Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный творческий проект "Мир музыки" для детей 6-7 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
Центр развития ребенка – детский сад первой категории
№19 «Ивушка» г. Сальска
Краткосрочный творческий проект «Мир музыки» для детей 6-7 лет
Автор проекта:
музыкальный руководитель Алейникова Н.В.
г. Сальск
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проект направлен на развитие музыкальных способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативных навыков, располагает детей оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
ТИП ПРОЕКТА:
По количеству участников – групповой
По направленности – исследовательский, творческий
По длительности — краткосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети старшей группы № 5 «Солнышко»;
музыкальный руководитель;
воспитатели;
родители.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: 3 недели (10 апреля–3 мая 2025года)
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, и именно поэтому так
остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности.
Последнее время, наблюдая за детьми в группах, заметила, что
самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети практически не играют в группах на музыкальных инструментах – они для них стали обыденными, привычными, а потому -скучными. Требовалось привлечь внимание детей к этому виду деятельности, а для этого - обновить и пополнить музыкальные уголки новыми музыкально-шумовыми
инструментами и таким образом – создать условия для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.
Наши представления об окружающем мире в большей степени
складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного
музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара,
поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.
Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков,
подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет
использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.
Развивать музыкальные и творческие способности
на основе интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности;
Гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений.
Вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта детей;
Развивать познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;
Способствовать созданию условий для творческого
самовыражения ребѐнка в разных видах художественно-эстетической деятельности с учѐтом его индивидуальных возможностей.
Воспитывать любознательность, интерес
к музыкальной деятельности, умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дляпедагогов:
повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
творческое использование возможностей музыки в разных видах деятельности.
Длядетей:
появление интереса к музыкальной культуре;
активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;
проявление творческого самовыражения.
Дляродителей:
повышение музыкальной культуры;
эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
Использование в проекте разных видов деятельности не только обогащает у дошкольников их представления, развивает восприятие, воображение, но и
усиливает интерес детей к музыке, к творчеству, развивает их эстетические чувства и творческую активность.
Интеграция разных видов музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей, основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства. Например, слушая музыкальное произведение, ребенок не только воспринимает его на слух, определяет
характер и средства музыкальной выразительности, но и одновременно с биографией композитора, с музыкальными инструментами, поэзией, которые помогают дополнить восприятие.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
«Художественно – эстетическое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Физическое развитие».
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Создание условий для активной самостоятельной музыкальной
деятельности детей в группе; индивидуальная и групповая работа с детьми; организация бесед и совместной музыкальной игровой деятельности
музыкального руководителя и воспитателя с воспитанниками.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Материально-техническое:
Музыкальный центр;
Детские музыкальные инструменты;
Наглядное пособие по развитию чувства ритма у детей
Интерактивныйкомплект:
презентация «Музыкальные инструменты»;
презентация «Послушай, посмотри и повтори».
Дидактическийматериал:
Музыкально-дидактические игры:
«Цветик-семицветик» (Детям предлагается изобразить спомощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелестлистьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрипснега(можноиспользоватьдругиеварианты).
«Оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с еѐ окончанием взять только музыкальные инструменты (илитолькошумовые).
«Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальныхинструментах)
«Что лишнее» (Детям раздаются карточки. Они должныопределить, какой вид деятельности на карточке лишний, т.е.отличаетсяотдвухдругих на карточке).
«Музыкальные и шумовые звуки»
Музыкальные игры:
«Что звучит?» (Музыкальный руководитель предлагает детямзакрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра,дождя,боячасов,пенияптиц.Детиотгадывают,чтозвучит.)
«Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать»
Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.(Дети ходятпо залу,отыскиваютразличныезвуки,
рассказываютоних)
«Барабанщики»
«Найди свой инструмент»
«Хлоп-шлѐп» музыкально-двигательная игра
«Кто вышел погулять» музыкально-двигательная
игра (Детиделятсяна4группы.Каждаязанимаетсвойдомик
– медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыкаразныхрегистров.Чьямузыказвучит,тотдвигаетсяпозалув
соответствиисобразом(двигательнаяимпровизация)).
Песни:
«Весѐлые нотки» (Ю. Чичков, Я. Халецкий)
«Весѐлые музыканты» (р.н.м, сл. Г. Олейник)
«Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов
Классическая музыка:
Э. Григ «Утро»
Р. Шуман «Форель»
М.П. Мусоргский «Увертюра из оперы «Садко»
В.А. Моцарт «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»
Ф. Ж. Госсек «Гавот»
П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Иллюстративный материал: изображение детских шумовых музыкальных инструментов.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Период
Мероприятие
Ответственный
1 этап - подготовительный
1-я неделя
-Подбор методической литературы, изучение материалов интернет- ресурсов по теме проекта;
Музыкальный руководитель
Информирование родителей по теме проекта;
Музыкальный руководитель
Работасдетьминамузыкальныхзанятиях:
Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь:
(Можем ли мы сами воспроизводить звуки и как? Можем ли мы использовать полученные путем собственного опыта навыки в
музыкальной деятельности и как?). В результате формулируется проблема проекта, сюжетная игровая ситуация, цель и задачи.
Музыкальный руководитель
Вводное музыкальное занятие поопределению у детей знаний омузыкальныхишумовыхзвуках
Музыкальный руководитель и воспитатели создают условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует:
-группы детей;
-распределяет роли, ответс- твенность;
-планирование детской деятельности по решению задач проекта.
2 этап – основной, организационно-практический
2-я неделя
На музыкальных занятиях дети музицируют и импровизируют на музыкальных инструментах.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
Импровизация звуковых картин на заданную тему.
Музыкальный руководитель
Совместная образовательнаядеятельностьсдетьми
«Музыкальнаялаборатория»:
Опыты «Музыка или шум?»;
«Откуда берется голос?», цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи;
«Как распространяется звук» цель: объяснить,
как распространяются звуковые волны.
Образовательнаядеятельность
«Нашоркестр».
Практическаядеятельность
«Звуки разные нужны, звуки разныеважны»:
Почему все звучит?» (колебание предметов);
«Где живет эхо?», цель: подвести к понятию возникновения эха;
«Как сделать звук громче?», цель: выявить причину усиления
звука.
Воспитатель
Разучивание музыкального материала: песен, игр на самодельных
музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель
3 этап - заключительный
3-я неделя
Проведение итогового развлечения для детей с участием родителей
«Откроем музыку в себе», на котором подводятся итоги, дети представляют результаты своего труда.