Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», ОП НОО и учебным планом МБОУ «Яблоневская ООШ», авторской программой М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика». (УМК «Школа России»).
Предмет «Математика» относится к образовательной области «Математика и информатика». В 4 классе предмет «Математика» изучается в объёме 136 часов (4 часа в неделю), из них 26 часов отводится на внутрипредметный модуль «Занимательная математика».
В классе обучаются дети с ОВЗ (задержка психического развития). Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми
для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
7. Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Нумерация двузначных чисел. Числовые выражения. Сложение и вычитание. Свойства сложения. Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач. Единицы длины. Геометрические фигуры.
| № п/п | Тема курса | Кол-во часов, отведенных на тему |
| Раздел 1. Нумерация .Числа от 1 до 100. (14 ч.+ 3ч. ВПМ) |
| 1 | Числа от 1 до 20. Повторение. | 1 |
| 2 | Нумерация. Десятки. Счёт десятками до 100. | 1 |
| 3 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 |
| 4 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. ВПМ «Занимательная математика» | 3 |
| 5 | Миллиметр. Закрепление. | 1 |
| 6 | Контрольная работа №1. «Повторение изученного» | 1 |
| 7 | Анализ контрольной работы. Число 100. Сотня. | 1 |
| 8 | Метр. Таблица мер длины. | 1 |
| 9 | Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30. | 1 |
| 10 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 |
| 11 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 1 |
| 12 | Странички для любознательных. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 13 | Закрепление пройденного. «Что узнали. Чему научились» ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 14 | Контрольная работа №2. «Нумерация» | 1 |
| 15 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 |
| Раздел 2. Сложение и вычитание (60 ч.+ 9ч. ВПМ) |
| 1 | Задачи обратные данной. | 1 |
| 2 | Сумма и разность отрезков. | 1 |
| 3 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 |
| 4 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 |
| 5 | Закрепление изученного. Решение задач. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 6 | Единицы времени. Час. Минута. | 1 |
| 7 | Длина ломаной. | 1 |
| 8 | Закрепление изученного. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 9 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 |
| 10 | Числовые выражения. | 1 |
| 11 | Сравнение числовых выражений. | 1 |
| 12 | Периметр многоугольника. | 1 |
| 13 | Свойства сложения. | 1 |
| 14 | Свойства сложения. Закрепление изученного. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 15 | Контрольная работа № 3 «Единицы длины и времени» и «Выражения». | 1 |
| 16 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| 17 | Странички для любознательных. «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» Проект. Что узнали. Чему научились. | 1 |
| 18 | Что узнали. Чему научились. Подготовка к изучению устных приемов вычислений. | 1 |
| 19 | Прием вычислений вида 36+2, 36+20. | 1 |
| 20 | Прием вычислений вида 36 - 2, 36 - 20. | 1 |
| 21 | Прием вычислений вида 26+4. | 1 |
| 22 | Прием вычислений вида 30 – 7. | 1 |
| 23 | Прием вычислений вида 60 - 24. | 1 |
| 24 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
| 25 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
| 26 | Закрепление изученного. Решение задач. ВПМ «Занимательная математика» | 2 |
| 27 | Прием вычислений вида 26+7. | 1 |
| 28 | Прием вычислений вида 35-7. | 1 |
| 29 | Закрепление изученного материала. | 1 |
| 30 | Закрепление изученного материала. Странички для любознательных. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 31 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
| 32 | Контрольная работа № 4. «Сложение и вычитание». | 1 |
| 33 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения. | 1 |
| 34 | Буквенные выражения. Закрепление. | 1 |
| 35 | Уравнения. Решение уравнений методом подбора. | 1 |
| 36 | Уравнения. Решение уравнений методом подбора. Закрепление. | 1 |
| 37 | Проверка сложения. | 1 |
| 38 | Проверка вычитания. | 1 |
| 39 | Контрольная работа № 5 «Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100». | 1 |
| 40 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 41 | Сложение вида 45+23. | 1 |
| 42 | Вычитание вида 57-26. | 1 |
| 43 | Проверка сложения и вычитания. | 1 |
| 44 | Закрепление изученного. | 1 |
| 45 | Угол. Виды углов. | 1 |
| 46 | Закрепление изученного. | 1 |
| 47 | Сложения вида 37+48. | 1 |
| 48 | Сложение вида 37+53. | 1 |
| 49 | Прямоугольник. | 1 |
| 50 | Прямоугольник. Закрепление изученного. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 51 | Сложение вида 87+13. | 1 |
| 52 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
| 53 | Вычисления вида 40 - 8, 32 + 8. | 1 |
| 54 | Вычитание вида 50-24 | 1 |
| 55 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 |
| 56 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
| 57 | Контрольная работа № 6 «Письменные приемы сложения и вычитания». | 1 |
| 58 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 |
| 59 | Вычитание вида 52 - 24. | 1 |
| 60 | Закрепление изученного. | 1 |
| 61 | Закрепление изученного. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 62 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 |
| 63 | Закрепление изученного. | 1 |
| 64 | Квадрат. | 1 |
| 65 | Квадрат. Закрепление. | 1 |
| 66 | Наши проекты. «Оригами». | 1 |
| 67 | Странички для любознательных. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 68 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
| Раздел 3. Умножение и деление (36ч.+10ч. ВПМ) |
| 1 | Конкретный смысл действия умножение. | 2 |
| 2 | Вычисление результата умножения с помощью сложения. | 1 |
| 3 | Задачи на умножение. | 1 |
| 4 | Периметр прямоугольника. | 1 |
| 5 | Умножение нуля и единицы. | 1 |
| 6 | Название компонентов и результата действия умножения. | 1 |
| 7 | Закрепление изученного. Решение задач. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 8 | Переместительное свойство умножения. | 2 |
| 9 | Конкретный смысл действия деления. (Решение задач на деление по содержанию). | 1 |
| 10 | Конкретный смысл действия деления. Закрепление. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 11 | Конкретный смысл действия деления. (Решение задач на деление на равные части). | 1 |
| 12 | Закрепление изученного. Задачи, раскрывающие смысл действия деления. | 1 |
| 13 | Название компонентов и результата деление. | 1 |
| 14 | Что узнали. Чему научились. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 15 | Контрольная работа. №7 «Деление» | 1 |
| 16 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| 17 | Умножение и деление. Закрепление. ВПМ «Занимательная математика» | 2 |
| 18 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 |
| 19 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | 1 |
| 20 | Приём умножения и деления на число 10. | 1 |
| 21 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 |
| 22 | Решение задач на нахождение третьего слагаемого. ВПМ «Занимательная математика» | 2 |
| 23 | Контрольная работа № 8. «Связь между компонентами и результатом умножения». | 1 |
| 24 | Анализ контрольной работы. Умножение числа 2 и на 2. | 1 |
| 25 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 |
| 26 | Приемы умножения числа 2. | 1 |
| 27 | Деление на 2. | 1 |
| 28 | Деление на 2. Закрепление. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 29 | Закрепление изученного. Решение задач. ВПМ «Занимательная математика» | 2 |
| 30 | Умножение числа 3 и на 3. | 2 |
| 31 | Деление на 3. | 1 |
| 32 | Закрепление изученного. Деление на 3. | 1 |
| 33 | «Странички для любознательных». ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 34 | Контрольная работа №9 «Табличное умножение и деление». | 1 |
| 35 | Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились. | 1 |
| 36 | «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 37 | Итоговая контрольная работа № 10. | 1 |
| 38 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| 39 | Закрепление изученного. Деление на 3. | 1 |
| 40 | «Странички для любознательных». ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| Раздел 4. Итоговое повторение (4ч) |
| 1 | Закрепление изученного. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 2 | Решение задач. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 3 | Странички для любознательных. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| 4 | Что узнали. Чему научились. ВПМ «Занимательная математика» | 1 |
| | Итого | 136 |