kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок «Постановка голоса на основе развивающих игр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у обучающихся личностно-ориентированные высоконравственные качества: умение владеть своим голосом, уважение к близким людям, к мнению других; научить думать, сопереживать, принимать решения; любить природу, Родину. Развивать фантазию, познавательный интерес посредством приобщения их к художественной и музыкальной культуре, бережному отношению к своему голосу, к песне, к средствам музыкальной выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Постановка голоса на основе развивающих игр»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Бакала







Методическая разработка открытого урока


«Развивающая игра, как универсальная форма обучения и средство активизации учебного процесса»








Преподаватель

Нечаева Т.В.









г. Бакал

2025



Тема: «Постановка голоса на основе развивающих игр, как универсальной формы обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Тип урока: Комбинированный. (Знакомство с новым материалом «Средства музыкальной выразительности» и закрепление - обобщение темы «Постановка голоса»)

Форма проведения: Открытое занятие для родителей, занятие – поиск с элементами концерта».

Цель: сформировать у обучающихся личностно-ориентированные высоконравственные качества: умение владеть своим голосом, уважение к близким людям, к мнению других; научить думать, сопереживать, принимать решения; любить природу, Родину. Развивать фантазию, познавательный интерес посредством приобщения их к художественной и музыкальной культуре, бережному отношению к своему голосу, к песне, к средствам музыкальной выразительности.

Задачи:

1.Создать условия, при которых воспитанники младшего возраста смогли бы обрести уверенность в своих силах, снять психологический зажим, мешающий восприятию.

2.Познакомить с новым вокальным произведением Валерия Ярушина на стихи Аси Горской «Кто берёзку причесал?». Побудить к творческому самовыражению, повышению исполнительской культуры: выразительному исполнению поэтических и музыкальных произведений.

4.Закрепить знания и умения по теме: «Постановка голоса» на примере разученных ранее вокальных произведений. Познакомить воспитанников с новой темой «Средства музыкальной выразительности».

Наглядное оформление:

1.Портреты А. Горской и В. Ярушина, пейзажи уральской природы.

2.На выставке поэтические и музыкальные сборники: «Аквариум детства», диски и ноты.

Содержание занятия:

Введение в тему: 3мин

П едагог: сегодня у нас необычное занятие. На нём присутствуют ваши близкие: мамы и папы, бабушки и дедушки. И они вместе с нами сегодня отправятся в путешествие. И первое, что мы посетим по дороге, будет «Зоопарк». Кто хотел бы первым провести голосовую разминку «Зоопарк»? По желанию один из воспитанников под музыку проводит голосовую и дыхательную разминку, имитируя голоса животных. Воспитанники повторяют за ним. (упражнения на дыхание -дыхательная разминка по системе Стрельниковой - упражнение «Ёжик», «Надувной шар», дикционная разминка «Пчёлка», «Тигрята», регистровая «Жирафа», темпо - ритмическая «Лошадка- пони»).

Разминка 4 мин; Беседа 2мин

Педагог: А теперь, я попрошу посмотреть внимательно на портрет этого человека. (педагог показывает портрет Валерия Ярушина). Как вы думаете, кто этот человек?
Предполагаемые ответы: Артист. Человек с гитарой – музыкант.

Педагог: Верно, он сочиняет музыку. А как называют тех, кто пишет музыку?

Дети: Композитор.

Педагог: А вот на втором портрете Ася Горская, которая написала очень много стихов. А как называют таких людей, которые пишут стихи? Родители помогают. Верно, поэтами. Она – поэтесса. Подумайте, почему я сегодня решила вам показать двух этих людей? Он пишет музыку, она - стихи. Предполагаемые ответы: наверное, они вместе писали песни…

Педагог: Вы правы. Они написали целый альбом песен. И называется он «Аквариум детства». Кто догадался, кому посвящён этот альбом песен? Правильно, детям.

Нашей солистке ансамбля «ХХIвек» Анфисе Гарбузовой и многим другим ребятам посчастливилось выступать в концертах с песней «Кто берёзку причесал?», давайте её послушаем.

Слушаем песню «Кто берёзку причесал» в исполнении Анфисы Гарбузовой.

Исполнение 2,5мин.

А теперь вместе с родителями давайте встанем в хоровод и разучим эту песню.

Разучиваем песню по фразам, движемся по кругу в хороводе

Разучивание- 3мин.

Кто берёзку причесал?

-Ветер.

-Кто красавицу умыл?

-Дождик.

-Кто ей зеркало принёс?

-Речка.

-Кто согрел и обласкал?

-Солнце.

А теперь разучим движения к этой песне. И немного отдохнём – проведём валеологическую паузу - 3мин:

На словах ветер – руки вверх и покачивание руками, солнце – руки в стороны – круговые движения рук, дождик – потряхивание руками сверху вниз, а затем поднимаем ладони вверх, сгибая руки в локтях.

Беседа- 2мин

Педагог: прошу всех вернуться на своё место, и давайте поговорим. С чем сравнивается в этой песне берёзка?

Предполагаемые ответы: Берёзка, как русская девушка: скромна и нежна. Ствол – это стан. Ветви – это косы.

Педагог: Какие чувства выразили авторы в этой песне?

Предполагаемые ответы: Любовь к берёзке, к природе, бережное отношение к природе, единение с природой, ведь человек – это часть природы.

Педагог: Какой была мелодия этой песни?

Обучающиеся: Мелодия по характеру распевная, широкая, очень близка к народной песне. Темп – спокойный, неторопливый.

Педагог: вот как замечательно создан образ берёзки – символа русской природы. Музыка придают тексту нарядность, ярче представляются картины природы, образы ветра, солнца – источника тепла и жизни.

Педагог: А теперь я приглашаю ко мне желающего робота- дирижёра, который будет сегодня управлять большим хором заколдованных певцов.

Игра «Робот-Дирижер» на примере «В гостях у сказки» (3мин)

1.Если вы не так уж боитесь Кощея

И ли Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу.

2.Там гуляет черный котище ученый,

Пьет он молоко и не ловит мышей,

Это настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

Припев:

Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

Педагог: напоминаю всем правила игры. «Робот» - галящий показывает заколдованным певцам, которые превращены в «компьютеры- роботы» о ключевых опорных жестах:

  • ладони от себя – F (громко);

  • пальцы, сжатые в кулаках – пауза (дети молчат);

  • руки дирижера опущены –P(тихо)

  • поднимаются- F (громче)

Во время работы над вокальным звуком «Робот -дирижер» показывает различные средства музыкальной выразительности, управляет звучанием целого ансамбля солистов или целого хора вместе с родителями. Умение управлять – очень ответственная задача. Нужно учиться иметь тонкую интуицию, чутье, где нужно показать громко, а где тихо, где радостно, а где промолчать. Осталось только выяснить, какую песню захочет продирижировать наш главный робот.

Игра требует от всех играющих:

  • концентрации внимания

  • зрительной и слуховой памяти

  • воображения

  • развития творческого потенциала

  • умение думать, мыслить

Педагог, дети и родители исполняют «В гостях у сказки по ролям» (3мин)

Педагог: Теперь я хочу пригласить сюда желающего по голосу определить имя одного из наших детей. Как вы догадались следующая игра, развивающая наши голоса, а главное, слух,

Игра «Голос» на примере припева произведения «Большой хоровод» 3мин

Припев:

Так давайте устроим

Большой хоровод,

Пусть все люди Земли

С нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит

Только радостный смех,

Пусть без слов станет песня

Понятной для всех.

Педагог: Напоминаю, что в этой игре, как в любой другой несколько уровней (этапов развития). Мы играем в 2 уровень. Галящему нужно узнать по голосу одного из обучающихся, который споёт нам припев песни «Большой хоровод». При этом ребёнок может по заданию педагога постараться спеть не своим, а изменённым голосом. Тот, кто галит пытается на слух по тембру голоса определить имя ребёнка.

Педагог: очень важно услышать интонацию и проанализировать ее, кто ее спел: мальчик или девочка, низкий голос или высокий (средства музыкальной выразительности)

Очень любят в нее играть дошкольники и младшие школьники, которые уже друг друга хорошо знают, в том числе, знают личные особенности:

  • произношение (дикция)

  • звуковысотность голоса

Очень важна, мотивация, почему ты так решил? Как ты понял? Кто это? Девочка? Или мальчик?

Предполагаемые ответы: это был Слава. Он пел быстро. И тоненько. И голос тоже был тоже тоненький высокий и лёгкий.

Заключение (2мин.)

Педагог: Молодцы, сегодня все, и дети, и родители хорошо справились со всеми заданиями. Думаю, что дома вы продолжите играть в наши эксклюзивные музыкально - развивающие игры, где мы учимся использовать средства муз. выразительности, в которых развивается наш голос, музыкальный слух, ритм. Домашнее задание: учить песню - диалог «Кто берёзку причесал», напоминаю, что написана она была в нашем городе Челябинске В. Ярушиным на стихи Аси Горской.



Техническое обеспечение:

1.Просторный кабинет или камерный зал с затемнением для показа слайдов.

2.Звуковая аппаратура

Список источников:

  1. Барташникова, И. А. Учись, играя / Барташникова И. А., Барташников А. А. - Харьков: Фолио, 1997. – 132с.

  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Выготский Л. С. // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. – С. 30-35.

  3. Газман, О. С. О понятии детской игры / Газман О. С. // Игра в педагогическом процессе: сб. - Новосибирск, 1989.- С.3-31.

  4. Григорьев, В. М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: автореф. докт. дис. / Григорьев, В. М. - М., 1988. – 38с.

  5. Григорьев, В. М. Народные игры и традиции в России / Григорьев В. М. - М.: Педагогика, 1994. - 270с.

  6. Гришкова, Г. Н. Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности / Гришкова Г. Н., Юсубова И. Б. // Начальная школа – 2004 - №11. - С.41 - 45.

  7. Заика, Е. В. Как воспитать талантливого ребенка: сб. игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей / Заика Е. В., Калмыкова И.А // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7. – С. 29 – 43.

  8. Ивочкина, Н. В. Коррекционные возможности народной игры / Ивочкина Н. В. // Начальная школа. - 1998. - №1 (1/12). - С.25-27.

  9. Игры: энциклопедич. сб. / Сост. В. А. Черноземцев. - Бурятское кн. изд-во, 1995. - 800с.

  10. Каптерев, П. Ф. Психология детской игры: обществ. игры / Каптерев П. Ф. // Педагогический листок. - 1893. - № 1-3.

  11. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей младшего школьного возраста: кн. для учителя / Коломинский Я. Л., Панько Е. А. М.: Просвещение, 1988. – 223с.

  12. Литвинова, М. Русские народные подвижные игры / Литвинова М. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.

  13. Менджерицкая, С. А. Воспитание детей в игре / Менджерицкая С. А. - М.: Просвещение, 1979. - 284с.

  14. Минскин Е. М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Минскин Е. М. - 2-е изд., доработ. - М.: Просвещение, 1987. – 201с.

  15. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Морозова Н. Г. // Психология и педагогика. - 1999. - №2. – С.21-25.

  16. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208с.

  17. Младший школьный возраст / Г. И. Боровая и др.; Ред.-сост. Сенько В. Г. – М., 1989. – 86 с.

  18. Мухина, В. С. Детская психология / Мухина, В. С. – М.: Просвещение, 1985. – 370 с.

  19. Науменко, Г. М. Русские народные детские игры с напевами: сб. фольклорных материалов / Науменко Г. М.; Запись, фотографии, составление и нотация Г. М. Науменко. - М.: «Либерея», 2003. – 544с.: нот.

  20. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С. И. – М., 1992. – 422с.

  21. Педагогика и психология игры: межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. – 184с.

  22. Педагогическая энциклопедия. - Том 1. - М., 1968.- 421с.

  23. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. - М., 1996. -205с.

  24. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / Усова А. П. - М.: Просвещение, 1988. - 352с.

  25. Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. – 252с. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Аникеева Н. П. - М.: Просвещение, 1987. – 163с.

  26. Аникеева, Н. П. Игра в педагогическом процессе / Аникеева Н. П. - Новосибирск, 1989. – 211с.

  27. Шмакова, С. Г. Игра как способ социализации ребенка / Шмакова С. Г. // Доп. образован. и воспитание - 2007. - № 2. – С.52-54

28. Аникеева, Н. П. Педагогика и психология игры / Аникеева Н. П. - М., 1986. – 231с.

29. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры / Шмаков С. А. – М.: Новая школа, 1994. - 152с.

30. Яновская, М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: метод. пособие для учителей и воспитателей / Яновская М. Г. -М.: Просвещение, 1974. – 136с.

31. Синецкая Т. Каталог произведений композиторов Южного Урала – Челябинск.-1996.

32. Горская А. Б. Аквариум детства: Песни для детей и взрослых: Музык. Альбом/А. Б. Горская, В. И. Ярушин, - Челябинск: Версия, 1997.- 56с.



11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Открытый урок «Постановка голоса на основе развивающих игр»

Автор: Нечаева Татьяна Владимировна

Дата: 22.10.2025

Номер свидетельства: 675938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Разработка урока по теме Валентин Распутин «Уроки доброты по рассказу «Уроки французского» "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-uroka-po-tiemie-valientin-rasputin-uroki-dobroty-po-rasskazu-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "212289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431798267"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Театр как синтез искусств. Основные элементы художественно-образного языка театрального искусства. Театральные профессии (актёр, режиссёр и другие). "
    ["seo_title"] => string(164) "tieatr-kak-sintiez-iskusstv-osnovnyie-eliemienty-khudozhiestvienno-obraznogho-iazyka-tieatral-nogho-iskusstva-tieatral-nyie-profiessii-aktior-riezhissior-i-drughiie"
    ["file_id"] => string(6) "244206"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445884017"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства