kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов посредством медиатекстов

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье представлен образовательный потенциал медиатекстов  в процессе музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, компенсирующий отсутствие специальных музыкальных умений и навыков у студентов и способствующий формированию основ музыкальной культуры личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов посредством медиатекстов»

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАТЕКСТОВ

кандидат педагогических наук, доцент О.В.Ситникова

ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», Санкт-Петербург

Аннотация: в статье представлен образовательный потенциал медиатекстов в процессе музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, компенсирующий отсутствие специальных музыкальных умений и навыков у студентов и способствующий формированию основ музыкальной культуры личности.

Ключевые слова: педагогическое образование, виды музыкальной деятельности детей, авторский методический комплекс, медиаресурсы, гугл-диск, медиатексты.


MUSICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS THROUGH MEDIA TEXTS

O.V. Sitnikova Oksana Sitnikova, Ph.D, the senior lecturer of chair of pedagogics and pedagogical technologies of Pushkin Leningrad State University

Pushkin Leningrad State University St. Petersburg sh., d. 10., Pushkin, 196605, St. Petersburg

Abstract: the article presents the educational potential of media texts in the process of musical and pedagogical training of future primary school teachers. Media texts compensate for the lack of special musical skills and abilities of students and contribute to the formation of the foundations of the musical culture of the individual.

Keywords: pedagogical education, types of musical activities of children, author's methodological complex, media resources, Google drive, media texts.


В рамках университетского образования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль – «начальное образование» (ФГОС 3++), в соответствии с учебным планом реализуется дисциплина Б1.В.17 «Теория и технологии музыкального воспитания младших школьников», опыт преподавания которой в ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» был положен автором в основу данной статьи. Целью данной дисциплины является овладение студентами такими профессиональными компетенциями, которые бы обеспечили на основе собственной музыкальной культуры педагога возможность формирования основ музыкальной культуры у младших школьников. В этой связи, размышляя о музыкальной культуре педагога, становится очевидным, что это интегрированное многоаспектное личностное качество, включающее специальные (музыкальные) знания, умения и навыки и специфичные, в частности и наряду с другими, художественно-эстетические личностные качества.

В кандидатской диссертации автором была разработана соответствующая диагностическая методика [3;5], внедрённая и перманентно реализуемая в образовательном процессе высшего педагогического образования, которая свидетельствует об устойчивом преобладании низкого уровня музыкальной культуры будущих педагогов как части общей культуры личности.

В этой связи, в соответствии с целями и задачами, прописанными в образовательной программе по дисциплине Б1.В.17 «Теория и технологии музыкального воспитания младших школьников», формируется содержание данной дисциплины, которое отвечает принципам открытости и дополнительности. Так как дисциплина «Теория и технологии музыкального воспитания младших школьников» в соответствии с учебным планом по данному направлению длится всего один семестр, а объём учебной информации большой, и за этот период студентами-педагогами осваивается насыщенное содержание этой дисциплины, предполагающее формальные, неформальные и информальные виды образовательного процесса.

Исходя из того, что содержание дисциплины структурируется в соответствии с освоением основных видов музыкальной деятельности детей (восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) и соответствующих методик [1], и носит разомкнутый и творческий характер, так как учебная информация, предложенная преподавателем конкретной дисциплины прирастает подобными предложениями самих студентов, и, в результате накопления разнообразной информации по предмету и субъектного опыта, происходит рождение авторских творческих продуктов в виде, например, творческих дуэтов или ансамблей (ансамбль ложкарей), композиций ритмопластики, поурочных разработок, академических эссе (тематические размышления, рефлексия) на художественные фильмы и т.д.. Таким образом, по результату изучения данной дисциплины у каждого студента формируется авторский методический комплекс по музыкальному образованию младших школьников, который по типу является медиаресурсом, закреплённым на интернет платформе1, и может быть использован как в виде автономных медиатекстов, так и в различных интегрированных вариантах.

В этой связи, осуществим иллюстративный анализ единичного примера методического медиаресурса одного из студентов группы 766, профиль «Начальное образование» (Приложение 1):

1.С целью ознакомления с инструментами симфонического и народного оркестров, а также соответствующих музыкальных инструментов и их классификацией, студенты изучают соответствующие серии аудиоэнциклопедии «Дядя Кузя и Чевостик. Симфонический оркестр» и т.д. Задание выполняется в качестве иллюстрированного конспекта (см. рис.1). Кроме того, происходит ознакомление и дифференциация на слух тембров различных инструментов, что влечёт за собой развитие тембрального слуха, и также знакомство с фрагментами музыкальных произведений в которых солирует конкретный инструмент. Аналогично, в этом же контексте, осваивается и оформляется симфоническая сказка «Петя и волк», композитора С.С. Прокофьева и другие подобные задания.

Рисунок 1: Конспект аудиоэнциклопедии «Дядя Кузя и Чевостик. Симфонический оркестр»

2. С целью развития творческого мышления, способного к оригинальному анализу и синтезу разнообразной музыкальной информации студентам предлагается в качестве учебного задания просмотр художественных кинофильмов («Чайковский», СССР, 1969, реж.И.Таланкин; «Ленинградская симфония», СССР, 1957, реж.З.Аграненко; «Волшебная сила искусства», СССР, 1970, реж.Н.Бирман; «Учитель музыки», СССР, 1983; «Музыка сердца», США, 1999, реж.У.Крэйвен; «Хористы», Франция, 2004; «Толстяк на ринге», США, 2012; «Звуки музыки», США, 1965), с последующим написанием академического эссе. Просмотр художественных фильмов соответствующей (музыкальной, педагогической, биографической и др.) тематики и написание академического эссе (художественно-педагогических рассказов) по предложенным критериям в рамках контекста изучаемого материала является видом самостоятельной работы студентов, основанный на творческом подходе и дающий возможность личностного самовыражения умозаключений в свободной форме, реализующий эстетический выбор субъекта, который, порой, бывает спорным; одновременно эссе выступает методом научного познания и реализует обратную связь между преподавателем и учащимся [3;4]. Наряду с произведениями киноискусства, студенты знакомятся с музыкально-просветительскими передачами («Абсолютный слух», «Сати. Нескучная классика», «Энигма», «Шаболовка 37» на ТВ «Культура» и др.), с целью расширения музыкального кругозора и с последующим написанием аннотаций.

3. Пение как вид исполнительской музыкальной деятельности детей студентами методически прорабатывается путём составления каждым из них авторской технологической карты «Этапы работы над песней» с включёнными медиатекстами, вариант которой приведён в других публикациях автора [2], а сами медиатексты включены в содержание медиаресурса работы над песней (см. Приложение 2).

Так, при сохранении известных этапов работы над песней, согласно методической литературе (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, О.А. Апраксина и др.) [1], после I этапа – знакомство с песней, включающий, в том числе, выразительное исполнение самого педагога, переходим к более подробному описанию II этапа работы над песней, основанного на методических приёмах вокальной работы над песней с использованием ряда универсальных педагогических технологий, интегрированными с техническими ресурсами видео-конференции с демонстрацией экрана:

- Караоке как технология предполагает непрофессиональное пение с использованием электронного устройства… В этой электронной программе органично используется методический приём работы над песней «пение по цепочке», по заранее установленной учителем очередности вступления среди учеников. Учитывая известность данной электронной программы широкому кругу читателей, откажемся от визуализации, но напомним, что в соответствии с определённым темпо-ритмом на экране своевременно выделяются цветом слоги и слова песни. Но, при кажущейся простоте, есть нюанс, который необходимо учитывать в работе с детьми: важно подбирать такой вариант караоке конкретной песни, где бы явно и выразительно присутствовала мелодия на фоне аккомпанемента, что способствует формированию репродуктивных навыков чистого интонирования (т.е. правильно передавать звуковысотность мелодической линии).

