kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Два начала гармонии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Два начала гармонии"»

Конспект урока «Два начала гармонии»


Цель урока:


Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.


Задачи урока:

1.Познакомить с понятием «гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни.

2.Познакомить с различными фактурами на примере следуюших музыкальных произведений:

- И. Бах. Прелюдия До - мажор из первого тома ХТК. Фрагмент.

- В. Моцарт. Симфония № 40. Фрагмент.

3. Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.

4..Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.

5.Развитие интеллектуальных способностей, музыкально- эстетического кругозора, устойчивого интереса и потребности общения с прекрасным , в опоре на музыкальный опыт учащихся.


Техническое оснащение:

1. Записи Прелюдии И. Баха и симфонии №40 В. Моцарта.

2.Компьютерный слайд- альбом с портретами композиторов и нотными примерами.

3.Фортепиано, компьютер.




Ход урока

(На экране слайд № 1)

/начало 9.35./

Повторение пройденного материала:

У: Здравствуйте, ребята. В чём же заключается сила музыки?

Д: (дают свои ответы)

У: Мы попытаемся понять, о чём нам сегодня расскажет музыка. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.


Беседа по новой теме:

Что значит гармония в жизни и в музыке? Давайте обратимся к словарю. (Толковый словарь русского языка Ушакова). Гармония в жизни – это согласованность(согласие), взаимное соответствие, мирные, дружеские отношения .С кем из ваших одноклассников вы находите гармонию? Гармония в музыке – это благозвучие, стройность аккордов и приятность звуков, порядок в царстве звуков, распределение ладов – это и есть музыкальная гармония: не универсальная « гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты. Когда мы говорили о мелодии, мы неоднократно сравнивали её с интонациями человеческого голоса. Красота голоса, выразительность голоса – эти свойства составляют секрет очарования мелодии. Вспомните разучивание «Лакримозы» Моцарта. Мы пели а капелла, затем слушали в исполнении хоровой капеллы. Сравните эти звучания (дети дают свои ответы). Гармония дорисовывает те черты, которые теряет мелодия. Мы можем сказать, что мелодия – часть гармонии. Она рождается из неё и подчиняется тем же законам благозвучия, благодаря которым воздействуют на душу человека. Как и прочие эстетические формы, гармония у Платона главным образом проявляется в душе и в небе. В частности, под гармонией понимается соответствие внешнего и внутреннего:

"Действительно, когда я слышу, как говорит о чем-либо человек, которого поистине можно назвать человеком и который сам вполне соответствует тому, что он говорит, я чрезвычайно радуюсь, смотрю зараз и на говорящего и на то, что он говорит, как одно к другому идет и согласуется."

"И такой человек кажется мне поистине музыкальным, потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или еще какого-нибудь орудия игры, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами, точь в точь на дорический лад ..."

Гармония здесь есть согласованность внешнего и внутреннего, слова и дела.

Гармония невидима, бессмертна, прекрасна и божественна. Это и есть учение Платона о гармонии.

Как вы думаете, что означает слово дисгармония? (ответы детей). Дисгармония – отсутствие согласия, расхождение в чём – ни будь (из жизни); в музыке – это нарушение гармонии, неблагозвучное сочетание звуков. От латинского – раз и гармония (разлад).


/9.40./

У: В древние времена, когда не было письменности, люди отсылали друг другу сообщения в виде знаков- камешков, завязанных узелков, начертанных на песке рисунков, пантомимы, различных звуковых сообщений.

(учитель показывает три пучка нитей, на двух из которых завязаны узелки, а третий пучок висит свободно).

Вот такие сообщения прислали вам ребята из других школ. Расшифровав первые два пучка, вы сможете завязать узелки на третьем, чтоб отправить им свой ответ.

И так, открываем первое письмо.

(учитель или ученик играет произвольный набор звуков).

О чём идёт речь в этом сообщении? Что бы всё это могло значить? Из чувства солидарности ребята прислали вам небольшую подсказку.

- стихотворение Н. Заболоцкого:


(На экране слайд № 2)

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.


Как своенравен мир её дремучий!

В ожесточённом пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Душа не чует стройных голосов.


Д: дети дают свои ответы: конфликт, война, плохое состояние человека, непогода и т. д.

У: Вы совершенно правы. Речь идёт о том, что с помощью обычных музыкальных красок, слов можно передать всю дисгармонию мира и состояния человека.

В этом стихотворении описывается то состояние природы, когда она ещё не была одушевлена взглядом человека, не была им понята и молчала, как молчит непрочитанная книга, не услышанная музыка.


Давайте расшифруем второе письмо. Попытаемся понять, о чём повествует нам вторая страница?

(на экране слайд № 3) Звучит прелюдия До мажор И. Баха.

Стихотворение И. Гёте.

Радость и горе

И мудрость познать,

Вечно стремиться

И вечно желать;


Ведать блаженство,

Смертельно страдать;

Только кто любит,

Тот счастлив всегда.

Д: ответы учащихся.

У: Что использует художник для написания картины? Чем пользуется поэт? Чем пользуется композитор, чтоб выразить в музыке настроение или нарисовать картину?


Д: ответы учащихся.

У: Вы правы. Теми же звуками, красками, и словами можно передать самое лучшее, что есть в мире и в жизни человека, всю красоту, гармонию этого мира. Эта музыка далека от конфликтности, пронизана светом и покоем.

