|   2 Этап мотивации     |    Угадайте литературный жанр урока: В музыке – Частушка, в Литературе –(басня). Формулировка темы    Предлагает определить свой стартовый уровень (Слайд 1) и поставить балл (в иок 2)    1 уровень: Я не знаю, как ответить на этот вопрос  2 уровень: Я знаю несколько басен с участием в них музыки, но затрудняюсь определить её роль.  3 уровень:Я не только могу назвать 3-5 басен с участием в них музыки, но и определить, какую роль она играет в них  4 уровень: Я знаю нескольких авторов басен с участием в них музыки и могу определить её роль в них    5 уровень: Я сам могу сочинить басню с участием музыки и определить её роль в ней   |    Угадывают литературный жанр      Формулируют тему      Определяют свой стартовый уровень и ставят балл в индивидуальные оценочные карты – от 1 до 5                           |    2   |  
  |   4 Планирование                                                  Работа в парах: термин «Квартет»       |    Послушаем сообщение.  Вызывает ученика выступить с сообщением о И.А. Крылове(Слайд 3 Крылов)                          Загадка про басню «квартет»  ??? - Угадайте, какая басня прозвучит сегодня на уроке(слайд 4 квартет)  Сообщение краткое: что такое – квартет.  А теперь поработаем в парах: (раздаёт каждому карточки №1 с определением термина «Квартет». Задание: изучите материал, проверьте друг друга и  поставьте друг другу отметку за работу.(иок 4)   |     И.А. Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его выслужил дворянство. Семья Крыловых жила бедно. Воспитанием сына занималась мать. Она приобщила его к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательности проявился у него с детства, который помог ему, в дальнейшем, в  работе над  образами персонажей. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором драматических произведений, но больше стал известен как баснописец. (http://www.tepka.ru/literatura_5_korovina/17.html) Басни есть у писателей Л.Н,Толстого,С. Михалкова, Демьяна Бедного.  Угадывают басню      Знакомятся с термином «Квартет», проверяют друг друга, ставят друг другу отметку (в иок)   |    7   |  
  |   5 Самоконтроль   |    Просмотр видео: басня «Квартет»  Раздача печатных тестов басни №2   И.А.Крылов сам прекрасно играл на скрипке, участвуя в дружеских концертах.    ??? Вам понравилась музыка?    ??? Чего не хватало нашим «горе-музыкантам»?(иок 5)          Выполняя вместе любую работу, мы должны проявлять друг к другу взаимное уважение, дружелюбие и понимание, Видите, как Крылов тонко подметил то, что необходимо для появления настоящей музыки.   Какими качествами нужно обладать, чтобы стать музыкантом? (в иок 6)           |    Смотрят видео: «Квартет»               
      
      Нет.      Таланта, любви к музыке, желания научиться, согласия, дружелюбия, понимания.   Знание музыкальной грамоты, умение играть на музыкальном инструменте.   Таланта, любви к музыке, желания научиться, понимания.   Ответы учеников: внимание, умение слышать друг друга, согласие, дружелюбие.   Знание музыкальной грамоты, умение играть на музыкальных инструментах   |    10   |  
  |   7 Углубление в тему       |    А в руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно. Там царит согласие и взаимопонимание. Сегодня мы послушаем с вами Квартет №2 русского композитора А.П. Бородина.(Слайд 5, Бородин)   А. П. Бородин был известен не только как русский композитор и музыкант, но и как учёный-химик. Музыка всегда господствовала в его душе, и не покидала его даже во время лекций. Иногда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.   (http://yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text)   Учитель: - Прежде чем послушать музыкальное произведение, посмотрим, какие инструменты входят в состав квартета   (слайд 6),   Выступления детей   
      - Послушаем звучание скрипки   и виолончели   - В чём сходство и разница этих инструментов (показ на синтезаторе).   Квартет №2 Бородина – это программное,камерное произведение, то есть в его основе лежит программа. Состоит из IV частей:    I – Allegro moderato (не очень быстро)   II – скерцо (шутка)   III – ноктюрн (произведение, музыка которого создаёт образ ночи)   IV – финал   Камерная музыка – это музыка, предназначена для небольшого количества слушателей и исполнителей(от латинского camera– комната).   - Мы с вами сейчас послушаем фрагмент ноктюрна -  эту удивительную по своей красоте музыку. gigabaza.ru›doc/817.html   Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он написал этот квартет. Вот строки его письма к ней:   «Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега, которые мы видели ещё с тобой.     Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!»    Учитель:   ??? - Как звучала музыка?   ???-Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?   ??? - Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.   Вывод: Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?        |                                                                        Сообщения детей об инструментах      Сходство в том, что они относятся к семейству струнно-смычковых, а разница в   звучании инструментов (виолончель звучит ниже)                                                                                                     Медленно, тихо, протяжно, нежно.   Скрипка, виолончель – струнный квартет  Ответы учеников  Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом.   |    8   |  
  |   10 Домашнее задание   |    Разъясняет Д/З и способы его выполнения: графический, творческий  Проговаривает алгоритм действий: 1.где найти басню?  2. Как быстро найти нужный пример? (по содержанию)  3. Как выполнить работу в тетради Найти в баснях пример, где присутствует музыка и доказать («Вырастить» 1 веточку Музыка в басне)    Наш ближайший планируемый результат:   а отдалённый результат-        Примеры задания:    1. Найти басню, где есть упоминание о музыке и определить её роль в ней.  2. Сочинить свою «музыкальную» басню  3. Написать мини-сочинение о том, как звучала музыка «квартета» А.П.Бородина.   |                            «вырастить 1 веточку литературно-музыкального дерева»  «вырастить Литературно- Музыкальное дерево», осознать роль музыки в литературных жанрах      Записывают в дневник Д/з                         |    2   |