Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития разработана для Корнейчука Вадима, ученика МБОУ «Кольугинская школа №1», 4 класс.
  - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  
  - Постановления от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.  
  Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
  Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
  Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
  Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
  Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования для Корнейчука Вадима, ученика МБОУ «Кольугинская школа №1».  
  Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
  Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся с ОВЗ VII вида овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.  
  Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в трудностях волевых усилий; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, сопровождающаяся повышенной двигательной и речевой активностью. Дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
  Были внесены изменения в рабочую программу по литературному чтению для IV класса, разработанную на основе программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой. Количество часов 45 часа в год (по 1,5 часа в неделю, 30 недель) .
  При обучении чтению знания детей с ОВЗ VII вида должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
             |  
 
  
 
 № п/п | Дата |  Тема  Страницы учебника Предполагаемое  домашнее .задание 
 | Элементы содержания | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | 
  | предметные результаты | Метапредметные (УУД) | личностные результаты | 
  |  Летописи. Былины. Жития (4 ч) | 
  |  1  
 
  2 |  
 |  Урок гражданина.  
 
 Летопись как жанр литературы. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»,   | 
 
 
 
 Жанры литературы. Устное народное творчество, жанровое своеобразие.   |  
 
  
 
  ЗНАТЬ:    - особенности былин.  УМЕТЬ:  - анализировать прочитанное;  - правильно читать и понимать исторические произведения;  - находить аналогии с реальными историческими событиями;  - характеризовать героев;  - высказывать свои суждения о прочитанном. 
 |  
 
  
 
  Коммуникативные :сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих    Регулятивные :выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой, оценивать результаты выполненного задания   . Познавательные :находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. |  
 
  
 
  Проявлять уважение к своему языку и языкам других народов. Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | 
  |  3 | 
 | «И вспомнил Олег коня своего…».   | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Обучение составлению высказываний оценочного суждения о прочитанном произведении. | 
  |  4 |  
 | Обобщающий урок по теме «Летописи, былины, сказания, житиё». С. 33-34 д/з с.33 в. 3,4 
 | Определение жанровых особенностей произведений. Произведения авторские и народные. Составление плана и на его основе рассказа о рукописных книгах. | 
 | 
 | 
 | 
  |  Чудесный мир классики (7 ч) | 
  |  5 |  
 |  П.П. Ершов. «Конек-Горбунок». (отрывок) 
 | Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. |  ЗНАТЬ:    - особенности литературных сказок;    - особенности басен.  УМЕТЬ:  - давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки;  - находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть,  - определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев,  - находить в тексте средства художественно выразительности;  - создавать план произведения;  - высказывать свои суждения о прочитанном. 
 |  Коммуникативные :сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой   . Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Проявлять уважение к своему языку и языкам других народов. | 
  |  6 |  
 | А. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора…», «Птичка божия незнает…» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка. Виды искусств и их взаимосвязь. | 
 |  Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; | 
  |  7 |  
 | Творчество М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». (отрывок) | Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Образные средства языка. | 
 |  Коммуникативные :сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой   . Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Проявлять уважение к своему языку и языкам других народов. | 
  |  8 |  
 |  Творчество Л.Н.Толстой. «Детство».   
 | Обучение составлениюнебольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст; оценивание переживаний главного героя.
 | 
 |  Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.  Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; | 
  |  9 |  
 |  Л.Н. Толстой. «Как мужик убрал камень». (басня) 
 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Образные средства языка и их роль в произведении. | 
 | 
 | 
 | 
  |  10 |  
 | Творчество А. П. Чехова «Мальчики». – первичное прочтение. | Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного. |  Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Мотивация учебной деятельности | 
  |  11 |  
 | Обобщение знаний по теме:   «Из русской классической литературы».   | Обобщение материала: своеобразие жанров, авторские особенности произведений. Обучение рассуждению по заданной теме. | 
 | 
 | 
 | 
  |  Поэтическая тетрадь 1 (5 ч) | 
  |  12 |  
 | Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» 
 | Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка.   |  ЗНАТЬ:    - особенности стихотворения.  УМЕТЬ:  - находить в тексте средства художественной выразительности;  - определять позицию автора;  - выразительно читать; - выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос. |  Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.  Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; | 
  | 13 |  
 | Творчество Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»   | Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др.видами искусств. Образные средства языка. | 
 |  Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Мотивация учебной деятельности | 
  | 14 |  
 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» , Творчество А.Н. Плещеева «Дети и птичка» | Уточнение сведений о творчестве поэта. Осознанность и выразительность чтения.  Обучение составлению оценочных суждений о прочитанном произведении   | 
 | 
 | 
 | 
  | 15 |  
 | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки..» | Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования. |  Коммуникативные:  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.  Регулятивные:  составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. |  Формирование внутренней позиции школьника на основе   положительного отношения к школе | 
  | 16 |  
 | И.Бунин «Листопад».   А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование. Взаимосвязь живописи и поэзии. | 
 | 
 | 
 | 
  |  Литературные сказки (4 ч) | 
  | 17 |  
 | Творчество В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Знакомство с произведением.
 | Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.   |  ЗНАТЬ:    - особенности авторских сказок.  УМЕТЬ:  - характеризовать героев;  - выделять в тексте слова автора и персонажей;  - делить текст на смысловые части;  - составлять план пересказа. 
 |  Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа её решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; | 
  | 18 |  
 | Творчество В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Знакомство с произведением. | Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией.   | 
 |  Коммуникативные:  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.  Регулятивные:  составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. |  Формирование внутренней позиции школьника на основе   положительного отношения к школе | 
  | 19 |  
 | Творчество П. П. Бажова «Серебряное копытце». Знакомство с произведением. | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Своеобразие языка. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | 
 | 
 | 
 | 
  | 20 |  
 | Творчество С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Первичное прочтение. | Знакомство с творчеством писателя. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Обучать высказывать оценочные суждения о прочитанном. | 
 | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации 
 | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | 
  |  Делу время - потехе час (3 ч.) | 
  | 21 |  
 | Творчество Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Первичное прочтение. | Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. |  Правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;  Строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;  Описывать и сопоставлять различные объекты;  Самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;  Развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;  Совершенствовать звуковую культуру речи;  Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания; 
 |  Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа её решения.  Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.  Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. 
 | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; | 
  | 22 |  
 | В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». | Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. | 
 | 
 | 
 | 
  | 23 |  
 | Творчество В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Знакомство с текстом, частичный анализ. | Тема, главная мысль произведения. Анализ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | 
 | 
 | 
 | 
  |  Страна далекого детства (3 ч) | 
  | 24 |  
 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков», знакомство с текстом, частичный анализ.
 | Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог. |  Уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;  развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного; 
 |  Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения  Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета  Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации 
 | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | 
  | 25 |  
 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Первичное прочтение. | Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев. Роль образных средств в создании атмосферы произведения.   | 
 |  Регулятивные: составлять план и последовательность действий: поиск информации на странице учебника, умение выполнять взаимопроверку в парах. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.  Коммуникативные: инициативное сотрудничество в парах. 
 | Мотивация учебной деятельности | 
  | 26 |  
 | Н. Носов «Веселая семейка». | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Обучение постановке вопросов по тексту. | 
 | 
 | 
 | 
  |  Поэтическая тетрадь 2 (2 ч) | 
  | 27 |  
 | В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Анализ прочитанного. | Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. |  уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка; уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов. развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;   
 | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа её решения: Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | 
  | 28 |  
 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Анализ стихотворения. | Знакомство с биографией и творчеством автора. Главная мысль, тема произведений. Интонирование произведений. | 
 | 
 | 
 | 
  |  Природа и мы. (4 ч) | 
  | 29 |  
 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш», первичное чтение | Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. |  Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;  размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора; |  Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную  Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач 
 | Мотивация учебной деятельности | 
  | 3 0 |  
 | Творчество А. И. Куприна «Барбос и Жулька». Первичное чтение, анализ произведения. | Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями. |  
 | 
 | 
 | 
  | 31 |  
 | М.М.Пришвин «Выскочка», первичное чтение. Творчество Е.И. Чарушина «Кабан». | Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. |  
 | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа её решения: Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | 
  | 32 |  
 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Первичное чтение произведения. | Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие.   |  
 | 
 | 
 | 
  |  Поэтическая тетрадь 3 (3 ч) | 
  | 33 | 
 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Анализ прочитанного произведения. | Знакомство с творчеством и жизнью авторов. Картины природы в стихотворении... Сопоставление произведений художественной литературы, живописи и музыки.
 |  Уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; 
 |  Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.   Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: - использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм   | Адекватная мотивация: осознание ответственности человека за общее благополучие | 
  | 34 | 
 | С. А. Клычков «Весна в лесу». Анализ произведения. Д. Б. Кедрин «Бабье лето». | Работа над поэтическими произведениями. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. | 
  | 35 | 
 | С.А. Клычкова «Весна в лесу», С. А. Есенин «Лебедушка». Анализ произведений. | Расширение знаний о творчестве автора. Своеобразие языка произведения. Фольклорные элементы в авторском тексте, их значение. | 
 | 
 | 
 | 
  |  
 
  Родина (2 ч) | 
  | 36 | 
 | И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». Анализ произведений. | Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям.   |  уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка; уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов. развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;   
 |  Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи   Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания   Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач;   | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию. | 
  | 37 | 
 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Анализ произведений
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Страна "Фантазия" (3 ч.) | 
  | 38 | 
 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Знакомство с произведением. | Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. | читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;  приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу: Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника. 
 | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | 
  | 3 9   | 
 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Вопросы к прочитанному. | Анализ произведения. Характеристика героев с опорой на тест. Комичность произведения и средства её достижения. Работа с деформированным текстом. Составление картинного плана. | 
 | 
 | 
 | 
  | 4 0 | 
 | Э.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король». | Анализ произведения. Характеристика героев с опорой на тест. Комичность произведения и средства её достижения. Работа с деформированным текстом. Составление картинного плана. | 
  | Зарубежная литература (5 ч) | 
  | 41   | 
 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика главного героя.   | Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста. | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Уметь: различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; 
 | Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.   Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»   Познавательные: - использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм   | Адекватная мотивация: осознание ответственности человека за общее благополучие | 
  | 42 | 
 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Знакомство с содержанием. | Восстановление последовательности событий. Установление причинно-следственных связей эмоциональных переживаний и поступков. | 
 | 
 | 
 | 
  | 43 | 
 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Обобщение. | Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. | 
  | 44   | 
 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Тема первой любви в произведении.   | Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | 
  | 45   | 
 | Библейские сказания.   С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлеф «В Назарете».   | Особенности произведения. Нравственные уроки произведения.   |  Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства | 
 
  Для реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются: фронтальная беседа, самостоятельные и творческие работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы, схемы.
  Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.
  Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.