррекция   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная работа с выявленными проблемами, развитие вычислительных навыков, решение текстовых    задач   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи   |  
  |   53   |         |    Урок проектов*   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Предварительная защита готовых проектов, оказание помощи одноклассникам при работе над проектами   |    Рассказывать о своих исследованиях по выбранной теме, презентовать результаты проектной деятельности, вносить коррективы в работу по результатам контроля и оценки   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)   |    Формулировать цели, задачи учебной деятельности, выполнять работу в соответствии с планом, задавать вопросы одноклассникам, воспринимать информацию в различных формах   |  
  |   Числа и величины (9 ч.)   |  
  |   54   |         |    Измеряем время       |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Закрепление умения определять время по часам, развитие временных представлений   |    Определять время по часам, называть единицы изменения, переводить часы в минуты, минуты в секунды   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, понимать информацию, представленную в виде текста   |  
  |   55   |         |    Минуты в часы —  и обратно       |    Комбинированный урок   |    Представления о соотношении часов и минут, перевод часов в минуты, развитие временных представлений, отработка вычислительных навыков   |    Объяснять и применять метрические связи единиц измерения времени, находить значения выражений в 2-3 действия с использований изученных арифметических правил и законов   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Синтезировать верные равенства, получать информацию из текста и таблицы   |  
  |   56   |         |    Сутки, месяц, год       |    Комбинированный урок   |    Расширение представления о единицах времени, решение текстовых задач, содержащих единицы измерения времени, отработка вычислительных навыков   |    Соотносить время суток и показания часов, определять длительность событий, соотносить длительность событий и показания часов, ориентироваться в календаре   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Получать информацию из текста и таблицы, выделять в задаче существенную и несущественную информацию для решения   |  
  |   57   |         |    Вычисляем  длину пути       |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Представление о длине пути, решение текстовых задач, содержащих единицы измерения длины, отработка вычислительных навыков   |    Выражать в единицах измерения расстояние, вычислять длину пути, ориентироваться в таблице, заполнять таблицу недостающими данными   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, понимать информацию, представленную в виде текста   |  
  |   58   |         |    Рисуем  схемы движения       |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Моделирование текстовых задач на движение, на определение расстояния   |    Представлять краткую запись условия задачи в виде схемы, обозначать на схеме путь, вычислять путь с опорой на схему, моделировать условие задачи по схеме   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Устанавливать взаимосвязи, получать информацию из схемы, выделять существенное в тексте задачи   |  
  |   59   |         |    Скорость       |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Расширение пространственно-временных представлений, представлений о скорости движения, отработка вычислительных    навыков   |    Объяснять на доступном уровне понятие «скорость», сравнивать скорости объектов, использовать взаимосвязь скорости, времени и расстояния для решения простых задач   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Устанавливать взаимосвязи, получать информацию из таблицы, дополнять таблицу недостающими данными, строить логические высказывания   |  
  |   60   |         |    Исследуем зависимость       |    Комбинированный урок   |    Ознакомление с взаимосвязью длины пройденного пути со временем и скоростью движения, решение задач на определение скорости, длины пути и времени движения   |    Использовать взаимосвязь скорости, времени и расстояния для решения простых задач, пользоваться формулой при решении задач на движение, ориентироваться в таблице, дополнять таблицу недостающими данными   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Устанавливать причинно-следственные связи, действовать по алгоритму, синтезировать деформированные равенства   |  
  |   61   |         |    Контрольная    работа за вторую четверть   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное выполнение заданий на нахождение скорости, длины, расстояния, нахождение значений выражений, на метрические соотношения единиц измерения   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки   |  
  |   63   |         |    Анализ и коррекция ошибок   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная работа с выявленными проблемами, развитие вычислительных навыков, решение текстовых    задач   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи   |  
  |   Значение выражений (7 ч.)   |  
  |   63   |         |    Как составляют выражения       |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Вычисление значения выражений, порядок действий в выражении   |    Корректно употреблять в речи термины «равенства», «неравенства», «выражение», «значение выражения», понимать и выполнять задания, сформулированные с использованием данных терминов, использовать правило порядка действий при вычислениях   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания   |    Получать информацию из текста, строить логические высказывания, выделять существенную информацию в задаче, анализировать и синтезировать материал, планировать учебную деятельность   |  
  |   64   |         |    Вычисляем значение выражения       |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Выполнение письменного сложения и вычитания без перехода через разряд, запись вычисления в столбик, составление выражения для решения задач   |    Находить значения выражений, опираясь на изученные правила и законы, использовать вычисления в столбик при сложении и вычитании трехзначных чисел без перехода через разряд, составлять выражения для решения задач       |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Строить логические высказывания, действовать по алгоритму, выделять существенную информацию из задачи, выбирать способ действия   |  
  |   65   |         |    Неизвестное число в равенстве   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Формулирование правила нахождения неизвестного компонента действия   |    Находить неизвестные компоненты действий с опорой на схему и знание взаимосвязей между компонентами, формулировать правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Анализировать и синтезировать выражения, классифицировать объекты по заданным основаниям, получать информацию из схемы   |  
  |   66   |         |    Преобразуем    выражения   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Вычисление значений выражений; применение законов арифметических действий при вычислении значения выражений, закрепление умения находить неизвестный компонент    действия   |    Преобразовывать и упрощать выражения, в том числе с помощью переместительного и сочетательного закона умножения, объяснять отличие верного и неверного равенства       |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Анализировать материал, делать выводы, составлять логические высказывания, классифицировать выражения по заданным основаниям   |  
  |   67   |         |    Решаем задачи   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Решение текстовых задач в два действия на нахождение слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, составление уравнения для решения задачи   |    Составлять краткую запись, схему и таблицу к задаче, использовать информацию из таблицы для моделирования задач, записывать решение по действиям и выражением   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Получать информацию из текста, схемы, таблицы, восстанавливать недостающие части таблицы, отделять существенную информацию от несущественной   |  
  |   68   |         |    Закрепление изученного. Математический тренажер   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Закрепление навыков умножения и деления, письменных приемов сложения и вычитания, нахождения неизвестного компонента сложения или вычитания, решение текстовых задач на умножение и деление   |    Применять изученные приемы в самостоятельной работе, действовать по образцу, составлять краткую запись к задаче, записывать решение выражением   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   69   |         |    Проверочная    работа   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное нахождение значений выражений, решение уравнений, текстовых задач для выявления уровня освоения материала   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   Складываем с переходом через десяток (8 ч.)   |  
  |   70   |         |    Что такое масса?     |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Представление о массе предмета, знакомство с единицами измерения массы (грамм, килограмм), метрическими соотношениями между ними   |    Различать величины и единицы измерения массы, использовать взаимосвязь единиц измерения массы при выполнении заданий, сравнивать массу предметов, грамотно записывать результаты измерений   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Анализировать данные, синтезировать деформированные выражения, координировать действия в паре, осуществлять взаимопроверку   |  
  |   71   |         |    Записываем сложение в столбик   |    Комбинированный урок   |    Сложение чисел с переходом через разряд в пределах 10 000; запись сложения в столбик; решение текстовых задач, содержащих единицы измерения массы   |    Использовать запись решения в столбик для сложения трехзначных чисел с переходом через разряд, находить неизвестный компонент действий сложения и вычитания   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Анализировать материал, действовать по алгоритму, синтезировать деформированные равенства   |  
  |   72   |         |    Встречаем сложение чисел на    практике   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Применение сложения чисел в бытовых жизненных ситуациях, совершенствование вычислительных навыков   |    Осознавать значение вычислений в реальной жизни, использовать сложение трехзначных чисел для решения бытовых задач, ориентироваться в таблице, моделировать задачи на основе табличных данных   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Анализировать учебный материал, ориентироваться в схеме, таблице, действовать по алгоритму, координировать работу в паре, осуществлять взаимопроверку   |  
  |   73   |         |    Перепись    населения   |    Комбинированный урок   |    Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд, знакомство со способом представления информации в виде столбчатой диаграммы   |    Осознавать значение вычислений в реальной жизни, использовать сложение трехзначных чисел для решения бытовых задач, ориентироваться в столбчатой диаграмме   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Использовать данные таблиц, диаграмм, учитывать ориентиры, данные учителем, изученные правила и способы действий при выполнении заданий   |  
  |   74   |         |    По дорогам    России   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Решение задач на движение, знакомство с приемами вычитания числа из суммы, отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд   |    Применять знание взаимосвязей скорости, времени, расстояния для решения задач, записывать решение задач разными способами       |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Получать информацию из схемы, таблицы, отделять существенные данные от несущественных, использовать различные способы решения задач   |  
  |   75   |         |    Закрепление    изученного   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Закрепление знаний о взаимосвязи единиц измерения массы, отработка вычислительных навыков, решение задач на вычитание числа из суммы   |    Применять изученные приемы в самостоятельной работе, действовать по образцу, составлять краткую запись к задаче, записывать решение выражением, разными способами   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   76   |         |    Проверочная    работа   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное нахождение значений выражений, вычисления в столбик, решение задач на вычитание числа из суммы, для выявления уровня освоения материала   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Адекватная оценка собственных возможностей   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   77   |         |    Урок проектов*   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Предварительная защита готовых проектов, оказание помощи одноклассникам при работе над проектами, планирование новых проектов   |    Рассказывать о своих исследованиях по выбранной теме, презентовать результаты проектной деятельности, вносить коррективы в работу по результатам контроля и оценки   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности)   |    Формулировать цели, задачи учебной деятельности, выполнять работу в соответствии с планом, задавать вопросы одноклассникам, воспринимать информацию в различных формах   |  
  |   Математика на клетчатой бумаге (8 ч.)   |  
  |   78   |         |    Играем в шахматы   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Развитие пространственных представлений, знакомство с методом координат на уровне наглядных представлений, развитие логики   |    Ориентироваться на шахматной доске, знать названия и способы движения фигур, использовать на доступном уровне метод координат   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Ориентироваться в системе координат на доступном уровне, прогнозировать варианты действий партнера, действовать по алгоритму   |  
  |   79   |         |    Путешествуем по городам Европы   |    Комбинированный урок   |    Сложение именованных чисел, развитие пространственных представлений, знакомство с методом координат (на уровне наглядных представлений), с древом вероятностей, отработка вычислительных    навыков   |    Использовать на доступном уровне метод координат, складывать именованные числа, разгадывать буквенно-числовой шифр, составлять все возможные сочетания вариантов с опорой на древо вероятностей   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Ориентироваться на карте, схеме, получать данные из текста, схемы, проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач   |  
  |   80   |         |    Работаем с таблицами и схемами   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с диаграммами, со способами отображения информации с помощью столбчатых диаграмм, развитие пространственных представлений, отработка вычислительных навыков   |    Получать информацию из столбчатой диаграммы, таблицы, изображать в виде столбчатой диаграммы заданные значения   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Получать информацию из таблицы, диаграммы, использовать изученные способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий   |  
  |   81   |         |    Решаем задачи на клетчатой бумаге   |    Урок комплексного примене-ния знаний и умений   |    Решение нестандартных задач, развитие пространственных представлений учащихся, отработка вычислительных навыков   |    Ориентироваться на листе клетчатой бумаги, определять площадь по косвенным данным, находить периметр прямоугольника с заданными разными единицами длины сторон   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Действовать по алгоритму, ориентироваться в тексте задания, синтезировать деформированные выражения, осуществлять взаимопомощь при работе в парах   |  
  |   82   |         |    Площадь квадрата   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с понятием «квадрат числа», обозначение единиц площади (см2 и др.), отработка вычислительных навыков   |    Применять формулу площади квадрата при решении геометрических задач, объяснять особенности нахождения площади квадрата, обозначать квадрат числа, единицы    площади   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Анализировать информацию, изображение, делать вывод, формулировать правило, способ действий, действовать по алгоритму   |  
  |   83   |         |    Проверочная    работа   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное нахождение значений выражений, неизвестного компонента, вычисления в столбик, сложение и вычитание именованных чисел, решение задач для выявления уровня освоения материала   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   84   |         |    Анализ ошибок, коррекция.    Повторение   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная работа над ошибками, отработка вычислительных навыков, знакомство с жизнью и исследованиями Рене Декарта, понятием о декартовой системе координат   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии   |    Способность признавать свои ошибки, восприятие математики как части общечеловеческой культуры   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи   |  
  |   85   |         |    Разворот истории*. Рене Декарт. Декартова система координат   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Расширить представления о математике как части общечеловеческой культуры, об истории математики, о системе координат   |    Иметь представление о Рене Декарте как известном математике, внесшем значительный вклад в развитие математической науки, рассказывать о декартовой системе координат на доступном уровне   |    Восприятие математики как части общечеловеческой культуры   |    Получать информацию из текста, рисунка, ориентироваться в системе координат, осуществление взаимопомощи при работе в парах   |  
  |   Вычитаем числа (9 ч.)   |  
  |   86   |         |    Вспоминаем, что мы умеем   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Повторение приемов устного вычитания;    запись вычитания в столбик   |    Вычислять устно на основе знания разрядного состава чисел, выполнять вычисления в столбик без перехода через разряд, использовать рациональные способы    решения   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, при выполнении учебных заданий, выбирать рациональный способ достижения результата   |  
  |   87   |         |    Записываем вычитание в столбик   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с приемом записи вычитания в столбик с переходом через разряд; моделирование условия задачи   |    Вычитать трехзначные числа с переходом через разряд, записывая вычисления столбиком, прогнозировать результат по существенным признакам, записывать решение задачи уравнением   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре   |    Применять изученные способы действий в новых условиях, действовать по алгоритму, координировать работу в паре, осуществлять взаимопомощь   |  
  |   88   |         |    Считаем сдачу   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с приемом вычитания из круглых чисел запись вычисления в столбик   |    Применять вычитание из круглых чисел, использовать знание состава числа 100 и 1000 при денежных расчетах   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Применять изученные способы действий в новых условиях, действовать по алгоритму, получать информацию из текста, ориентироваться в таблице,    схеме   |  
  |   89   |         |    По железной    дороге   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Закрепление умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; запись вычисления в столбик   |    Вычитать числа столбиком с переходом через разряд   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре   |    Получать информацию из схемы, таблиц, осуществлять взаимопроверку при работе в паре, корректно указывать на ошибки партнера, адекватно реагировать на критику результатов своей    деятельности   |  
  |   90   |         |    Как вычесть сумму из числа   |    Комбинированный урок   |    Знакомство с приемами вычитания суммы из числа, закрепление умений вычитать числа с переходом через разряд; запись вычисления в столбик, моделирование условия задачи   |    Применять правило вычитания суммы из числа для рациональных вычислений, решать текстовые задачи разными способами на основе правила вычитания суммы из числа   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Анализировать учебный материал, делать выводы, проверять себя по образцу, использовать рациональные способы действий, выполнять задание различными способами   |  
  |   91   |         |    Знаменательные даты   |    Комбинированный урок   |    Решение задач на определение продолжительности, начала, конца события, отработка вычислительных навыков   |    Ориентироваться в ряду многозначных чисел, применять прием вычитания в столбик в выражениях с четырехзначными числами, проверять результат вычислений обратными действиями   |    Восприятие математики как части общечеловеческой культуры   |    Ориентироваться в схеме, формулировать вопросы по учебному материалу для партнера, строить логические высказывания, дополнять необходимыми данными текст   |  
  |   92   |         |    Подводим итоги   |    Урок    обобщения и систематизации знаний   |    Закрепление умений выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через разряд   |    Применять изученные приемы, формулы, способы решения при выполнении заданий   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Действовать по алгоритму, строить корректные высказывания для объяснения причинно-следственных связей, выбирать рациональный способ действий   |  
  |   93   |         |    Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания»   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное решение выражений, нахождение неизвестного компонента, вычисления в столбик, перевод единиц измерения, решение текстовых задач для контроля уровня знаний и умений   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки   |  
  |   94   |         |    Анализ ошибок, коррекция.    Математический тренажер   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная работа над ошибками, отработка вычислительных навыков, решение текстовых задач   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи       |  
  |   Умножаем на однозначное число (8 ч.)   |  
  |   95   |         |    Записываем умножение в столбик   |    Комбинированный урок   |    Повторение приемов устного умножения. Освоение приемов умножения двузначного числа на однозначное, запись умножения в столбик   |    Применять приемы устного умножения, записывать умножение двузначного числа на однозначное столбиком   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Синтезировать деформированные выражения, объяснять ход своих действий, действовать по образцу, выделять существенную информацию в тексте   |  
  |   96   |         |    Откуда берутся нули?   |    Комбинированный урок   |    Умножение двузначного числа на однозначное, тренировка в прогнозировании результатов вычислений, запись умножения в столбик, отработка вычислительных навыков   |    Прогнозировать результат умножения на число, оканчивающееся на 5, использовать письменные приемы умножения при решении задач   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре   |    Прогнозировать результат действий, осуществлять взаимопроверку, корректно и аргументировано критиковать ошибки партнера, выделять существенную информацию из текста задачи, составлять краткую запись   |  
  |   97   |         |    Считаем устно и письменно   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Закрепление умений умножать трехзначное число на однозначное; запись умножения в столбик, отработка вычислительных навыков   |    Выбирать рациональный способ вычислений, применять изученные приемы устных и письменных вычислений, находить ошибки в вычислениях и исправлять их   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий   |  
  |   98   |         |    Пять пишем,    три в уме   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Закрепление умений умножать трехзначное число на однозначное; запись умножения в столбик, отработка вычислительных навыков   |    Применять письменные приемы умножения с переходом через разряд, осуществлять проверку с использованием распределительного закона сложения и умножения   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Устанавливать причинно-следственные связи, действовать по алгоритму, синтезировать выражения по схеме и таблице   |  
  |   99   |         |    Вычисляем массу   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с единицами массы (тонна, миллиграмм), решение текстовых задач, содержащих единицы массы   |    Применять знание соотношений единиц измерения массы при решении текстовых задач, осуществлять проверку вычислений   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Устанавливать взаимосвязи, осуществлять проверку результатов, вносить коррективы, выделять существенную информацию в тексте задачи, составлять краткую запись   |  
  |   100   |         |    Измеряем емкости   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с единицами емкости (литр, миллилитр), решение текстовых задач, содержащих единицы емкости   |    Измерять объем емкостей в литрах, решать текстовые задачи на нахождение объема, ориентироваться в столбчатой диаграмме   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Сравнивать, анализировать учебный материал, синтезировать деформированные выражения, ориентироваться в диаграммах   |  
  |   101   |         |    Контрольная    работа за третью четверть   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное применение письменных приемов умножения, сложения и вычитания, решение уравнений и текстовых задач для контроля знаний и умений по итогам учебного периода   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   102   |         |    Анализ ошибок, коррекция.    Математический тренажер   |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная работа над ошибками, решение нестандартных задач   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи   |  
  |   Делим на однозначное число (15 ч.)   |  
  |   103   |         |    Вспоминаем, что мы знаем и умеем   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Повторение приемов устного деления чисел, моделирование условия задачи, решение текстовых задач на определение стоимости покупки   |    Объяснять суть действия деления на доступном уровне, взаимосвязи компонентов деления, находить частное с опорой на умножение   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, синтезировать выражения по заданной схеме   |  
  |   104   |         |    Делится —    не делится   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с признаками делимости чисел на 3 и на 9, повторение взаимосвязи действий умножения и деления, отработка навыков письменного умножения   |    Определять признаки делимости на 2, 3, 9   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Анализировать учебный материал, делать вывод, формулировать правило вычислений, корректно строить высказывания, выделять существенную информацию в тексте    задачи   |  
  |   105   |         |    Подбираем    наибольшее    произведение   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления, первичные представления о делении с остатком, подбор наибольшего произведения, меньше заданного числа, отработка навыков письменного умножения   |    Прогнозировать результат умножения и деления, объяснять и записывать деление с остатком, моделировать выражения по заданной схеме   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре   |    Получать информацию из таблицы, схемы, восстанавливать выражение по заданным параметрам, осуществлять взаимопроверку, корректно и аргументировано указывать на ошибки   |  
  |   106   |         |    Что в остатке?   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления, представление о делении с остатком, отработка навыков письменного умножения   |    Знать признаки деления с остатком, учитывать особенности деления с остатком при вычислениях, проверять деление с остатком с учетом существенных признаков       |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Анализировать материал таблицы, синтезировать выражения на основе анализа, делать выводы на основе анализа учебного материала   |  
  |   107   |         |    Записываем деление уголком   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с алгоритмом письменного деления на однозначное число, запись деления уголком   |    Применять письменный прием деления при выполнении вычислений, записывать уголком деление с остатком       |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Осознавать ограниченность своих знаний, анализировать учебный материал, делать выводы, действовать по алгоритму   |  
  |   108   |         |    Продолжаем осваивать деление   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Закрепление умений выполнять деление на однозначное число,    записывать деление уголком   |    Объяснять алгоритм деления, применять письменные приемы деления при решении текстовых задач   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Анализировать учебный материал, делать выводы, действовать по алгоритму, корректно строить высказывания   |  
  |   109   |         |    Закрепление    изученного   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Закрепление письменных приемов умножения и деления, деления с остатком, решение текстовых задач на умножение и деление   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   110   |         |    Проверочная    работа   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Самостоятельное умножение и деление однозначных чисел, деление с остатком, решение текстовых задач на умножение и деление, определение стоимости   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   111   |         |    Находим    неизвестное   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Анализ и коррекция наиболее распространенных ошибок, нахождение неизвестного делимого, делителя, множителя, закрепление вычислительных навыков   |    Находить неизвестное делимое на основе знания взаимосвязи компонентов действий   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Формулировать правило на основе анализа учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание   |  
  |   112   |         |    Делим на круглое число   |    Комбинированный урок   |    Знакомство с приемами деления круглых чисел; нахождение неизвестных компонентов умножения и деления   |    Делить круглые числа разными способами, проверять деление умножением   |    Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре   |    Анализировать учебный материал, синтезировать правило действий при вычислениях, осуществлять взаимопомощь и взаимопроверку, выделять существенную информацию из текста   |  
  |   113   |         |    Собираемся в    путешествие   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Комплексное повторение изученного, решение текстовых задач   |    Ориентироваться на простом плане местности, применять деление при решении текстовых задач   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Ориентироваться на схеме, выделять важную информацию в тексте задачи, составлять схему, краткую запись на основе анализа информации, выбирать рациональный способ действий   |  
  |   114   |         |    Учимся находить ошибки   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с приемами проверки вычислений, прогнозирование результатов вычислений, поиск ошибок в вычислениях, решение текстовых зада, нахождение неизвестных компонентов арифметических действий   |    Проверять правильность решения по последней цифре, прогнозировать результат вычислений   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Прогнозировать результат вычислений по определенным признакам, осуществлять взаимопроверку, координировать работу в паре   |  
  |   115   |         |    Проверяем результаты деления   |    Комбинированный урок   |    Прогнозирование результатов вычислений, поиск ошибок в вычислениях, решение текстовых задач, нахождение неизвестных компонентов арифметических действий   |    Применять изученные правила для проверки деления, рассказывать, как проверить результат действия деления   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Прогнозировать результат вычислений по определенным признакам, выделять существенную информацию из текста, составлять краткую запись   |  
  |   116   |         |    Контрольная    работа по теме «Письменные приемы умножения и деления»   |    Урок контроля знаний и умений   |    Самостоятельное использование изученных приемов письменных вычислений, нахождение неизвестных компонентов действий, решение текстовых задач   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   117   |         |    Анализ ошибок, коррекция   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная коррекция ошибок, закрепление вычислительных навыков, решение текстовых задач   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи   |  
  |   Делим на части (7 ч.)   |  
  |   118   |         |    Окружность и круг   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с понятиями «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», черчение окружности с помощью циркуля, деление круга на равные части с помощью линейки и циркуля   |    Различать окружность и круг, радиус и диаметр, чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля, делить окружность на 2 и 4 части с помощью угольника, на 3 и 6 частей с помощью циркуля   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Получать информацию из текста, рисунка, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль, использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий   |  
  |   119   |         |    Делим на равные части   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Первичные представления о долях, грамотное употребление слов «треть», «четверть» в речи, деление фигур на равные части, решение задач на нахождение доли   |    Делить отрезки на равные части с помощью линейки, циркуля, соотносить части геометрической фигуры и доли числа, определять и правильно называть доли числа (треть, четверть, половина)   |    Положительное отношение и интерес к изучению математик   |    Получать информацию из рисунка, анализировать и делать выводы, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль, использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий   |  
  |   120   |         |    Рисуем схемы и делим числа   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Знакомство с круговыми диаграммами, записью долей в виде дробей, нахождение доли числа, решение текстовых    задач   |    Читать и записывать доли числа, находить долю числа, решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле, ориентироваться в круговой диаграмме   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Ориентироваться в диаграммах, синтезировать схемы на основе анализа учебного материала   |  
  |   121   |         |    Вычисляем доли   |    Урок изучения и первичного закрепления знаний   |    Закрепление умений находить долю числа; моделирование текстовых задач, нахождение неизвестного компонента действий   |    Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, получать информацию из схемы, рисунка   |  
  |   122   |         |    Рисуем схемы и решаем задачи       |    Урок комплексного применения знаний и умений   |    Закрепление умений находить долю числа и моделировать текстовые задачи; упрощение выражений и нахождение неизвестного компонента   |    Моделировать и решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Выделять существенную информацию из текста задачи, составлять схему условия, использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий   |  
  |   123   |         |    Годовая контрольная работа   |    Урок    контроля знаний и умений   |    Индивидуальный контроль усвоения необходимого минимума для выпускника 3 класса   |    Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль   |    Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки   |  
  |   124   |         |    Анализ ошибок, коррекция   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Индивидуальная и фронтальная коррекция ошибок, закрепление вычислительных навыков, решение текстовых задач   |    Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии   |    Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала   |    Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи   |  
  |   Повторение (12 ч.)   |  
  |   125   |         |    Полет на Луну   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Закрепление вычислительных навыков, разгадывание шифровок, решение уравнений, текстовых задач, расширение представлений об исследовании    космоса   |    Осуществлять вычисления с многозначными числами, составлять краткую запись, записывать решение задачи   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, выделять существенную информацию из текста   |  
  |   126   |         |    Ворота Мории   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Нахождение значений выражений, решение текстовых задач, решение нестандартных задач, знакомство с литературными сказками   |    Осуществлять вычисления в 2-3 действия с многозначными числами, решать нестандартные задачи   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Выделять существенную информацию в тексте, анализировать и систематизировать учебный материал, синтезировать числовые выражения на основе анализа информации   |  
  |   127   |         |    Золотое руно   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Решение нестандартных задач, комплексное применение знаний и умений, знакомство с древнегреческой мифологией   |    Решать нестандартные задачи   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Выделять существенную информацию в тексте, анализировать и систематизировать учебный материал, составлять краткую запись задачи, выбирать рациональный способ решения   |  
  |   128   |         |    Возвращение    аргонавтов   |    Урок ком-плексного применения знаний и умений   |    Комплексное закрепление изученного, решение нестандартных задач, расширение знаний о древнегреческой мифологии   |    Решать нестандартные задачи   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Выделять существенную информацию из текста, схемы, синтезировать числовые выражения на основе анализа информации   |  
  |   129   |         |    Повторение и обобщение по теме «Разрядный состав многозначных чисел».    Контрольный устный счет       |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Повторение разрядного состава чисел, сравнение чисел, повторение метрических соотношений единиц измерения   |    Применять изученные приемы вычислений в самостоятельной    работе   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий   |  
  |   130   |         |    Повторение и обобщение по теме «Арифметические действия с многозначными числами»   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Закрепление вычислительных навыков, повторение устных и письменных приемов вычислений   |    Применять изученные приемы вычислений в самостоятельной    работе   |    Мотивация к успешной вычислительной деятельности   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий   |  
  |   131   |         |    Повторение и обобщение по теме «Геометрические фигуры и величины»   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Повторение величин и единиц измерения, решение задач с величинами   |    Применять взаимосвязи между величинами при вычислениях, решать задачи с величинами   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий   |  
  |   132   |         |    Повторение и обобщение по теме «Числа и величины»   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Повторение величин и единиц измерения, решение задач с величинами   |    Применять взаимосвязи между величинами при вычислениях, решение задач с величинами   |    Осознание практической значимости изучения математики   |    Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий   |  
  |   133-136   |         |    Научная конференция. Защита проектов*   |    Урок систематизации и обобщения знаний   |    Презентация исследовательских проектов по математике   |    Выразительно и эмоционально рассказывать о процессе и результатах познавательно-исследова-тельской деятельности, отвечать на вопросы по содержанию своего исследования   |    Положительное отношение и интерес к изучению математики   |    Планировать личную познавательную деятельность, осуществлять поиск информации в различных источниках, строить логические высказывания, объяснять причинно-следственные связи   |