kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока музыки: Песни Великой Победы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработки: формирование у учащихся уважения к историческому прошлому страны через знакомство с музыкальным наследием времён Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки: Песни Великой Победы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ

«ПЕСНИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»








Разработала: Михалевская Д.А.,

учитель музыки, молодой специалист

Наставник Абдулова А.Р., учитель музыки















г. Сургут

2025

Паспорт методической разработки урока


Предмет

Музыка


Тема урока

«Песни Великой Победы»


Тип урока

Урок изучения нового материала с элементами эмоционально-ценностного восприятия

Форма проведения

Комбинированный урок (слушание, обсуждение, исполнение, творческая работа)

Цель

Формирование у учащихся уважения к историческому прошлому страны через знакомство с музыкальным наследием времён Великой Отечественной войны.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить с песнями «Священная война», «Катюша», «Журавли»;

  • показать роль музыки как духовной поддержки в годы войны;

  • развивать навыки осознанного слушания и коллективного исполнения.

Развивающие:

  • развивать эмоционально-ценностное восприятие музыкальных произведений;

  • формировать умение высказывать личное мнение о содержании музыки;

  • развивать воображение, ассоциативное мышление, выразительность речи.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма и уважения к подвигу народа;

  • формировать осознание значимости мира и памяти о прошлом;

  • развивать интерес к музыкальному наследию страны.


Участники


Учащиеся 3 классов

Педагогические методы и приемы

  • Словесные: рассказ, объяснение, беседа.

  • Наглядные: показ иллюстраций, использование презентации, аудиоматериалов.

  • Практические: прослушивание, исполнение песен, творческое задание (рефлексия).

  • Приёмы эмоционального погружения, ассоциативного восприятия.

Оборудование и материалы:


  • Проектор, экран, презентация с иллюстрациями.

  • Аудиозаписи песен.

  • Музыкальный центр/колонки.

  • Вырезанные звёзды из цветной бумаги.

  • Магнитная доска или экран для «Созвездия Памяти».


Ожидаемые результаты:


  • Учащиеся осознают роль музыки как формы духовного наследия.

  • Эмоционально проживают события военного времени через художественные средства.

  • Развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

  • Формируется уважение к памяти поколений.

































Сценарий урока

Этап 1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока (2 мин)

Цитата «Память о прошлом — это дорога в будущее» выведена на доску.

Учитель задаёт наводящие вопросы:

— Как вы понимаете эти слова?

(Предполагаемые ответы: «Нельзя забывать прошлое», «Надо помнить, чтобы не повторить ошибок», «Если помнить, можно быть сильнее в будущем»)

— А о каком «прошлом» здесь может идти речь? Что люди чаще всего вспоминают, когда говорят о важной памяти?

(Предполагаемые ответы: «О войне», «О героизме», «О дедушке, который воевал», «О Победе»)

— Как вы думаете, почему память о войне так важна и сегодня?
— А как люди сохраняли память о войне? Что помогает помнить?

(Предполагаемые ответы: «Песни», «Фильмы», «Истории в семье», «Книги», «Памятники»)

— Почему, как вы думаете, люди пели даже во время войны? Что значила песня в тот момент?

(Предполагаемые ответы: «Поддержка», «Давала силы», «Объединяла», «Помогала не бояться», «Напоминала о доме»)

— Получается, что песня помогала людям жить, бороться, надеяться. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети формулируют тему урока: «О песнях времён Великой Отечественной войны».

2 этап. Актуализация знаний и изучение нового материала. (25 мин)

Цитата «Без музыки — солдат, как без оружия»

Учитель: Сегодня мы поговорим о песнях, которые звучали в годы Великой Отечественной войны, и о том, какую роль они играли в жизни людей. Какие военные песни вы знаете?

(Предполагаемые ответы: «Родина моя», «Катюша», «За тебя, Родина-мать»)

— Сегодня мы услышим такие песни, узнаем, как они помогали людям — и даже попробуем спеть одну из них вместе. Одна из таких песен открывающая наш урок «Священная война».

Учитель показывает слайд:

«Священная война»
Слова — В. Лебедев-Кумач
Музыка — А. Александров

Учитель рассказывает: — Песня «Священная война» прозвучала впервые на Белорусском вокзале в Москве, через два дня после начала войны. Её исполнял ансамбль Красной Армии. Солдаты слушали её стоя — с тем же уважением, как гимн.

— Композитор Александр Васильевич Александров — тот самый человек, который создал знаменитый ансамбль песни и пляски Советской Армии, а также музыку к Государственному гимну СССР, позднее ставшую основой современного гимна России»

Прослушивание фрагмента (1–2 куплета, запись). Дети слушают молча, стоя.

Обсуждение: — О чём эта песня?
— Почему её называют «Священной»?
— Что вы почувствовали? Какие образы у вас возникли?

Вывод: эта песня стала символом решимости защищать Родину.

Фронтовая песня «Катюша» — музыка ожидания

Учитель: — Но война — это не только бой. Это ещё и ожидание, любовь, вера. — Многие девушки писали письма солдатам, ждали вестей. Одна из таких песен — «Катюша».

На экране — фото реки, девушка, слова куплета.

Музыка — Матвей Блантер
Слова — Михаил Исаковский

Учитель рассказывает: — Эта песня была написана ещё до войны — в 1938 году. Но она сразу стала очень близкой тем, кто ушёл на фронт. Потому что в ней — тепло, нежность, надежда.

Прослушивание вступления.
Исполнение куплета вместе с детьми.

Вопросы: — Кто такая Катюша?
— Почему солдатам важно было знать, что их ждут?

Вывод: даже в страшные времена песня могла быть лучиком света, ниточкой между фронтом и домом.

Возвращаемся к тезису урока «Память о прошлом — это дорога в будущее»

Для чего же люди должны помнить свою историю, историю своей семьи?

Вывод: Человек, знающий историю страны, родного края, свои корни, гордится своим Отечеством.

- Историческая память включает воспоминания о важных событиях, подвигах, достижениях, которые происходили в жизни народа.

Учитель: А есть песни, которые помогают помнить тех, кто не вернулся с войны. Такие песни называются песнями памяти. Сейчас мы услышим историю, которая потрясла поэта Расула Гамзатова. Это история одной семьи, но в ней отражена судьба целого поколения.

Учащиеся читают стихотворения Расула Гамзатова, учитель рассказывает об истории создания песни.

В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 под Москвой. Еще двое — при обороне Севастополя в 1942. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей Газдановых пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге. Он увидел их, и сердце его не выдержало. В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение. На своем родном языке, по-аварски.

Прослушивание фрагмента (в записи);

Вопросы: — Почему образ журавлей такой трогательный?
— Какие чувства вызывает эта песня?

Разучивание 1 куплета, исполнение.

- А вы, ребята, знаете историю своей семьи, историю своих прадедов?

3 этап. Систематизация и обобщение знаний.

Музыкальная игра «Угадай песню» (5 мин)

Учитель включает фрагменты известных песен: — «В землянке», «Смуглянка», «Журавли», «День Победы».
Задание детям: — Узнать песню и сказать, о чём она.

4 этап. Рефлексия «Звёзды Памяти» (5 мин)

Учитель раздаёт детям карточки-звёздочки. — Напишите одно слово или короткую фразу, с чем у вас теперь ассоциируется слово «война» или «песня».

Домашнее задание (2 мин)

Подготовить сообщение по теме урока. Варианты для вдохновения: «Песня, которую помнит моя семья», «История одной песни Победы». Можно оформить в виде мини-презентации, рисунка или устного рассказа.

Учитель: — Пока звучат эти песни — жива память. Пока мы поём их вместе — живо чувство благодарности и гордости.

Финальные слова:

«Пусть никогда дети не узнают, что такое война. А мы будем помнить о тех, кто подарил нам мирное небо.»




Список литературы:

1. Блинникова Л. В., Орлова Е. М.

Музыка в начальной школе: Учебное пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2019.


2. Кабалевский Д. Б.

О музыке: Книга для учащихся и учителей. — М.: Музыка, 2010.


3. Зайцева Т. В. (сост.)

Уроки мужества: Сценарии и методические рекомендации для школ. — М.: Учитель, 2020.


4. Крылова Н. Е., Казьмина Н. С.

Методика преподавания музыки в начальной школе. — СПб.: Лань, 2022.


5. Хрестоматия по музыкальной литературе для начальной школы / Под ред. Т. А. Кудряшовой. — М.: Владос, 2018.


Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт проекта «Победа.рф» — материалы к 9 Мая:
https://pobeda.rf

2. Электронная библиотека музея Победы на Поклонной горе:
https://victorymuseum.ru

3. Образовательный портал «1 сентября» — уроки и сценарии по теме ВОВ:
https://urok.1sept.ru

4. Цифровая библиотека «Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина» — раздел ВОВ:
https://www.prlib.ru/section/1317575

5. Банк медиаресурсов к урокам музыки, включающий песни военных лет:
https://nsportal.ru/library/content

Приложения:

  • Презентация к уроку

  • Аудиофайлы песен

  • Тексты песен для разучивания

  • Карточки для рефлексии


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока музыки: Песни Великой Победы

Автор: Михалевская Дарья Александровна

Дата: 29.08.2025

Номер свидетельства: 673692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока во 2 классе «Образы защитников Отечества в музыке» "
    ["seo_title"] => string(90) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-vo-2-klassie-obrazy-zashchitnikov-otiechiestva-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "214133"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432216794"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая   разработка общешкольного мероприятия "Фестиваль талантов" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-obshchieshkol-nogho-mieropriiatiia-fiestival-talantov"
    ["file_id"] => string(6) "224037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438347031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Лекция –концерт   посвященная 70-й   годовщине Великой  Победы    в ВОВ «Песни, опалённые войной» "
    ["seo_title"] => string(106) "liektsiia-kontsiert-posviashchiennaia-70-i-ghodovshchinie-vielikoi-pobiedy-v-vov-piesni-opalionnyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "181897"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425405637"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка внеклассного мероприятия «К 70-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_vnieklassnogho_mieropriiatiia_k_70_lietiiu_vielikoi_"
    ["file_id"] => string(6) "397908"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1488710732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Литературно – музыкальная композиция «Война и песня»"
    ["seo_title"] => string(54) "litieraturno_muzykal_naia_kompozitsiia_voina_i_piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "420112"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1496394631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства