kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики по теме "Среднее арифметическое нескольких чисел" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  ориентирован   на использование учебника  Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012.  В соответствии с требованиями к результатам освоения основной  образовательной программы общего образования ФГОС на занятиях по математике направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Среднее арифметическое нескольких чисел" (5 класс)»

План-конспект урока

Предмет: Математика

Уровень образования: базовый

Учебник: Математика – 5 класс (автор Виленкин Н. Я.).

Тема: Среднее арифметическое нескольких чисел.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Участники: обучающиеся 5 класса.

Цель урока:

изучение понятие среднего арифметического чисел;

применение его при решении задач.

Задачи:

сформировать понятие среднего арифметического нескольких чисел;

изучить правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел;

научиться решать задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел.

Ожидаемый результат:

- Формирование познавательных УУД :

самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- Формирование коммуникативных и личностных УУД:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитание ответственности и аккуратность.

- Формирование регулятивных УУД

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3.Необходимое техническое оборудование: Доска, мел, учебники по математике, раздаточный материал (карточки).

ХОД УРОКА

  I.  Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Посмотрите на слайд. Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока. (Слайд 2)

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. А. Н. Крылов

- Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)

  II.  Актуализация знаний

№1. Найдите ошибки (устно). (Слайд 3)

1)  0,01 ∙ 3= 0,3 (0,03)

2)  0,05 ∙ 2= 0,01 (0,1)

3)  0,08 ∙ 4= 32 (0,32)

4)  0,006 ∙ 3= 0,18 (0,018)

5)  0,007 ∙ 3= 2,1 (0,021)

6)  0,01 ∙ 48= 0,41 (0,48)

№2. Выполните деление устно. (Слайд 4)

a.  7,6 : 2 =(3,8)

b.  6,3 : 3 =(2,1)

c.  0,8 : 4 = (0,2)

d.  1,4 : 7 =(0,2)

e.  3,9 : 3 =(1,3)

f.  1,8 : 4 = (0,45)

№ 3 Вычислите: (слайд 5)

1)  0,12:0,6=(0,2)

2)  15:0,5=(30)

3)  0,18:0,9=(0,2)

4)  0,045:0,15=(0,3)

5)  16:0,0002=(80000)


(Параллельно на интерактивной доске высвечивается кроссворд, разгадывают 2 ученика)

Кроссворд

Вопросы:

По горизонтали:

  1. Поверхности стола, школьной доски, оконного стекла дают представление о…

  2. Присваивают спортсменам, есть у числа.

  3. Компонент действия вычитания, который находят сложением.

  4. Часть прямой, ограниченная двумя точками.

  5. Это есть у слова, растения и уравнения

По вертикали

  1. Не имеет концов

  2. Для чтения многозначных чисел их разбивают на группы. Эти группы называют …

  3. Какая фигура получится, если последовательно соединить три точки, не лежащие на одной прямой?

  4. Результат сложения.

  5. Не относят к натуральным числам














2





































2




































1







3

































4


4




























3































5




5


































































































  III.  Изучение нового материала.

Учитель: Очень часто приходится слышать: средняя месячная зарплата, средняя продолжительность жизни. А вы слушали о каких-нибудь «средних»?

(ответы детей)

   Ребята, назовите тему урока. («Среднее арифметическое»)

   Запишем число и тему урока.
   Рассмотрим задачу:

У Ани 14 конфет, у Кати 9 конфет, а у Оли 10 конфет. Сколько конфет достанется каждой девочке, если конфеты разделить между ними поровну? 

Решение обсуждается с учащимися.
14 + 9 + 10 = 33 (конфеты)
33 : 3 = 11 (конфет)
Число 11 называют средним арифметическим чисел 14; 9 и 10.

Рассмотрим еще задачу:

Миша, Петя и Коля были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый?
Совместно с учащимися получается:
2 + 4 + 6 = 12 (пирожков)
12 : 3 = 4 (пирожка)
Число 4 называется средним арифметическим чисел 2; 4 и 6.

Ребята, что же называется средним арифметическим чисел? ( Ответы учащихся)

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? (Ответы ребят)
Среднее арифметическое = (Сумма чисел) : (количество слагаемых)
(Учащиеся записывают в тетрадях)

IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения)  7-8 минут

Учитель: Из какой сказки вы прослушали отрывок?

 1.      Братья сеяли три поля по 200 га каждое. На первом поле собрали 7220ц пшеницы, на втором – 7560ц, а на третьем – 7090ц пшеницы. Определите урожайность на каждом поле и найдите среднюю урожайность.
Вопросы:
Как найти урожайность одного поля?
Как найти среднюю урожайность трёх полей?
7220 : 200 = 36,1(ц.) – урожайность на первом поле.
7560 : 200 = 37,8(ц.) – урожайность на втором поле.
7090 : 200 = 35,45(ц.) – урожайность на первом поле.
(36,1 + 37,8 + 35,45) : 3 = 36,45(ц.) – средняя урожайность трёх полей.

V. Закрепление изученного материала.

1. Задача № 1502.

Участница соревнований по фигурному катанию на коньках получила оценки

5,3; 4,8; 5,4; 5,0; 5,3; 5,4; 5,3; 5,2; 5,1.
Найдите среднюю оценку этой участницы.
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
Решение с коментированием:
(5,3 + 4,8 + 5,4 + 5,0 + 5,3 + 5,4 + 5,3 + 5,2 + 5,1) : 9 = 5,2

 2.Задача № 1504 (из учебника)

Поезд шёл 4 ч со скоростью 70 км/ч и 3ч со скоростью 84 км/ч. Найдите среднюю скорость поезда на пройденном за это время пути.

Как найти среднюю скорость?
Решение у доски по действиям или выражением:
(70 · 4 + 84 · 3) : 7 = 76(км/ч)

Средняя скорость =(Весь пройденный путь): (всё время движения).

Учитель: Ребята, молодцы. Давайте, еще раз проговорим правило нахождения среднего арифметического чисел.

Физкультминутка.

- Умнички, а сейчас, положите, пожалуйста, ручки.

Вы писали и считали

И, конечно же, устали

Дружно все тихонько встали,

Раз,2.,3,4,5

Будем вместе отдыхать.

Спасибо, ребята, садитесь.

Задание на сообразительность:

Но это еще не все, я хочу сейчас показать вам маленькую игру, чтобы вы поняли, что понятие среднего существует не только в математике. Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

Попробуйте найти среднее между этими словами. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.

  • Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)

  • Трамвая и поезда. (Электричка.)

  • Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)

  • Туфельки и сапога. (Ботинок.)

  • Пианино и баяна. (Аккордеон.)

  • Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)

  • Портфеля и рюкзака. (Ранец.)

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием

VI.Проверка знаний.

1.Самостоятельная работа по карточкам.

2.Тест по теме: “Среднее арифметическое”

1. Найдите среднее арифметическое чисел 2,3 и 1,5

А) 1,9

б) 3,8

в) 3

2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно:

А) 3

б) 6

в) 4

3. Витя по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Вити.

А) 3

б) 4

в) 5

4. Катя съела 18 конфет, Вова - 9 конфет, Вера - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

А) 12

б) 5

в) 10

5. Найдите среднее арифметическое чисел: 18,26 и 20,22

А) 23,78

б) 19,24

в) 12,43

VII. Постановка домашнего задания

(Учитель записывает на доске домашнее задание, дает инструктаж по выполнению, ученики записывают в дневник):

п. 38, стр. 230, №1524, №1526.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

А сейчас ребята, я хочу вам прочитать притчу и задам вам вопрос.

ДОГОВОРИЛИСЬ? Слушайте внимательно.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» и он ответил, с ухмылкой, что целый день возил проклятые камни. У 2 го мудрец спросил: А ты, что делал целый день?» и тот ответил, « Я добросовестно выполнял свою работу» И тогда мудрец, спросил у 3 го.: « А ты, что делал целый день?» И лицо 3го засветилось от счастья, и он ответил с удовольствием, что сегодня он принимал участие в строительстве храма.»

Ребята, давайте сейчас каждый из вас попробует оценить свою работу на уроке.

  • Кто работал как 1 человек, таскал проклятые камни? Поднимите руки.

  • Кто работал, как 2 человек, добросовестно выполнял свою работу? Поднимите руки.

  • А кто принимал участие в строительстве своего храма, храма знаний, как 3? Поднимите руки.

Ребята, я очень рада, что большинство сегодня на уроке принимала участие в строительстве своего храма знаний. Спасибо за урок. До свидания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики по теме "Среднее арифметическое нескольких чисел" (5 класс)

Автор: Лыкова Татьяна Николаевна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Технологическая карта урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое нескольких чисел" (соответствует ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(129) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-5-klassie-sriednieie-arifmietichieskoie-nieskol-kikh-chisiel-sootvietstvuiet-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "140431"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417954642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-matiematiki-v-5-klassie-po-tiemie-sriednieie-arifmietichieskoie"
    ["file_id"] => string(6) "111183"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407168389"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по математике для 5 класса на тему: "Среднее арифметическое""
    ["seo_title"] => string(74) "konspekt_uroka_po_matematike_dlia_5_klassa_na_temu_srednee_arifmeticheskoe"
    ["file_id"] => string(6) "607838"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1653340179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок по теме : Среднее арифметическое нескольких чисел, размах, мода"."
    ["seo_title"] => string(78) "urok_po_tiemie_sriednieie_arifmietichieskoie_nieskol_kikh_chisiel_razmakh_moda"
    ["file_id"] => string(6) "347806"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475774401"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-5-klassie-sriednieie-arifmietichieskoie"
    ["file_id"] => string(6) "124472"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414696872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства