Методическая разработка урока музыки: Песни Великой Победы
Методическая разработка урока музыки: Песни Великой Победы
Цель разработки: формирование у учащихся уважения к историческому прошлому страны через знакомство с музыкальным наследием времён Великой Отечественной войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учащиеся осознают роль музыки как формы духовного наследия.
Эмоционально проживают события военного времени через художественные средства.
Развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
Формируется уважение к памяти поколений.
Сценарий урока
Этап 1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока (2 мин)
Цитата «Память о прошлом — это дорога в будущее» выведена на доску.
Учитель задаёт наводящие вопросы:
— Как вы понимаете эти слова?
(Предполагаемые ответы: «Нельзя забывать прошлое», «Надо помнить, чтобы не повторить ошибок», «Если помнить, можно быть сильнее в будущем»)
— А о каком «прошлом» здесь может идти речь? Что люди чаще всего вспоминают, когда говорят о важной памяти?
(Предполагаемые ответы: «О войне», «О героизме», «О дедушке, который воевал», «О Победе»)
— Как вы думаете, почему память о войне так важна и сегодня? — А как люди сохраняли память о войне? Что помогает помнить?
(Предполагаемые ответы: «Песни», «Фильмы», «Истории в семье», «Книги», «Памятники»)
— Почему, как вы думаете, люди пели даже во время войны? Что значила песня в тот момент?
(Предполагаемые ответы: «Поддержка», «Давала силы», «Объединяла», «Помогала не бояться», «Напоминала о доме»)
— Получается, что песня помогала людям жить, бороться, надеяться. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Дети формулируют тему урока: «О песнях времён Великой Отечественной войны».
2 этап. Актуализация знаний и изучение нового материала. (25 мин)
Цитата «Без музыки — солдат, как без оружия»
Учитель: Сегодня мы поговорим о песнях, которые звучали в годы Великой Отечественной войны, и о том, какую роль они играли в жизни людей. Какие военные песни вы знаете?
(Предполагаемые ответы: «Родина моя», «Катюша», «За тебя, Родина-мать»)
— Сегодня мы услышим такие песни, узнаем, как они помогали людям — и даже попробуем спеть одну из них вместе. Одна из таких песен открывающая наш урок «Священная война».
Учитель показывает слайд:
«Священная война» Слова — В. Лебедев-Кумач Музыка — А. Александров
Учитель рассказывает: — Песня «Священная война» прозвучала впервые на Белорусском вокзале в Москве, через два дня после начала войны. Её исполнял ансамбль Красной Армии. Солдаты слушали её стоя — с тем же уважением, как гимн.
— Композитор Александр Васильевич Александров — тот самый человек, который создал знаменитый ансамбль песни и пляски Советской Армии, а также музыку к Государственному гимну СССР, позднее ставшую основой современного гимна России»
Прослушивание фрагмента (1–2 куплета, запись). Дети слушают молча, стоя.
Обсуждение: — О чём эта песня? — Почему её называют «Священной»? — Что вы почувствовали? Какие образы у вас возникли?
Вывод: эта песня стала символом решимости защищать Родину.
Фронтовая песня «Катюша» — музыка ожидания
Учитель: — Но война — это не только бой. Это ещё и ожидание, любовь, вера. — Многие девушки писали письма солдатам, ждали вестей. Одна из таких песен — «Катюша».
На экране — фото реки, девушка, слова куплета.
Музыка — Матвей Блантер Слова — Михаил Исаковский
Учитель рассказывает: — Эта песня была написана ещё до войны — в 1938 году. Но она сразу стала очень близкой тем, кто ушёл на фронт. Потому что в ней — тепло, нежность, надежда.
Прослушивание вступления. Исполнение куплета вместе с детьми.
Вопросы: — Кто такая Катюша? — Почему солдатам важно было знать, что их ждут?
Вывод: даже в страшные времена песня могла быть лучиком света, ниточкой между фронтом и домом.
Возвращаемся к тезису урока «Память о прошлом — это дорога в будущее»
Для чего же люди должны помнить свою историю, историю своей семьи?
Вывод: Человек, знающий историю страны, родного края, свои корни, гордится своим Отечеством.
- Историческая память включает воспоминания о важных событиях, подвигах, достижениях, которые происходили в жизни народа.
Учитель: А есть песни, которые помогают помнить тех, кто не вернулся с войны. Такие песни называются песнями памяти. Сейчас мы услышим историю, которая потрясла поэта Расула Гамзатова. Это история одной семьи, но в ней отражена судьба целого поколения.
Учащиеся читают стихотворения Расула Гамзатова, учитель рассказывает об истории создания песни.
В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 под Москвой. Еще двое — при обороне Севастополя в 1942. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей Газдановых пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге. Он увидел их, и сердце его не выдержало. В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение. На своем родном языке, по-аварски.
Прослушивание фрагмента (в записи);
Вопросы: — Почему образ журавлей такой трогательный? — Какие чувства вызывает эта песня?
Разучивание 1 куплета, исполнение.
- А вы, ребята, знаете историю своей семьи, историю своих прадедов?
3 этап. Систематизация и обобщение знаний.
Музыкальная игра «Угадай песню» (5 мин)
Учитель включает фрагменты известных песен: — «В землянке», «Смуглянка», «Журавли», «День Победы». Задание детям: — Узнать песню и сказать, о чём она.
4 этап. Рефлексия «Звёзды Памяти» (5 мин)
Учитель раздаёт детям карточки-звёздочки. — Напишите одно слово или короткую фразу, с чем у вас теперь ассоциируется слово «война» или «песня».
Домашнее задание (2 мин)
Подготовить сообщение по теме урока. Варианты для вдохновения: «Песня, которую помнит моя семья», «История одной песни Победы». Можно оформить в виде мини-презентации, рисунка или устного рассказа.
Учитель: — Пока звучат эти песни — жива память. Пока мы поём их вместе — живо чувство благодарности и гордости.
Финальные слова:
«Пусть никогда дети не узнают, что такое война. А мы будем помнить о тех, кто подарил нам мирное небо.»
Список литературы:
1. Блинникова Л. В., Орлова Е. М.
Музыка в начальной школе: Учебное пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2019.
2. Кабалевский Д. Б.
О музыке: Книга для учащихся и учителей. — М.: Музыка, 2010.
3. Зайцева Т. В. (сост.)
Уроки мужества: Сценарии и методические рекомендации для школ. — М.: Учитель, 2020.
4. Крылова Н. Е., Казьмина Н. С.
Методика преподавания музыки в начальной школе. — СПб.: Лань, 2022.
5. Хрестоматия по музыкальной литературе для начальной школы / Под ред. Т. А. Кудряшовой. — М.: Владос, 2018.
Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт проекта «Победа.рф» — материалы к 9 Мая: https://pobeda.rf
2. Электронная библиотека музея Победы на Поклонной горе: https://victorymuseum.ru
3. Образовательный портал «1 сентября» — уроки и сценарии по теме ВОВ: https://urok.1sept.ru
4. Цифровая библиотека «Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина» — раздел ВОВ: https://www.prlib.ru/section/1317575
5. Банк медиаресурсов к урокам музыки, включающий песни военных лет: https://nsportal.ru/library/content