Литературная викторина по сказкам Г.Х. Андерсена
  ( для учащихся 1 классов)
  Предварительная работа: чтение сказок Г. Х. Андерсена (.....)
  Задачи:
   Обогатить и уточнить представления детей о Г.Х.Андерсене и его творчестве.
  Способствовать развитию начал коммуникативной компетенции у учащихся 1 классов.
  Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.
  Воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.
 
  Посадка детей. Дети заранее (в классах) разделены на три группы (команды смешанные).
  Помещение оформлено по теме «Сказки Х. К. Андерсена»: книги с его произведениями, иллюстрации из сказок,  иллюстрации сказочных героев, портрет Х. К. Андерсена.
  Ведущий: Добрый день, всем присутствующим в зале.
  Ведущий: Сегодня мы вновь собрались большой и дружной компанией.
  Ведущий: Ребята, вы, конечно все любите путешествия? Сегодня мы совершим необычное путешествие, а сказочное.
  Ведущий: Сегодня мы отправимся путешествовать в красивую страну Данию, где встретимся с героями известного сказочника Ганса Кристиана Андерсена.
  Ведущий: Вы готовы отправиться в путь?
  Ведущий: А что нам потребуется для сказочного путешествия? (ответы детей: внимание, усидчивость, наблюдательность, терпение, знания и уважительное отношение друг к другу)
  Ведущий: Мы знаем, что все это есть у наших первоклассников. Так как они не в первый раз путешествуют.
  Ведущий: И все - таки, как говорится: "Повторение, мать учения", мне бы хотелось напомнить очень важную информацию. Для работы в команде, а именно так вы сегодня будете работать, всем необходимо внимательно слушать ответы друг друга и не перебивать отвечающего.
  Ведущий: Обратите внимание у каждого из вас эмблема, которая подсказала, где будет находиться команда.
  Ведущий: А теперь посмотрите вокруг себя. Что необычного в вашей команде? (Верно, все первоклассники сегодня перепутались, команда у вас смешанная).
  Ведущий: Как вы помните, что работать в команде невозможно без её названия. Поэтому сейчас вы угадаете, как называется ваша команда. Для этого прослушаем отрывки из произведений.
  Звучит аудио запись сказок:
   
 
  Представление жюри
  
 
  
 
  Ведущий: А сейчас я представляю членов жюри:
   Голобокова Алла Аркадьевна
  Евсеева Татьяна Николаевна
  Акинина Инга Николаевна
  Ковалёва Людмила Ивановна
 
  
 
  Ведущий: Итак, первый конкурс «Самый внимательный». Вашему вниманию представляется презентация. Ваша задача внимательно прослушать сообщение, а затем ответить на вопросы.
  
 
  Презентация «Биография Ганса Христиана Андерсена.
  
 
  На доске карточки (перевёрнуты) со словами :  
  Оденсе, 156, 2 апреля, 1805 год, Копенгаген, 17, Фюн
  Участники команды переворачивают карточки и отвечают на вопросы.
  
 
  Ведущий: Следующий конкурс «Бюро находок»
  Ребята, а вы знаете, что такое «бюро» (слово французского происхождения, может означать: письменный стол или название учреждения (бюро погоды))
  
 
  Ведущий: У нас есть волшебный сундук, в котором лежат потерянные вещи из сказок Ганса Христиана Андерсена. Вам необходимо угадать название сказки, в которой есть это предмет.
  
 
  Физ. минутка (музыкальная).
  
 
  Ведущий: Следующим этапом наших литературных соревнований будет Викторина и кроссворд. Они будут проходить одновременно. Для этого от каждой команды мне нужны по 3 человека, которые прочитали сказки Андерсена и хорошо запомнили героев его сказок. Эти учащиеся будут разгадывать кроссворд.
  Остальные ребята участвуют в викторине по вопросам.
  
 
  Вопросы к викторине:
 1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?
(«Снежная королева».)
 
 
 2. Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»? (Зеркала, которое смастерил злой тролль. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное - увеличивалось во много-много раз.)
 
 
 3. Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья? (Розы.)
 
 
 4. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки?
(Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)
 
 
 5. Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»? (Кай.)
 
 
 6. Чтобы Кай перестал мёрзнуть, Снежная королева завернула его в свою медвежью шубу, а вдобавок сделала это. Что? (Поцеловала его в лоб.)
 
 
 7. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)
 
 8. Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева?
(Старая ведьма.)
 
 
 9. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки «Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Дырявый мешочек с гречкой.)
 
 
 10. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? (Русалочка.)
 
 
 11. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)
 
 
 12. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? (Её прекрасный голос.)
 
 
 13. Из какого материала построен дворец морского царя в сказке «Русалочка»? (Коралл.)
 
 
 14. Кто был сыном оловянной ложки?
(Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)
 
 
 15. На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик? (На бумажном кораблике.)
 
 
 16. Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена? (24).
 
 
 17. В сказке «Стойкий оловянный солдатик» мальчику подарили 25 оловянных солдатиков. Все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога).
 
 
 18. Кого в сказке Андерсена полюбил стойкий оловянный солдатик? ( Бумажную балерину).
 
 19. За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев?
(За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)
 
 
 20. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели сжечь на костре, на городской площади? («Дикие лебеди».)
 
 
 21. Как звали героиню сказки «Дикие лебеди» Андерсена? ( Элиза.)
 
 
 22. Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.)
 
 
 23. При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны? (Зонтик).
 
 
 24. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… (Дюймовочка.)
 
 
 25. Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы? (Рыбки.)
 
 
 26. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки.)
 
 
 27. Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? ( Крот.)
 
 
 28. На ком совершила необыкновенное путешествие из норы крота в теплые края Дюймовочка? (На ласточке.)
 29. В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена? ( В лебедя.)
 
 
 30. Что положили под тюфяки и перины принцессе, чтобы проверить, что она действительно принцесса? (Горошину.)
  
 
  
 
  Кроссворд (10 минут)
 В выделенных клеточках должно получиться имя героини одной из самых известных сказок Андерсена.
 
 
  
 
  1. Имя девочки, спасшей Кая.
 2. Эти цветы танцевали на балу у маленькой Иды.  
 3. Самая лучшая певчая птица из сказки с одноименным названием.  
 4. Имя, которым Эльф назвал Дюймовочку.  
 5. Цветок, который принёс в дар принцессе герой сказки «Свинопас».  
 6. Материал, из которого были сделаны солдатики.  
 7. Предмет, сделавший солдата счастливым.  
 8. Эта героиня превратилась в морскую пену.  
 9. Предмет, который разбила Снежная Королева.  
 10. Имя мальчика, которому Оле-Лукойе каждый вечер рассказывал сказки.  
 
 
  
 
  Ведущий: Ребята, я приглашаю вас в удивительный мир иллюстраций.
  Помните, что такое иллюстрация?  
  (Иллюстрация — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст). Вам особенно интересно читать книги, если в них много иллюстраций художников.
  
 
  Презентация «Узнай сказку по иллюстрации»
  
 
 Ведущий: Продолжаем путешествие по сказкам. Теперь вы должны разгадать загадки. Но самое главное, постараться объяснить, какие слова помогли угадать героиню. Итак, конкурс «Доскажи словечко».
 
 
 Ну, а теперь отгадайте загадки:
 Девочка спит и пока не знает,
 Что в этой сказке ее ожидает,
 Жаба под утро ее украдет, 
 В нору упрячет бессовестный крот…
 Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
 Кто эта девочка? Чья эта сказка?
 (Дюймовочка, Г-Х. Андерсен)
  
 Разыгралась непогода,
 А на улице темно.
 В эту злую непогоду
 Девушка стучит в окно.
 Не сомневайся, принц, она хорошая,
 Она несчастная…. (Принцесса на горошине)
  
 Налетела злая вьюга,
 Герда потеряла друга.
 В царство льда умчался Кай!
 Герда! Герда! Выручай!
 Вьюга кружит вправо, влево
 В сказке… (Снежная королева)
  
  Ведущий: Ребята, наша викторина подходит к завершению. Пока члены жюри подсчитывают ваши баллы, каждая из команд выполнит модель обложки - названия команды.
  
 
  Моделирование сказки: Русалочка, Снежная королева, Дюймовочка
  ( у членов каждой команды: фамилии авторов произведений, заголовок произведения, геометрическая фигура – модель)
    |   А.С. Пушкин   |  
  |   В.В. Бианки   |  
  |   Шарль Перо   |  
  |   Г.Х.Андерсен   |  
  |   В.Осеева   |  
 
  Анализ моделирования
  
 
  
 
  Итоги жюри (выступление)
  
 
  Рефлексия (Песня вместе весело шагать…)  
  Вручение призов.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
     9