Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Вальсы Победы"»
4
Сценарий
Музыкальная гостиная
«ВАЛЬСЫ ПОБЕДЫ»
май 2025
Цель: формировать знания детей о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны на примерах военных песен. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с песнями-вальсами о Великой Отечественной войне, - познакомить с историей создания известных военных песен. Развивающие: - развивать музыкальный кругозор и культуру детей. - развивать творческие способности учащихся, внимание, память, любознательность. Воспитывающие: - воспитывать гордость и уважение к героической истории своего народа. - воспитывать любовь к народной культуре России.
Актуальность:
Песни военных лет и сегодня звучат, они ни сколько не устарели. Они передают чувства, переживания, настроения людей того времени. Военные песни отличаются содержательностью, мелодичностью, проникновенностью. Песни о войне в доступной форме помогают познакомить детей с героическим прошлым своей страны, с великим подвигом народа, защитившим свою страну от фашистских захватчиков. С помощью военных песен можно проникнуть в души, всколыхнуть чувства, оставить впечатления на всю жизнь.
Предварительная подготовка: 1. Подготовка сценария мероприятия 2. Подбор нотного музыкального материала 3. Разучивание на музыкальном инструменте фронтовых песен с учениками 4. Разучивание стихотворения с детьми. 5. Репетиция мероприятия. 6. Приглашение гостей , родителей учащихся на мероприятие.
Слайд №1
Звучит «Майский вальс» муз. И. Лученка.
Дорогие ребята!
Уважаемые гости!
Сегодня наша встреча в музыкальной гостиной посвящена великому празднику-Дню Победы!
80 лет назад наш народ одержал Победу над врагом - немецко-фашистскими захватчиками!
Великая Отечественная война была жестокой и безжалостной, она отбирала у людей самое дорогое: любовь, родных, уверенность в завтрашнем дне, детство и счастье, даже надежду, но всегда у людей оставалось только одно — музыка.
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высокой. Она складывалась обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души и воспевало великий подвиг русского народа. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Музыка поддерживала людей в трудные минуты, утешала их измучившиеся души. Она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело и находило в себе новые силы хранить надежду. У каждой песни этого времени своя история, свой путь, и своя судьба.
Песен военных лет очень много и сегодня мы послушаем, познакомимся с историей их создания лишь с некоторыми из них, написанными в ритме вальса.
В самом начале Великой Отечественной войны, среди грохота небывалых в истории сражений, казалось, что на фронте могут звучать только марши и боевые походные песни. Такие произведения, как «Священная война» Александра Александрова, «Марш защитников Москвы» Бориса Мокроусова и другие композиции советских композиторов. Уже в первые, самые тяжёлые месяцы войны, с этими песнями, с сатирическими куплетами и частушками на фронт выезжали артисты театральных коллективов и концертных бригад. Фронтовики с восхищением и нескончаемыми аплодисментами встречали любимых исполнителей – Леонида Утёсова, Клавдию Шульженко, Лидию Русланову.
Подчас эти выступления прерывались артиллеристским огнём противника, но после обстрела возобновлялись вновь. Особой популярностью в этих импровизированных концертах пользовались любимые нашим народом вальсы! Эта любовь проявлялась с тех давних пор, когда в городских садах и парках военные духовые оркестры играли старинные вальсы, а пары кружились и молодые люди радовались жизни.
После победы над фашистской Германией вальс стал символом торжества и освобождения. Вальс был одним из самых популярных танцев в послевоенное время. Он исполнялся на парадах, праздниках и в танцевальных залах по всей стране.
Вальс также играл важную роль в восстановлении страны после войны. Он помогал людям отвлечься от пережитых ужасов и вернуться к мирной жизни.
Значение вальса в Великой Отечественной войне вышло далеко за рамки простого танца. Он стал символом стойкости, надежды и победы советского народа. Вальс помогал людям пережить трудности войны, поддерживал их боевой дух и вдохновлял на подвиги.
Слайд №2
Песня «В землянке»
«До тебя мне дойти нелегко, а до смерти черты шага»,
– эти трогательные строки военный корреспондент газеты «Красноармейская правда» Алексей Сурков адресовал своей супруге Софии, находящейся в эвакуации, и даже представить не мог, что его стихи станут известной песней. Алексей сочинил эти «домашнее» стихотворение под Истрой после того, как всю ночь ему со штабом гвардейского полка пришлось по пояс в снегу выходить из окружения.
Случился тот памятный бой на подступах к Москве 27 ноября 1941 года. Танковая дивизия гитлеровцев атаковала позиции 258-го полка 9-й гвардейской стрелковой дивизии – танки отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов. Всем штабным и корреспондентам пришлось взяться за оружие, и они с честью прошли это боевое крещение. Когда Сурков с бойцами под непрерывным минометным огнём вышел к своим, их огорошили вопросом: «А как вы смогли пройти через поле? Там же всё заминировано!»
Для Алексея Суркова эта война была уже четвёртой. И хотя он был не призывного возраста, дома оставаться не мог. И вот после выхода из окружения, усталый и промёрзший, сидя у железной солдатской печурки, он и вывел строки:
«Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола…». Когда стихотворение было готово, солдат озаглавил его строкой – «Тебе — солнышко мое!». Его жена у это время была с дочкой и сыном в эвакуации.
«Землянка», возможно, так и осталась бы частью личной переписки, если бы зимой 1942 года из эвакуации не вернулся композитор Константин Листов, и его не назначили старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-морского флота. Он пришёл во фронтовую редакцию и попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». И вот тут Алексей Сурков вспомнил о своих стихах. Он переписал их начисто, вручил Листову и не очень верил, что из них получится песня. Через неделю Листов появился в редакции снова, попросил гитару и спел… На этой премьере в редакции «Фронтовой правды» был и писатель Евгений Воробьев. Он попросил Листова записать ее мелодию, и песня была опубликована в газете.
Но песня, полюбившаяся бойцам, вдруг впала в немилость. «Блюстителям фронтовой нравственности» не понравились строки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага». Они назвали их упадническими и потребовали заменить. Именно из-за этого весь тираж грампластинок, на которых в августе 1942 года была выпущена «Землянка», уничтожили. Но песня ушла в народ, и ничто не могло помешать её популярности.
Всегда исполняли «Землянку» на своих фронтовых концертах, несмотря на негласный запрет, Леонид Утесов и Лидия Русланова. А для Руслановой эта песня стала ещё и признание в любви боевому генералу, Герою Советского Союза Владимиру Крюкову.
А на том месте, где была написана «Землянка» – в деревне Кашино Истринского района – в 1998 году установили памятник.
Музыка К.Листова. Песня «В землянке»
исполняет вокальный ансамбль «Солнышко»
руководитель В А.Першенкова
Слайд№3
«Случайный вальс»
Песня «Случайный вальс» была написана поэтом Евгением Долматовским и композитором Марком Фрадкиным в 1943 году, когда они переезжали из Сталинграда в Елец. Поезд двигался так медленно, что дорога заняла целых семь дней. Этого времени как раз хватило, чтобы создать произведение, неподвластное времени. А история, описанная в нем, была связана с конкретным эпизодом военных дней.
М.Фрадкин. «Случайный вальс»
Исполняет С.Замамыкина и преподаватель Е.Миникеева.
Слайд №4
Старинный вальс «На сопках Маньчжурии»
Исполняет на аккордеоне С.Чудинова
В годы войны этот вальс был очень известным и любимым, он стал символом памяти и скорби по погибшим в войне.
Обьявляется Минута молчания
Слайд №5
«В лесу прифронтовом»
Песня композитора Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Стихотворение Исаковского было написано в 1942 году, когда поэт с семьей находился в эвакуации в городе Чистополе Татарской АССР, расположенный на реке Кама. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь…
Затем послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс.
М.Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор «пристраивает» хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса «Осенний сон», и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.
Но «В лесу прифронтовом» – не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом.
В годы войны песня «В лесу прифронтовом», повествующая о воспоминаниях солдат во время отдыха перед боем, снискала всенародную популярность.
М.Блантер. «В лесу прифронтовом»
Видео исполняет В.Михайлова и преподаватель Е.Миникеева
Слайд №6
«Синий платочек»
В минуты затишья бойцы слушали любимые мелодии, исполняемые под гитару, старенький баян, а иногда звучавшие на видавшем виде трофейном патефоне. Вальсы напоминали им мирное довоенное время, близких и родных…
Композитор, написавший мелодию песни, - поляк Ежи Петербургский, родившийся до Революции. После раздела Польши в 1939 году он жил в Белостоке и накануне войны возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка песни была написана Петербуржским в 1940 году в Минске, и до сих пор «Синий платочек» встречается в разных редакциях: известная народу версия написана Яковом Галицким, а версия «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» - поэтом Борисом Ковылёвым.
«Синий платочек»
Муз.Е.Петербуржского.Исполняет Чудинова Софья.
Слайд №7
Исполняя и слушая песни о Великой Отечественной войне, мы можем хотя бы отдаленно понять чувства солдат, защищавших свою Родину. Именно благодаря музыке того времени, мы способны ощутить на себе чудовищную тяжесть материнских слёз, ожидавших их возвращения, и то неописуемое счастье, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года. По своему эмоционально-духовному наполнению, военные песни превзошли всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу эстраду после. Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную кровью землю нам, их счастливым детям. И завещают беречь её.