- Мнемотехника, основанная на ассоциативном и образном мышлении: в качестве примера иллюстрируем песню «Чему учат в школе» (муз. В.Я. Шаинского, сл. М.С. Пляцковского):

1…

2…


3...


Здесь необходимо отметить мощный творческий потенциал педагога в подготовке по-фразовой визуализации текста песни с целью воздействия на мышление и память обучающихся. Соответственно, индивидуальный творческий потенциал реализуется персонифицировано, что и подтвердили выше упомянутые студенты, будущие учителя начальных классов, представив совершенно разные мнемотаблицы на одну и ту же песню…

Очевидно, что эти два приёма работы над песней в большей степени касаются таких аспектов, как «певческая дикция», «певческое дыхание», логические интонационные ударения, интонационная фразировка мелодической линии и др. Но, никак не затрагивают скрупулёзную работу над чистотой интонации. И в этой связи, нами был использован другой цифровой приём в разучивании песни «Голубой вагон» (муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского):

Здесь видно, что параллельно с фонограммой вокальной партии движется стрелка-курсор, которая при необходимости может быть остановлена преподавателем для интонационного уточнения нужного интервала. Таким образом, выделяется ещё один приём работы над песней:

- Работа над чистотой певческой интонации в синтезе с сольфеджированием…

Эти технологические карты «Этапы работы над песней» в силу того, что имеют цифровой ресурс, оказались очень кстати в сложившейся ситуации в образовании, связанной с переходом на дистанционный формат обучения [2].

4. Игра на детских музыкальных инструментах как вид исполнительской музыкальной деятельности детей и соответствующая методика студентами осваивается в реальном овладении игрой как на шумовых, ударных инструментах (ложки, маракасы и т.д.), так и на звуковысотных (металлофон и т.д.), в качестве ведущего индивидуального инструмента используется блок-флейта, прочно себя зарекомендовавшая в музыкальном развитии и обучении взрослых и детей. Собственное исполнение коротких музыкальных пьес фиксируются каждым студентом в аудио-видео файле и прикрепляется в именную папку на гугл-диск, становясь методическим и диагностическим (очевиден прогресс) материалом.

В силу ограниченности объема статьи, мы лишь фрагментарно раскрыли содержание учебной дисциплины «Теория и технологии музыкального воспитания младших школьников», преимущественно базирующееся на медиатекстах, так как подавляющее большинство студентов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», к сожалению, не имеют элементарной начальной музыкальной подготовки, и в этой связи, медиаресурсы оказываются весьма полезны в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов, большинство из которых, к счастью, обладают широкими творческими способностями.



Список литературы и источников:

1.Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе О. А. Апраксина. – М., 1983. – 224 с.

2.Ситникова О.В. Дистанционные уроки музыки в начальной школе в период пандемии [Текст] / О.В. Ситникова // Национальный проект «Культура» и система многоуровневого художественного образования в полиэтничном регионе. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. – С. 116-127.

3.Ситникова О.В. Художественный метод в педагогическом образовании: критерии диагностики и способы изучения (монография) [Текст] / О.В. Ситникова. – СПб: «ЛГУ им. А.С. Пушкина», 2018. – 149 с.

4.Ситникова О.В. Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики [Текст] / О.В. Ситникова // Инновации в образовании. – Москва, 2018. – № 5. – С. 97-116.

5. Ситникова О.В. Подготовка педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки: монография [Текст] / О.В. Ситникова. – Москва, 2014. – 249 с.







Приложение 1

Приложение 2

1 https://drive.google.com/open?id=1g9mHe6f4B83ovEbjBQbZIwfOgLtUb91q


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ситникова Оксана Владимировна

Дата: 24.06.2025

Номер свидетельства: 672254


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства