Искусства 
 различны 
тема едина 
    
Проверка  домашнее здание 
- В тетрадь запиши стихотворение о музыке.  
 - Какие чувства оно вызывает в тебе?   
 
    
«Маленький принц» 
    
Прочитайте эпиграф: 
- «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ». (Н.А. Римский - Корсаков)  
 
    
Как вы его понимаете? 
    
- Тема нашего урока сегодня: искусства различны, тема едина. 
 - Мы будем учиться искать взаимосвязь между музыкой, литературой и изобразительным искусством. 
 
    
Я вам прочитаю несколько абзацев из учебника. 
    
ХРАМЫ ИСКУССТВА 
- Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времен, когда искусство только начинало свой путь на земле, неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями.  Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными. Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами — и в конце концов постигают лишь одно-единственное искусство. 
 
    
- А сейчас мы увидим несколько изображений - храмов. 
 - О каких искусствах они говорят? 
 - К каким видам искусства относятся данные храмы? 
 
    
Государственная Третьяковская галерея 
 Храм живописи, где живут замечательные 
 шедевры известных художников 
    
 Большой театр 
Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки. 
    
Большой зал Московской консерватории 
 В консерватории учатся будущие 
 композиторы и музыканты. 
    
Как вы думаете, у слов КОНСЕРВАТОРИЯ и КОНСЕРВЫ есть что – то общее? 
У слов консерватория и консервы одинаковый корень итальянского глагола «conservare» – что означает беречь, сохранять. 
Что такое консервы? 
А что же сохраняет консерватория? 
    
- В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо – очень уважаемому ремеслу у итальянцев – ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования. 
 
    
- Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая – в Москве в 1866 году. 
 - Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно много учиться. Но можно быть любителем и знатоком музыки. Для этого нужно стремиться понять смысл произведения, попытаться ощутить его характер и то, что хотел сказать автор. Для этого требуются некоторые наши качества. 
 
    
Какие качества нужны для обучения в консерватории? 
- чуткость и внимание, воображение и наблюдательность 
 
    
- Попробуем доказать, что искусство может быть понято многими людьми. Для этого проанализируем разные виды искусств. 
 
    
Начнём с музыки и прослушивания музыкального произведения П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»: Октябрь. «Осенняя песнь».  Эпиграфом к «Осенней песне» являются строчки из стихотворения Алексея Толстого:  Осень, осыпается весь наш бедный сад,  Листья пожелтелые по ветру летят..."  
- Какое настроение создаёт эпиграф (стихи Толстого)? …(ответы) 
 - Почему композитор выбрал эти строки? 
 - О чём хотел рассказать Чайковский своей музыкой? 
 - Какие искусства взаимодействуют в этом примере? 
 
    
П.И.Чайковский 
«Осенняя песнь» 
    
Роберта Шумана  «Первая утрата» из фортепианного цикла  «Альбом юношества» 
    
Расскажите о своих впечатлениях после прослушивания.  
- Сколько настроений? 
 - О чём расскажет произведение? 
 - Сравните «Первую утрату» с «Осенней песней». 
 
- (3 части, 1 и 3 спокойные, 2 часть – взволнованная, жалобна, безысходность.) 
 - (Настроение – похоже с Осенней песней.) 
 
    
А сейчас рассмотрим на картины. 
 И.Левитан «Осенний день» 
И. Бродский «Опавшие листья» 
    
- Что видите на картине №1? 
 - Что изображено на №2? 
 - Что общего вы видите на этих двух картинах? 
 - Что общего между всеми этими произведениями: музыкальными, изобразительными и литературным (эпиграфом)? 
 - Как можно ещё сказать, что все эти произведения объединяет? 
 
    
- Их объединяет общая тема – осень. Таким образом, тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения. 
 - Изучая произведения различных видов искусств, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения. 
 
    
Какую песню мы знаем, которая вписывается в наш урок? 
    
Город этот выдумал один художник,   Люди там не знали, что такое дождик,   Просто не слыхали что такое дождик,   Вот такие люди жили в городе том.   Город этот выдумал один художник,   Люди там не знали, что такое дождик,   Лишь чудак какой-то в белый плащ одетый,   Продавал там зонтики зимой и летом.    
    
Припев:   Господа-пода, купите зонтик,   Белый зонтик, желтый зонтик,  Синий зонтик, красный зонтик,    Может пригодится вам.     
    
Домики там были все из пластилина,   Из пустых коробочек автомобили.   И не опасаясь никакой ангины,   Маленькие люди жили в городе том.   Маленькие были у людей заботы —   Шли они в театр и в кино с работы,   Вечером в подъезде целовался кто-то.   Все шутили и смеялись в городе том.    
    
Припев:   Господа-пода, купите зонтик,   Белый зонтик, желтый зонтик,  Синий зонтик, красный зонтик,    Может пригодится вам.     
    
Маленькое небо как-то раз промокло,   В маленьких домишках задрожали стекла,   И огромный дождик застучал по окнам,   Все схватили насморк сразу в городе том.   Вспомнили тут люди о торговце странном,   Бросились искать его по всем базарам,   Hо исчез торговец со своим товаром,   Только эта песенка осталась о нем.    
    
Припев:   Господа-пода, купите зонтик,   Белый зонтик, желтый зонтик,  Синий зонтик, красный зонтик,    Может пригодится вам.  
    
 Итог урока: 
- Что такое тема произведения? 
 - Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства? 
 - Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок? 
 - Как ты думаешь, в чем он выражается? 
 
    
Домашнее задание: нарисовать рисунок по теме «Осень»