музыкальные инструменты: бубны, ксилофон, деревянные ложки.
Ход урока
Дети входят в класс под музыку поют приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений и ответить на важный вопрос: можно ли, читая сказку, узнать о форме музыки?
Учитель: Определите по интонации, какую песню мы сейчас исполнять? (Пастушья песня (французская народная).)
Учитель: Какая окраска музыки создаёт светлое, утреннее настроение? (Мажор.)
/Исполняем пастушью песню одноголосно, ориентируясь на нотную запись./
Учитель: Как можно изменить звучание этой песни, исполнить её в другом варианте? (Двухголосное исполнение, канон.)
Учитель: Таким образом, мы варьировали пастушью песню, внесли в её звучание свои мысли, своё настроение.
Учитель: Теперь же мы мысленно перенесёмся в другую эпоху посредством уже знакомой вам мелодии.
/Дети слушают вариации на тему французской пастушьей песни Моцарта./
Учитель: Что помогло вам понять это произведение? (Знакомая мелодия французской народной песни.)
Учитель: Были ли повторы, и что изменялось в музыке? (Мелодия повторялась несколько раз, менялись темп, настроение.)
Учитель: По стилю музыке догадайтесь, кто написал эту музыку? (Моцарт.)
Учитель: Из скромной французской мелодии Моцарт создал настоящий фортепианный шедевр, раскрасив эту мелодию в яркие краски. Какую музыкальную форму он использовал для создания этого произведения? (Вариации.)
Учитель: Сочинение вариаций было любимым занятием Моцарта, он с детства умел легко импровизировать на любую заданную тему. А с какими вариациями на тему русской народной мелодии мы познакомились на прошлом уроке, и кто их автор? («Камаринская», Чайковский.)
Учитель: Какие ещё произведения Чайковского вам ещё известны? (Цикл «Времена года», балет «Щелкунчик».)
Учитель: Что поможет нам лучше передать плясовой, задорный характер «Камаринской»? (Музыкальные инструменты.)
Учитель: А сейчас, ребята, мы сами исполним вариации.
План исполнения вариаций таков:
главная тема - фортепиано;
первая вариация – ксилофон;
вторая вариация – деревянные ложки;
третья вариация – бубен, ложки, ксилофон и фортепиано.
На музыкальных инструментах дети с учителем исполняют «Камаринскую» Чайковского
Учитель: Какие изменения произошли с главной темой «Камаринской»? (Звучание стало более насыщенным, инструменты внесли в него живость, темп увеличился.)
Учитель: Это яркий пример того, как композитор с большой любовью и вниманием относится к народной музыке, наполняя её новыми красками, вдыхая в неё новую жизнь. Сказки Пушкина тоже напоминают русскую народную песню своей красотой, простотой, мелодичностью, ведь строятся они, как музыка, и звучат, как песни. А сейчас, по окончании нашего дальнейшего исследования мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока: можно ли, читая сказку Пушкина, узнать о построении музыки.
/Учитель демонстрирует иллюстрацию к одной из сказок Пушкина, которую дети должны узнать./ (Это «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Учитель: Вспомните, ребята, с чего начинается и чем заканчивается эта сказка? Давайте выстроим последовательность событий, о которых повествуется в этой сказке, опираясь на иллюстрации и комментарии к ним.
/Учитель фиксирует на круглом стенде последовательность из картин./
Учитель: Есть ли повторяющиеся сцены? (Дед идёт к золотой рыбке.)
Учитель: А что меняется постоянно? (Прихоти старухи и состояние моря.)
Учитель: Все события словно идут по кругу. Круг в переводе на французский язык – рондо. Рондо – это такая музыкальная форма, где главная тема (рефрен) повторяется несколько раз, а между её повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).
Учитель: Теперь мы прослушаем «Рондо-марш» Кабалевского, который, как и «Сказка о рыбаке и рыбке», построен в форме круга.
музыкальные инструменты: бубны, ксилофон, деревянные ложки.
Ход урока
Дети входят в класс под музыку поют приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений и ответить на важный вопрос: можно ли, читая сказку, узнать о форме музыки?
Учитель: Определите по интонации, какую песню мы сейчас исполнять? (Пастушья песня (французская народная).)
Учитель: Какая окраска музыки создаёт светлое, утреннее настроение? (Мажор.)
/Исполняем пастушью песню одноголосно, ориентируясь на нотную запись./
Учитель: Как можно изменить звучание этой песни, исполнить её в другом варианте? (Двухголосное исполнение, канон.)
Учитель: Таким образом, мы варьировали пастушью песню, внесли в её звучание свои мысли, своё настроение.
Учитель: Теперь же мы мысленно перенесёмся в другую эпоху посредством уже знакомой вам мелодии.
/Дети слушают вариации на тему французской пастушьей песни Моцарта./
Учитель: Что помогло вам понять это произведение? (Знакомая мелодия французской народной песни.)
Учитель: Были ли повторы, и что изменялось в музыке? (Мелодия повторялась несколько раз, менялись темп, настроение.)
Учитель: По стилю музыке догадайтесь, кто написал эту музыку? (Моцарт.)
Учитель: Из скромной французской мелодии Моцарт создал настоящий фортепианный шедевр, раскрасив эту мелодию в яркие краски. Какую музыкальную форму он использовал для создания этого произведения? (Вариации.)
Учитель: Сочинение вариаций было любимым занятием Моцарта, он с детства умел легко импровизировать на любую заданную тему. А с какими вариациями на тему русской народной мелодии мы познакомились на прошлом уроке, и кто их автор? («Камаринская», Чайковский.)
Учитель: Какие ещё произведения Чайковского вам ещё известны? (Цикл «Времена года», балет «Щелкунчик».)
Учитель: Что поможет нам лучше передать плясовой, задорный характер «Камаринской»? (Музыкальные инструменты.)
Учитель: А сейчас, ребята, мы сами исполним вариации.
План исполнения вариаций таков:
главная тема - фортепиано;
первая вариация – ксилофон;
вторая вариация – деревянные ложки;
третья вариация – бубен, ложки, ксилофон и фортепиано.
На музыкальных инструментах дети с учителем исполняют «Камаринскую» Чайковского
Учитель: Какие изменения произошли с главной темой «Камаринской»? (Звучание стало более насыщенным, инструменты внесли в него живость, темп увеличился.)
Учитель: Это яркий пример того, как композитор с большой любовью и вниманием относится к народной музыке, наполняя её новыми красками, вдыхая в неё новую жизнь. Сказки Пушкина тоже напоминают русскую народную песню своей красотой, простотой, мелодичностью, ведь строятся они, как музыка, и звучат, как песни. А сейчас, по окончании нашего дальнейшего исследования мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока: можно ли, читая сказку Пушкина, узнать о построении музыки.
/Учитель демонстрирует иллюстрацию к одной из сказок Пушкина, которую дети должны узнать./ (Это «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Учитель: Вспомните, ребята, с чего начинается и чем заканчивается эта сказка? Давайте выстроим последовательность событий, о которых повествуется в этой сказке, опираясь на иллюстрации и комментарии к ним.
/Учитель фиксирует на круглом стенде последовательность из картин./
Учитель: Есть ли повторяющиеся сцены? (Дед идёт к золотой рыбке.)
Учитель: А что меняется постоянно? (Прихоти старухи и состояние моря.)
Учитель: Все события словно идут по кругу. Круг в переводе на французский язык – рондо. Рондо – это такая музыкальная форма, где главная тема (рефрен) повторяется несколько раз, а между её повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).
Учитель: Теперь мы прослушаем «Рондо-марш» Кабалевского, который, как и «Сказка о рыбаке и рыбке», построен в форме круга.