Дата Предмет МУЗЫКА Класс 5  
  
  Урок № 33
  
 
  Тема урока:  «Музыка в нашей жизни».
  
 
  Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Музыка в нашей жизни».
  Задачи урока:
  1) Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности.
  2) развивать нравственные ценности совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения музыки.
  3) воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыкальному искусству.
  Тип урока: Введение в тему.  
  Вид: Урок- музыкально-познавательный.
  Методы: Словесный, наглядный, иллюстрационный.
  Приемы работы: визуализация.
  Основные виды деятельности на уроке: Слушание, беседа и пение.
  Основные понятия темы: музыка, искусство, современность, современники, арт-рок.
  Оборудование урока, наглядность: видео, пианино, муз. центр, интерактивная
  доска, моноблок.  
  ХОД УРОКА
  
 
  -  Операционно-мотивоционный этап: Дети заходят в класс под звуки классической музыки. 
 Приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!
  - Операционно-деятельностный этап: Новая тема:  Введение в тему урока. 
 Учитель:  - Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.д.)
  -  Современная музыка, современность, современники… 
 Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
  Открывается презентация урока. Слайд 1.
  -  Обобщение и систематизация знаний по вопросу «Что значит современность в музыке?». Слайд № 2 (Проблемные вопросы) 
 1) Постановка проблемных вопросов:
  -  Может ли быть классической современная музыка? 
-  Современна ли народная песня? 
-  Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников? 
 Учитель: Музыка всегда занимала в жизни людей большое место. В наше время музыка звучит на радио, телевидении, в театре и кино, в концертном зале, танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник не проходит без музыки. Песни, марши, танцы – их непременные спутники.
  С музыкой связаны многие события в жизни людей, такие как дни рождения и свадьбы. Под тихий напев колыбельной песни засыпает малыш. Школьники разучивают песни, спортивные соревнования и военные парады проходят под звуки марша, даже в последний путь человека провожают под звуки траурного марша.
  Музыка искусство очень древнее. В древности человек встречался с музыкой природы – пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морских прибоев. Их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невидимые. Поэтому человек придумывал разнообразные мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки, богах и героях, открывших их ее людям.
  Итак, музыка – это вид искусства. И как у любого искусства, главная ее цель – художественно отображать окружающую жизнь.
  -  Познавательная минутка.   
 Видео - презентация «Академия занимательного искусства – Музыка».
  -  Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни?   
 Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
  (Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).
  Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов). Слайд №4 («Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке» - Р. Щедрин)
  Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
  Может ли быть классической современная музыка?
  После размышлений, вывод делают сами школьники.
  Слайды №5,6,7 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
  Учитель: Глубокие корни – долго живут в народе… почему?
  - Что отражается в народных песнях?
  (глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней).
  - Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
  (Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
  - Почему так долго живут народные песни?
  (Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений). Слайд № 8 (народная песня сегодня)
  - Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
  Слайд № 8.9 (Русская народная песня «Выйду ночью в поле с конем», « Ой, то не вечер» - Видео – просмотр.  
  
 
  Учитель: Что почувствовали?
  - В чём сила? Почему волнует наши чувства?
  ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
 
 
  - Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников? Проблемные вопросы. 
 - И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание. 
Слайды № 10,11 (Орган).
 - Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
 Слайд №12 (портрет И.С. Баха)
 - Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
 - Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)
 2. Слайд № 13 - Рохлиц: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать и утешать. В нём столько мудрости, чувства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений».
 3. Размышления.
  Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?
  - Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Кто этот композитор? 
 
 Слайд № 14 (Людвиг ван Бетховен) «Лунная соната» Л. Бетховена в исполнении учителя на ф-но – слушание.
 
 
 - Что позволило сделать такой вывод?
 - Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
 
 
 (С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)
 - Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
 
 
 Слайд № 15 (слуховой аппарат композитора).
 Слайд № 16 (Соната № 14 «Лунная»)
  -  «Лунная соната» Л. Бетховена в современной обработке – слушание. 
Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
 ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
 
 
 Слайд № 17 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).
 - Как вы понимаете эти слова?
 6. АРТ-РОК.
 Арт-рок (англ. art rock) — жанр рок-музыки, который характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении джаза, академической, этнической музыки или экспериментального авангарда.
  7. Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?
 Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
 Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность. Вывод делают сами ребята.
  - Вокально-хоровая работа. 
«Люди идут по свету» - исполнение.  
  IV. Итог урока.
 - Как понимаете слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Что имел в виду Д.Б. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)
 Учитель: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат».
  - Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке. 
- Домашнее задание: Слайды 21-22. 
 
 
  Учитель Нуриманова А.В. Завуч Нурикенова З.К.