Титульный лист
  
 
  Название муниципального образования – Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Коряжмы» (8-818-3-47-78)
  Ф.И.О. автора – Константинова Инга Александровна  
  Место и почтовый адрес работы – г.Коряжма, проспект Ленина д.8
  Должность – учитель начальных классов
  Квалификационная категория - высшая
  Номинация – Методическая разработка классного часа  
  Название работы – «В семейном кругу мы с вами живём!»  
  Электронный адрес автора конкурсной работы – konstinga@yandex.ru
  Контактный телефон – 8 921 293 95 80
  Конкурсная работа
  «В семейном кругу мы с вами живём!»
  
 
  Аннотация к классному часу
  
 
  Разработка классного часа предназначена для учащихся 1-4 классов. Мероприятие посвящено семье, семейным традициям. Тема семьи всегда значима и важна, т.к. семья – это люди, которые окружают человека с самого начала его жизни и до самого её конца, его воспитывают и учат. В семье закладываются основы духовно-нравственного становления личности ребёнка. Использование предложенных материалов позволит педагогам применить их на классных часах для сплочения и укрепления семьи.
  
 
  
 
  Учебно-методическая разработка классного часа  "В семейном кругу мы с вами живём!"    
* Общедидактическая цель:  создать условия для нравственного воспитания школьников;    * Триединая дидактическая цель:  развивающий аспект: - способствовать расширению кругозора детей, мышления, словарного запаса; - развивать связную речь, эмоциональную сферу, коммуникативные умения;  образовательный аспект: -стимулировать интерес учащихся к семейным традициям; -знакомить учащихся с понятиями «семья», «семейные традиции», «семейные ценности»;  воспитательный аспект: - способствовать формированию семейных ценностей, интереса к семейным традициям; - воспитанию сотрудничества с одноклассниками;  
 
  
 
  Планируемые образовательные результаты:
  
 
  Предметные:
  познакомятся с понятиями «семья, «семейные традиции», «родительский дом», «семейные ценности»
  Метапредметные:  
  познавательные: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих классных часах;
  регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на классном часе с помощью учителя, контролируют себя, свои эмоции, оценивают свою деятельность, успешность в достижении цели
  коммуникативные: доносят свою позицию до других, работая в группе
  Личностные:
  называют и объясняют свои чувства и ощущения в ходе занятия
  Ход классного часа:
  
 
   Организационно- мотивационный момент.  
 
  
 
  - Вы такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные лица, надеюсь мне будет очень приятно общаться с вами.
  - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите друг другу комплимент. Поблагодарите друг друга.
  
 
   Вступление.
 
  
 
  - Сегодня мы поговорим,…а о чём, угадайте сами.
  (Учитель вывешивает на доску ребус (Семья) переворачивает)
  - Молодцы! Мы будем говорить о семье.
  Определите цель нашего занятия.
  Вспомним… Узнаем…. Научимся…
  (дети высказывают свои мысли, формулируя главную цель внеклассного мероприятия)
  -Семья – это самое дорогое, что у нас есть. Тема нашего классного часа « В семейном кругу мы с вами живём ».
  - Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.)
  По мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…
  -Какой лучик забыли?(Себя).
  -Что у нас получилось?(Семья – солнышко.)
  - Я неслучайно выбрала солнышко. От солнышка - тепло, от матери – добро.  
  
 
  3) Беседа «Моя семья. Отношения в семье»
  
 
  - Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка - ваша семья.
  -Что же такое семья? Обратимся к научному источнику. (С.И.Ожегов)
  1. Группа живущих вместе близких родственников.
  2. Перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (класс).
  3. Группа животных, птиц.( Пчелиная семья).
  - У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Только самому близкому человеку мы сможем доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться с ними. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях.
  
 
  В семейном кругу мы с вами живем  
  О  
 
 снова основ – родительский дом.  
  В семейном кругу все корни твои,  
  И в жизнь ты входишь из семьи.  
  В семейном кругу мы жизнь создаем,  
  Основа основ – родительский дом.
  (читаем классом на фоне минусовки песни «Родительский дом»)
  4) Работа в группах
  
 
  - Раньше на Руси были большие и дружные семьи. Наверное, поэтому о доме и семье говорили с большим уважением. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки …Во многих из них говорится о семье.
  ЗАДАНИЕ: Составить из слов пословицу или поговорку и объяснить смысл.
  
 
   Лад – это согласие, мир, порядок. Если в семье лад, то всем комфортно. Это дороже любых ценностей, любого клада.
  
 
   Красива изба не углами, т.е. не внешним видом, убранством,
  а красива пирогами, т. е. гостеприимством.
  «Красный» - раньше обозначал «красивый».
  
 
  
 
   Часто говорится при возвращении домой после долгого отсутствия
  или при сборах домой откуда-либо.
  
 
  
 
   Когда в семье все хорошо — в сердце и на душе светло». Ведь никто не
  может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди.
  
 
  ПРОВЕРКА (прочитать и объяснить)
  
 
  Выставки:
  В классе были организованы выставки рисунков « Я и моя семья», семейных совместных поделок «Семейное творчество», фотовыставка « Наша семья». ( Похвалить ребят за участие, обратить внимание на все работы учащихся)
  
 
 5) Физминутка.
 
 
 А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты».
 Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты! - кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
 6) Составление родительского дома.
 
 
  - Где может жить семья?
  - Я предлагаю вам для семьи собрать из брёвен родительский дом.
  - А что нужно, чтобы в доме было счастье?
  Какие чувства должны объединять членов семьи?
  ( любовь, доброта, уважение, забота, тепло, понимание)
  - Каждое брёвнышко будет обозначать те качества людей, которые вы только что назвали. (выходят ученики и выкладывают на доске)
 
 
 Сейчас я вам расскажу одну легенду: В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И тогда правитель спросил у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание”.
 
 
 -
 Мы собрали наш дом – родительский дом. Мы видим из чего складывается семья… А ведь количество брёвнышек у каждой семьи будет разное. Почему?
 (Все семьи разные, все семьи счастливы по-своему).
  - Чем же крепка семья?
  (Любовью, добротой, пониманием, уважением, заботой и теплом друг о друге).
  Можно добавить…..ТЕРПЕНИЕ, ТРАДИЦИИ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ДРУЖБА, ТЕПЛО…
  
 
 7) Семейные традиции.
 
 
  - Каждая семья крепка и традициями. Что такое традиции?
  Обратимся к научному источнику – к словарю С.И.Ожегова.
  - Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить
  -Думаю, что традиции есть и в ваших семьях. Каждой команде выданы по 2 рисунка. Угадайте и расскажите о какой традиции идёт речь.
  (Детям выдаются листочки с традициями)
  - У кого соблюдается такая традиция в семье.
  
 
  Традиции:
  • Приглашать гостей и собирать застолье;
  • Собирать и хранить семейные фотографии;
  • Хранить предметы старины, принадлежавшие родственникам.
  - Какие предметы старины хранятся в ваших семьях?
  • Собираться всей семьёй и отмечать праздники;  
  
 
  -Ответы в группах начинайте со слов: « Мы в своей семье выбрали традицию….»
 
 
 7) Новый год – семейная традиция.  
 
 
 - Что мы делаем под Новый год? Загадываем желание.
 - Загадайте желание и напишите его на новогодней игрушке.
 - Какой вы бы хотели видеть свою семью.  
  - Напишите самые важные слова, которые необходимы для семейного счастья.
  - Игрушку украсьте рисунком!
  
 
  Я хочу пожелать своей семье СЧАСТЬЯ. (показ прикрепления игрушки к ёлке).
  
 
  -Кто из вас готов – украсьте нашу новогоднюю ёлочку игрушками со своими пожеланиями. (Дети подходят и прикрепляют на свои пожелания).
  -Я тоже желаю вашим семьям…добра, любви, уважения, понимания. (Учитель перечисляет все качества, которыми ценится семья на показе «Родительского дома»)
  
 
  Под Новый год я всем желаю счастья!
Пусть ваши мамы, папы крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут ненастья,
И солнечным пусть будет каждый час!
 
  -Каждый из вас пожелал своей семье что-то хорошее, доброе…  
  Наша ёлочка зажглась пожеланиями. А кто исполняет наши желания?
  (Дед Мороз и Снегурочка).
 – А где живёт Дед Мороз?
 
 9) Обереги на память.
 
 
 - Мы живём с вами в городе Коряжме, который находится на юге Архангельской области, недалеко от Великого Устюга. (карта Архангельской области)
 - Наши города входят в большую семью городов РУССКОГО СЕВЕРА.
  -В канун Нового года решили для вас сделать новогодний подарок. Подарить куклу-берегиню . Мы изготовили её на кружке «Очумелые ручки».
 -Раньше на Руси в каждой семье был оберег - «Матушка-хозяюшка-берегиня», которая символизировала благополучие, любовь и согласие в семье.
  Поэтому передаём друг другу подарок с пожеланиями мира, добра , любви, понимания…всего самого хорошего семье, в которой вы живёте, и каждому из вас. Ведь вы – тоже большая дружная семья.
 
 
 8) Итоги:
 
 
 Чем Вам понравилось наше занятие? Чему вы научились, что узнали нового на классном часе? (обмен мнениями)
 
 
 -На парте лежат 2 солнышка.
 -Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению в конце нашего мероприятия.
 -Подумайте, хорошо ли вы работали, были ли вы активны, понравилось ли мероприятие?
  (поднимаю своё солнышко)  
 -Большое спасибо всем вам за работу и внимание. Вы были мне помощниками.
  -Ребята, будьте добрее и внимательнее к своим близким! Спасибо за работу!  
  Список используемой литературы:
  Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1982
  Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. Изд. 2. М., 1994.
  Вольфсон С.Я. Социология брака и семьи // Старый и новый быт. 1927.
  Иванов, М.А., Прежде всего мы - родители / М.А. Иванов.- М.: Советская Россия, 1986.
  Лихачев, Б.Т. Простые истины воспитания / Б.Т. Лихачев.- М.: Педагогика, 1983.
  Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании.- М.: Профиздат, 1989.
  
 
   8