ПРАЗДНИК «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»
Подготовила: ВАЛЕНТИНА ЛЕОНИДОВНА МЕРЗЛЯКОВА, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 87», г. Ижевск.
Ведущий(В.Л.Мерзлякова.): Ребята, мы собрались на праздник, который посвящен нашей первой книге- Азбуке. Сегодня мы с ней расстанемся. Скажем ей самые добрые слова.
| Ведущий: Сегодня, друзья, мы сюда собрались, Чтоб доброе слово сказать Тому, кто был другом, Кто каждый свой час Молчал, но учил нас трудиться. Вначале он буквы свои показал, Теперь мы читаем страницы! |  |
Ведущий. Ребята! Разрешите мне на этом празднике на несколько минут стать Феей. Можно?
Спасибо. Но что же мне делать? Ведь у Феи должна быть…/задумывается/ Забыла. Подскажите, ребята, пожалуйста. Что мне нужно? Правильно. Волшебная палочка! / берет палочку-это указка, обёрнутая новогодней мишурой/.
Ну вот, сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране БУКВОЛАНДИИ. Сейчас я взмахну палочкой и откроется карта путешествия. /на доске карта/.
Ведущий. Наша первая остановка- большая и прекрасная станция – АЛФАВИТОВО. Здесь живут все буквы родного языка. Каждая в своем домике. Сколько всего букв в нашем алфавите?
| Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком, А для тебя они – ключи Ко всем хорошим книжкам. | В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, Войдешь в любую сказку. | Прочтешь ты книги о зверях, Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях И на седых вершинах. Тебе чудесные края Откроет путь от А до Я. |
Игра «Назови предмет на букву». /ведущий называет букву, дети соответствующий предмет на эту букву/.
Ведущий. Взмах палочки и мы переносимся на следующую станцию – ШКОЛЬНУЮ.
Звучит песня «Учат в школе».
Ведущий. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело вы вошли.
Азбуки /для всех подарок/
На столах своих нашли.
Ученики:
| 1.Мы помним тот звонок веселый, Что прозвенел нам в первый раз. Когда вошли с цветами в школу , В свой самый лучший первый класс. | 2.Как встретил у дверей учитель Наш верный друг на много дней И шумная семья большая Подружек новых и друзей. | 3.Садясь за парту осторожно, Чтоб школьной формы не измять, Мы Азбуку свою раскрыли, Раскрыли чистую тетрадь. |
| 4. Вот проходят день за днем, Изучаем Азбуку, ЕЛЬ. ТОПОР. ЛОПАТА. РУКИ. В каждом слове слышим звуки, Звуки эти разные: Гласные, Согласные. | 5. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В темном лесу звать и аукать И в колыбельке Аленку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. | 6. А согласные согласны Шелестеть, Шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. |
| 7. Дружат гласная с согласной Составляя вместе слог МА и ША- запомни МАША К нам явилась на урок. | | |
Стук в дверь. Входит Буратино с АЗБУКОЙ./
Буратино. Я нес для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.
Ведущий. Ребята! Поможем Буратино! Покажем, как мы умеем складывать слова.
/дети из слогов складывают слова/.

Буратино. Спасибо, ребята. До свидания.
/Звенит звонок/
Ведущий. А мы отправляемся на следующую станцию – ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА.
ЧАСТУШКИ (исполняют дети)
| 1. Мы с тобою день за днем Ходим в школу с Азбукой. Мы с тобой ее читали Все о буквах мы узнали А теперь настал тот час Покидает она нас. | 2. Буквы с вами изучали, Много нового узнали, Например, что буква Е- Это звуки Й и Э, Сколько информации С вами получили, Как же это в голове Все мы уместили. | 3. Еле-еле слог читал, Смысла слов не понимал, А теперь могу я сам Прочитать для пап и мам. |
| 4. Быстро время пролетело С вами Азбуку прошли Стали мы уже большими Книжки в руки взяли мы И теперь уже мы с вами Их читаем дружно сами | | |
Ведущий. Мы можем не только частушки петь, но и отгадывать загадки. Я поведу вас на станцию
« ЗАГАДКИНО». (Загадки загадывает кто-нибудь из родителей)
1. Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я!
Скамья ведет обоих нас
Из года в год, из класса в класс!
(парта)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(цветные картинки)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал мне кто бы пару ног,
Чтобы сам я бегать мог!
(Ранец)
По черному белым
Пишут то и дело.
(доска)
Грамоты не знаю,
А весь век пишу
(ручка)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
(карандаш)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(тетрадь)
Черные, кривые, от рождения немые,
Встанут в ряд – сейчас заговорят!
(буквы)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает!
(книга)
Ведущий. Молодцы, ребята, Хорошо отгадываете загадки.
Сейчас мы отправимся на станцию «БЮРО НАХОДОК».
Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей.
Что же это за таинственные слова? Кто их хочет узнать?
Нужно собрать из набора букв слова СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
/ собирают трое детей/.
Прочитаем полученные слова. Как называются такие слова? /вежливые/.
А вы не забываете о них?
Знаете, когда их нужно употреблять?
Сейчас мы прочтем стихи.
Витя очень умный парень, Может всё он смастерить, Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить. И ежели Вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. Ежели Вы вежливы В душе, а не для виду, В автобус вы поможете Забраться инвалиду. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы, то есть сами. И ежели вы вежливы, То в разговоре с тётей, И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьете. И ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. Вежливость – это умение вести себя так, Чтобы другим было приятно с тобой. |  |
Ведущий. Сейчас мы отправимся на станцию «Сказочная».
Мы посмотрим сказку про зверят, которые ходили в школу, может быть вы узнаете себя? / «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться» из Журнала « Начальная школа» 1994г. №5. Сказку инсценируют родители/.
Ведущий. Ребята! А может быть кто- то из вас не хочет учиться?
Послушаем ребят, почему им так нравится в школе?
Нет, в школе лучше, чем в саду!
Я в школу с радостью иду:
После уроков уходишь из класса,
И никакого «тихого часа»!
Почему на небе тучки?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море?
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учится и учится!
Ведущий. Сейчас мы отправимся на станцию « ЧИТАЛОЧКА».
ИГРА «Телеграмма».
Ведущий. Нужно отправить телеграмму Азбуке, чтоб она пришла к нам на праздник.
/дети стоят по кругу, взявшись за руки, в центре круга стоит ребенок, он должен увидеть . кто сжал кисть руки друг другу. /
/Входит Азбука/
АЗБУКА. Я – книга школьная- «Азбука».
Учились все по мне и встарь.
Рисунки. буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про Реки, звезды и моря
Не обойтись здесь без меня.
Ведущий. Послушай, дорогая АЗБУКА, чему мы уже научились.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам- строчкам шли.
Очень много мы узнали!
Очень много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
/стихотворение В.Орлова. « Что написано в тетрадке?»/
- А я уже могу писать!
А я могу писать!
Могу тетрадку показать
И даже полистать!
- Ого!
Да ты ученым стал!
Скажи, о чем ты написал?
_А мне откуда это знать?
Я сам хотел бы знать!
Ведь я сказал –Могу писать!
Писать,
А не читать!
/В.Берестов. Читалочка./
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать не надо бабушку трясти:
« Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
« Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению – пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения,
Нам сегодня выдают
УДОСТОВЕРЕНИЯ!
В том, что АЗБУКУ прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
/ АЗБУКА ВРУЧАЕТ ДЕТЯМ УДОСТОВЕРЕНИЯ./
АЗБУКА. Ребята! Я принесла вам новую книгу, которая поможет вам еще лучше научиться читать. Это ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. Поприветствуйте эту книгу.
| Здравствуй, гостья дорогая! Приходи сюда скорей! Расскажи нам про Отчизну, Про природу, про друзей Что живут на всей планете, Расскажи про все на свете! Рады мы с тобой дружить! Будем дружбой дорожить Прощай, дорогая АЗБУКА, Расставаться с тобою жаль. Мы знаем буквы, знаем слоги, За все огромное спасибо тебе, Дорогая АЗБУКА. |  |
Ведущий. Наше путешествие заканчивается. Мое время в роли Феи истекло, и я снова ваша учительница. Я буду вас учить и учиться вместе с вами.
Слово для поздравления родителям.
Литература:
1. Волина В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение.Москва :Новая школа.1994
2. Журнал « Начальная школа» 1994г. №5. Сказка «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться»