Иоганнес Брамс композитор страстной музыкальной мысли
« Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени »
Роберт Шуман
Данная презентация посвящена творческой деятельности композитора, создавшего собственную теорию о развитии немецкой классической музыки второй половины XIX века, что собственно вызвало полемику среди музыкантов того времени и разделение их за тех, кто отдавал предпочтение программной музыке и вагнеровской реформе оперы (то есть были за Ф. Листа и Р. Вагнера) и тех, кто придерживался основ классической музыки, за их сохранение и развитие (Брамса). Недаром сторонники Брамса называли его «последователем Баха».
Но помимо этого композитор также придерживался традиций Бетховена в сочинении симфоний. Впоследствии немецкий композитор и дирижёр того времени Г.Бюлов назовёт его первую симфонию «Десятой симфонией Бетховена» за чёткость и стройность музыкальной формы, классическую ясность и завершённость мелодии.
Итак, Иоганнес Брамс: композитор страстной музыкальной мысли
.
7.05. 1833 г. (Гамбург) – 3.04. 1897 г. (Вена)
Гамбург – место рождения композитора
Брамс в возрасте 20 лет
Своей ранней творческой зрелостью в качестве композитора он вызвал восхищение Роберта Шумана, встреча с которым осенью 1853 г. в Дюссельдорфе определила всю его последующую жизнь.
Изображение Дюссельдорфа, где произошла встреча Брамса и Шумана.
Гравюра неизвестного художника XIX в.
Клара Шуман
Роберт Шуман
1810 - 1856
1819 – 1896
.
Венгерские пейзажи
Венгерские пейзажи
Си - бемоль мажор – одна из любимейших тональностей Брамса. Она неизменно становилась тональностью всех его сочинений, согретых какой-то особой, уютной удовлетворённостью.
Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Гёте, современных ему поэтов. Поэзия, повествующая о любви и верности, обрела в творчестве композитора вторую жизнь.
Такие песни, как
« Майская ночь », « К фиалке », « О вечной любви », « Путь к милой », « Ода Сафо », « Колыбельная », « Тоска по Родине » являются маленькими шедеврами и до сих пор входят в репертуар многих певцов.
Брамс предназначал свои песни для исполнения певцами-любителями в домашнем кругу. Отсюда необыкновенная интимность, проникновенный и тонкий лиризм музыки этих произведений.
Иоганнес Брамс в расцвете своего творческого дарования
Георг Геншель
Главное дело всей жизни композитора – создание четырёх симфоний, отражающих разные аспекты его мироощущений.
Все они разнятся между собой характером, стилем, звучанием.
Первая симфония (до-минор) – монументально-эпическая - наследница бетховенского симфонизма, в ней острота сразу же вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном гимническом звучании. Он работал над ней 10 лет (1876 г).
Вторую симфонию (ре-мажор) - жанрово-танцевальную - можно смело назвать «симфонией радости». Истоки её в музыке Гайдна и Шуберта. Она была создана в 1877 году.
Третья симфония (фа-мажор) - лирико-драматическая - самая искренняя и романтичная из всего симфонического цикла, - проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед вечной красой природы, светлого и ясного утра (1883 год).
Четвёртая симфония (ми-минор) – трагическая - венец брамсовского симфонизма (1885 год), она развивается «от элегии к трагедии» ( И.Соллертинский). Именно в ней получили самое совершенное воплощение те образы и мысли, которые составляют самую сущность симфонизма Брамса – удивительное соединение сердечной искренности и рациональной композиции, новых идей и старинных форм, как будто слегка улыбающейся печали и как будто чуть плачущей радости.
Симфоническая форма у Брамса словно изваяна из монолитной глыбы, она стала синонимом монументального стиля в инструментальной музыке.
Иоганнес Брамс
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Художник Д.Штилер 1919 г.
Брамс – единственный из знаменитых музыкантов своей эпохи, кто упорно отклонял предложения о заграничных турне; исключение составляли поездки в Италию – с цель отдохнуть и развеяться.
Виды итальянских пейзажей
Ганс фон Бюлов и Иоганнес Брамс
Автограф Брамса
Вид Баден-Баден с картины неизвестного художника
Дом Брамса в Баден-Баден
Фотография современного Баден-Баден
Дружеские шаржи на Брамса
рисунки художника Вилли фон Бекерата
1911 г.
Брамс дирижирует
Брамс за роялем
Брамс на пути в таверну «Красный ёж»
Силуэт работы Отто Бёлера
Гамбург
Музеи Брамса
Гамбург
Вена (Австрия)
Музеи Брамса
В Вене находится музей Гайдна, в котором есть мемориальная комната Брамса
Мемориальная комната Брамса в музее Вены
«Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса – она, эта музыка, будет жить»
Г. Галь
Памятник И.Брамсу. Вена.
Список использованной литературы
Спасибо за внимание !
- Галь Ганс. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера – три мира. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.
- Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., «Музыка», 1990.
Материалы Internet :
http://www.c-cafe.ru/days/bio/11/054.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/288/%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%A1
http://www.olgasleeps.ru/100velikih/compositors/brams3_8.html
http://www.brahms-baden-baden.de/index.php?inc=db&id=2
http://www.horizontwenzel.de/main/AttractionsHamburg.xhtml