(слайд № 4)

Рассмотрите нотную запись этого произведения. Вы видите плавность линии мелодии, которая передаёт и равновесие, и покой. Постарайтесь запомнить, как выглядит графическое отображение покоя, равновесия, гармонии в музыке: в нотах нет нагромождения, и они располагаются свободно в пространстве, на нотном стане.

Великие композиторы всегда стремились к тому, чтобы их музыка помогала людям, оказывала благотворное влияние на жизнь. Каких вы знаете великих композиторов? Назовите их фамилии.

Д: ответы учащихся.


Это произведение великого немецкого композитора И.С. Баха. Прелюдия До мажор. (на экране слайд № 5)

И. С. Бах стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств. Этим Бах и близок нам - людям 21 века.


Жизнь так устроена - полоса чёрная, полоса белая. А вам чего бы хотелось больше и почему?

Д: ответы учащихся.


Давайте вспомним творчество Моцарта (дети вспоминают произведения Моцарта), например симфонию №40. (звучит фрагмент из симфонии).

В ней, как и в «Лакримозе» мы слышали переплетение двух противоположностей – мажора и минора, света и тени.

Посмотрите два нотных примера и скажите, в каком показан свободный, стремительный полет, а в каком его противоположность (на экране слайды №6)



Посмотрите на картины Айвазовского и скажите, где изображена гармония, а где дисгармония. (на экране слайды №№7,8)



Чесменский бой Маневры Черноморского флота в 1850 году



/ 9. 50./

А теперь мы посмотрим ваше домашнее задание, как вы изобразили гармонию своей души

своего характера, определим их гармоничность.

(выступают учащиеся , показывают свои работы- рисунки).

Сейчас я прочитаю, а вы догадайтесь, кто это из ваших одноклассников (показывает рисунки и читает музыкальную характеристику: темп, ритм, динамика и т.д.).

/10.00./ Разминка.


  1. Улыбнуться, как вежливый японец.

  2. Нахмуриться, как ребёнок, у которого отняли игрушку.

  3. Сесть, как наказанный Буратино.

  4. К солнцу тянется горошек: «Я хороший. Я хороший.»


Упражнение на дыхание.

настройка голосовых связок (тибетская медицина)

скороговорка (Хвалю халву)

распевка (с закрытым ртом, на слог____)



/10.05/ Работа над песней


Учитель играет мелодию.

-что за произведение прозвучало?

-по какому элементу речи вы узнали его?

-а если прозвучит только аккомпанемент? (играет аккомпанемент)

Тогда будет труднее определить, что за произведение прозвучало. Таким образом, мелодия – более важный элемент музыкальной речи.

-а что же гармония? Гармония дорисовывает те черты, которые теряет мелодия

( выразительность и т. д.)

При разучивании песни обращать внимание на то, что в мелодии есть скачки, обращать внимание на ритм. После разучивания песни , при исполнении 1-го куплета . учитель играет аккомпанемент, но специально не в том ритме, темпе чем исполняют дети. Тогда и выясняется, что между звуками нет слияния, т. е. гармонии.

Важна ли гармония в музыке? Песня доучивается до конца.


/10.15./ Итог (на экране слайд № 9)

Так что же такое гармония? В чём человек видит её проявление? (ответы учеников)

Что же обозначает пучок ниток без узелков? И где их необходимо завязать, выше, ниже? Как вы определите то место, где находится Гармония для каждого человека?



Давайте обратимся к мудрым грекам.

Они считали. Что Гармония была дочерью Ареса- бога войны и раздора и Афродиты- богини любви и красоты.


Кто- то находит гармонию в любви, кто- то в природе, в красоте человека, в произведениях искусства, победах , успехах. А, возможно, гармония- это мечта человека о прекрасном, удивительном, сказочном, как в песне «Маленький принц».


Я думаю, этот пучок нитей не случайно без узелков. Потому что каждый человек сам определяет место гармонии в своей жизни.

-О чём вы напишете ученикам других школ? Какие цвета вы подберёте для письма?

Подумайте, где находится Гармония в вашей жизни, и что необходимо сделать, чтоб она как можно ближе приблизилась к вашей мечте?

(Ученики плетут письмо узелковое из разноцветных нитей.)


Д. з. записать по плану модель музыкального произведения «Бабочка».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Два начала гармонии"

Автор: Березлева Елена Викторовна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#856 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока на тему: Решение задач на движение в противоположных направлениях. "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "188192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426621056"
  }
}
object(ArrayObject)#878 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему : " С.Есенин. Письмо к матери." "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-s-iesienin-pis-mo-k-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "171761"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423723889"
  }
}
object(ArrayObject)#856 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока литературного чтения в 1 классе (УМК "Гармония").  Тема: "Закрепление пройденного материала" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-umk-garmoniia-tiema-zakrieplieniie-proidiennogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "204852"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429735293"
  }
}
object(ArrayObject)#878 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по математике 3 класс.Тема: «Умножение на 1, на 0. Деление вида а:0,а:а, а:1,0:а.»"
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-3-klass-tiema-umnozhieniie-na-1-na-0-dielieniie-vida-a-0-a-a-a-1-0-a"
    ["file_id"] => string(6) "266800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450256414"
  }
}
object(ArrayObject)#856 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)». "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-chtieniia-na-tiemu-l-n-tolstoi-pryzhok-byl"
    ["file_id"] => string(6) "120421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413717811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства